Методика выявления и подсчета резервов в АХД предприятий
1. Резервымогут быть представлены как: 1) запасы ресурсов, которые необходимы для бесперебойной работы; 2) возможности повышения эффективности производства. Чтобы избежать терминологической путаницы, в дальнейшем мы будем употреблять термин «резервные фонды» как запасы ресурсов и термин «хозяйственные резервы» как возможности развития производства относительно достигнутого уровня на основе использования достижений НТП. Экономическая сущность резервов и их объективный характер могут быть правильно раскрыты на основе всеобщего закона экономии времени. Экономия времени с общественной точки зрения выражается в сокращении затрат живого и овеществленного труда, т.е. в более рациональном использовании материальных и трудовых ресурсов. С развитием НТП появляются новые возможности роста ПТ, экономного использования материалов, сырья и других ресурсов, т.е. источники резервов неисчерпаемы.
Для лучшего понимания, более полного выявления и использования хозяйственные резервы классифицируются по разным признакам.
С ускорением НТП ослабевает роль экстенсивных резервов, и усиливается поиск резервов интенсификации производства.
Явные. Необходимо навести порядок Таким образом, классификация резервов позволяет более глубоко понять сущность и организовать их поиск комплексно и целенаправленно. 2. Для подсчета величины резервов в АиДФХД используется ряд способов: прямого счета, сравнения, детерминированного факторного анализа, функционально-стоимостного анализа, математического программирования и др. Способ прямого счета: Δ, по сравнению с прошлым годом заготовлено 600 т сырья. Для производства 1-цы продукции требуется по норме 20 кг сырья. Значит, дополнительно будет получено 600т/20кг=30000 ед продукции. Или, из 1 т сырья выход продукции составляет 50 ед. Следовательно, использование дополнительного сырья позволит увеличить объем пр-ва пр-ции на 600т*50ед.=30000ед. ↑Q=∆Р/Рпл(возм) или ↑Q= ΔР*RОпл(возм.) ∆Р – доп. кол-во ресурсов или величина безусловных потерь ресурсов по вине предприятия; Рпл(возм) – расход плановый (возможный) на 1-цу пр-ции; RO – плановая (возм.) ресурсоотдача (материалоотдача, фондоотдача, ПТ и т.д.). Резерв увелич-я объема пр-ва за счет использования доп. кол-ва тр. ресурсов, ОПФ и т.д.: ∆Ч* ПТпл(возможный) = ↑Q; ∆ОПФ* Фотд пл(возможную)=↑Q Т.обр., способ прямого счета применяется для подсчета резервов в тех случаях, когда известна величина дополнительного привлечения или величина безусловных потерь ресурсов. Способ сравнения: ∆, для получения 1-цы пр-ции фактически затрачено 22 кг сырья при норме 20. Факт. Q = 400000 ед. отсюда видно, что перерасход на 1-цу =2кг, а на весь объем 2*400000=800т. В результате получено пр-ции на 800000кг/20кг=40000 ед. меньше. Это неиспользованный резерв хозяйства. Или, 800т*50ед/т=40000 ед. Т.обр, способ сравнения применяется для подсчета величины резервов в тех случаях, когда потери ресурсов или возможная их экономия определяется в сравнении с плановыми нормами или с их затратами на 1-цу пр-ции на передовых предприятиях. или Рф, Рпл – расход ресурса фактический и плановый (норма); Аналогично вычисляется резерв (↑Q) за счет ↓ затрат ресурсов на 1-цу пр-ции в связи с внедрением достижений науки и передового опыта. Способ факторного анализа (цепных подстановок): ∆, Q= Ч*ПТ ∆Qч=(Чв-Чф)*ПТф ∆Qпт = (ПТв-ПТф)*Чв или Qф=Чф*ПТф Qусл=Чв*ПТф ∆Qч=Qусл-Qa Qв=Чв*ПТв ∆Qпт=Qв-Qусл ∆Q=Qв-Qф Метод корреляционного анализа: с целью подсчета хоз.резервов полученные коэффициенты уравнения регрессии при соответствующих факторных показателях нужно умножить на возможный прирост последних: ↑Y=↑Xi*bi, ↑Y – резерв увеличения результативного показателя; ↑X – резерв прироста факторного показателя (Х) У=а+ 3,65*Х1+0,09*Х2+1,02*Х3-0,122*Х4+0,052*Х5, У – уровень рентабельности (%); Х1- материалоотдача, руб.; Х2- фондоотдача, коп.; Х3- ПТ, млн.руб./чел.; Х4- продолжительность оборота оборотных средств, дни; Х5 – уд.вес продукции высшей категории качества, %. Таблица Подсчет резервов повышения уровня рентабельности
Если предприятия достигнет запланированного уровня факторных показателей, то рентабельность повысится на 3,08%, в том числе за счет роста материалоотдачи на 1,09%, фондоотдачи – на 0,45% и т.д. Способы математического программирования позволяют оптимизировать величину показателей с учетом условий хозяйствования и ограничений на ресурсы и тем самым выявить дополнительные и неиспользованные резервы производства путем сравнения величины исследуемых показателей по оптимальному варианту с фактическим или плановым их уровнем. В задачах необходимо найти целевую функцию (max или min) при заданных условиях и ограничениях. Пример, пусть для изготовления mвидов продукции требуется nвидов сырья, при чем для производства i– го вида продукции требуется aijединиц сырья, запасы которого = Aj При реализации i – го вида продукции предприятие получает Пр = Пi Если предприятие выполнило намеченную программу по всей номенклатуре изделий и на его складе имеются сэкономленные мат. ресурсы, необходимо составить план дополнительного выпуска продукции, при котором предприятие получит maxприбыль.
aij – расход сырья j-го вида на изготовление i-го вида продукции; Xi – дополнительный выпуск продукции i- го вида; Aj – запас на складе сырья j-го вида; Пi – прибыль от реализации единицы i- го вида продукции. Целевая функция: Z=∑Xi*Pi →max Условия и ограничения: 1) условие неотрицательности Xi > 0 2)ограничение по запасам сырья на складе ∑ Xi* aij < Aj см. задачи из тетради по запасам и транспортная.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (679)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |