Созерцатели (рефлексия)
• Созерцатели любят держаться в стороне и анализировать свой опыт, рассматривая его составляющие с нескольких различных точек зрения и выслушивая мнения других людей, прежде чем дать собственные комментарии. • Значение имеют тщательный сбор и анализ данных о событиях, переживаниях и знаниях, содержащихся в личном опыте, поэтому такие люди склонны как можно дольше оттягивать момент выдвижения определенного вывода. • Когда они действуют, их деятельность является частью некоей более крупной картины, в которую включены и прошлое, и настоящее, и их наблюдения, и наблюдения других людей. Если вы чувствуете, что это про вас, то, пожалуй, вы лучше всего будете учиться, совершая деятельность, в рамках которой: • Вы можете оставаться в стороне от событий, слушать и наблюдать. • Вы можете проводить исследования или анализировать. • Время, отведенное на принятие решения, определяете вы сами, у вас есть возможность подумать, прежде чем начать действовать. • У вас есть возможность оглядываться на то, чему вы научились. Теоретики (вывод) • Теоретики обрабатывают и интегрируют наблюдения в комплексные и при этом логически последовательные теории, продумывая проблемы и трудности шаг за шагом. • Обычно такие люди являются перфекционистами, которые не чувствуют себя уютно до тех пор, пока все не будет приведено в порядок и не будет соответствовать некой рациональной схеме. Предпочтения в обучении ■ 43 Если вы чувствуете, что относитесь к теоретикам, то, вероятно, лучше всего вы будете учиться, когда: • Вы должны проявлять свой интеллект, то есть вам позволено оспаривать предположения и логику. • Ситуация имеет структуру и четкую цель. • Вы можете работать с логическими и рациональными суждениями и переменными, и у вас есть время исследовать их. • Вами предлагаются интересные концепции, хотя они вовсе не обязательно могут оказываться релевантными. Прагматики (план) • Прагматики обожают испытывать теории, техники и идеи, проверяя, работают ли они на практике. • Они изыскивают новые идеи (конструктивным способом) и используют каждую возможность поэкспериментировать. • Такие люди любят улаживать разные вопросы, быстро и уверенно переходить от идей к действиям по их реализации и не терпят долгих обсуждений. Будучи прагматиком, вы, скорее всего, будете лучше учиться в ситуациях, когда сможете: • Использовать техники, дающие очевидные практические выгоды. • Немедленно применять в деле навыки, которым вы обучились. • Испытывать и применять различные методы работы. • Увидеть существующую связь между теоретическим вопросом и реальной проблемой или возможностью, появившейся на практике. Для многих людей предпочтительные типы обучения Хани и Мамфорда являются сколь полезными, столь и несложными в применении (возможно, потому, что они чаще всего упрощают гораздо более сложный комплекс объяснений). Мы не утверждаем, что люди не могут учиться чему-либо в ситуациях, не являющихся для них предпочтительными, но опыт показывает, что люди учатся наиболее эффективно, когда выбирают способы обучения, соответствующие предпочтительному для них стилю (или предпочтительным стилям) обучения. Обучение будет наиболее эффективным, если вы пройдете весь цикл обучения. Поэтому очень важно развивать у себя способности к каждому стилю обучения, чтобы иметь возможность позитивно адап- 44 ■ Глава 2. Как помочь людям научиться учиться тировать свой собственный стиль для успешного прохождения каждой стадии данного цикла. Ваше знание о существовании стилей обучения поможет вам: • Осознать наиболее предпочтительный для вас стиль обучения и оптимальные стили обучения ваших коллег. • Разработать или найти способы обучения, подходящие к вашему стилю обучения. • Сконцентрироваться на развитии наименее удобных для вас стилей обучения, чтобы вы могли пройти все этапы цикла обучения. Многие люди обнаружили, что осознание собственного стиля обучения является одним из наиболее сильных откровений, которые они могут получить. Часто это помогает объяснить многие проблемы, возникавшие в прошлом в ситуациях обучения и приобретения квалификации, и, конечно же, это помогает выявить собственные отличия от друзей и коллег, относящиеся как к обучению, так и к предпочтительным способам работы. Ум и сердце Принятие ответственности за собственное обучение означает обучение и на уровне ума, и на уровне сердца. Формирование собственного мнения по определенному вопросу — лишь половина дела, можно сказать, что вы выучили только половину того, что нужно выучить. Осознание собственных ощущений и отношения к определенному вопросу — это вторая и, возможно, более сложная для осознания половина. Знание чего-либо без осознания своих чувств подобно мысленному поглощению какой-либо пищи: вы не знаете, каков на самом деле ее вкус, и вы, конечно же, не насыщаетесь. Если научиться относиться к себе как к целостной личности, это ускорит и улучшит процесс вашего обучения. Хорошим упражнением, которое поможет вам встать на путь самопознания и понимания (первых кирпичиков для тех, кто серьезно относится к обучению), будет постоянное обращение к самому себе с вопросом: «Что я чувствую в связи с этой проблемой?» и еще более важным вопросом: «Почему мои чувства именно таковы?» Помните, что обучение должно обладать эмоциональным содержанием, поскольку оно начинается в ответственных за эмоции отделах головного мозга. Язык обучения ■ 45 Язык обучения При попытке понять новые идеи, применить новые техники или развить новые установки по отношению к работе очень легко впасть в замешательство, если ключевые термины определены так, что разные люди могут воспринимать их смысл по-разному. Это абсолютно верно в случае с такими терминами, как «обучение», «развитие», «тренинг», «коучинг» и «наставничество». В то время как со стороны организаций будет совершенно разумно выработать собственные определения, подходящие к возникающим у них ситуациям, реальность часто такова, что вводимые термины не отличаются чистотой и однозначностью. Уильям Тьют, автор, пишущий для журнала профессионального Института развития и персонала «Кадровый менеджмент» {People Management, 1995), проливает свет на некоторые из этих вопросов: Тренинг, образование и развитие — очень близкие понятия. И все же, в жизни тренинг является полярной противоположностью образования и развития. Давайте сначала посмотрим, кто составляет план обучения, поскольку это определяет тот эффект, который окажут его результаты на будущее всего дела. Возьмем тренинг: в его чистом виде план обучения разрабатывается неким специалистом (не самим обучающимся). Его направление — снаружи внутрь. Авторитет — сверху вниз. Исходным материалом является внешнее видение наилучшего способа исполнения деятельности, определяемое национальными или профессиональными стандартами либо тренером. Ценностями являются конформность, покладистость и одобрение. Сравним тренинг с образованием и развитием. Их план определяется самим учащимся. Направление — изнутри наружу. Авторитет — снизу вверх. Исходным материалом является неиспользованный потенциал учащегося и все разнообразие общечеловеческих ценностей. Ценности здесь — принятие вызова и изменения. Пилотов учат управлять самолетом посредством тренинга. Студентов программы МВА учат управлять будущим посредством образования. Эффект тренинга — конвергенция. Эффект образования и развития — дивергенция. Эффекты затрагивают все сферы: ценности, установки, поведение и культура. Если бы мы занимались образованием пилотов и тренингом студентов МВА, мы сорвались бы в пике, из которого не было бы выхода. В этом разделе мы работали с языком «обучения», «образования» и «тренинга». В главах 3-5 мы будем возвращаться к языку коучинга и наставничества. 46 ■ Глава 2. Как помочь людям научиться учиться Важность процесса «Процесс» обучения показывает, что люди учатся на своем опыте и своих переживаниях, появляющихся случайно или изыскиваемых намеренно, в виде посещения лекционных курсов или открытых обучающих программ. Получив обучающий опыт, люди сознательно или бессознательно рефлексируют и поэтому делают выводы, побуждающие их в следующий раз планировать иные действия. Это, в свою очередь, приводит к получению нового опыта, и данный цикл начинается снова, видимо, процесс обучения на самом деле является континуальным. С другой стороны, развитие — это процесс перемещения с одного уровня выполнения деятельности на новый, совсем иной уровень компетентности. О том, что развитие произошло, можно говорить, когда ученик постоянно демонстрирует свою способность выполнять деятельность на новом качественном уровне. Таким образом, развитие предполагает потребность в четких стандартах качества и в точных методах измерения или оценки соответствия этим стандартам. Процесс развития также связан с внутренним состоянием компетентности или системой установок учащегося. Иногда это изображают графически, как на рис. 2.4.
Рис. 2.4. Процесс развития Популярным примером, иллюстрирующим эту модель, является вождение автомобиля. В раннем детстве человек может совершенно не иметь представления о технике вождения машины и даже не осознавать наличия потребности приобретения компетентности в данной области. Вступая в подростковый возраст, люди осознают необходи- Важность процесса ■ 47 мость сдачи экзаменов на получение водительских прав с их четко установленными стандартами знаний и навыков, то есть понимают, что они некомпетентны в данной области. После прохождения курсов вождения и получения прав люди обычно управляют автомобилем с большой осторожностью, соблюдая правила дорожного движения и придерживаясь изученных техник, то есть становятся осознанно компетентными. Через несколько лет водительской практики люди обычно добиваются автоматизма в соблюдении требований правил, то есть достигают состояния неосознанной компетентности. Несомненно, развитие можно рассматривать в виде прогрессии, последовательного перехода с одной стадии на другую. Но именно усвоение новых знаний, приобретение нового понимания, овладение новыми навыками и моделями поведения движет процессом развития. Графически это можно проиллюстрировать примерно следующим образом (см. рис. 2.5):
Рис. 2.5. Процессы обучения и развития 48 ■ Глава 2. Как помочь людям научиться учиться Если взглянуть с этой точки зрения, становится очевидным, что существуют различные потребности в обучении, а на различных стадиях развития, чтобы поднять компетентность обучающегося до более высоких уровней, требуются различные технологии обучения. Кроме того, этот пример служит иллюстрацией вполне реального изменения, происходящего, когда человек достигает предписанного уровня компетентности и оперирует на уровне неосознаваемой компетентности. В этот момент у индивида может возникнуть состояние индифферентности и самодовольства, которое часто описывается как «комфортная зона».От коуча и наставника требуется умение определять все стадии процесса развития, связанные с ними потребности в обучении и, что особенно важно, помочь человеку выйти из ситуаций безразличия к обучению или стадии неосознаваемой некомпетентности. Люди, работающие в Обучающейся организации, будут чувствовать постоянную потребность в движении, начальным пунктом которого является текущий уровень их компетентности и которое направлено на достижение ее высших уровней, а также они будут уверены в том, что постоянное обучение является ключом к постоянному улучшению качества выполняемой ими работы. Роль коуча и наставника состоит в том, чтобы помочь удержать внимание людей на возможностях научиться чему-либо еще и на получаемых в результате научения преимуществах. Недостатки обучения В своей книге «Эффективное обучение» (Effective Learning; Mum-ford, 1995) Алан Мамфорд выявляет главные причины, определяющие, на его взгляд, недостатки обучения. Мы считаем, что их можно организовать в виде континуума, где переменная варьирует от недостатков восприятия до недостатков их использования. Наша интерпретация идей Мамфорда приведена на рис. 2.6. Следовательно, успешный коуч или наставник должен учитывать все факторы, влияющие на восприятие учащимся методов и возможностей обучения, а также факторы, определяющие эффективное использование данных возможностей. Кроме того, критически важным фактором является мотивационный компонент. В свою очередь, мы рассмотрим все упомянутые факторы. Восприятие возможностей ■ 49 Восприятие
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (571)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |