Реж
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………………………………………3
Область применения методических указаний ………………………………………………...4
1. Программа учебной дисциплины ………………………………..……………………..5
2. Контрольная работа ……………………………………………………………………17
2.1. Пояснительная записка …………………………………………………………...17
2.2. Задания на контрольную работу и методические указания по ее выполнению . ……………………………………………………………………………………….17
2.3. Варианты контрольных работ …………………………………………………..18
2.4. Вопросы к контрольной работе ………………………………………………….19
2.5. Задачи к контрольной работе ……………………………………………………20
3. Методические указания по изучению дисциплины по темам .……………………...24
3.1. «Основные свойства строительных материалов» ……………………………..24
4. Пример анализа, решения и оформления задачи ……………………………………25
4.1. Тема: «Свойства металлов» …………………………………………………......25
4.2. Тема: «Механические свойства строительных материалов» ………………...26
4.3. Тема: «Керамические материалы» ……………………………………………...26
4.4. Тема: «Минеральные вяжущие вещества» ……………………………………...27
4.5. Тема: «Гипсовые вяжущие вещества» …………………………………………..28
4.6. Тема: «Цементные бетоны» ……………………………………………………..29
4.7. Тема «Строительные растворы» ………………………………………………..34
5. Вопросы для подготовки к экзамену………………………………………………......38
Заключение ……………………………………………………………………………………..40
Список литературы …………………………………………………………………………….41
Приложение 1
Методическая разработка по дисциплине
«Строительные материалы и изделия» ……………………………………………………….42
Введение
Повышение роли самостоятельной работы студентов предполагает переход от лекционной формы обучения к индивидуальной подготовке, т. к. первая привела к почти полному отсутствию у студентов умения вести дискуссию, отстаивать реально на обоснованных примерах свою точку зрения. В связи с этим в работе среднего специального образования четко прослеживается перенесение акцента с информационного обучения на методологическое, на овладение методами самостоятельной работы и организаторской деятельностью.
Важнейшим принципом работы учебных заведений в современных условиях становится органическое соединение учебы с научной и производственной деятельностью, с научно-техническим творчеством. Это важное обстоятельство требует постоянного совершенствования процесса подготовки специалистов и введение в систему обучения индивидуального труда студентов.
- В период вступительных экзаменов студенты слушают установочные лекции по основам вводной части дисциплины. Знакомятся с правилами и порядком выполнения контрольной работы, с методической литературой и методикой решения подобных задач.
- В межсессионный период обучающиеся могут прослушать дополнительный курс лекций, получить консультацию по теоретическим и практическим вопросам.
В это же время студент обязан выполнить контрольную работу и прислать ее на рецензию не позднее установленного срока календарным планом.
В период сессии студенты слушают лекционный курс дисциплины по сложным темам, выполняют лабораторно-практические работы и сдают зачет после их выполнения экзамен разрешается сдавать при наличии зачетов по контрольной работе и лабораторным работам.
Область применения методических указаний.
Методические указания учебной дисциплины являются частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 080201 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений».
1.Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины. В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- владеть методами оценки основных свойств материалов и конструкций из них;
- владеть навыками повышения прочностных характеристик строительных материалов и конструкций.
Уметь выбирать материал исходя из его назначения и условий эксплуатации.
Знать:
- взаимосвязь состава, строения и свойств конструкционных и строительных материалов;
- способы формирования заданных структуры и свойств материалов при максимальном ресурсоэнергосбережении;
- методы оценки показателей их качества.
- Программа учебной дисциплины
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГАОУ СПО со «режевской строительный техникум»
УТВЕРЖДАЮ
Директор
_________ В.И. Смагина - Кузьминых
«____» ___________________ 20___ г.
приказ № _______ от ______________
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Строительные материалы и изделия
Для специальности:08.02.01
«Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»
Рассмотрена на заседании цикловой комиссии
Председатель ___________________________
Протокол № _____ от ____________________г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности ____________________
_____________среднего профессионального образования.
По дисциплине: _________________________
Организация-разработчик: Режевской строительный техникум.
Разработчик: __Куклина Тамара Ивановна______
Ф.И.О.
Внешний рецензент ___________________________
Внутренний рецензент _________________________
Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО)
Заключение Экспертного совета №______ от «____»__________20__ г.
СОДЕРЖАНИЕ
| стр.
|
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
|
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
|
3. условия реализации РАБОЧЕй программы учебной дисциплины
|
|
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
|
|
Паспорт РАБОЧЕй ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности
_______________
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:данная дисциплина является профессиональной;
изучение базовой части дисциплины начинается с семестра на курсе.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
Владеть методами оценки основных свойств материалов и конструкций из них; навыками повышения прочности характеристик строительных материалов и конструкций. Показать значимость учебного материала как первоосновы специальных профессиональных знаний в усвоении других дисциплин.___________________
__________________________
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
Взаимосвязь состава, строения и свойств конструкционных и строительных материалов, способы формирования заданных структуры и свойств материалов при максимальном ресурсоэнергосбережении, а также методы оценки показаний их качества. Назначение и область применения строительных материалов.___________
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
─ максимальной учебной нагрузки обучающегося __105___ часов, в том числе:
─ обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося __70__ часов;
─ самостоятельной работы обучающегося __35__ часов.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Объем часов
|
Максимальная учебная нагрузка (всего)
|
|
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
|
|
в том числе:
|
|
лабораторные занятия
|
|
практические занятия
|
|
контрольные работы
|
|
курсовая работа (проект)
|
|
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
|
|
в том числе:
|
|
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)
|
|
индивидуальное проектное задание
|
|
тематика внеаудиторной самостоятельной работы
|
|
Итоговая аттестация в форме:
| |
I семестр в форме экзамена
|
|
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
08.02.01 «Строительные материалы и изделия»
Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
| Объем часов
| Уровень освоения
|
Раздел 1
| Основные понятия строительных материалов.
|
|
|
1.1 Основные свойства строительных материалов.
| 1. Классификация и требования к строительным материалам:
- свойства, строение и состав строительных материалов.
Физические свойства и структурные характеристики строительных материалов.
|
|
|
1.2 Механические свойства материалов.
| 2. Прочность материалов и методы их определений и др. механические характеристики.
|
|
|
1.3 Испытание материалов.
| 3. Лабораторно-практическая работа № 1
«Определение физических свойств».
|
|
|
1.4 Испытание материалов.
| 4. Лабораторно-практическая работа № 2
«Определение механических свойств».
|
|
|
Раздел 2
| Природные материалы.
|
|
|
2.1 Древесина и материалы из нее.
| 5. Строение и состав древесины. Важнейшие свойства древесины. Пороки древесины. Лесоматериалы и пиломатериалы, применяемые в строительстве. Защита от гниения и возгорания.
|
|
|
2.2 Строение и состав древесины.
| 6. Лабораторно-практическая работа № 3
«Определение физико-механических свойств древесины».
|
|
|
| Самостоятельная работа студента:
«Отходы древесины, используемые в строительстве».
Учебник стр. 404 – 405 (Комар А.Т.).
|
|
|
2.3 Природные каменные материалы.
| 7. Общие сведения о каменных материалах.
Породообразующие минералы. Породы, применяемые в строительстве.
Добыча, обработка каменных материалов. Изделия и материалы из природного камня.
|
|
|
| Самостоятельная работа студента.
Составить опорный конспект:
«Классификация горных пород» (схема).
|
|
|
| Самостоятельная работа студента.
«Минералы и их свойства».
|
|
|
2.4 Породы, применяемые для строительных конструкций и материалов.
| 8. Лабораторно-практическая работа № 4
«Изучение различных пород, применяемых в строительстве».
|
|
|
Раздел 3
| Материалы и изделия, получаемые спеканием и плавлением.
|
|
|
3.1 Керамические материалы.
| 9. Сырьевые материалы. Общая технологическая схема производства керамических изделий. Стеновые материалы, их виды, свойства и назначение.
|
|
|
| Самостоятельная работа студента.
Законспектировать: «Свойства глин и добавки».
Учебник стр. 80 – 83 (Каддо М.Б.) - ДОКЛАД.
|
|
|
3.2 Керамические материалы различного назначения.
| 10. Кирпич и камни специального назначения. Огнеупорные и другие отделочные керамические материалы. Керамические конструкции для стен.
|
|
|
3.3 Испытание керамических материалов.
| 11. Лабораторно-практическая работа № 5
«Определение физико-механических свойств керамических материалов».
|
|
|
3.4 Материалы и изделия из минеральных расплавов.
| 12. Физико-химические основы получения изделий из стекольных расплавов. Материалы и изделия из них. Свойства листового стекла, их виды и назначение. Ситаллы и шлакоситаллы. Каменное литье.
|
|
|
| Самостоятельная работа студента.
Законспектировать: «Изделия, получаемые из стекла». Доклад.
Учебник стр.110 – 113 (Каддо М.Б.).
|
|
|
3.5 Материалы и металлические изделия.
| 13. Общие сведения о металлах и сплавах.
Строение и свойства железоуглеродистых сплавов. Технология получения черных металлов. Свойства чугунов. Свойства сталей. Термическая обработка стали.
|
|
|
3.6 Цветные металлы и сплавы.
| 14. Алюминиевые сплавы, свойства и назначения для строительных целей.
Сплавы на основе меди. Коррозия металлов и меры защиты от нее.
|
|
|
| Самостоятельная работа студента.
Подготовить доклад на тему:
«Технико-экономическое обоснование применение металлических конструкций».
Учебник стр.323 – 324 (Комар А.Т.).
|
|
|
Раздел 4
| Минеральные вяжущие вещества.
|
|
|
4.1 Неорганические вяжущие вещества.
| 15. Общие сведения о неорганических вяжущих веществах.
Классификация вяжущих веществ. Воздушные и гидравлические вяжущие вещества. Гипсовые вяжущие, их виды, свойства и назначение. Технология получения.
|
|
|
4.2 Гидравлические вяжущие вещества.
| 16. Гидравлическая известь, сырье, получение, свойства, назначение.
Портландцемент, его получение, свойства и назначение.
Минералогический состав клинкера.
|
|
|
4.3 Разновидности портландцемента.
| 17. Портландцементы с минеральными добавками:
Пуццолановый;
Шлаковые цементы;
Глиноземистый;
Расширяющиеся портландцементы.
|
|
|
4.4 Испытание воздушных вяжущих веществ.
| 18. Лабораторно-практическая работа № 6
«Определение физико-механических свойств извести, строительного гипса».
|
|
|
4.5 Испытание гидравлических вяжущих веществ.
| 19. Лабораторно-практическая работа № 7
«Определение физико-механических свойств портландцемента».
|
|
|
4.6 Органические вяжущие вещества. Свойства.
| 20. Общие сведения. Битумы и дегти, классификация, свойства и назначение.
Асфальтовые и дегтевые бетоны, их получение, свойства и назначение.
|
|
|
4.7 Материалы на основе органических вяжущих веществ.
| 21. Рулонные кровельные материалы.
Гидроизоляционные материалы. Их виды, свойства и назначение
|
|
|
Самостоятельная работа студента.
Приготовить доклад:
«Герметизирующие материалы, их назначение».
|
|
|
Самостоятельная работа студента.
Приготовить конспект:
«Штучные изделия, их виды и назначение».
Учебник стр.456 (Комар А.Т.).
|
|
|
4.8 Полимеры и материалы на их основе.
| 22. Термопластичные полимеры.
Термореактивные полимеры. Каучуки.
Природные полимерные продукты.
|
|
|
Раздел 5
| Материалы на основе вяжущих веществ.
|
|
|
5.1 Заполнители для бетонов и растворов.
| 23. Мелкий заполнитель, его характеристика. Виды песков, их оценка для бетонов и растворов.
График зернового состава песка.
Крупный заполнитель, его виды и оценка качества для бетонов.
|
|
|
5.2 Испытание песка и крупного заполнителя.
| 24. Лабораторно-практическая работа № 8
«Испытание песка и щебня (гравия), как заполнителя для бетонов и растворов».
|
|
|
5.3 Бетоны.
| 25. Классификация бетонов и требования к ним. Виды бетонов. Материалы для тяжелого бетона, свойства бетонов и бетонной смеси. Легкие бетоны, свойства, назначение.
|
|
|
5.4 Основы технологии бетона.
| 26. Проектирование состава бетона. Расчет компонентов на 1 м3 бетонной смеси. Расчет компонентов на емкость бетонной мешалки.
|
|
|
5.5 Уточнение расчетного состава бетона на пробных замесах.
| 27. Лабораторно-практическая работа № 9
«Приготовление бетонной смеси в пробах. Определение подвижности бетонной смеси и бетона. Изготовление образцов. Испытание образцов».
|
|
|
5.6 Особые свойства бетона.
| 28. Специальные виды тяжелых бетонов.
Укладка, уход и твердение бетонной смеси. Уход за бетоном, контроль качества. Особенности бетонирования в зимний период.
|
|
|
Самостоятельная работа студента.
Подготовить доклад:
«Легкие и ячеистые бетоны».
|
|
|
5.7 Строительные растворы.
| 29. Классификация растворов. Их виды и назначение.
Свойства растворных смесей и затвердевших растворов.
Растворы для каменной кладки и для штукатурок.
|
|
|
5.8 Испытание строительных растворов.
| 30. Лабораторно-практическая работа № 10
«Подбор состава строительного раствора. Приготовление замеса, определение свойств растворной смеси, раствора».
|
|
|
5.9 Искусственно-каменные материалы.
| 31. Общие сведения.
- Силикатный кирпич, его получение, свойства и назначение.
- Гипсовые и гипсобетонные изделия, виды, свойства и назначение.
- Асбестоцементные изделия, виды, свойства и назначение.
|
|
|
| Самостоятельная работа студента.
Приготовить доклад:
«Асбест и его назначение в строительстве»
Учебник стр. 282 – 286 (Каддо М.Б.)
и тема: «Горные породы» стр. 58 – 60.
|
|
|
Раздел 6
| Материалы специального назначения.
|
|
|
6.1 Теплоизоляционные и акустические материалы.
| 32. Общие сведения и классификация теплоизоляционных материалов.
Строение и свойства теплоизоляционных материалов.
|
|
|
Самостоятельная работа студента.
Приготовить доклад с фотографиями:
«Акустические материалы, применяемые в строительстве».
|
|
|
6.2 Акустические материалы.
| 33. Акустические материалы и изделия.
- Звукопоглощающие материалы, их виды, свойства и назначение.
- Звукоизоляционные материалы и изделия, их виды, свойства и назначение.
|
|
|
| Самостоятельная работа студента.
Приготовить доклад на тему:
«Экономика применения теплоизоляционных материалов и изделий».
Учебник стр. 432-434 (Комар А.Т.) и др. источники.
|
|
|
6.3 Лакокрасочные материалы.
| 34. Общие сведения о лаках и красках.
- Пигменты и наполнители. Их виды, свойства и назначение.
- Связующие вещества. Их виды, свойства и использование в красочных составах.
|
|
|
Самостоятельная работа студента.
Подготовить презентацию:
«Лакокрасочные материалы и экология».
|
|
|
6.4 Краски и вспомогательные материалы.
| 35. Красочные составы:
- водные, эмульсионные, масляные, эмалевые;
- шпаклевки, грунтовки, замазки;
- обои их виды, свойства и назначение.
|
|
|
Самостоятельная работа студента.
«Схемы видов обоев»
|
|
|
6.5 Железобетонные изделия.
PS:
| Самостоятельная работа студента.
Законспектировать и приготовить доклад на тему: «Производство железобетонных изделий и назначение»
|
|
|
Подготовка сообщений по темам:
«Металлы» и «Бетоны».
|
|
|
6.6 Пластмассы и полимеры.
| Самостоятельная работа студента.
Законспектировать:
- Строительные пластмассы. Применение материалов из пластмасс;
- для полов – линолеумы;
- для стен.
|
|
|
Самостоятельная работа студента. «Конструкционно-отделочные пластмассы».
|
|
|