Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Смысловой модуль 3. История отечественного искусства



2015-12-13 1211 Обсуждений (0)
Смысловой модуль 3. История отечественного искусства 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема 12. Искусство Древней Руси.

1.Истоки и общая характеристика древнерусского искусства.

2.Искусство Киевской Руси.

1.Истоки и общая характеристика древнерусского искусства.Древнерусским искусством принято называть период истории русского искусства, который начался со времени возникновения Киевского государства и продолжался вплоть до петровских реформ (с 9 в. до 17 в.). В тысячелетней истории русского искусства на этот период приходится более семи веков. Древнерусское искусство характеризует первую ступень в художественном развитии русского народа. Но его нельзя считать всего лишь преддверием, предысторией русского искусства. В нем впервые обозначились черты, которые позднее стали существенными признаками русского художественного творчества. Эти черты проявляются достаточно ясно, чтобы можно было говорить о его самобытности уже в эту раннюю пору. Древнерусское искусство развивалось в период сложения и расцвета феодализма. Феодальное государство опиралось на авторитет церкви, как на силу объединяющую русские земли, служащую укреплению существующего общественного порядка и стабильности. Искусство того времени, как и вся духовная культура были религиозны. Круг тем и сюжетов изобразительного искусства был преимущественно религиозным, главное назначение живописи — культовое, церковное, самый характер художественного выражения отмечен чертами средневековой религиозности. Однако в Древней Руси развивалось и чуждое церковности народное творчество, но его проявление было ограничено рамками декоративно-бытового применения. Дохристианские мотивы жизнеутверждающей праздничности, здоровой радостности, словно отзвуки народных песен и народной поэзии, проникали и в искусство церковное, вытесняя или ослабляя свойственное ему суровое, аскетическое настроение. Искусство при всей его его тематической ограниченности выходило за пределы узкоцерковных задач и отражало многообразные стороны жизни русского народа. Лучшие его мастера стремились сделать свое творчество понятным и близким народу. В сказочных, полуфантастических образах древнерусского искусства заключен глубокий жизненный, философский, поэтический смысл. Начальный период в развитии древнерусского искусства определяется искусством восточных славян. Они занимались земледелием, поклонялись божеством, олицетворявшим силы природы, создавали изображения этих богов — так называемых идолов. Многие из мифологических мотивов, таких, как образы праматери-покровительницы рода, священных коней, жар-птицы, прочно вошли в народное сознание, были бережно сохранены в крестьянской вышивке и резьбе вплоть до наших дней. Но они утратили свой первоначальный смысл и превратились в занимательную сказку, мотив затейливого узора. Древнейшее художественное творчество славян полнее всего выразилось в производстве украшений и предметов быта, особенно металлических изделия: колец, ожерелий, запястий, серег, нередко покрытых тонким узором черни и эмали. Это художественное ремесло было самобытно и несло печать высокого мастерства. 2.Искусство Киевской Руси.С укреплением Киевского государства и принятием христианства искусство приобрело монументальный, величественный характер, обогатилось традициями византийской культуры, но в значительной мере утратило поэтическую свежесть и сказочную наивность. Новое монументальное искусство достигло своего расцвета уже в 11 в. Характерным памятником этого времени служит Софийский собор в Киеве. Его мозаики и фрески, выполненные, видимо, византийскими мастерами, поражают величием общего замысла. В истории искусства существует немного примеров единства архитектурного замысла и настенной живописи, равных по силе воздействия Софийскому собору. Подобно тому как снаружи двенадцать малых куполов увенчивал главный купол, так внутри над множеством изображений отдельный персонажей, расположенных на столбах, на стенах и на сводах, царил образ Вседержителя. Вступая под своды собора, видя фигуры в золотом сиянии мозаики, древние киевляне приобщались к христианскому пониманию небесной иерархии, которая своей незыблемостью должна была укреплять авторитет иерархии земной. В 11 в. в Киеве работали греческие мастера — строители и живописцы. По их замыслу возводились храмы и украшались мраморными плитами, мозаиками, фресками и иконами. В 12 в. в Киев была привезена из Константинополя знаменитая икона Владимирской богоматери, один из лучших памятников византийской иконописи. Однако это не значит, что древнейшие памятники Киева нужно рассматривать как заимствованные. Приезжие мастера нашли в Киеве иную общественную среду, чем та, что окружала двор византийского императора. Богатый жизненный опыт славян, их мироощущение воплотились и в художественных образах. Искусство утратило отпечаток мрачного аскетизма, свойственного византийскому искусству 11 — 12 вв. Среди городов обширного Киевского государства Киев был главным художественным центром. Только здесь развивалось тонкое искусство мозаики. Здесь же создаются великолепные образцы книжного (знаменитое «Остромирово евангелие», украшенное роскошными миниатюрами, 1056 — 1057) и декоративно-прикладного искусства. Влияние киевской художественной школы сказывается во всех русских городах. Уже в конце 11 в. Киевское государство начинает распадаться на мелкие княжеские уделы. Во второй половине 12 в. Киев теряет ведущее политическое и культурное значение, оно переходит к Владимиро-Суздальскому княжеству. Искусство Владимиро-Суздальской Руси развивалось на протяжении почти целого столетия (середина 11 в. — начало 12 в.). За это время оно внесло заметный вклад в историю не только русской, но и мировой культуры. Наиболее ярко характерные черты владимиро-суздальского искусства выразились в архитектуре. Владимирцы были превосходными строителями. Кроме деревянных построек было много каменный сооружений. Владимирские резчики в совершенстве владели техникой обработки камня, умело использовали приемы плоской деревянной резьбы. Расцвет зодчества во Владимире падает на время княжения Андрея Боголюбского. В это время были построены Успенский собор и знаменитый своим совершенством храм Покрова на Нерли (1165). Согласно старинному источнику, князь построил храм «на лугу» в ознаменование своей печали о смерти любимого сына. В этом здании поражает стройность и изящество, исключительное богатство новых, небывалых ранее соотношений между его частями. Белизной камня, правильностью и стройностью силуэта Нерлинский храм выделяется из окружающего его пейзажа. Всем своим обликом он призывает человека оглянуться на окружающий мир, порадоваться тому, что между делом его рук и природой нет никакого разлада. Специфическая особенность владимиро-суздальских храмов — скульптурная декорация. В Дмитриевском соборе во Владимире (1194 — 1197) вся верхняя часть наружных стен сплошь покрыта резными украшениями. Здесь можно видеть и царя Давида, и Александра Македонского, возносимого на небо грифонами, и охотников, и фантастических зверей, птиц — это рассеяно среди диковинных трав и пышных цветов. Каждое изображение располагается на отдельном камне, но все вместе они складываются в стройное целое и составляют подобие узорчатой ткани, словно наброшенной поверх каменного массива храма. Особенно пышны рельефы на стенах Георгиевского собора в Юрьеве-Польском (1230 — 1134). Полуязыческие, полусказочные мотивы декора использовались для украшения только наружных стен храмов, все пространство внутри было предоставлено фрескам и иконам, которые отличались от рельефов по своим сюжетам и характеру. Наряду с городами Владимиро-Суздальского княжества крупнейшим центром художественной жизни в 12 в. был Новгород. Если владимиро-суздальское искусство отражало возрастающую мощь великокняжеской власти, то в Новгороде искусство несло более заметный отпечаток народного воздействия. Здесь вырабатывается свой особый стиль, проявившийся в суровой простоте и сдержанном величии новгородских фресок и икон. В произведениях русского искусства этого периода ясно проявляются черты общности культуры. Русские постройки 12 в. отличаются от византийских и романских храмов простотой, ясностью и цельностью композиций, мягкой закругленностью форм. Все большее значение приобретает эстетическая ценность произведений искусства. Летописцы того времени непременно отмечают красоту церквей, икон, росписей, угадывая совершенство подлинного искусства. Монголо-татарское нашествие нанесло тяжелый удар блестящему расцвету русской художественной культуры. Города были подвергнуты беспощадному разорению, связь с Балканами, Византией и Западной Европой оборвалась. Художественное творчество на Руси не прекращалось и в эти годы, но крупные начинания оказались не под силу. В отличие от Киева, Владимира и Москвы Новгород избежал порабощения. Это помогло ему стать тем центром, где прежде всего собирались творческие силы русского народа. В конце 14 в. в Новгороде появляется мастер, оставивший заметный след в русском искусстве, — Феофан Грек. Покинув Византию, где культура вступает в полосу упадка, Феофан находит на Руси благоприятную почву для творчества и широкое признание. Наиболее достоверным созданием Феофана являются росписи Спасо-Преображенской церкви в Новгороде. Самое сильное впечатление оставляют образы старцев. Феофан внес в живопись 14 в. страсть, движение, свободную живописную лепку. Мастера Новгорода и Москвы испытали на себе воздействие его дарования, что не помешало им искать собственные пути и решения в искусстве. В этот период работает группа русских мастеров, создавших лучшие образцы новгородской стенописи. Самыми значительными в художественном отношении являются росписи церкви Успения на Волотовом поле и церкви Федора Стратилата (вторая половина 14 в.). В сложении русского национального искусства после свержения монголо-татарского ига решающее значение принадлежало Москве. Отсюда начиналась упорная и успешная борьба за национальное объединение русского народа. Своего блестящего расцвета древнерусская живопись достигает в 15 в. Московская живопись 15 в. развивалась под воздействием гениальной личности Андрея Рублева. В течение всего века она сохраняет верность лучшим традициям этого прославленного мастера. В период упрочения Московского государства (конец 15 в.), в Москве работает замечательный мастер Дионисий (ок. 1440 — 1506), который творчески продолжил традиции Андрея Рублева. Однако в отличие от него Дионисий был не монахом, а мирянином, и это наложило отпечаток на его творчество. В искусстве Дионисия преобладают настроения торжественной праздничности, победного ликования. В глубокой старости Дионисий совместно с учениками расписывает храм в Ферапонтовом монастыре (1500 — 1502). Это единственный известный нам памятник его монументальной живописи принадлежит к шедеврам древнерусского искусства. Дионисию и его школе принадлежит и целая группа превосходных икон, которые сохранились до нашего времени. Дионисий был последним среди великих живописцев Древней Руси. Его творчество замыкает золотой век древнерусской живописи. Вторая половина 15 — 16 вв. ознаменованы на Руси крупными успехами в государственном строительстве. В Москве создаются замечательные шатровые храмы, начинается обширное строительство городов и монастырей. С ростом власти московского государя одной из первых задач архитектуры становится укрепление и украшение столицы и ее центра — Московского Кремля. Возведение кремлевских соборов началось с Главного, Успенского собора. Строительство его настолько привлекало внимание современников, что летопись уделила ему несколько красноречивых страниц. Для строительства главного собора Москвы был приглашен замечательный мастер из Италии Аристотель Фьораванти. Русскими мастерами были возведены Благовещенский собор Кремля, небольшая церковь Ризположения, итальянскими — Грановитая палата, колокольня «Иван Великий». Все эти сооружения объединены в удивительно цельную композицию. Большими достижениями отмечено в 16 в. искусство книжной миниатюры. Во множестве богато иллюстрированных рукописей сказалось и возросшее графическое мастерство, и художественное производство. Его средоточием служит Оружейная палата в Кремле. Сюда стягиваются лучшие мастера, здесь распределяются заказы между живописцами. Масса царских иконописцев рассматривается как армия исполнительных мастеров-ремесленников. Они используются для самых различных нужд: расписывают терема, пишут иконы, а также узоры и гербы. Лучшие произведения, вышедшие из Оружейной палаты, — это ювелирные изделия, оклады, братины, эмали, шитые пелены и т. д. Среди царских живописцев наиболее видное место занимает Симон Ушаков (1626 — 1686). Его искусство было разносторонним: он писал иконы, пробовал силы в портрете, сделал несколько гравюр, Творчество этого художника знаменует поворот русской живописи к новым путям. В многократно повторенных изображениях «Нерукотворного Спаса» Ушаков пытался мягкой лепкой сообщить установившемуся на Руси типу «благостного Христа» человеческую красоту, земную телесность и даже материальность, что вызвало сопротивление защитников старины. Во второй половине 17 в. в Оружейной палате наряду с иконописцами работают живописцы. Они пишут портреты, или, как их тогда называли, парсуны. Приезжие мастера — немцы, голландцы ввели новую технику письма по холсту и распространяли в Москве гравюры. Однако парсуны 17 в. даже в тех случаях, когда в них передано портретное сходство, в целом очень статичны. В русской культуре 17 в. усиливается светское начало, возрастают потребности научного познания мира. С. Ушаков и мастера его круга близко подошли к задаче отображения зрительных впечатлений во всей их жизненности и полноте. В это время делаются попытки перспективного изображения на иконе внутренности зданий, введения светотени и портретной передачи лиц. Во всем этом сказались признаки художественного переворота, который произошел в искусстве в начале 18 в. Только с изменением общественной жизни, государственности и культуры русское искусство выйдет на новый плодотворный путь исторического развития.

Тема 13. Искусство России 17 – 18 вв.

1. Искусство России 17 в. 2. Искусство России 18 в.

1. Искусство России 17 в. 17 век – «бунташный» век с «Медным» и «Соляным» бунтами, восстаниями под предводительством Ивана Болотникова и Степана Разина. Время реформ патриарха Никона, богословской полемики и раскола церкви. Изменения в хозяйственной сфере, с созданием мануфактур, сближение с Западной Европой. Завершение истории древнерусского искусства, открытие пути к новой светской культуре. Три этапа архитектуры: первая четверть 17 в. – связь с традициями 16 века; 40-80-е годы – поиск нового стиля; конец столетия – отход от старых приемов и утверждение новых, свидетельствующих о рождении зодчества нового времени. Продолжение шатрового строительства: «Дивная» церковь в Угличе, шатер над Спасской башней Кремля. Крупнейшее светское здание Московского Кремля – Теремной дворец, «многообъемностью» помещений, многоцветностью декора (резной по белому камню орнамент экстерьера, роспись С.Ушакова внутри) напоминающий деревянные хоромы. Новый стиль – «московское», или «нарышкинское барокко»: большинство храмов этого направления было построено по заказу знатных бояр Нарышкиных. Центричность и ярусность, симметрия и равновесие масс как самобытная, но близкая стилю европейского барокко система. Типичные образцы «нарышкинского барокко» — церкви в подмосковных усадьбах знати: церковь Покрова в Филях, усадебный храм Л.Нарышкина («легкая кружевная сказка»). Географическая масштабность архитектуры: строительство ведется в Москве и ее окрестностях, в Ярославле, Твери, во Пскове, в Рязани, Костроме, Вологде, Каргополе и т.д. Наличие двух художественных направлений в изобразительном искусстве на рубеже 16—17 вв: «годуновская школа» (следование монументальным образам Рублева и Дионисия) и «строгановская школа» (подписная, драгоценная миниатюра, с тщательным, мелким письмом, изощренностью рисунка, богатством орнаментации, обилием золота и серебра, рассчитанная на ценителя искусства).Оружейная палата середины 17 в. – художественный центр всей страны, мастера которой расписывали церкви и палаты, подновляли старую живопись, писали иконы и миниатюры, создавали рисунки для икон, хоругвей, церковного шитья, ювелирных изделий. Здесь работали все выдающиеся художественные силы Руси, иностранные мастера, отсюда шли заказы на исполнение росписей, станковых и монументальных работ в самых разных техниках. Симон Ушаков – царский изограф, теоретик искусства, глава нового движения, провозглашающего задачи живописи, которые вели к разрыву с древнерусской иконописной традицией. Ушакова занимали вопросы взаимоотношения живописи с реальной натурой, «отношения искусства к действительности». Прекрасный педагог, умелый организатор, один из главных живописцев Оружейной палаты, он был верен своим теоретическим выводам в собственной практике. В его любимых темах («Спас Нерукотворный», «Троица»), видно, как художник стремится избавиться от условных канонов иконописного изображения. Он добивается телесного тона лиц, почти классической правильности черт, объемности построения, подчеркнутой перспективы. При композиционной схожести с рублевской «Троицей» «Троица» Ушакова не имеет с ней ничего общего, нет одухотворенности образов Рублева: ангелы – земные существа, стол с чашей – символ таинства жертвы – натюрморт. Фрески 17 в.: изображения измельчены, с трудом читаются на расстоянии, покрывают стены, столбы, наличники одним сплошным узором, жанровые сценки переплетаются с затейливыми орнаментами. Орнамент покрывает архитектуру, фигуры людей, костюмы, из орнаментальных ритмов вырастают пейзажные фоны. Декоративизм, праздничность и постоянный интерес к человеку в его повседневной жизни – особенности фресковой росписи 17 столетия. Портретный жанр как предвестник искусства будущей эпохи. Портрет – парсуна (от искаженного «персона») – родился еще на рубеже 16— 17 вв. Изображения еще близки к иконе, но в них уже есть определенное портретное сходство, изменения в языке изображения, при всей наивности формы, линеарности, статичности есть попытка светотеневой моделировки. В 17 столетии чаще появляется круглая скульптура, почти совсем незнакомая предыдущим эпохам. Стремление к подчеркнутой пластичности, объемности сказалось и на изделиях из металла: чеканных золотых и серебряных ризах икон, на разнообразных формах утвари, как церковной, так и светской. Любовь к многоцветному узорочью вызвала новый расцвет искусства эмалей, особенно сольвычегодских и устюжских мастеров.

2. Искусство России 18 в. Искусство первой трети 18 века. Реформы Петра I в экономической, государственной, политической, военной и общественной жизни, в просвещении, науке и искусстве. Характерная черта культуры в целом и изобразительного искусства в частности – «спрессованность» развития. Стремление к объективному познанию мира, развитие наук, расширение книгопечатания, создание в конце петровского правления Академии наук – все это содействовало укреплению новой, светской культуры. Русское искусство выходит на общеевропейские пути развития, отказываясь от средневековой замкнутости, но не порывая с вековыми национальными традициями. Вариативность знакомства русских с европейским искусством: приглашение западных художников в Россию, приобретение европейских произведений искусства, обучение наиболее способные мастера в заморских странах как пенсионеров, за государственный счет. Первые посланцы – художники братья Никитины, М.Захаров, Ф.Черкасов, А.Матвеев. Остальные обучались по старинке, в традициях Оружейной палаты, при Санкт-Петербургской типографии, при Кунсткамере. 1724 г., указ Петра об учреждении «Академии», при которой существовало художественное отделение, где главное внимание уделялось рисунку, гравюре, практическим задачам насущного характера. 1748 г., художественное отделение расширено до классов архитектуры, скульптуры, живописи и перспективы. Новая конструктивная система в архитектуре. В 1703 г. был заложен город, ставший столицей Российской державы («Самый предумышленный город на свете» – Ф.М.Достоевский). План Петербурга с его регулярностью и симметрией, параллельно-перпендикулярным устройством улиц, застройкой по красной линии был новым по сравнению с древнерусскими городами. Город возник сначала как крепость и порт, поэтому Петропавловская крепость и Адмиралтейство были одними из первых построек. Свой образ Петербурга созидал опытный зодчий и строитель Доменико Трезини, главный архитектор города того времени, создавший Петропавловский собор, доминанту новой столицы; Петровские ворота Петропавловской крепости в честь победы России в Северной войне; Летний дворец Петра в Летнем саду.Новое по своему назначению и архитектуре здание первого русского музея – Кунсткамеры (Г.-И.Маттарнови, Н.-Ф.Гербель, Г.Кьявери и М.Земцов). Меншиковский дворец на Васильевском острове как новый тип усадьбы (сочетание нового каменного дворца, старого – деревянного, церкви и обширного регулярного сада позади постройки). Наряду с городскими усадьбами начинается строительство загородных резиденций вдоль Финского залива.Строительство частных жилых домов. Канцелярией от строений, возглавляемой Трезини, намечается возведение с помощью деревянных каркасов с забутовкой из глины и щебня мазанковых зданий: двухэтажные, как правило, строились уже каменные. Дифференцирование домов (по имущественному цензу), обязательные («образцовые») типы застроек, которые выходят фасадом на улицу и вместе с оградами и воротами создают единую линию улиц и набережных. Центр города – Адмиралтейская сторона, где от Адмиралтейской башни со шпилем тремя лучами отходят Невский и Вознесенский проспекты, Гороховая улица. Картина маслом на светский сюжет занимает главное место в живописи начала 18 в. Новые техника и содержание рождают свои приемы, свою систему выражения. Среди станковых картин, монументальных панно, плафонов, миниатюр предпочтительное место отводится портрету: камерному, парадному; в рост, погрудному, двойному. Исключительный интерес к человеку, характерный именно для русского искусства. В Преображенской серии портретов («портретах шутов») видно внимание к человеческому лицу (портрет Якова Тургенева), к реалиям быта («натюрморт» в портрете Алексея Василькова). Но по глубине пространства, лепке объема, анатомической правильности фигур «Преображенская серия» лежит в системе предыдущего столетия («заключительный аккорд древнерусской живописи»). 1716 год – год посылки первых русских художников за границу – начало новой художественной жизни России, связанной с новым, светским искусством. И.Никитин как основатель новой русской живописи, «персонных дел мастер», гофмалер (портрет племянницы Петра Прасковьи, портрет любимой сестры Петра Натальи Алексеевны, знаменитый портрет Петра в круге, изображение Петра на смертном одре). А.Матвеев – художник, обогативший отечественное искусство достижениями европейских живописных школ, первый из русских мастеров глава «живописной команды» Канцелярии от строений, руководит всеми монументально-декоративными работами, которые ведутся в Петербурге и его окрестностях. Вместе со своей командой он украшает живописными панно Сенатский зал Двенадцати коллегий, пишет иконы для петербургских церквей, создает станковые произведения («Автопортрет с женой» – поэтический образ дружественного и любовного союза). Конный монумент императора Петра I, образ полководца, триумфатора в традициях, начало которых лежит еще в памятнике Марку Аврелию – «взлет гения» Бартоломео Карло Растрелли, флорентийского мастера, воспитанного в традициях берниниевского барокко, работавшего и как архитектор, и как скульптор в разных жанрах: от «кумироделия всяких фигур» до строительства фонтанов и создания театральных декораций. Среди его наиболее известных работ: бюст А.Меншикова, внешне эффектный, величественный образ «прегордого Голиафа, герцога Ижорской земли»; портретный бюст Петра (типичное произведение барокко: композиция с подчеркнутой пространственностью и акцентом на множественности фактур, со светотеневыми контрастами пластических масс, образ целой эпохи); статуя Анны Иоанновны с арапчонком (расцвет монументальной русской скульптуры). Процесс становления светского искусства во всех его видах и жанрах к концу жизни Петра. Сумбур так называемой «эпохи дворцовых переворотов» вокруг русского трона после смерти Петра. Внутренняя нестабильность не могла не отразиться и на развитии искусства. Искусство середины 18 века. Два этапа развития искусства середины 18 в.: 30-е годы – мрачное время правления Анны Иоанновны, засилья иноземцев; 40-50-е годы – елизаветинское правление, некоторое смягчение нравов предыдущего времени, рост национального самосознания, поощрение всего отечественного, время русского барокко. Расцвет архитектуры 30-х-40-х годов связан с именем Ф.Б.Растрелли (дворцы Бирона, летний дворец Елизаветы Петровны, дворец М.Воронцова, Зимний дворец в Петербурге, комплекс Смольного монастыря). Московская архитектурная школа во главе с Д.Ухтомским. Триумфальные арки в честь выдающихся событий как синтез архитектуры, скульптуры и живописи (Троицкие, Адмиралтейские, Аничковские ворота). Создание барочного стиля в архитектуре не могло непосредственно не отразиться на живописи, прежде всего на монументально-декоративной, широко применявшейся во дворцах и церквях Растрелли и других архитекторов этого времени. Русский живописец А.Антропов, в чьем живописном почерке «архаизмы» сыграли роль большой художественной выразительности. Камерным портретам художника (статс-дамы А.Измайловой, М.Румянцевой, А.Бутурлиной) свойственны: поясное изображение, полуфигура и лицо максимально приближены к зрителю, колорит строится на контрастах больших локальных цветовых пятен. Антропов улавливает наиболее существенное в своих моделях, и потому его портреты удивительно жизненны. Парадный портрет Петра III – шедевр, в котором дворцовая обстановка, парадные регалии оказываются в контрасте с жалкой в своей напыщенности уродливой фигурой императора. «Мозаичных дел мастер», или Влияние М.Ломоносова на искусство середины века. Изобретение цветных смальт для мозаик, не уступающих по красоте итальянским. Мозаики «Полтавская баталия», портреты Петра I и Елизаветы Петровны как могучее средство монументальной пропаганды высоких патриотических идей. Искусство второй половины 18 века – периода расцвета абсолютной монархии в России, могущества русского дворянства и… надвигающегося кризиса (восстание Пугачева, «вольтерьянство» просвещенных дворян, увлечение масонскими и тираноборческими идеями). Быстрый взлет русской художественной культуры, формирование целого поколения мастеров, представленного крупными творческими индивидуальностями. Основание по инициативе И.Шувалова и М.Ломоносова Академии художеств (1757), первого (на долгие годы единственного…) и крупнейшего художественного центра, определившего пути русского искусства на протяжении всей второй половины столетия. Изучение великих мастеров прошлого, античности – основа художественного образовании в Академии. Ведущее направление – классицизм (что характерно и для европейских академий) с его благородными идеалами, высокопатриотическими, гражданственными идеями служения отечеству, восхищением внутренней и внешней красотой человека (философия просветительства, движения, возникшего в Англии и во Франции). Пенсионерство как художественное сотрудничество, принесшее русским мастерам быстрое европейское признание. Иностранцы – уже не мэтры-учителя, а мастера, чье место в русской художественной среде зависит от их собственных дарований. В.Баженов – величайший мастер русского классицизма, художником необычайной фантазии, оказавшим огромное влияние на развитие не только практического зодчества, но и архитектурной теории. И это при том, что большинство его проектов даже не было осуществлено. Проект Кремлевского Дворца (реконструкция всего Кремля), ансамбль Иоанновской площади, ансамбль в Царицыне, замысел реорганизации Академии художеств, организация картинной галереи, создание «Модельного дома» как основного проектного центра Москвы и центра русской теоретической мысли в архитектуре, участие в переводе Витрувия, обращение к древнерусскому наследию – далеко не полный перечень сфер интересов В.Баженова, с чьим творчеством как архитектора связывается становление и утверждение классицизма. М.Казаков (здание Сената, церковь Филиппа Митрополита) и И.Старов (Троицкий собор Александро-Невской лавры, Таврический дворец) – выдающиеся русские зодчие, вместе с Баженовым участвовавшие в процессе становления русского классицизма. Расцвет русской скульптуры, связанный с именами Гордеева, Козловского, Щедрина, Прокофьева. Наивысшие достижения в скульптуре принадлежат Ф.Шубину, земляку Ломоносова, прибывшего в Петербург уже художником, постигшим тонкости костерезного дела. Бюсты А.Голицына (сложный абрис и разворот головы и плеч, трактовка разнофактурной поверхности, тончайшая моделировка лица и более свободно-живописная – одежды – все напоминает приемы барокко), П.В.Завадовского (резкость поворота головы, пронзительность взора, аскетичность всего облика, свободно развевающиеся одежды – метод трактовки предвещает эпоху романтизма),Ломоносова (сложная многогранная характеристика образа, лишенная всякой официальности и парадности, живой ум, энергия, сила в облике, разные ракурсы, дающие разные акценты). Исторический жанр живописи, как наиболее последовательно воплотивший принципы классицизма. Трактовка античных и библейских сюжетов, национальной истории соответственно гражданственным и патриотическим идеалам просветительства в творчестве: А.Лосенко – выпускника и первого русского профессора класса исторической живописи Академии, автора «Владимира и Рогнеды» – картины с театрально-условным характером (при всей декламационности и патетике в ней много искреннего); Г.Угрюмова, основной темой произведений которого являлась борьба русского народа с иноземными завоевателями («Торжественный въезд в Псков Александра Невского», «Взятие Казани»). Жанр портрета как наиболее успешный в живописи второй половины 18 в. Ф.Рокотов («Портрет великого князя Павла Петровича», «Портрет девочки Юсуповой»), создавший некий портрет-тип, соответствующий гуманистическим представлениям передовой дворянской интеллигенции о чести, достоинстве, «душевном изяществе». Д.Левицкий – величайший художник 18 века, создатель парадного портрета (портрет архитектора А.Кокоринова, серия портретов воспитанниц Смольного института – «смолянок», объединенных темой юности, искрящегося веселья, особой жизнерадостности мироощущения), великий мастер камерного портрета (портрет М.Дьяковой как образ раскрывающейся жизни), автор репрезентативного портрета «Екатерина II – законодательница в храме богини Правосудия», где императрица представлена «первой гражданкой отечества», служительницей законов.В.Боровиковский, мастер портрета, в котором выражены черты нового направления в искусстве – сентиментализма (портрет О.Филипповой, говорящий об интересе к тонким «чувствованиям»; гениальный портрет М.Лопухиной, напоенный тишиной и томностью). Бытовой жанр не получил развития в стенах Академии. Все, что было сделано интересного в этом жанре, было сделано без прямого участия Академии. Картина «Юный живописец» (И.Фирсов, 1760-е годы), изображающая маленькую девочку, под надзором сестры позирующую юному художнику как «первая ласточка» русского бытового жанра, в котором впоследствии работали М.Шибанов и И.Ерменев. Последняя четверть 18 в.: становление русского пейзажного жанра. Сочетание видового и декоративного начала, трехцветная схема, изображение окрестностей Петербурга, образ безмятежно ясной природы, архитектурные сооружения в качестве фона, пасущиеся стада, люди, находящиеся в единении с природой, созвучность идеалу сентиментализма – основные черты творчества родоначальника национального пейзажа С.Щедрина, первого профессора-руководителя пейзажного класса Академии художеств. Дальнейшее развитие русского пейзажного жанра: от мастера акварельного пейзажа и батальных сцен М.Иванова и родоначальника городского пейзажа Ф.Алексеева до величественного, классицистического Ф.Матвеева с его стремлением создать глубоко прочувствованный образ русской природы. Развитие русской архитектуры и изобразительного искусства 18 века по законам Нового времени. Непростой путь освоения законов общеевропейского развития в минимально короткие сроки, достойное место русской светской художественной культуры среди европейских школ при сохранении своей специфики и создании собственной системы в жанровом и типологическом отношениях.

Тема 14. Искусство России 19 века. 1. Искусство России первой половины 19 века.2. Искусство России второй половины 19 века.

1. Искусство России первой половины 19 века.В истории культуры России девятнадцатый век занимает особое место. Это век небывалого взлета русской культуры, век, когда Россия выдвинула гениев во всех областях духовной культуры — в литературе, живописи, музыке, науке, философии, культуре и т.д. Россия 19 в. внесла огромный вклад в сокровищницу общечеловеческой культуры. В 19 в. завершился процесс складывания русского литературного языка и формирования национальной культуры. Именно в 19 в. российская художественная культура стала классической, имеющей значение бессмертного образца для всех последующих поколений людей. Если в экономическом и социально-политическом развитии Россия отставала от передовых европейских стран, то в культурных достижениях она не только шла вровень с ними, но во многом опережала их. В мировой фонд культуры Россия внесла замечательные произведения литературы, живописи, музыки. Подъем русской культуры был столь велик, что позволяет называть эту эпоху золотым веком русской культуры. Многое изменилось по сравнению с 18 в. в изобразительных, пластических искусствах. Возросли общественная роль художника, значимость его личности, его право на свободу творчества, в котором теперь все более остро поднимались социальные и нравственные проблемы. Официальным направлением в живописи первой половины 19 в. был классицизм. Достижениями академического классицизма были глубокое знание европейской культуры прошлого, прекрасное владение рисунком, высокое мастерство в создании композиции. С картины К.П. Брюллова (1799—1852) «Последний день Помпеи», являющейся ярким примером академической школы, начался расцвет русской живописи. Идейное содержание картины сложно. Автор стремился воплотить образ жестокого деспотизма, показать человека перед лицом величайшего испытания, перед лицом смерти. В замечательных портретах современников художника О.А. Кипренского (1782—1836) отразилось влияние романтизма и.в то же время в них наглядны элементы реализма, взгляд на человека как на независимую личность. А.Г. Венецианов (1780—1847) — первый русский живописец, который смог порвать с академической тематикой и ввести в свои картины русские сюжеты: «Гумно», «Крестьянка, чешущая шерсть», «Крестьянка с грибами», «Помещица, занятая хозяйством». Поэтические, немного идеализированные образы крестьянской жизни неразрывно связаны в картинах Венецианова с передачей неброской красоты среднерусской природы. Произведения художника были по своему содержанию национальными, русскими, хотя не стали подлинно реалистическими. Основоположником реализма в живописи стал П.А. Федотов (1815—1852)— создатель картин «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», «Сватовство майора», «Анкор, еще анкор!», «



2015-12-13 1211 Обсуждений (0)
Смысловой модуль 3. История отечественного искусства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Смысловой модуль 3. История отечественного искусства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1211)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.019 сек.)