Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Освещение и архитектурная форма



2015-12-13 1358 Обсуждений (0)
Освещение и архитектурная форма 0.00 из 5.00 0 оценок




Эстетическое формирование световой среды города и световой архитектуры объектов происходит через взаимодействие искусст­венного света с архитектурной формой в четырех основных категориях (пространство, объем, пластика, цвет), в результате которого об­разуются светопространство, светоформы, светопластнка и светоцвет с иными, чем днем, визуальными качествами.

Городские пространства подразделяются по функ­циональному признаку на транспортные и пеше­ходные с дифференциацией пешеходных про­странств па три типа, учитывая требования к ви­димости и различимости объектов в пределах ос­вещенного пространства.

Другие категории архитектурной формы — объем, пластика и цвет — характеризуют матери­альные объекты, физически формирующие город­ские пространства (здания, сооружения, земля, малые формы, деревья и т.п.). Эти формы можно подразделить на искусственные и природные (ландшафтные). Художественные ка­чества объектов выявляются, установками архитектурного осве­щения, но случайная засветка фасадов осветительными установками, предназначенны­ми для других целей, приводит обычно к случай­ным эффектам и нежелательному искажению их облика.

Зрительная трансформация архитектурной формы происходит с помощью ос­вещения за счет изменения восприятие пространства по трем его координатам. В ограниченном по размеру светопрост­ранстве, с высокой светонасыщенностью, не воспринимаются параметры неосвещенного пространства. Пеше­ход, двигающийся из темноты в освещенную зону и адаптирующийся к ее яркости, почти не оцени­вает пространственные качества темного окруже­ния. Последнее обстоятельство является важным стимулом побуждения и приемом организации движения в ночном городе. По характеру зритель­ной адаптации это - полная противоположность условиям дневного «тотального» («космического») освещения, когда дале­кое и близкое, главное и второстепенное, крупное и мелкое, цветное и ахроматическое представлено равноценно, а человек ощущает себя эгоцентриком, равноудаленным от горизонта как естественной границы видимого пространства, имеющего структурно единое световое поле с постоянным на­правлением света сверху. Есть существенная раз­ница в структуре этого поля в солнечный и пас­мурный день, но глобальное распределение свето­вого потока — сверху — остается неизменным.

Искусственное освещение городской среды, т.е. городских пространств, формирующих их объек­тов и поверхности земли фрагментарно, осуществляется множе­ством источников света, являющихся первичны­ми излучателями, и отражающих свет поверхнос­тей, рассматриваемых в качестве вторичных из­лучателей, с различной яркостью, цветностью, светораспределением и кинетикой излучения. Каждый из первичных источников образует све­товое пространство, которое можно назвать эле­ментарным светопространством(рисунок 2.3) с более или менее четкими границами, которые прочиты­ваются на земле и при определенных условиях в воздухе как световые конусы, сферы, цилиндры и т.п. (световой поток в определенном телесном угле при пониженной прозрачности городского воздуха — при дожде, снеге, пыли, смоге, тумане и т.п.). Форма и размеры такого светопространства могут быть охарактеризованы, в частности, фотометрическим телом создавшего его осветительно­го прибора. Каждое элементарное светопространство, оптически сливаясь с соседними (при их на­личии), образует более сложное по структуре ути­литарное пространствос разной сте­пенью неоднородности по всем трем координатам, которая может регламентироваться неравномер­ностью распределения освещенности на земле или в пространстве, — непрерывное в пределах линей­ных планировочных элементов (улиц), дискретное на отдельных участках территории (на площадях, в жилых дворах и парках) или «лоскутное» — пре­рывно-непрерывное, каковым является светопро- странство в пределах города. Его рисунок прочи­тывается по освещенным фрагментам земли, по «световым тоннелям» улиц на «световом плане» города, воспринимаемом с высоко расположенных видовых точек, с авиалайнеров и спутников.

 

«Элементарные» светопространства «Утилитарные» светопространства

 

Рисунок 2.3 – Оптическое формирование дискретных и линейных светопространств в транспортных и пеше­ходных зонах города путем объединения «элемен­тарных» светопространств в «утилитарные»

 

Реаль­ное архитектурное светопространство вместе с утилитарным светопространством включает и эф­фекты вторичных излучателей — освещенных объектов, которые формируют трехмерную сре­ду – зданий, сооружений, деревьев и т.п. (рисунок 2.4). Зрительно они наиболее значимы при эстетической оценке среды, чем первичные излучатели, хотя их «удельный вес» характеризуемый фотометртческими параметрами создаваемого светового поля, обычно меньше, чем «вес, уличных светиль­ников. В создании освещения есть оптическое формирование городского ар­хитектурного пространства с прогнозируемыми светокомпозиционными параметрами.

Акцент на пространственных параметрах све­товой среды не случаен по двум причинам. Во-первых, город характерен прежде всего простран­ственными впечатлениями, получаемыми в дви­жении во времени, хотя в непосредственном вос­приятии материальные структуры обычно пер­венствуют, что отражается в чувственной конк­ретности архитектурно-художественного образа: образ памятника, здания, сооружения. Результаты архитектурного труда должны помогать человеку ориентироваться в простран­стве. Во-вторых, на практике изучение эффектов света в пространстве относилось, главным образом, к архитектуре интерьеров, а городское простран­ство с точки зрения его композиционных особен­ностей не было предметом архитектурных, свето­технических и психологических исследований и творческих экспериментов. До сих пор все внима­ние уделялось освещению фасадов объектов, т.е. созданию выра­зительных светоформ. Городские светопростран­ства в большинстве своем стихийно формируют­ся как утилитарные части проектов освещения улиц, дорог, площадей, пешеходных участков.

 

 

 

Рисунок 2.4 – Оптическое формирование архитектурного светопространства путем освещения фасадов «ог­раждающих» его элементов (зданий, сооружений, деревьев) и включения в него утилитарных светоп- ространств

 

Утилитарные светопространства должны быть частью комплексного решения ар­хитектурного светопространства. Искус­ственная световая среда города может рассмат­риваться как объединение множества светопро­странств, образуемых светящими элементами и отражающими поверхностями освещенных ими объектов и земли.

Две главные составляющие световой среды — «наполненное» светом пространство (светопространство) и освещенные объекты (светоформы) пока весьма случайно «состыковываются» в проектах и в реальности по своим композицион­ным показателям из-за отсутствия методики и не­достатка критериев их фотометрической и художе­ственной гармонизации. Сегодня регламентиру­ются, исходя из требований видимости, не компо­зиционные параметры городских пространств, а некоторые, количествен­ные параметры освещения дорожных покрытий и фасадов объектов, а также неравномерность осве­щения как элементарный показатель его качества. Сложные взаимосвязи между условия­ми адаптации глаза в пределах пространства пре­бывания человека с той или иной структурой све­тового поля и яркостными, цветовыми, светокинетическими, светомасштабными характеристиками материального окружения применительно к гра­достроительным ситуациям практически очень мало исследовались.

В национальных нормах многих стран регла­ментируемые параметры наружного освещения весьма элементарны и определяются, в основном, утилитарно-гигиеническими минимумами по уровням освещенности или яркости для определен­ной зрительной функции. На практике встречает­ся также зрительно ощутимая цветовая и масш­табная дифференциация между разнотипными светоиространствами. Например, в городах Фран­ции, Испании, США некоторые репрезентативные пешеходно-общественные пространства подчерк­нуто выделены интенсивным белым светом на фоне желтого освещения транспортных зон и ин­дивидуализированным дизайном элементов осве­тительных установок, дополненным архитектур­ным освещением фасадов зданий.



2015-12-13 1358 Обсуждений (0)
Освещение и архитектурная форма 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Освещение и архитектурная форма

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1358)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)