Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Предмет и функции образования. Исторические модели образования



2015-12-13 1039 Обсуждений (0)
Предмет и функции образования. Исторические модели образования 0.00 из 5.00 0 оценок




Молодежь является носителем интеллектуального капитала. Общество воспроизводит себя через молодежь не только физически, биологически, но и интеллектуально.

Исследователи отмечают, что в современном мире возник большой разрыв не только в приобщении к материальному благополучию, в 21-м веке неравенство в этом плане очень возросло, соотношение 1: 400. Например, во времена Людовика XV материальное неравенство фиксировало соотношение 1:7, в 70-е годы 20-го столетия – 1: 100. Сегодня имеется и большой разрыв в знании, образовании. Эта проблема получает новое содержание в современном обществе. По словам Олвина Тоффлера, «неграмотный будущего - это не тот, кто не умеет читать. Им станут те, кто не умеет учиться. Цели и приоритеты образования должны меняться в сторону идеала непрерывного образования». Под образованием понимаются два процесса: педагогическая деятельность, направленная на обучение и воспитание детей в связи с задачами этапа их социализации, освоение стандартных требований в соответствии с учебными планами и программами, и деятельность самого учащегося по образованию себя, в соответствии с предъявляемыми требованиями и собственными индивидуальными ценностями и планами (саморазвитие).

Сегодня большая часть молодежи не мыслит себя вне образования (среднего, высшего). Всплеск интереса к образованию отражает преимущественно инструментальную ценность будущей профессии. Стратегическая роль образования в достижении жизненного успеха в условиях рыночной экономики усилилась. Образование здесь гарантирует высокий доход, престиж, карьеру.

Этот социальный институт изучает социология образования, она представляет собой отрасль социологического знания, предметом изучения которой являются закономерности функционирования и развития системы образования как социального института и его взаимодействия с обществом.

Современное образование имеет длительную предысторию своего формирования. На разных этапах развития человеческого общества были созданы различные модели образования, обусловленные конкретным социально-культурным контекстом. Так, рабовладельческое общество было представлено двумя моделями: античным и римским. Это были разные модели, общим для них явилось признание элитарности образования, занятия наукой и искусством считалось привилегией свободно рожденных.

В античности приоритет отводился изучению различных искусств и философии, тогда как практическое приложение знаний рассматривалось древними греками как занятие недостойное. Особую значимость имели в античном образовании принципы добровольности и свободы образования.

Римская модель образования носила утилитарный характер и отличалась своеобразной нормативно-ценностной ориентацией. Римское образование отдавало приоритет принудительному обучению такой социальной норме как дисциплина. Главная цель образования была связана с подготовкой военных руководителей и государственных деятелей.

Средневековье внесло весомый вклад в развитие института образования, особенно, отмечают исследователи проблемы, эпоха периода перехода от средневековья к Новому времени. Одним из достижений этого времени стало создание университетов, которые возникли вначале как монастырские.

Современная система образования сложилась в конце 18 и начале 19 веков, она получила название классическая. Классическая парадигма образования явилась залогом успеха европейской культуры и цивилизации. Принцип обязательного начального и среднего образования стало реальным фактом для большинства развитых стран мира. Фактом стало и то, что в конце 20 века в мире грамотно более 80 процентов населения.

Современная система образования включает в себя три этапа. На первом этапе большая часть населения получает дошкольное и школьное образование.

На втором этапе образование идет по трем направлениям: получение профессионального образования различной квалификации; получение среднего специального и высшего образования; учеба в магистратуре (аспирантуре) и защита диссертации. Следующий этап - трудовая деятельность. Здесь образование продолжается, так как жизнь не стоит на месте, а развивается и приносит новую информацию и новые технологии.

Давать людям знания - главная функция образования; образование выполняет такие важнейшие для человечества функции как культурную и воспитательную. Являясь одним из факторов социализации личности, образование представляет собой процесс, через который общество передает (коммуникативная функция) ценности, умения и знания от одного человека или группы другим. Образование, как культурный и познавательный институт, ориентировано на формирование многосторонне развитой личности, способной на активную и творческую деятельность.

Одной из социально значимых функций образования является функция социального контроля над процессами нравственного, интеллектуального и физического развития молодого поколения. Особенно эта функция проявляется на стадии начального образования.

Помимо права удостоверять с помощью документа (диплома, аттестата) полученные людьми знания, оно определенно влияет на формирование социального статуса, обеспечивая им место в социальной системе в соответствии с полученной профессиональной подготовкой. Таким образом, образование является одним из факторов, влияющих на социальную мобильность субъекта в обществе.

2.Тенденции в современной системе образования: фундаментализация, интернационализация, непрерывное образование, переход на кредитную технологию обучения и дистанционное обучение.

Специалисты отмечают ряд тенденций, проявляющихся в современном образовании: смена основной парадигмы образования (кризис классической модели и системы образования, разработка новых фундаментальных идей философии и социологии образования, создание экспериментальных и альтернативных школ и др.), фундаментализации образования, которое является следствием роста и накопления огромного массива информации, что предполагает внедрение интенсивных методик обучения; интернационализация образования (совместные международные научные исследования, обмен студентами и преподавателями); развитие непрерывного образования. В целом образование признается как одно из неотъемлемых прав человека, как часть его жизни.

Согласно концепции непрерывного образования разработана специальная Международная классификация типов образования - CITE. По данной классификации, процесс непрерывного образования идет по следующим девяти уровням: 0 уровень - дошкольное образование; 1 - начальное образование, или первая ступень; 2 - вторая ступень, первый цикл; 3 - вторая ступень, второй цикл; 4 - третья ступень, ее окончание не дает права на получение первой университетской степени или эквивалентного ему диплома. 5-й уровень это - третья ступень, окончание которой дает право на получение первой университетской степени или эквивалентного ему диплома. 6-й уровень это - третья ступень, которая ведет к получению высшей университетской степени или эквивалентного знания. 7-й уровень это - образование, которое не определяется дипломом или степенью; 8- без образования. Здесь четвертый, пятый и шестой уровни относятся к высшему образованию, а ключевым является четвертый уровень.

Международными экспертами сформулированы основные принципы непрерывного образования:

1)всеобщий характер непрерывного образования;

2)преемственность между различными степенями образования, между различными направлениями формирования личности;

3)интеграция всех образовательных воздействий (учебные заведения, социальное окружение, производство, средства информации, учреждения культуры);

4)взаимосвязь общего и профессионального образования;

5)политехническое образование, дополняемое подготовкой на производстве;

6)открытость и гибкость системы образования. Свободный выбор профиля обучения и возможность воспользоваться услугами системы образования после перерыва в любом возрасте. Свобода выбора средств, методов и форм обучения. Равноправная оценка и признание образования не по способам его получения, а по фактическому результату.

Каждая страна решает проблемы образования в силу устоявшихся традиций, как в образе жизни, так и в самой системе образования.

Например, в Германии так называемая интегрированная (объединенная школа : начальная (до 5 класса), реальная (с 5-го по 10-й классы) и гимназия (с11-го по 13-й). В реальной школе учение осуществляется по трем направлениям, начиная с 7-го класса: (1) механико-технического и естественного уклона, более тщательная подготовка к техническим специальностям (математика, физика, черчение и др.); (2) экономико-правовое, которое приучает школьников к работе в области экономики и управления; (3) музыкально-эстетическое направление. Цель такой школы: дать знания для перехода в профильную школу на старшую ступень, а также дать реальный шанс школьникам впоследствии получить высшее образование – так выравниваются стартовые возможности детей.

Технологии системы среднего школьного образования во Франции построены на индивидуализации учебного процесса, сокращения времени усвоения необходимого объема знаний. Много внимания уделяется творчеству: фото, рисованию, моделированию.

В США получили распространение так называемые «открытые школы», в которых в первой половине дня идут занятия по основным базовым предметам, а во второй половине дня ученики продолжают обучение в ходе прогулок, экскурсий и т. п., то есть занимаются в свободной обстановке, где ученик сам определяет предмет, которым он хочет заниматься сегодня. Главное – это благожелательная обстановка в общении учителя и учащихся, цель – превратить процесс учебы в радость, развить индивидуальность, активность, творчество, ответственность. Учебный процесс может проходить в музеях, театрах, различных центрах, деловых офисах и т. п.

В Японии учение всегда считалось добродетелью, сама система образования складывалась на протяжении длительного времени. 99 процентов детей в возрасте начальной школы обучаются в государственных школах, а 30 процентов выпускных классов полной средней школы обучаются в частных учебных заведениях.

Образовательная система в Японии делится на пять основных частей: детский сад (с 3-х до 6 лет), начальная школа (с 6-ти до 12 лет), средняя школа (с 12 до 15 лет), полная (старшая) средняя школа (с 15 до 18 лет); колледж или университет.

Каждая из школ обычно расположена в отдельном здании. В полной средней школе, как и в университете, есть обязательные и факультативные предметы.

Японских детей в школе приучают жестко планировать свое время. Помимо заданий к следующему уроку, ученик должен подготовить письменные рефераты, устные доклады. Школьников учат пользоваться справочной и дополнительной литературой, которую они находят самостоятельно.

Японская школа воспитывает у детей такое ценное качество, как обязательность. И немалую роль здесь играет система «оценок по контракту». Например, после изучения определенной темы преподаватель поручает учащимся подготовить за 4-8 недель реферат. Учащиеся решают, на какую оценку подписать контракт. Если на тройку – реферат состоит из семи вопросов, если на «хор» - из 12 и т.д. Для подготовки более объемного реферата отводится больше времени.

Таким образом, японский школьник должен сделать нелегкий выбор: либо выполнить меньший объем работы и быстрее от него отделаться, либо сознательно взять на себя дополнительное бремя труда и ответственности, чтобы получить более высокую оценку, кроме того, речь идет и о дополнительной ответственности, так как ученик, который подписал контракт на «четверку», а выполнил на «пятерку», т. е в большем объеме, получает «неуд.». Любое недовыполнение равнозначно провалу, никакое перевыполнение не вознаграждается, а наоборот … Нужно лишь одно: выполнить контракт и сдержать слово. Это касается и сроков, рефераты делаются по сетевому графику, и никто из школьников не может рассчитывать на какую-либо поблажку.

Сегодня казахстанские школы в процессе перехода на 12-летнее обучение, поэтому особую актуальность приобретает любой положительный опыт, способствующий переориентации школьного образования в направлении его гуманизации как основы миропонимания.

Приметой времени стало то, что высшее образование в 20 веке перестало быть привилегией элиты. В развитых странах большинство окончивших среднюю школу, идут в колледжи и вузы. Так, статистика утверждает, что 93 процента японских рабочих, впервые поступивших на работу, имеют полное среднее или высшее образование, причем, в их числе 38 процентов - с вузовским образованием. В США до 25 процентов всех продавцов и рабочих - это люди с высшим образованием.

Система образования, как социальный институт, дает возможность реализовать гражданами цивилизованного мира своего конституционного права на получение образования. Основной Закон РК также гарантирует это право своим гражданам.

В современном образовании основной целью становится не сумма знаний (знаниецентризм). Современное образование направлено на развитие таких качеств и навыков, как самостоятельность, умение планировать свою деятельность. Современное образование развивает способность к самоконтролю и оценке собственных действий, умение получать (добывать) и технологично обрабатывать информацию, способность к разработке нестандартных решений, умению их внедрить (компетентность, т. е. знать, что и уметь как). Практика показывает, что этих навыков невозможно достичь без собственных усилий, без самообразования и самообучения.

У современного работодателя наиболее востребован специалист, который обладает целым комплексом профессиональных и личностных качеств, получившим определение “ключевые компетентности”: технологическая компетентность, коммуникативная компетентность, способность к решению проблем, к адаптации и повышению квалификации, оперативно и критически воспринимать информацию. Сюда можно включить и такое качество, как креативность (наличие творческого потенциала, способность к творческому подходу, восприимчивость к новизне, новшествам, позитивность к нововведениям и т. п.).

Образовательный процесс всё более интеллектуализируется и нацелен через образовательные технологии на развитие у обучающегося системного мышления, формирование научного взгляда на окружающий мир. Образовательная технология - это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса. Обучение перестает рассматриваться как пассивный процесс, он становится все более целевым, формирует не послушного ученика, а личность с лидерскими качествами.

В современных условиях в развитых странах бюджетное финансирование является основным источником получения общего образования и высшего образования. Для того, чтобы относиться к развитым странам, необходимо расходовать от 4 до 6% общих сумм на образование всех уровней ВВП. Статистика утверждает, что, например, в странах Западной Европы расходы на образование составляют около 5 процентов от национального ВВП. Расходы на образование в США – 5,9%, в Норвегии – 6,5%, в Израиле – 7%.

В свое время СССР занимал одно из ведущих мест в мире по образованию. Например, в 60-е годы - это было 3-е место в мире, в 70-е годы на образование в этой стране шло 12 процентов государственного бюджета. В 80-е годы расходы на образование здесь сократились вдвое, а страна переместилась с 3-его места на 53-е.

За годы независимости РК расходы на образование увеличились в 7 раз, но еще не достигли показателя 1990 года (5,7 процента от ВВП). Вместе с тем отмечается значительный рост личных вкладов населения в образование, главным образом, высшее. Как было отмечено в Отчете о человеческом развитии Казахстана за 2002 год, в 2000 году расходы на образование в РК составили 3,3 процента от ВВП, в 2001 году - 3,2 процента от ВВП.

Образование в Казахстане имеет большой опыт в постановке и реализации учебно-педагогической, организационно-методической и воспитательной работы. Так, например, в рамках осуществления культурной революции в СССР, в декабре 1931 года правительство Казахстана приняло решение о всеобщем обязательном обучении неграмотных жителей в возрасте от 15 до 50 лет.

Обучение азбучной грамоте велось в Красных юртах (для жителей села), а также в школах по ликвидации неграмотности, их стали называть “ликбезами”: в 1936 году здесь обучалось более полумиллиона человек. Перед Великой Отечественной войной грамотность населения Казахской ССР достигла в среднем по стране (мужчин и женщин, город и село, русские и казахи) 65 процента населения. Всего за 1926-1939 гг. грамотность населения в возрасте от 9 до 49 лет возросла с 25,2 процента до 83,6 процента, в том числе, мужчин с 35,5 процента до 90,3 процента; женщин - с 14,5 процента до 75,8 процента.

Существенную помощь Всеобучу в те годы оказала казахская интеллигенция: А. Байтурсынов создал ряд учебных пособий на родном языке, он был автором первого букваря на казахском языке; Ж. Аймауытов разработал методику преподавания родного языка на двух языках, К. Сатпаев составил первый в Казахстане учебник по алгебре для средней школы на казахском языке; А. Букейханов написал учебник по географии. В годы Всеобуча в числе авторов различных учебников на казахском языке были и другие видные представители казахской интеллигенции: С. Сейфуллин, С. Садуакасов, Г. Мусрепов, М. Дулатов, Т. Рыскулов, М. Жолдыбаев, М. Жумабаев и др.

К концу 1941 года количество учителей средних школ достигло 44 тысяч. Этого удалось достичь благодаря открытию и работе в регионах педагогических вузов, а также через широкую сеть педагогических техникумов, созданную за 1926-1932 гг. (с 14 до 29 техникумов), в которых ежегодно готовили более 4 тыс. педагогов; создавались техникумы и других профилей: для нефтяной, строительной, транспортной, финансовой сферы. К 1940 году их уже было 118 (против 24 в 1928 году).

Успешному развитию системы образования способствовало и то, что в Казахстане с каждым годом увеличивались субсидии на народное образование.

Таблица. Финансирование народного образования в Казахстане за 1928-1940 гг.

годы расходы на образование
12 млн. рублей
60 млн. рублей
447 млн. рублей
682 млн. рублей

Задачу полной ликвидации азбучной неграмотности населения удалось выполнить к концу 50-х годов. К 1959 году на всей территории СССР ввели, как обязательную, “восьмилетку”. К 1970 году в Казахской ССР образовательным процессом было охвачено 3 млн.296 тыс. человек.

Казахстан достиг определенных успехов в области образования в 90-е годы. Так, по сравнению с 1989 годом количество людей, не имеющих образования, уменьшилось с 5 процентов до 1,2 процента. Согласно утвержденным реформам в сфере школьного образования, казахстанские школы с 2010 года осуществляют 12-ти летнее обучение.

По данным Азиатского банка развития, Казахстан сегодня занимает 14-е место из 177 стран по уровню грамотности.

Экономическое и культурное развитие страны определяет наука и система высшего образования. Сегодня, в масштабах СНГ, по науке и образованию Казахстан делит с Беларусью 3-4 места после России и Украины. Показательно, что с 2001 г. в нашей стране в 5,6 раза увеличился объем финансирования науки. Глава государства РК выразил намерение увеличить в ближайшие годы еще в 25 раз увеличить финансирование казахстанской науки.

Первым научным учреждением, целью и задачей которого являлось научное изучение Казахстана, был Оренбургский отдел Императорского русского географического общества, созданный в 1867 году. Первым казахом, защитившим в 1888 году в Санкт-Петербурге магистерскую диссертацию, был Бахыткерей Кулманов (1857-1919). Первый прибор ночного видения изобрел сотрудник алма-атинской обсерватории Н. Парийский (1990-1996). Ночные прицелы казахстанского астронома и астрофизика были впервые применены во время Великой Отечественной войны (1941-1945) в танковых сражениях 1943 года на Курской дуге.

Первое высшее учебное заведение в Казахстане начало свою деятельность в 1928 году, им стал Казахский педагогический институт им. Абая, в 1929 г. был создан алма-атинский зооветеринарный институт, в 1930 г. начал функционировать Казахский сельскохозяйственный институт; в 1931 г. открыл двери своим студентам алма-атинский медицинский институт; в 1934 году был создан флагман высшего образования в стране - Казахский Государственный Университет им. С. М. Кирова (сегодня это - Казахский Национальный университет им. Аль-Фараби); также с 1934 года готовит специалистов с высшим образованием Казахский горно-металлургический институт, созданный в Алма-Ате (сегодня - это Казахский Национальный Технический Университет имени К. Сатпаева). В эти же годы начинают функционировать высшие учебные заведения и в других городах Казахстана: Караганде, Актюбинске, Уральске, Кзыл-Орде, Семипалатинске, Кустанае, Петропавловске, Чимкенте и др.

Таким образом, накануне Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) в Казахстане готовили специалистов 20 вузов и 118 средних специальных учебных заведений. Кроме того, казахстанцы получали образование и за пределами республики: в Москве, Ленинграде, Оренбурге, Омске, Новосибирске, Томске и других городах СССР.

Сегодня в образовательной сфере РК идет процесс адаптации к мировой практике образования. Этой задаче способствовали и принятые за последнее десятилетие законодательные акты в системе образования.

В Государственной программе развития образования в РК на 2005-2010 годы определена цель модернизации национальной системы многоуровнего образования: изменить содержание образования - от знаниецентристского к компетентностному, ориентированному на результат. Реализации этой цели способствует и Закон РК “Об образовании” (июль 2007 года), в котором утвержден принцип вариативности в выборе форм, методов технологии обучения, позволяющий использовать наиболее оптимальный на современном этапе вариант, эффективнее конструировать учебный процесс.

Отечественное вузовское образование решает проблему интеграции в мировую культуру, что предполагает его гуманитаризацию, компьютеризацию, рост самостоятельности вузов, развитие наряду с государственной негосударственной системы образования.

Сегодня, отмечают эксперты, для казахстанской системы высшего образования характерна высокая доля платно обучающихся студентов. Так, например, в 2005 году в вузы РК на условиях полного возмещения затрат на обучение было принято 83 процента всех зачисленных студентов страны и лишь 16,3 процента из всех могли обучаться за счет бюджета. В то время как в мировой практике на долю государственных расходов приходится в среднем 78,6 процентов, на долю частных – соответственно 21,4 процента. Исследователи отмечают, что выше среднего уровня доля общественных (государственных) расходов на высшее образование в европейских странах. Ниже среднего уровня – в Японии (почти 50%), в США – 34 процента, Канаде – 61 процент, в Израиле – 56,5 процента, в Австралии 51 процент. Намного ниже доля государственных расходов в общих расходах на высшее образование в развивающихся странах. Например, в Индонезии она составила 43,8% от общего объема финансирования, на Филиппинах – 34 процента, в Чили – 18,3 процента.

В европейских странах доминирующая роль плательщика в сфере высшего образования и гаранта его доступности сохраняется за государством. В среднем, по развитым европейским странам к концу 20-го столетия доля частного финансирования составляла всего 10%. Например, в Оксфордском университете стоимость обучения для иностранцев составляет от 10 до 20 тысяч фунтов стерлингов, в зависимости от специальности, а для самих англичан эта плата составляет всего 1200-1500 фунтов стерлингов, остальные расходы берет на себя государство.

Проведенные реформы в сфере высшего образования привели к сокращению количества вузов. В 2008 г. казахстанских вузов стало на 36 меньше (к 2007 г. их было 167). Это было сделано, как утверждают специалисты, для прекращения неконтролируемого роста количества вузов, для улучшения качества образования (лучше меньше, да лучше!).

С 2000 года введены новые правила для поступающих в вузы: единое комплексное тестирование (ЕНТ). Эти правила предусматривают сдачу экзаменов по четырём предметам: истории Казахстана, родного языка (казахского или русского) и профилирующего предмета, впервые вводилась обязательная сдача математики.

В 2008 году Министерством образования и науки РК в правила поступления в вузы внесены изменения: выпускники школ Комплексное тестирование проходят дважды: в школе и в вузе. Согласно приказа №638 МОН РК, ЕНТ проходят по пяти предметам: математике, родному языку (язык обучения), истории Казахстана, казахскому языку для школ с русским языком обучения, русскому языку для школ с казахским языком обучения и предмету по выбору (география, физика, биология, химия, всемирная история, казак эдибетi (русская литература), иностранный язык). При этом в соответствии с пунктом 4 статьи 9 Закона РК “Об образовании” государственный и русский языки являются обязательными предметами, включаемыми в программу ЕНТ.

Согласно приказа №638 МОН РК, на конкурсе по присуждению образовательных грантов засчитывают баллы по четырём предметам ЕНТ (математика, родной язык (язык обучения), история Казахстана и предмет по выбору). Результаты по казахскому языку для школ с русским языком обучения, русскому языку для школ с казахским языком обучения не влияют на результаты поступления в вуз.

Как сообщили СМИ, по итогам тестирования 2008 года знак «Алтын белгi» подтвердили только 35,8 процента от общего числа претендентов. Анализ ЕНТ в г. Алматы за 2008 год показал, что у учащихся по всем предметам идет снижение показателей по сравнению с прошлыми годами. Каждый пятый абитуриент не подтвердил своих знаний по одному предмету, каждый четвертый – по двум, каждый шестой – по трём.

Система высшего образования в нашей стране перешла на двухступенчатое обучение: бакалавриати магистратура. Первая ступень преодолевается за четыре года и дает высшее образование по определенной специальности, вторая ступень имеет целью повысить профессиональную подготовку выпускника вуза в течение полутора лет и дает право после окончания заниматься научной деятельностью в своей сфере. В республике внедрена и активно используется кредитная рейтинговая технология обучения.

Кредит - унифицированная единица измерения объема учебной работы обучающегося/ преподавателя. Обязательным условием завершения обучения в бакалавриате является выполнение студентом не менее 128 кредитов теоретического обучения, из которых 63-85 кредитов по обязательному компоненту и 43-65 кредитов - по компоненту по выбору.

В ходе планирования своего индивидуального учебного плана, студент должен предусмотреть изучение дисциплин в общем объеме 12-18 кредитов в семестре, включая 100% дисциплин обязательного компонента, предусмотренных типовым учебным планом.

Кредитно-рейтинговая технология требует от педагогов высокого профессионального уровня, гибкости, креативности в образовательном пространстве, а от обучаемых - активности, умения вести самостоятельно познавательный поиск (именно этого требует идея непрерывного образования), развития творческого мышления, умения сопоставлять и анализировать факты, явления, четко организовывать свой режим учебы в вузе. Студенты нацелены на достижение высоких показателей индивидуального кумулятивного индекса (ИКИ), т. е. высокого рейтинга, который формируется в течение всего периода обучения, а не только на экзамене.

Изменение технологий обучения ведет к использованию средств массовой коммуникации, компьютерных сетей и др. Во всем мире, в том числе и в нашей стране, увеличивается число учебных заведений, применяющих эти технологии. Создана, например, Европейская ассоциация университетов, осуществляющих обучение на расстоянии (дистанционное обучение). Эти формы обучения открывают доступ к высшему образованию на основе индивидуальных способностей и склонностей, усиливая индивидуализацию содержания, методов, форм, темпов обучения.

Интеграция высшего образования оказывается эффективным средством укрепления экономической конкурентоспособности на мировом рынке. Всё большее число стран ведут обмен студентами, упрощаются правила приема в вузы дальнего зарубежья. 56 стран подписали так называемую Гаагскую конвенцию, в которой имеется договоренность о признании подлинности документов друг друга без излишней формальностей.

Для подготовки специалистов за рубежом в Казахстане 5 ноября 1993 года была утверждена Международная стипендия Президента РК “Болашак”. Первый отряд стипендиатов этой программы в 1994 году насчитывал 200 человек. В основном это были студенты, затем круг претендентов решением правительства был расширен. МОН РК заключает договоры на получение высшего специального образования с самыми рейтинговыми вузами мира. Так, в 2008 году были определены 480 учебных заведений, научных центров, лабораторий из 32 стран, в том числе: Австралия -13, Австрия -11, Болгария -2, Великобритания – 48, Венгрия – 3, Германия -43, Дания – 3, Израиль – 4, Ирландия – 7, Испания – 5, Италия – 10, Канада – 22, Китай -24, Южная Корея – 9, Латвия – 3, Малайзия – 7, Нидерланды – 7, Новая Зеландия -7, Норвегия – 4, Польша – 5, Россия – 50, Румыния – 3, Сингапур -2, США – 97, Турция – 4, Украина – 7, Финляндия – 4, Франция 27, Чехия – 7, Швейцария – 10, Швеция – 11, Япония -21. Для научных стажировок рекомендовано 297 учебных заведений, научных центров и лабораторий в 19 странах.

В программу магистратуры по специальности «Управление в сфере образования» в 2008 были включены вузы Австрии, Великобритании, Канады, Нидерландов, США, Франции. Срок обучения – 12 месяцев и 15-20 месяцев. Всего в 2008 году были определены 89 приоритетных специальностей, в том числе предполагалось присудить 52 стипендии по техническим специальностям, 23 – по гуманитарным, 14 – по медицинским.

С каждым годом из страны на учебу за рубеж выезжают всё большее количество стипендиатов. Например, на начало 2009 года за пределами страны обучалось около 30 тысяч казахстанцев.

Государство помогает тем, кто может и хочет учиться за рубежом для получения знаний по международным стандартам. Как сообщают эксперты, поддержку получают наиболее профессионально подготовленные специалисты (после окончания отечественного вуза, они проходят жесткий конкурс); есть квотирование для кандидатов из числа сельской молодежи, госслужащих, научных и педагогических работников с опытом работы не менее 3 лет.

С 2008 года изменены возрастные рамки программы “Болашак”: заявку на получение Международной стипендии могут подать кандидаты от 17 до 45 лет. Обучившиеся в рамках квот стипендиаты должны вернуться в родной регион для отработки в течение пяти лет по полученной специальности.

Каждая страна имеет свои традиции в системе образования; время преобразований и реформ в нашей стране требует учитывать эти своеобразия, извлекать самое ценное и лучшее в этих традициях.

Многие исследователи, различая системы зарубежного и отечественного образования, единодушны в его неоценимой роли и подчеркивают, что именно образование создает “человеческий капитал” - основной фактор развития каждой личности и приумножения богатства общества. Практика показывает, что наибольшие результаты здесь дает глубокая трансформация системы образования и изменение ее качественных характеристик, идущих эволюционным путем, т. е. через сохранение достигнутого обществом духовного согласия и социальной стабильности.

Литература

1.Аверин С. П., Гендип А. М., Сергеев М. И. Актуальные проблемы непрерывного педагогического образования (по материалам социологического исследования). - Красноярск. 2005. 178 с.

2.Балапанова А. С. Образование как важный фактор обеспечения национальной безопасности Республики Казахстан. //Образование и наука на пути из XX в XXI век: проблемы и перспективы развития. - Материалы международной научной конференции. МОН РК. Университет КАЙНАР. - Алматы, 2007. Ч II

3.Всемирная декларация о высшем образовании для 21 века: подходы и практические меры // Дистанционное образование. 1999, №4.

4.Карпенко М. Непрерывное образование на основе информационно-коммуникационных технологий. //Высшее образование в России, 2005, №6.

5.Кожахметова К. Ж. О внедрении гендерного подхода в систему высшего профессионального образования в Республике Казахстан. //Материалы Республиканской конференции “Государственная политика в отношении семьи и детей - пути реализации”. - Алматы. 2006.

6.Кенжебаев Г. К. Система высшего образования как важнейшая составляющая человеческого капитала. //Образование и наука на пути из XX в XXI век: проблемы и перспективы развития. - Материалы международной научной конференции. МОН РК. Университет КАЙНАР. Алматы, 2007. Ч II.

7.Непрерывное образование и потребности в нем. //СОЦИС, 2006, №4.

8.Нурмагамбетов А.А. Образование как фактор обеспечения национальной безопасности Казахстана. \\ Саясат, 2002, №9-10.

9.Плотников В. А. Образование в условиях модернизации. //СОЦИС, 2006, №10.

10.Риск в образовании молодежи. //СОЦИС, 2006, №5.




2015-12-13 1039 Обсуждений (0)
Предмет и функции образования. Исторические модели образования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Предмет и функции образования. Исторические модели образования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1039)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.02 сек.)