Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Непродовольственных товаров




Товароведение товаров однородных групп

 

Конспект лекций

Часть 2 «Товароведение непродовольственных товаров»

 

 

Мурманск

 

 

Составитель: Марченко И.С. Товароведение товаров однородных групп: конспект лекций, часть 2. – Мурманск: МГТУ, 2016. –

 

Конспект лекций подготовлен для направлений 38.03.06 (100700.62) «Торговое дело» и 38.03.07 (100800.62) «Товароведение» в соответствии с учебными планами от _____________ и рабочими программами, утвержденными ______________ г.

 

Рецензент: Баюкова Н.П., доцент, канд. экон. наук, доцент кафедры экономики Института экономики, управления и права

 

 

Конспект лекций рассмотрен на заседании кафедры экономики Института экономики, управления и права и рекомендован к изданию и использованию в учебном процессе.

 

 

Протокол заседания кафедры от «___» ___________ 2015 г.

 

 

Зав. кафедрой ______________________ В.М. Кузьменко

 

© Мурманский государственный технический университет, 2016


 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ………………………………………………………………  
Раздел 1. Теоретические основы товароведения и экспертизы непродовольственных товаров  
Лекция 1. Товароведная и торговая классификация; особенности ассортиментной политики непродовольственных товаров  
Лекция 2. Потребительские свойства; технологический жизненный цикл непродовольственных товаров  
Лекция 3. Основы экспертизы непродовольственных товаров  
Раздел 2. Товароведение и экспертиза отдельных групп непродовольственных товаров  
Лекция 4. Изделия из пластических масс: классификация, характеристика ассортимента, требования к качеству, упаковке, маркировке, транспортированию и хранению. Экспертиза качества  
Лекция 5. Товары бытовой химии: классификация, характеристика ассортимента, требования к качеству, упаковке, маркировке, транспортированию и хранению. Экспертиза качества  
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

 


 

 

 

Раздел 1

Теоретические основы товароведения и экспертизы

Непродовольственных товаров

Лекция 1

Товароведная и торговая классификация;

Особенности ассортиментной политики

непродовольственных товаров

Непродовольственные товары – это продукты производственного процесса, предназначенные для продажи гражданам или субъектам хозяйственной деятельности, но не с целью употребления их в пищу человеком и (или) представителями животного мира. Данное определение дано в ГОСТ Р 51121-97 «Товары непродовольственные. Информация для потребителя. Общие требования».

Непродовольственные товары удовлетворяют самые разнообразные потребности — от использования предметов личной гигиены до сложной бытовой техники, автомобиля и др. Они предназначены для защиты человека от неблагоприятного воздействия окружающей среды на человека, а также для создания удобства, комфорта, обеспечения жизнеспособности и работоспособности, развития умственных способностей, досуга и др.

Товароведение непродовольственных товаров представляет собой дисциплину,предметом которой является потребительная стоимость непродовольственных товаров, то есть их способность удовлетворять личные и общественные потребности. Потребительная стоимость товара показывает, насколько он благодаря своим потребительским свойствам удовлетворяет конкретные потребности покупателя.

Цель дисциплины – изучение потребительских свойств непродовольственного товара и их сохранения на всех этапах товародвижения от места их производства до конечного потребителя.

Принципы товароведения непродовольственных товаров: безопасность, эффективность, совместимость, взаимозаменяемость и систематизация.

Безопасность – отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения товаром или услугой ущерба жизни, здоровью и имуществу граждан. Принцип безопасности должен соблюдаться и в отношении процессов упаковки, транспортировки, хранения, предреализационной подготовки товаров к продаже. Безопасность является основополагающим принципом товароведения и одновременно одним из обязательных потребительских свойств товара.

Эффективность – принцип, заключающийся в достижении оптимального результата в процессе производства, упаковки, хранения, реализации и потребления товаров при минимальных затратах.

Совместимость– пригодность товаров, процессов или услуг к совместному использованию, не вызывающему нежелательных последствий.

Взаимозаменяемость – пригодность одного товара для использования вместо другого в целях удовлетворения одних и тех же потребностей. Взаимозаменяемость товаров обусловливает конкуренцию между ними. Предпочтение отдается товару, имеющему наилучшее соотношение цены и качества.

Систематизация – принцип, устанавливающий определенную последовательность однородных и взаимосвязанных товаров, процессов и услуг. На его основе базируются классификация, идентификация, обобщение, кодирование и другие методы товароведения.

Очень часто в литературе, посвященной товароведению товаров, непродовольственные товары называют промышленными товарами. Данное понятие является морально устаревшим.

Ассортимент непродовольственных товаров насчитывает в настоящее время более 30 тысяч наименований изделий. Он включает в себя товары хозяйственного назначения и товары, предназначенные для создания комфорта, уюта человека, развития умственной деятельности. Существующий ассортимент непродовольственных товаров постоянно расширяется под воздействием научно-технического прогресса: появляются новые товары, а старые и морально-устаревшие уходят с рынка.

Ассортиментная политика – это целенаправленное управление товарной массой и ассортиментом товаров, а также общие намерения, возможности и основные направления, сформулированные высшим руководством торговой организации в области ассортимента. Задача заключается в том, чтобы, умело сочетая товарные ресурсы с рыночными запросами, разрабатывать и осуществлять такую политику, которая будет способствовать устойчивому продвижению товаров на рынок и росту их продаж.

Цель торговой организации в области управления ассортиментом – формирование реального и/или прогнозируемого ассортимента, максимально приближающегося к рациональному, для удовлетворения разнообразных потребностей и получения запланированного уровня прибыли.

Ассортиментная политика торговых предприятий обусловливается современными требованиями рынка, покупательским спросом, стратегией конкуренции, темпами производства и обновления непродовольственных товаров, доведением их до потребителей. Ассортиментная политика не является чем-то оторванным от стратегии предприятия, она вытекает из нее, определяется общим развитием и целями. Поэтому у предприятия, исходя из его конкурентной стратегии, должен быть документ, определяющий его ассортиментную политику. Общее положение об ассортиментной политике служит основой для дальнейшей работы с ассортиментом.

При разработке ассортиментной политики торгового предприятия необходимо:

- разработать стратегию предприятия;

- определить цели и задачи управления ассортиментом;

- выявить факторы внешней среды, оказывающие влияние на ассортимент товаров и их продажу;

- определить целевой рынок и целевых потребителей;

- изучить анализ спроса на товары;

- определить структуру ассортимента с ориентацией на спрос, предложение и сегмент потребителей.

Очень важную роль в формировании ассортимента товаров, учете их продаж играет классификация и система классификации, принятые в конкретном торговом предприятии.

Классификация– последовательное распределение множества объектов на отдельные классы, группы, виды и другие подразделения по наиболее общим признакам. В широком смысле слова под классификацией понимают процесс установления характеристик систематизированных групп. Классификацией также называют результат упорядоченного распределения объектов заданного множества на отдельные категории по наиболее общим характерным признакам, а под системой классификации понимают совокупность правил распределения объектов заданного множества на подмножества. Получаемые при этом делении подмножества называют классификационными группировками. Например, посуда – это множество; стальная или алюминиевая посуда – это подмножество, а материал, из которого изготовляется эта посуда, является одним из классификационных признаков этого подмножества.

Задачи классификации непродовольственных товаров:

- создание условия для планирования и учета товаров, составления заявок и заказов в торговле;

- содействие рациональной организации торговли;

- улучшение изучения потребительских свойств однородных групп товаров;

- выявление групповых характеристик качества товаров, формирование общих требований к ним;

- разработка общих методов испытаний, а также организация контроля за качеством товаров;

- оценка полноты каждого классификационного звена, определение направления развития ассортимента;

- внедрение автоматизированных систем управления (АСУ);

- организация рационального хранения товаров.

Известно, что товары обладают определенными признаками, с помощью которых их можно идентифицировать и классифицировать на устойчивые и четко различающиеся группировки. Благодаря этому можно делать выводы о свойствах товара, не прибегая к испытанию, оценке и проверке их качества в процессах производства, закупки и продажи, эксплуатации.

Одним из основных методов классификации является иерархический метод. Изучая товары, можно обнаружить, что они представляют собой совокупности сходных единиц с определенными общими признаками. Такие похожие между собой товарные единицы четко отличаются от других подобных и называются в классификации видами.

Вид товара является основной классификационной единицей и представляет собой классификационную единицу, имеющую определенное назначение и собственное название. Согласно этому определению, первым условием отнесения товара к виду является завершенность производства, а вторым условием – его назначение. Сравнение видов между собой показывает, что они могут быть объединены в группировки более высокого порядка, называемые подгруппами, группами, подклассами, классами и т.д. Такое расположение классификационных единиц в восходящий ряд, соподчиненный между собой, называют иерархическим методом классификации.

Признаки классификации подразделяются на основные и специфические. В основу классификации могут быть положены различные основные признаки, в зависимости от свойств товаров, способов их производства, условий потребления/эксплуатации.

Назначение товаров является важнейшим признаком, так как он определяет цель применения любого товара (например, одежда по назначению подразделяется на повседневную, модельную, домашнюю, спортивную, производственную).

Различают товары производственно-технического назначения и потребительские товары.

В свою очередь, товары производственно-технического назначения в зависимости от особенностей их использования подразделяют на средства труда (станки, машины, оборудование и др.) и предметы труда (сырье, основные и вспомогательные материалы).

Исходные материалы для производства являются обобщающим для многих товаров (например, металлическая посуда).

Процессы производства – например, обувь имеет механический и ручной способ изготовления; физико-химические свойства; конструкция (например, мебель рамочная и щитовая).

Половозрастное назначение – обувь по этому признаку делится на мужскую и женскую, девичью, школьную для девочек, для мальчиков, обувь для ясельного возраста, пинетки.

Модель – одно из конструкционных решений изделия или оригинальный вариант его оформления (фотоаппарат Kodak, Polaroid, ФЭД).

Фасон швейного или трикотажного изделия определяется тремя показателями: форма изделия (строгая или классическая, спортивная, фантазийная); силуэт одежды (прилегающий, полуприлегающий, свободный или прямой); покрой деталей.

Отделка изделия – например, посуда по виду отделки подразделяется на следующие классификационные подмножества: в зависимости от материала покрытия – оцинкованная, эмалированная или луженая посуда; в зависимости от вида обработки поверхности – шлифованная или нешлифованная посуда; в зависимости от вида украшения – живопись, деколь, штамп, печать.

Размерные показатели – деление по этому признаку происходит с учетом таких параметров, как форма, объем и масса. Размер одежды определяется полуобхватом туловища на уровне груди, а также обхватом бедер (для женщин) и обхватом талии (для мужчин).

Сезон использования – данный признак используется в классификации швейных товаров, меховых готовых изделий, верхней одежды, обуви и головных уборов. Так, например, одежда по сезону использования подразделяется на зимнюю, летнюю и демисезонную, а обувь – на зимнюю, летнюю, демисезонную и всесезонную.

Количество специфических признаков, используемых для классификации товаров, зависит от сложности товара, цели и глубины проводимой классификации.

Например, музы­кальные товары классифицируются по способу извлечения звука на щипковые, смычковые, ударно-клавишные, а духи, туалетная вода, дезодоранты и спреи – по типу запаха на мускусные, цветочные, фантазийные, восточные, ванильные, фруктовые, с запахом свежести и др.

Существует несколько различных классификаций непродовольственных товаров. В частности, классификация по отраслям народного хозяйства делит товары на две группы:

- товары легкой промышленности (ткани, трикотаж, обувь, изделия из кожи и кожзаменителей, меховые изделия и др.);

- товары культурно-бытового и хозяйственного назначения (мебель, инструменты, электробытовые товары, посуда, автомобили, мотоциклы, игрушки, спортинвентарь и др.).

Для изучения ассортимента потребительских товаров служит учебная классификация, которая предполагает их объединение в группы, характеризующиеся общностью происхождения, назначения, потребительских свойств и других признаков, что облегчает процесс изучения. По учебной классификации все непродовольственные товары подразделяют на девять классов, классы – на группы, группы – на подгруппы, подгруппы – на виды, виды – на артикулы. Классы непродовольственных товаров по учебной классификации:

- материалы для одежды и штучные текстильные изделия;

- одежда и головные уборы;

- товары культурного обихода;

- товары спортивного назначения;

- транспортные средства личного пользования;

- предметы домашней обстановки;

- товары хозяйственного и бытового назначения;

- предметы санитарной гигиены.

Торговая классификация имеет практическое назначение. В соответствии с ней различают следующие группы непродовольственных товаров: изделия из пластмасс; товары бытовой химии; стеклянные товары; керамические товары; строительные товары; бытовые электромашины и приборы; текстильные товары; швейные товары; трикотажные товары; обувные товары; пушно-меховые и овчинно-шубные товары; галантерейные товары; парфюмерия и косметика; ювелирные товары и часы; товары культурно-бытового назначения.

Также в торговой практике непродовольственные товары делят на комплексы:

1. хозяйственные товары: металлотовары (инструменты, посуда и др.), стеклянные и керамические товары (посуда, стройматериалы, минеральные вяжущие и др.), изделия из пластмасс, бытовые химические товары (моющие, лакокрасочные материалы и др.), мебель бытовая, стройматериалы;

2. нефть и нефтепродукты;

3. одежно-обувные: текстильные, швейно-трикотажные, кожевенно-обувные, пушно-меховые;

4. парфюмерно-косметические (парфюмерия, гигиеническая и декоративная косметика);

5.электротовары (провода, осветительные приборы, машины для стирки, уборки, приготовления и хранения пищи и др.);

6. культурно-бытовые: сложные электронные товары (телевизоры, видеомагнитофоны, фото- и кинокамеры), часы, спортинвентарь, транспортные средства, музыкальные товары, аудио- и видеокассеты, книги, игрушки и др.;

7.ювелирные товары;

8.галантерейные товары;

9.изделия художественных промыслов.

Количественные и качественные изменения, происшедшие на потребительском рынке за последние годы, привели к необходимости нового подхода к формированию торгового ассортимента непродовольственных товаров. Вместо товарно-отраслевого принципа формирования торгового ассортимента появился принцип его формирования по комплексам потребностей. Наиболее перспективной в настоящее время является классификация товаров по принципу их потребительского назначения. Близкие по назначению изделия объединяют в следующие потребительские комплексы, указанные в таблице 1.

Вслед за изменением самого принципа формирования ассортимента происходят изменения в построении торговой сети, в технологии торговых процессов, в методах продаж товаров и обслуживании покупателей.

Организация торговли непродовольственными товарами по потребительским комплексам предъявляет к коммерсантам повышенные требования.

Организация торговли по принципу потребительских комплексов – это не просто изменение группировки непродовольственных товаров, а переход торговли на более высокий уровень. Такой переход возможен только в условиях насыщения рынка товарами и увеличения числа магазинов и размеров их торговой площади.

 

Таблица 1 – Классификация непродовольственных потребительских товаров

Наименование потребительского комплекса Группы товаров
«Человек и его комфорт» Одежда: - швейная; - трикотажная; - меховая; - ткани
Обувь: - кожаная; - резиновая; - валяная; - спортивная
Ювелирные товары
Галантерейные товары
Часы
«Отдых, работа и развлечения» Транспортные средства
Игрушки
Школьно-письменные и канцелярские принадлежности
Пишущие машинки
Микрокалькуляторы
Культтовары: - радиоэлектронная аппаратура; - фото и кинотовары; - музыкальные товары
Товары для спорта и отдыха: - товары для спорта и туризма; - товары для рыбной ловли; - товары для охоты
«Гигиена человека» Парфюмерно-косметические товары: - парфюмерные товары; - косметические товары
«Жилище, благоустройство, ремонт и индивидуальное строительство» Товары для благоустройства жилища: - мебель; - ковры и ковровые покрытия; - бытовые светильники; - приборы для отопление и поддержания микроклимата
Товары для ремонта и индивидуального строительства: - строительные товары; - установочные товары; - проводниковые товары (системы); - инструменты; - средства бытовой химии для косметического ремонта и отделки жилища
Товары для ухода за жилищем и предметами домашнего и личного обихода: - товары для уборки жилища; - бельеобрабатывающие машины и принадлежности; - посудомоечные машины; - швейные и вязальные машины
«Домашнее хозяйство» Товары для хранения и приготовления пищи: - приборы для термической обработки пищи; - приборы и принадлежности для механической и ручной обработки пищевых продуктов; - кухонная посуда; - хозяйственная посуда; - холодильники и морозильники; - термосы и сифоны
Предметы для сервировки стола: - столовые приборы и принадлежности; - посуда столовая, чайная, кофейная
Средства бытовой химии по уходу за жилищем, предметами домашнего обихода и личного пользования: - средства бытовой химии по уходу за жилищем; - средства бытовой химии по уходу за предметами домашнего обихода; - средства бытовой химии по уходу за изделиями личного пользования из текстиля, кожи, заменителей кожи
«Сад, огород, личное подсобное хозяйство» Садово-огородный инструмент
Средства бытовой химии по уходу за садом, огородом и комнатными растениями

 

Классификация по потребительским комплексам позволяет проводить маркетинговые исследования в торговле. Исследование потребительских комплексов предполагает, с одной стороны, изучение развития самих потребностей, с другой – изучение конкретных форм и средств удовлетворения этих потребностей в определенных социально-экономических условиях.

Изучение потребительских комплексов может и должно стать одним из необходимых условий формирования ассортимента потребительских товаров в торговых предприятиях.

Наблюдения за продажей товаров по потребительским комплексам, показывают, что в этих условиях обеспечивается реализация альтернативного спроса, а также стимулирование импульсивного спроса. В результате продажа товаров значительно возрастает.

При таком изучении спроса легче установить, в чем нуждается конкретная группа покупателей, каковы их интересы, вкусы, каковы возможности магазина по удовлетворению их требований, почему покупатели отказываются от покупки некоторых имеющихся в магазине товаров. С большой достоверностью можно определить, какие потребности обследуемой группы покупателей не удовлетворяются; расширяются ли возможности удовлетворения их потребностей за счет продукции разных отраслей промышленности, вырабатывающих товары одного назначения.

Формирование ассортимента товаров должно строиться в расчете на удовлетворение нужд разнообразных потребностей.

В этих условиях важнейшими задачами являются:

- организация стабильных рынков сбыта,

- целесообразное распределение производства изделий по предприятиям, а товарной массы – по районам и торговым системам с учетом наиболее полного удовлетворения спроса населения.

Соответственно возрастают требования к информации о спросе, к уровню его изучения, прогнозирования и формирования.

Деление непродовольственных товаров на однородные группы не является застывшим и догматичным. Так, некоторые группы товаров вышли из массового обихода, например, шорно-седельные, щепные и обозные; некоторые группы видоизменились и расширились; целые подгруппы, выделенные в классификаторах как «прочие», стали играть более значительную роль, чем известные и описанные ранее товары.

Товарная номенклатура– перечень однородных и разнородных товаров общего или аналогичного назначения. Номенклатура товаров в торговом предприятии представляет собой упорядоченный список товаров с их полными и точными наименованиями, присвоенными классификационным группировкам, полученным в результате классификации.Единая товарная номенклатура облегчает взаимодействие работников торговых предприятий и позволяет избежать ошибок, трудностей в работе и возвращения товаров покупателями. Наименование товаров должно быть таким, чтобы его можно было использовать при оформлении документации. В хорошо разработанной номенклатуре товары с общими свойствами располагаются близко друг к другу. Имея хорошо разработанную номенклатуру товаров на предприятии, можно избежать значительного количества ошибок в работе предприятия, и это позволяет снижать уровень запасов товаров, рационально использовать товарный запас.

Общегосударственная классификация представлена в Общероссийском классификаторе продукции. Общегосударственная классификация продукции предназначена для обработки информации в автоматизированных системах с целью общегосударственного учета и управления экономикой. Применяется также в сфере стандартизации, статистики и маркетинговых исследований.

Общероссийский классификатор продукции (ОКП)– систематизированный свод кодов и наименований группировок продукции, построенных на основе иерархической системы классификации. Согласно ОКП вся продукция народного хозяйства делится на 98 классов. Каждый класс – на 10 подклассов, каждый подкласс – на 10 групп, каждая группа – на 10 подгрупп, а подгруппа – на 10 видов. Принято шестизначное цифровое обозначение продукции. Первые две цифры обозначают класс изделия; третья – подкласс; четвертая – группу; пятая – подгруппу; шестая – вид. Все вместе эти шесть цифр образуют высшую классификационную группировку, которая обусловливает особенности товара до вида. Продукция в полной ассортиментной номенклатуре обозначается десятью знаками, то есть к полной классификационной группировке добавляются еще четыре знака. Они могут обозначать регистрационный номер или обозначать внутривидовую характеристику товара. В томе 2 ОКП 005-93, например, продукция текстильной промышленности находится под кодом 90 0000; продукция культурно-бытового и хозяйственного назначения - под кодом 96 0000; кожаная обувь объединена под кодом 88 0000; меха, меховые и овчинно-шубные изделия – под кодом 89 0000 и т.д.

Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД)является основой системы мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности России и установления таможенных тарифов.. Она разработана на базе Гармонизированной системы и Комбинированной номенклатуры Европейского Союза. Согласно ТН ВЭД товары имеют девятизначный цифровой код. Он состоит из следующих элементов: первые шесть цифр обозначают код товара по Гармонизированной системе описания и кодирования товаров; седьмая и восьмая цифры – код товара по Комбинированной номенклатуре Европейского Союза; девятая цифра предназначена для детализации позиций с учетом интересов России.

Кодирование товаров – технический прием, позволяющий представить классифицируемый объект в виде группы знаков. Система кодирования максимально приспособлена к обработке на ЭВМ и дает следующие преимущества использования: упрощает составление коммерческих и таможенных документов; облегчает автоматизированную обработку; позволяет экономить расходы по классификации и учету внешнеторговых грузов; упрощает сбор, учет и сопоставление данных по внешней торговле, так как информация становится более доступной и надежной; упрощает обмен тарифными уступками между странами.

Штриховое кодирование товаров представляет собой чередование темных (штрихи) и белых (пробелы) полос разной толщины. Самый узкий штрих или пробел принимается за единицу толщины – модуль. Каждой цифре кода соответствуют два штриха и два пробела. Широкое распространение получил штриховой код EAN (European Article Numbering), разработанный Международной ассоциацией кодирования. В начале и конце кода находятся краевые удлиненные штрихи, которые указывают на начало и конец считывания кода. В середине кода расположены центральные удлиненные штрихи, предназначенные для визуальной проверки полноты записи кода. Код EAN может состоять из тринадцати (полный код) или восьми (сокращенный код) разрядов. 13-разрядный код EAN состоит из четырех частей: первая часть – это код страны, в которой находится банк данных об этом штрих-коде. Код страны присваивается централизованно ассоциацией EAN. При этом некоторым странам выделены диапазоны. Если код страны состоит из трех знаков, тогда следующий за ним код предприятия должен быть сокращен до четырех знаков. Вторая часть – код предприятия – изготовителя товара. Он занимает четыре или пять цифр и присваивается национальным органом страны по кодированию; третья часть – код самого товара (пять цифр), содержащий информацию о его регистрационном номере или потребительских свойствах. Его присваивает предприятие-изготовитель самостоятельно; четвертая часть – контрольное число (одна цифра). Служит для проверки правильности считывания информации сканером.

8-разрядный код EAN наносится на товары небольшого размера. В его структуру входят: код страны, где данный штрих-код зарегистрирован, код предприятия-изготовителя товара, контрольное число.

В России вопросами штриховой идентификации занимается Внешнеэкономическая ассоциация автоматизированной идентификации ЮНИСКАН (существует с 1992 года). Только ЮНИСКАН имеет право выдавать официальные регистрационные свидетельства российским пользователям системы EAN. Деятельность ЮНИСКАН охватывает следующие направления: внедрение передовой технологии кодирования на территории России; присвоение предприятиям регистрационного номера системы EAN; хранение банков данных по штриховому кодированию. ЮНИСКАН обслуживает предприятия и организации, действующие в различных сферах.

Покупая товар, наверное, каждый человек замечал, что он имеет кодирование в виде цифр или букв. Это называется артикул. Без него не может продаваться ни один товар, сегодня это обязательное условие для полноценного функционирования на рынке. Артикул товара - это элемент, который определяет тип и род изделия, он имеет специальные обозначения для кодирования.

Для обозначения артикула применяются цифры, различные названия и имена, отдельные буквы и сочетания букв (не дающие слов), цифры с буквами, названия с цифрами и другие комбинации. С течением времени условное обозначение настолько ассоциируется с товаром, что, называя артикул, имеют в виду товар со всеми его качественными особенностями и свойствами. Артикул присваивается товару только после того, как выявлена целесообразность его производства и на товар утверждены технические условия. Артикул указывается в прейскурантах, стандартах, счетах, договорах, товарных ярлыках, а в некоторых случаях на самом товаре.

В практике различают следующие системы артикулов: порядковую, смысловую и комбинированную.

Порядковая система заключается в том, что определенному перечню товаров (большей частью классифицированному по группам и подгруппам) даются номера по порядку (сквозная нумерация). Таким образом каждому виду и типу товара присваивается артикул-цифра, равная номеру его места в перечне. Положение не изменится, если артикулы вместо цифр будут обозначены буквами или названиями в алфавитном порядке. При такой системе отыскание любого артикула не представляет труда, поскольку артикулы расположены последовательно. Порядковая система рекомендуется для товаров с небольшой несложной и стабильной номенклатурой. Эта система наиболее распространена.

Смысловая система основана на том, что цифрам и буквам в артикулах придается определенное значение, благодаря чему артикул получает смысловое понятие. Эта система применяется при артикульном обозначении кожаной или резиновой обуви.

Описание видов обуви шифруется следующим образом: первые две цифры обозначают вид обуви и особенности модели, третья цифра - половозрастной признак, четвертая цифра - метод крепления и материал подошвы; первая буква - цвет верхнего товара, вторая - вид верхнего товара (лак, шевро, хром и др.). Таким образом, напр. артикул 4444 ЧШ расшифровывается так: 44 - туфли фигурного кроя на низком каблуке, 4 - женские, 4 - рантовые на кожаной подошве, Ч-черные, Ш - из шевро. При смысловой системе необходимо запомнить небольшое количество цифр и букв, из которых складываются артикул, и значение этих цифр и букв. Недостаток этой системы - известные трудности при отыскании заданного артикула. Система удобна для проверки и контроля.

Комбинированная система состоит в том, что первые две цифры в артикулах имеют смысловое значение, остальные показывают порядковое место товара в группе или подгруппе. Комбинированная система применяется в шелковых тканях и ювелирных изделиях. В шелковых тканях первая цифра артикула обозначает группу тканей, например: 1 - ткани из натурального шелка, 2 - ткани из натурального шелка с хлопчатобумажной пряжей, 3 - ткани из искусственного шелка и т. д. Вторая цифра в артикуле обозначает подгруппу ткани, напр. в группе тканей из натурального шелка: 1 - креповая, 2 - полотняная, 3 - сатиновая и т. д. Таким образом, артикул 1114 расшифровывается так: ткань из натурального шелка, крепового переплетения, место в подгруппе 14-е. Эта система, имея все достоинства смысловой, сохраняет также преимущества порядковой, поскольку артикулы расположены последовательно.

Чтобы грамотно формировать ассортимент товаров, грамотно управлять им, необходимо навести в нем порядок, т.е. систематизировать. Нет системы – нет порядка, нет порядка – нет контроля, нет контроля – нет управления. Все множество товаров в торговом предприятии должно быть структурировано и классифицировано, но не просто по наитию руководства, а исходя из общей концепции торгового предприятия и его позиционирования на рынке.

В условиях глобализации мировой экономики, процесса присоеди­нения России к ВТО (Всемирная торговая организация) возрастает значение государственного регулирования внешнеторговой деятель­ности, в том числе таможенного регулирования как одного из важней­ших ее элементов.

Внешнеторговая деятельность - это деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью. Основополагающим документом является Федеральный закон «Об основах государственного регулиро­вания внешнеторговой деятельности». Главный принцип — защита го­сударством прав и законных интересов участников внешнеэкономи­ческой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг.

Товар, пересекающий таможенную границу России, является объ­ектом таможенного оформления и таможенного контроля. В ходе тамо­женного контроля может назначаться таможенная экспертиза с целью установления страны происхождения, сырьевого состава, способа из­готовления, стоимости и др. Специалист с товароведными знаниями во многом может способствовать обеспечению эффективного проти­водействия нарушениям таможенных правил и преступлениям в тамо­женной сфере. Таможенная экспертиза, кроме того, является одним из барьеров защиты потребительского рынка страны от импорта не­доброкачественных, вредных, опасных, фальсифицированных и кон­трафактных товаров.

Только высококвалифицированный специалист в области товаро­ведения может осуществлять экспертную деятельность. Практически работающему таможеннику также важно уметь различать товары по комплектности, степени готовности к использованию, выделять их оценочные показатели, знать обязательные требования к ним и крите­рии таможенной оценки.

Инспектор таможенной службы контролирует безопасность ввози­мых грузов. Кроме того, инспектор должен знать требования к товару в рамках договора купли-продажи, перевозки, страхования. На этих этапах обращения материалы и изделия проявляют себя по-разному, и эти свойства для участников внешнеэкономической деятельности так же важны, как и те, которые проявятся у конечного потребителя.

Имеется различие в определении термина «товар» - в товароведении и таможенной практике.

В соответствии с Таможенным кодексом РФ (ст. 11) товары — лю­бое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, в том числе валюта, валютн<






Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4736)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)