Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Типы вспомогательных вопросов



2015-12-13 751 Обсуждений (0)
Типы вспомогательных вопросов 0.00 из 5.00 0 оценок




Коучи и наставники должны внимательно подбирать наилучший тип вопроса, уместный в каждой конкретной ситуации. Несколько важ­ных вопросов, касающихся целей сессии, они должны задать сами себе:

• Помогают ли вопросы ученику более детально исследовать ситуа­цию?

• Поощряют ли они движение от общего анализа своего профессио­нализма к более детальному?

• Помогают ли они ученику определить сильные и слабые стороны, которые можно улучшить, повышая тем самым свою компетент­ность?

• Повышают ли они самосознание и личную ответственность?

Есть несколько типов вопросов, способствующих достижению раз­личных целей.

Вопросы, повышающие осознание

Если коучи и наставники хотят побудить учеников повысить их про­фессионализм, они должны способствовать развитию их самосознания, чувства ответственности за будущие действия и за реализацию этих действий. Вы обнаружите, что открытые вопросы: «Что произошло?» и «Почему это произошло?» обычно вызывают описательные и потенци­ально несколько защитные ответы. А вот вопросы наподобие «И как же ты себя чувствовал, делая это?», или «Представь, каким это могло бы быть, если бы ты сделал по-другому?», или «Что ты можешь сделать, чтобы еще больше развить свой профессионализм?» будут вызывать ответы, содержащие позитивные мысли о будущих действиях. Мы бу­дем называть такие вопросы «вопросами, повышающими осознание».


Типы вспомогательных вопросов ■ 167

Рефлексивные вопросы

Вопросы такого типа полезны для уточнения, а также чтобы пока­зать, что вы слушаете «активно». «Повторяя» слова, употребляемые учеником, или перефразируя и возвращая их обратно, вы, как коуч или наставник, можете как проверить собственное понимание, так и по­ощрить собеседника к дополнительному рассказу. Вы можете сказать: «Вы сказали, что XYZ..., можете ли вы более подробно пояснить, что именно вы имели в виду?» или же вы можете использовать такие во­просы, как «Итак, вы говорите, что...?» или «Позвольте мне проверить, правильно ли я вас понял...» Эти типы вопросов дают респондентам возможность предоставить дополнительную информацию или поду­мать о новых способах прояснения своих взглядов. Также они гаран­тируют им, что вы точно услышали и правильно их поняли.

Подтверждающие вопросы

Такие вопросы дают возможность для дальнейшего объяснения причин, установок или чувств. Примеры вопросов: «Можете ли вы ра­зобраться в том, что заставляет вас думать, что...?» и «Как бы вы объяс­нили это кому-то еще...?» Вопросы такого типа могут порождать очень полезные ответы, но в то же время они могут вызывать конфронта­цию, особенно если задавать их вызывающим тоном или вообще не­правильно. Иногда лучше строить их таким образом: «Вы сказали, что..., правильно ли я понял, что вы имели в виду...» или «Пожалуй­ста, помогите мне правильно понять вас; не могли бы вы объяснить мне это другими словами?»

Гипотетические вопросы

Это вопросы задают ситуацию или выдвигают предположение: «А что, если...?», «Как насчет того, что...?» Они могут быть полезными, если вы хотите ввести новую идею или понятие, поместить человека в ситуацию вызова, не рискуя обидеть его или заставить защищаться, или же в случае, если вы хотите проверить, правильно ли вы понима­ете последствия ранее полученного ответа. Гипотетические вопросы могут быть очень полезными и эффективными, в ситуациях коучинга и наставничества с их помощью можно получать много информации. Однако их следует задавать только тогда, когда вы уверены или у вас есть основания предполагать, что собеседник обладает достаточными знаниями или пониманием ситуации, о которой вы просите его пораз­мышлять.


168■ Глава 8. Правильная постановка вопросов

Зондирующие вопросы

Эффективные техники задавания вопросов обычно рекомендуют начинать с общих тем и вопросов, постепенно ставя перед респонден­том более специальные и детальные вопросы.

Зондирующие вопросы— это дополнительные вопросы, позволяющие полу­чить полную информацию, которая не была предоставлена в ходе ответа на пре­дыдущий вопрос.

Причина того, что данная информация не была предоставлена ра­нее, может заключаться в том, что первые вопросы могли быть неуме­стными, нечеткими или просто чрезмерно общими. Кроме того, рес­пондент мог намеренно не предоставить полного ответа. Зондиру­ющие вопросы могут использоваться для проверки мотиваций и чувств, когда в этом вопросе нет ясности.

Задавать зондирующие вопросы труднее всего, и, конечно же, та­кой вопрос может включать в себя комплекс открытых, закрытых, рефлексивных, подтверждающих и гипотетических вопросов. Их пре­имущество состоит не только в том, что они позволяют получить не­достающую информацию, но и в том, что они также помогают учени­ку осознать проблемы или факторы, не лежащие на поверхности.

Две следующие зондирующие техники являются основными:

«Техника воронки»,когда вы начинаете с общих, глобальных во­просов и постепенно сужаете фокус, вплоть до той специфической информации, которую вы стремитесь получить.

«Техника сверла»,когда вы заранее определяете области, о кото­рых вам необходима дополнительная информация, и постепенно углубляетесь, пока не наталкиваетесь на нужный вам ответ.

Проверочные вопросы

Иногда бывает необходимо проверить то, что вы услышали, или скорректировать понимание. Это можно сделать при помощи ряда раз­личных открытых или закрытых вопросов, таких как: «Вы уверены в этом?», или «Обычно причина в этом, но хотел бы я знать, так ли это в данной ситуации?», или «Почему вы интерпретируете это именно так?»

Однако очень важно, чтобы коуч или наставник не указывали на­правления дискуссии, «руководя» ей, и не производили впечатления «ревизора», задавая неуместные вопросы. Используемые вопросы


Примеры вопросов для сессии коучинга или наставничества ■ 169

должны помогать ученику прорабатывать собственные цели и потреб­ности, а также принимать за них ответственность. Задавание вопро­сов не должно предназначаться исключительно для удовлетворения любопытства коуча или наставника. Задавание вопросов призвано помочь ученику в изучении возможностей и в достижении своих соб­ственных решений; также вопросы нужно применять для того, чтобы способствовать его личному развитию.

Поэтому очевидно, что коуч и наставник всегда должны использо­вать простой, понятный, не обремененный излишествами и изворота­ми язык, а также следить за тем, чтобы не делать несправедливых или нереалистичных предположений и поспешных выводов.



2015-12-13 751 Обсуждений (0)
Типы вспомогательных вопросов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Типы вспомогательных вопросов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (751)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)