Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные компоненты формирования искусственной световой среды города



2015-12-13 1478 Обсуждений (0)
Основные компоненты формирования искусственной световой среды города 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Вечерняя световая среда города зависит от качества и взаимодействия различных осветительных установок, сосуществу­ющих и одновременно действующих в городском пространстве, во-первых, между собой, во-вто­рых, с урбанистической основой среды при «оце­ночно-потребительском» участии человека. Это достигается с помощью светокомпозиционной мето­дологии проектирования, основанной на традиционных средствах и принци­пах гармонизации архнтектурно-градостроительной формы и на широких возможностях ее зрительной трансформации средствами искус­ственного освещения с учетом специфических осо­бенностей, которые существуют в вечернем городе.

Выделяют четыре компонента среды: архитектурно-градостроительный, функциональный, светотехнический и зрительный. Два первых — представляют константную урбанистическую основу среды, два других — светотехнический и зрительный изменяющиеся факторы, которые и вносят специфику, отличающую искусственную световую среду от дневной: это — системы искусственного ос­вещения, которые модифицируются во времени гораздо быстрее, чем константная объёмно-пространственная структура среды и протекающие в ней функциональные процессы. Эти компоненты обладают характерной кинетикой, светораспределением и спектром и зависят от зрительной оценки челове­ка, поэтому в условиях нестабильной (ночной-суме­речной-дневной) адаптации теряют смысл.

Архитектурно-градостроительный компонент – материально-пространственная первооснова свето-цветокомпозициониой системы, сохраняющаяся и в ночных условиях. Во-первых, в каждом городе эта первооснова имеет свои осо­бенности — структурно-планировочные, истори­ко-культурные, архитектурно-стилевые, ландшафтно-климатические. Во-вторых, в темное время суток освещаются не все террито­рии, пространства и объекты города как днем, а лишь функционально используемые или компо­зиционно необходимые их фрагменты.

При искусственном освещении эти градо­строительные особенности могут получить раз­личную визуальную интерпретацию. Акцент в масштабе города или его центра, планировочной зоны или района может быть сделан, например, на выявлении освещением структуроформнрующих систем магистралей, общественных центров и озеленения (по И.М. Смоляру) или на светофункциональном зонировании, на визуализации той или иной системы ориентации в городе — ли­нейно-осевой, основанной на объемны ориенти­рах, или на особых пространственных впечатле­ниях (по А.В. Иконникову). имеющейся в ре­альной планировочной ситуации или создавае­мой светом в вечернем городе. Световую компози­цию в определенной степени можно увязать с ко­лористической системой (например, по А.В. Ефи­мову), если она есть или предусматривается, или с морфологией застройки города. Искусственное освещение, осуществленное с уче­том ассоциаций с естественным, может отличать северные города от южных — ведь контрасты, цветность и кинетика дневного света, колорит пейзажа и архитектуры в этих регионах различ­ны. Горы, холмы и акватории могут использовать­ся как выразительный ландшафтный лейтмотив или объединяющий фон в формировании свето­вых ансамблей и светопанорам. «Возраст» города в целом или контраст его исторического центра и современных окраин, насыщенность достоприме­чательными объектами или его функциональная «специализация» (столица, порт, курорт, город науки) в той или иной мере могут образно отра­жаться выбором соответствующих светокомпозиционных приемов и светотехнических средств, получая свое, характерное зрительное «звучание». В любом случае в основе общего концептуально­го светоурбаннчтического решения, которое необ­ходимо в любом стратегическом планировании, должна быть определенная система взаимосвя­занных задач, принципов и критериев и опреде­ленный системный подход к их решению, вопло­щенный в методике проектирования.

Четыре направления использования художественного света в градостроительстве: выявление освещением пла­нировочной структуры города (Вена); решение средствами светопространственной структуры главных архитектурных ансамблей (Париж); применение света в качестве гида, выявляющего и объединяющего архитектурные памятники на фоне визуально неорганизованного окружения (Рим); акцентирование светом общественно-поли­тического и (или) делового центра города в контра­сте е темными окраинами (Вашингтон) (Н.М. Гусев и В.Г. Макаревич начало 70- х годов XX века).

Иные градостроительные классификации по существующему состоянию городской среды в го­родах и проектные предложения в этой области появились позже.

Сложная архитектурно-градостроительная форма подразделяется на основные категории — пространство, объем, пластика, цвет — для де­тального анализа особенностей их взаимодей­ствия с искусственным освещением.

Функциональный компонент отражает константное содержание среды, практически не изменяющееся при переходе от дня к ночи, и обознача­ет различное назначение участков и объектов городской среды. Он ха­рактеризуется количественными и качественными па­раметрами освещения го­родских территорий, пространств и объектов, рассчитанного на зрительное восприятие людей, находящихся непосредственно в городской среде, т.е. пешеходов, и в закрытых микропространствах транспортных средств (водителей и пассажиров). Интересы людей, наблюдающих ночной город из интерьеров зданий, учитываются пока в мини­мальной степени. Создаваемые светопространства под­разделяются на два основных вида — транспорт­ные и пешеходные.

 


 

Рисунок 2.1 – Системы функционального освещения в транспортных и пешеходных пространствах: А, Б - высо­комачтовая. В - обычная (Я. Керсале, Шербург) и Г - парапетная - в транспортных зонах; Д — торшеры (Р. Нарбони, Нант). Е - бра (Д.Н. Щспетков. МАрхИ) — обычная. К — газонная и И — встроенная — в пе­шеходных зонах

 

Транспортные светопространства имею­т четкие функции и очертания, главная зада­ча – обеспечение необходимой видимости для водителей на транспортных пространствах с учетом скорости и интен­сивности движения транспорта (рисунок 2.1). К транспортным пространствам относятся проезжие части улиц, дорог, на­бережных и площадей, транспортных перекрест­ков, развязок и открытые автостоян­ки со своим режимом освещения. Эта задача ре­шается созданием системы утилитарных светопространств с помощью установок функциональ­ного уличного освещения. Требования и параметры к ним регламенти­руются национальными и международными нор­мами, стандартами и рекомендациями, в России — на основе иерархической классификации магист­ралей, улиц и площадей по СНиП (категории А— Б —В, соответственно, городского, районного и ме­стного значений). Сопутствующие задачи освеще­ния в транспортных зонах — улучшение ориента­ции в пространстве и эстетика окружающего ноч­ного пейзажа (для водителей и пассажиров) — ре­шаются пока косвенно, в основном, установками архитектурного освещения и световой информа­ции.

Пешеходные светопространства имеют более слож­ную структуру функций и объемно-планировоч­ных решений, но практически, этому уделяется меньше внимаеия чем транспортным зонам. Для реализации идей экологического, «гуманистичес­кого» освещения предусматривается вторичное, внутривидовое разделение всех городских пеше­ходных пространств на три типа — общения, дви­жения и отдыха.

Светопространства общения — наиболее важные в смысловом и композиционном отноше­ниях освещаемые пешеходные участки города в структуре его общественных центров и предпри­ятий обслуживания разного иерархического ран­га. По характеру поведения людей, посещающих эти объекты, светопространства общения занимают уз­ловое положение между линейными, динамичны­ми светоиространствами движения и дискретны­ми, статичными светоиространствами отдыха. Эта среда эф­фективного социального общения. Она имеет определенную локализацию в город­ском пространстве и развитые композиционные связи с окружением. Важное значение в этой сре­де придается содержательности и форме визуаль­ной информации и эстетике формирующих ее эле­ментов. В ней зрительно важна трехмерность архитектурно-пространственной формы, которая в темное время достигается освещением, выявляю­щим пластическую, фактурную и цветовую обра­ботку как горизонтальных (поверхность земли, площадок, по В.Т. Шимко), так и вертикаль­ных («ограничения» — фасады зданий, сооруже­ний, зеленые насаждения) поверхностей.

Светопространства движения это освещае­мые пешеходные пути, часть системы городских коммуникаций, играющих основную роль в формировании целостного образа. Как и транспортные светопространства, они имеют ли­нейный, технологичный характер, но человечес­кий масштаб, и являются частью городского пространственно-планнровочного «каркаса». В боль­шинстве случаев они сосуществуют параллельно с транспортными светопрострапствами в виде тротуаров на улицах и площадях. Для находящихся в их пределах пешеходов весьма существенна ви­димость на определенных расстояниях, оценка этих расстояний в глубину, особенно в «призем­ном», «обитаемом» слое пространства, а также по ходу движения, общая ориентация в пространстве и связанное с ними чувство безопасности. Здесь более широко, чем в других типах пространства, применяется «неархитектурная» визуальная ин­формация в виде световых указателей, табло, зна­ков, символов.

Светопространства отдыха(освещаемых локаль­ных участков в рекреационных зонах, на озеле­ненных территориях, в жилых дворах) — созда­ние в их пределах зрительных условий, обеспечи­вающих свободное, преимущественно индивиду­альное, общение между людьми и непосредствен­ные контакты с природой. Необходимые для от­дыха визуальная изолированность от окружения и благоприятная психологическая атмосфера мо­гут быть созданы вечером оптически - решением освещения с камерным масштабом дискретных светопространств и декоративной живописнос­тью статичной по характеру ландшафтно-световой композиции. Чтобы нейтрализовать инстин­ктивное чувство боязни окружающей темноты, не­обходимо предусматривать визуальную связь со­седних светопространств отдыха или осуществ­лять их «перетекание» в светопространства обще­ния и (или) движения.

Светотехнический компонент рассматривае­мой среды относится к ее управляемым элементам. По сравнению с константной урба­нистической первоосновой он более мобилен, из­меняем во времени, в пространстве и по спектру. Его присутствие в городе определяется существу­ющим и непрерывно растущим уровнем развития энергетики и светотехнической науки, производ­ством электротехнической продукции и обще­ственным спросом на визуальный комфорт.

Специфика искусственной световой среды свя­зана с избирательностью пространств и объектов освещения и особенностями осветительных сис­тем. Она наглядно обнаруживается при сравне­нии ее с дневной средой.

Освещаемые простран­ства в ночном городе (светопространства) диск­ретны, тьма (физическое трехмерное простран­ство) — непрерывна. Днем материальный мир планеты Земля погружен в мир космического (солнечного) света, физическое пространство и светопространство (световое поле) — синонимы, они непрерывны и в зрительном восприятии не­разрывны. В ночном городе, особенно в безлунные ночи, господствует космическая тьма, при кото­рой существует явггое противоречие между «вижу» и «знаю» («помню»), поэтому все окруже­ние воспринимается драматичнее. Сложная структура искусственно создаваемого электричес­кими источниками светового поля не имеет ана­логов в природе. Оно характеризуется общим низ­ким уровнем освещенности (или светонасыгцен- ности) пространства при наличии в поле зрения того или иного количества источников света раз­ных угловых размеров с различной, в том числе чрезмерной, яркостью, с высокими контрастно­стью и неоднородностью освещения, с разнооб­разным наггравленггем световых потоков разной интенсивности и цветности излучения, сложным тенеобразованием и стихийной светодннамикой. Распределение яркостей в поле зрения является решающим фактором визуального восприятия. Небо, почти всегда чуть ли не самый темный эле­мент видимой среды, занимает нередко большую часть поля зреггия. что в итоге и определяет слож- ные, нестабильные условия адаптации глаза при постоянном визуальном поиске объектов различе­ния. Вместо господствующих днем позитивных силуэтных кадров с отрицательным контрастом (темные объекты на светлом фоне неба) вечером освещением создаются негативные положитель­ные контрасты (светлые объекты на темном фоне). Разноспектральный свет усиливает нео­днородность световой среды, а в случаях хромати­ческого излучения источников с плохой цветопе­редачей. например, широко применяемых натри­евых ламп, наоборот, делает ее зрительно гомо­генной.

 



2015-12-13 1478 Обсуждений (0)
Основные компоненты формирования искусственной световой среды города 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные компоненты формирования искусственной световой среды города

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1478)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)