Тема 2. Виды, жанры, роды искусства. Периодизация истории искусства. Понятие «стиль» в искусстве
1. Виды, жанры, роды искусства. 2.Периодизация истории искусства.3. Понятие «стиль». Основные характеристики стиля в искусстве.
1.Виды, жанры, роды искусства. Первичной формой искусства был особыйсинкретический(нерасчлененный) комплекс творческой деятельности. Для первобытного человека не существовало отдельно музыки, или литературы, или театра. Все было слито вместе в едином ритуальном действе. Позднее из этого синкретического действа стали выделяться отдельные виды искусства. Виды искусства — это исторически сложившиеся формы художественного отражения мира, использующие для построения образа особые средства — звук, цвет, телодвижение, слово и т.д. В каждом из видов искусства имеются свои особые разновидности — роды и жанры, которые вместе обеспечивают многообразие художественного отношения к действительности. Коротко рассмотрим основные виды искусства и некоторые их разновидности. Литература использует словесно-письменные средства для построения образов. Имеются три основных рода литературы — драма, эпос и лирика и многочисленные жанры — трагедия, комедия, роман, повесть, поэма, элегия, рассказ, очерк, фельетон и т.д. Музыка использует звуковые средства. Музыку делят на вокальную (предназначенную для пения) и инструментальную. Жанры музыки — опера, симфония, увертюра, сюита, романс, соната и т.п. Танец использует для построения образов средства пластических движений. Выделяют ритуальные, народные, бальные, современные танцы, балет. Направления и стили танца — вальс, танго, фокстрот, самба, полонез и др. Живопись отображает реальность на плоскости средствами цвета. Жанры живописи — портрет, натюрморт, пейзаж, а также бытовой, анималистический (изображение животных), исторический жанры. Архитектура формирует пространственную среду в виде сооружений и зданий для жизни человека. Ее делят на жилую, общественную, садово-парковую, промышленную и т.д. Выделяют также архитектурные стили — готику, барокко, рококо, модерн, классицизм и т.п. Скульптура создает художественные произведения, имеющие объем и трехмерную форму. Скульптура бывает круглой (бюст, статуя) и рельефной (выпуклое изображение). По размеру делится на станковую, декоративную и монументальную. Декоративно-прикладное искусство связано с прикладными нуждами. Сюда относят художественные предметы, которые могут применяться в быту, — посуду, ткани, орудия труда, мебель, одежду, украшения и др. Театр организует особое сценическое действо посредством игры актеров. Театр может быть драматическим, оперным, кукольным и т.д. Цирк представляет зрелищно-развлекательное действо с необычными, рискованными и смешными номерами на спе- циальной арене. Это акробатика, эквилибристика, гимнастика, джигитовка, жонглирование, фокусы, пантомима, клоунада, дрессировка животных и проч. Кино является развитием театрального действа на основе современных технических аудиовизуальных средств. К видам киноискусства относят игровое, документальное кино, анимацию. По жанрам выделяют кинокомедии, драмы, мелодрамы, приключенческие фильмы, детективы, триллеры и т.п. Фотография фиксирует документальные зрительные образы с помощью технических средств — оптических и химических или цифровых. Жанры фотографии соответствуют жанрам живописи. Эстрада включает в себя малые формы сценического искусства - драматургию, музыку, хореографию, иллюзии, цирковые номера, оригинальные выступления и т.д. К перечисленным видам искусства можно добавить графику, радиоискусство и т.д. Для того чтобы показать общие черты разных видов искусства и их различия, предложены различные основания для их классификации. Так, выделяют виды искусства: § по количеству использованных средств — простые (живопись, скульптура, поэзия, музыка) и сложные, или синтетические (балет, театр, кино); § по соотношению произведения искусства и реальности — изобразительные, изображающие действительность, копируя её, (реалистическая живопись, скульптура, фотография), и выразительные, где фантазия и воображение художника творят новую действительность (орнамент, музыка); § Неизобразительные искусства (в которых зрительно-пространственные формы не предполагают, как правило, прямых аналогий в реальной действительности)- архитектура, декоративное искусство, дизайн. Пластические искусства тяготеют к слиянию, взаимодействию друг с другом (синтез искусств). § по отношению к пространству и времени — пространственные (изобразительное искусство, скульптура, архитектура), временные (литература, музыка) и пространственно-временные(театр, кино); § по времени возникновения — традиционные (поэзия, танец, музыка) и новые (фотография, кино, телевидение, видео), обычно использующие для построения образа достаточно сложные технические средства; § по степени применимости в быту — прикладные (декоративно-прикладное искусство) и изящные (музыка, танец). § Принято деление на виды в свою очередь и внутри каждого вида искусства. Как правило, при этом основой систематизации является техника создания произведения искусства. Например:Рельеф - вид скульптуры, где объемное изображение создается в виде выступающих над поверхностью плоскости и углубленных в нее форм. Подразделяется на барельеф - низкий рельеф, где объемность форм передается условно минимализовано. В некоторых случаях эта форма изображения близка к графике (древнеегипетский рельеф), поскольку основной способ создания объемного изображения здесь - прорезание основных линий и контуров фигур при незначительных намеках на объемность форм. Часто применяется в мелко пластике (медали, камеи, декоративные предметы, в том числе выполненные в технике чеканки). Горельеф - высокий рельеф, где переданные в верных объемных соотношениях фигуры выступают более чем на треть над поверхностью. Часто горельеф в отдельных деталях изображения переходит к полнообъемным формам (рельефы Месопотамии, Ассирии, Древней Греции, Индии, Рима и др.) Монументальное изобразительное искусство - произведения живописи и скульптуры, связанные с произведениями архитектуры или с условиями места, где размещаются; отличаются масштабностью форм, обобщенными чертами изображений, порой абстрактным символическим характером (мемориальные монументы). В настенной монументальной живописи в древности применялся прием росписи по сухой штукатурке (аль-секко), а затем - с позднего Средневековья - по сырой штукатурке (аль-фреско), давший название всему виду живописи - фреска. Произведение живописи или рельефа, созданное отдельно, но предназначенное заполнить большой участок стены носит название панно. Жанры в искусстве - вариант подвидового деления, по-разному осуществляемый в различных видах искусства (genre - по-французски род). В изобразительных искусствах понятие жанра означает обобщенное выражение устойчивых тем искусства: портрет, пейзаж, натюрморт, историческая картина, бытовой жанр, анималистика и др. В музыкальном искусстве понятие жанр связывается с фактором предназначения, принадлежности данной музыки, а так же с категориями музыкальных форм. Основные жанровые сферы здесь - танцевальная музыка, вокально-хоровая музыка, культовая музыка, театральная музыка, симфоническая музыка, эстрадная музыка, музыкальный фольклор - с множеством подразделяемых в них конкретных жанров. В словесном творчестве жанр определяется через способ передачи содержания, порой через масштаб произведения и его формальную организацию. Жанр здесь тесно связан с основными родами художественного творчества. В устном словесном творчестве это эпос (в частности, сказка, былина и т.п.), загадка, поговорка и др. В литературе - поэма, стихотворение, рассказ, повесть, роман, эссе, включающие более мелкое жанровое деление. В зрелищных искусствах выделяются сценические жанры - драма, подразделяемая на трагедию, комедию, фарс, мелодраму, кинематографические жанры, часто выделяемые по принципу тематики, отчасти по принципу эстетической цели - комедия, фантастика, детектив, триллер, исторический жанр и др. В архитектуре основная жанровая принадлежность определяется назначением зданий (дворцовая архитектура, культовая архитектура, гражданская архитектура и др.).
Тема 3. Искусство Древнего мира.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (6696)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |