Осознание учеником своего эмоционального мираДэвид Клаттербак и Дэвид Мэггинсон в своей книге Mentoring Executives and Directors (1999) опубликовали списки вопросов, которые по их предложению могут задавать наставники для того, чтобы улучшить понимание и усилить пять областей эмоционального интеллекта. Некоторые из них приведены ниже. Знание собственных эмоций Наставник помогает топ-менеджеру разделить эмоциональное и интеллектуальное содержание проблем и установить связь между этими двумя сферами посредством следующих вопросов: • Что именно происходит сейчас? • Что вы чувствовали перед, во время и после события? • Почему вы так себя чувствовали? Осознание учеником своего эмоционального мира ■ 175 • Структурированы ли ваши переживания в этой ситуации? • Как вы думаете, можете ли вы взглянуть на это иначе, как независимый наблюдатель? Управление эмоциями Наставник помогает топ-менеджеру усилить контроль над чувствами посредством следующих вопросов: • Адекватны ли ваши чувства ситуации? Полезны ли они? • Как, на ваш взгляд, вам следовало бы себя чувствовать? • Каковы способы обретения большего контроля над своими чувствами? • Как вы можете использовать свои эмоции для достижения своих целей? • Когда и как вам следует сообщать другим о своих чувствах? Мотивирование самого себя Наставник помогает топ-менеджеру представлять себе цели, которые они стремятся достичь, и планировать, как они этого добьются, посредством следующих вопросов: • Что заставляет вас стремиться к достижению этой цели? • Что вас останавливает? • Что вы почувствуете, когда достигнете цели (удовлетворение или равнодушие)? • Что вы будете делать после этого? • До какой степени сопротивление действиям обусловлено недостатком уверенности и как вы могли бы приобрести эту уверенность? Осознание эмоций других людей Наставник стремится заставить топ-менеджера подумать о том, как его поведение влияет на поведение других людей, а также понаблюдать эмоциональное содержание речи и поведения окружающих посредством следующих вопросов: • Как вы думаете, что именно вы делаете или говорите, что заставляет вашего менеджера таким образом на вас реагировать? • До какой степени и когда вам следует беспокоиться о том, что другие думают и чувствуют по отношению к вам? 176 ■ Глава 8. Правильная постановка вопросов • Все ли люди в похожих ситуациях так на вас реагируют? • Как вы думаете, то, что они говорили, отражает их истинное мнение (была ли разница между их словами и языком их тела)? • Как бы вы себя чувствовали, если бы очутились на их месте? Выстраивание отношений с другими людьми Наставник помогает топ-менеджеру развивать стратегии межличностных отношений таким образом, чтобы это максимально способствовало неуклонному достижению запланированных результатов, посредством следующих вопросов: • Как вы хотите/хотели, чтобы они себя чувствовали? • Как вы справились с конфликтом между тем, что вы думаете, и тем, что говорите? • Какова ваша стратегия мотивирования других людей? • Какова ваша стратегия оказания влияния на других людей? • Какова ваша стратегия реагирования на влияние со стороны других людей? И снова напоминаем, что это не руководство, которому нужно покорно следовать, а просто попытка показать, как грамотная постановка вопросов может помочь развить свой эмоциональный интеллект так, чтобы это обеспечивало возможность изменений поведения. Выслушивание ответов Как только вопрос задан, вам необходимо дать собеседнику возможность ответить на него. В игру вступает следующий навык — слушание. Вам необходимо развить способность одновременно демонстрировать, что вы слушаете собеседника (см. предыдущую главу), и при этом сохранять молчание или делать паузы, чтобы лучше осознать ответы. После того как вопрос задан, важно оставаться спокойным, чтобы дать респонденту время подумать и ответить на вопрос в его собственном темпе. Многих из нас молчание пугает; мы испытываем побуждение что-то сказать, особенно если ученик не дает немедленного ответа. Попытайтесь не делать этого, потому что это может стать реальным препятствием в ситуации коучинга или наставничества, где вы постоянно нацелены на то, чтобы поощрять другого человека думать самостоятельно, улучшать его способности или повышать уровень его Вопрос стилистики ■ 177 профессионализма. Научитесь чувствовать себя комфортно при необходимости выдержать паузу или вы будете постоянно получать торопливые или поверхностные ответы. Однако если ваше выдержанное молчание не оказывает желаемого эффекта, вы можете или задать прямой «закрытый» дополнительный вопрос, вместе с тем перефразировав вопрос, или спокойно повторить предыдущий вопрос. Важно выдержать временной режим и, конечно, побороть искушение, пытаясь «помочь» ученику, самостоятельно начать отвечать на вопрос! Вопрос стилистики Важно, чтобы вы выработали свой собственный естественный стиль задавания вопросов. Самый структурированный открытый вопрос в мире не приведет к правильному ответу, если он задан в агрессивной, снисходительной или чрезмерно вызывающей манере. Если, например, вы наблюдаете за тем, как человек совершает глупую ошибку, вы можете испытать искушение высказаться: «Почему, черт побери, ты это делаешь?» Результатом может стать прекращение ошибки, но, кроме того, вы можете получить агрессивный или защитный ответ. Также вы можете демотивировать ученика. Альтернативным вмешательством может явиться следующее: «Ну ладно, видимо, это работает не так уж хорошо, не так ли? Можешь ли ты представить себе другой способ, уместный в данном случае?» Это более выдержанный вопрос — не всегда легко оставаться неэмоциональным, находясь в самой гуще событий. Ответ на такую фразу, скорее всего, будет гораздо более позитивным. Действие прекратится; высказанный критицизм был достаточно умеренным и вызвал не столь сильную защитную реакцию. Кроме того, этой фразой вы поощрили самостоятельные размышления вашего собеседника, самостоятельное обдумывание альтернативного и лучшего способа выполнения стоящей перед ним задачи. Этот процесс, очевидно, займет больше времени, чем вмешательство типа: «Смотри, я покажу!», но результат стоит усилий. И снова важен тон, которым вы задаете вопрос такого типа. Вы должны избежать снисходительности, «опекунского» подхода, так как он сводит на нет достигнутый вами позитивный эффект. Получение правильного ответа на ваши вопросы — настолько важный навык, что мы рассматриваем его отдельно. Следующая памятка поможет вам получить тот ответ, который вам нужен. 178 ■ Глава 8. Правильная постановка вопросов Памятка 1. Упорно работайте над построением доверительного контакта и достижением спокойного настроения собеседника, обращаясь с ним дружелюбно, поддерживая его и помогая ему. 2. Будьте готовы доходчиво объяснить, почему вам приходится задавать вопросы. 3. Продумайте некоторые вопросы заблаговременно. Однако не ограничивайтесь заготовленными вопросами. Вы должны быть достаточно гибким, чтобы при необходимости экспериментировать. 4. Пытайтесь задавать четкие, точные и конкретные вопросы. 5. Всегда принимайте ответы позитивно и поощряющим тоном. 6. Прежде чем отвечать самостоятельно, анализируйте ответы. Пауза покажет, что вы делаете это. 7. Когда это уместно, используйте молчание: оно может пугать, поэтому будьте осторожным; молчание может принести дополнительную информацию, так как респонденты могут почувствовать необходимость продолжать разговор. 8. В случае необходимости изыскивайте дополнительную информацию. Используйте такие фразы, как: «Так ли это?» или «Вы уверены, что мы охватили все темы?» 9. Осознавайте важность развития самосознания, употребляя такие вопросы, как: «Как вы себя чувствовали в процессе деятельности?», «Как вы думаете, когда и в какой точке выполняемая вами деятельность начала улучшаться?» или «Как вы думаете, почему вы получили этот ответ?» 10. Всегда проверяйте, насколько правильно вы понимаете собеседника, делая обобщения и используя рефлексивные вопросы. Глава 9 Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ![]() ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (376)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |