Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Форма государственного (территориального) устройства



2015-12-13 474 Обсуждений (0)
Форма государственного (территориального) устройства 0.00 из 5.00 0 оценок




ПОД ФОРМОЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА следует понимать национально-территориальное устройство государства, а также характер и принципы взаимоотношений между центральной государственной властью и властями частей из которых состоит государство.

ПО ФОРМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА ГОСУДАРСТВА ДЕЛЯТСЯ НА:

- унитарные (простые)

- федеративные (сложные)

Унитарное государство - это простое, единое государство, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета

Для УНИТАРНОЙ формы государственного устройства характерны следующие признаки:

- административно-территориальные части государства не обладают признаками государственности;

- единая система высших органов власти и управления;

- единое гражданство и единая денежная система;

- одна система государственных налогов и один государственный бюджет;

- единые вооруженные силы.

УНИТАРНЫЕ ГОСУДАРСТВА ДЕЛЯТСЯ НА:

- ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ

- ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ

В ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ государствах местные органы власти не обладают самостоятельными полномочиями в решении экономических, социальных, культурных вопросов, они полностью подчинены центральным органам власти и выполняют их указания.

В ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ государствах органы местного самоуправления формируются при определенном участии населения и наделены некоторыми полномочиями самостоятельно решать отдельные экономические, организационные и иные вопросы местного значения.

В унитарных государствах парламент, как правило, ОДНОПАЛАТНЫЙ. Однако из этого правила есть исключения. Некоторые страны, например, Англия, состоит из двух палат: палаты общин и палаты лордов, Такая система сложилась к концу XIII ст.

ФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО ОБЛАДАЕТ СЛЕДУЮЩИМИ ХАРАКТЕРНЫМИ ПРИЗНАКАМИ:

ТЕРРИТОРИЯ ФЕДЕРАЦИ:

Состоит из различных государственных образований (республики, штаты, земли, кантоны и пр.), которые являются субъектами федерации и имеют свое собственное административно-территориальное деление;

СУБЪЕКТЫ ФЕДЕРАЦИИ:

Обладаютучредительной властью, т.е. правом принятия собственной конституции или иного основного закона, определяющего структуру высших органов власти субъекта федерации, регулирующего порядок их взаимоотношений и деятельности;

НАЛИЧИЕ ДВУХ СИСТЕМорганов высшей государственной власти – федеральной и субъектов федерации, которые формируются отдельно путем их избрания населением.

ФЕДЕРАТИВНОЕ (объединение, союз) ГОСУДАРСТВО - это децентрализованное, сложное государство, в котором власть рассредоточена:

- между центральными (федеральными) органами государства,

- и органами его составных частей (субъектов федерации – штаты, земли, республики, области и т.д.).

Разграничение компетенции в федеративном государстве называется разделение властей по “вертикали”. При этом разграничиваются:

- предметы ведения ФЕДЕРАЦИИ и СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ,

- а также полномочия федерации и субъектов федерации по предметамСОВМЕСТНОГО ведения.

Предметы ведения разграничиваются таким образом, что законодательные полномочия по наиболее важным предметам ведения осуществляются федерацией.

Различают четыре вида законодательной компетенции в федеративном государстве:

Исключительная компетенция федерации: означает, что по определенным предметам ведения принимаются только федераль-ные законы и основанные на них другие федеральные нормативные акты;

Конкурирующая компетенция федерации и субъектов РФ: означает, что по определенным предметам ведения субъекты РФ вправе принимать свои законы, поскольку по этим вопросам не приняты федеральные законы;

Совместная компетенция федерации и субъектов РФ: означает, что по определенным предметам ведения сначала принимаются федеральные законы, а затем в соответствии с ними принимаются законы субъектов РФ;

Исключительная компетенция субъектов РФ: предполагает круг вопросов, в решении которых федерация вмешиваться не вправе.

Федерация может быть построена по п р и н ц и п у :

НАЦИОНАЛЬНОМУ (этническому):

- население государства составляют несколько этносов (наций) каждый из которых образует субъект федерации. Федерации построены по этническому (национальному) принципу – это редкое исключение.

ТЕРРИТОРИАЛЬНОМУ:

- население преимущественно этнос или этнически однородная область – живет на исторически обособившихся территориях. Население каждой такой территории образует субъект федерации.

РФ построена по национально-территориальному принципу. Русская нация, проживающая на разных территориях, создает субъекты по территориальному принципу. Другие этносы создают субъекты РФ по национальному принципу.

Разграничения предметов ведения и полномочий центра и субъектов осуществляется путем их закрепления в конституции или в федеративном договоре.

Данное обстоятельство свидетельствует о том, что в пределах этих полномочий субъекты федерации:

- суверенны в законодательной, исполнительной и судебной сферах своей деятельности;

- являются государственными образованиями и обладают определенным суверенитетом. Однако их суверенитет не полный, а ограничен суверенитетом федеративного государства:

- наличие в субъектах федерации своей конституции, системы законодательства, гражданства, существующего наряду с общефедеральным;

- наличие, как правило, двухпалатного парламента;

- наличие двухканальной системы налогов – федеральная и налоговая система, и соответственно два государственных бюджета;

- субъекты федерации могут иметь свой герб, флаг, столицу, наряду с гербом, гимном, флагом и столицей федеративного государства.

От формы территориального устройства государства следует отличать форму МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ (образования) - это такой союз государств, в рамках которого существуют общие государственные или надгосударственные органы, но объединяющиеся государства сохраняют свой суверенитет.

Истории известны ДОБРОВОЛЬНОЕ и НАСИЛЬСТВЕННОЕ межгосударственные объединения.

К ДОБРОВОЛЬНЫМФОРМАМ ОБЪЕДИНЕНИЯ ГОСУДАРСТВ ОТНОСЯТСЯ:

- Конфедерация

- СНГ (Содружество Независимых Государств)

- Союз (напр., Россия и Белоруссия)

- ЕС (Европейское Сообщество)

Они не являются единым государством, а представляют собой добровольный союз суверенных государств. Они обычно долго не существуют и либо распадаются, либо превращаются в федерацию.

К НАСИЛЬСТВЕННЫМ формам объединения государств относятся объединения государств осуществленные либо путем завоевания, либо иным путем (экономического, политического и т.д.):

- Империи

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ– это совокупность, используемых стоящими у власти группами, классами или слоями общества приемов, методов и способов осуществления государственной власти

ВСЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРАВОВЫЕ РЕЖИМЫ ДЕЛЯТСЯ НА ДВА ВИДА:

- ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ

- НЕДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ (антидемократические)

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ СЛЕДУЮЩИМИ ЧЕРТАМИ:

1. наличие в государстве такой формы власти, которая основана на признании народа в качестве источника власти;

2. выборность и сменяемость высших органов государственной власти, их подотчетность избирателям;

3. разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;

4. конституционное признание, закрепление и реальное гарантирование основных личных, экономических, социальных и политических прав и свобод человека и гражданина;

5. ограничение прав и свобод допускается только на основании и в соответствии с законом;

6. защищенность личности от произвола и беззакония;

7. гарантированная возможность защищать свои права, свободы и законные интересы от любых посягательств, в том числе государственных органов и должностных лиц;

8. независимое судопроизводство;

9. гласность в деятельности государства;

10. существование оппозиционных партий;

11. власть в одинаковой мере учитывает интересы большинства и меньшинства, индивидуальные и национальные особенности населения;

12. плюрализм политики и идеологии;

13. методы государственного властвования позволяют преодолеть возникающие социальные противоречия, обеспечивают компромисс между государственными органами и гражданами, между различными социальными группами населения;

14. невмешательство государства в частную жизнь граждан;

15. базируется на прочной правовой основе, которая отражает объективные потребности развития личности и общества.

ЧЕРТЫ НЕДЕМОКРАТИЧЕСКИХ (антидемократических) РЕЖИМОВ:

1. господство одной политической партии или движения, одной официальной идеологии, одной формы собственности;

2. сведение к минимуму или ликвидация каких бы то ни было политических прав;

3. огосударствление всех общественных организаций (профсоюзов, молодежных, женских, творческих, спортивных и иных обществ);

4. преобладание карательных методов воздействия на общество;

5. полный контроль государства над всеми сферами государственной жизни;

6. всеохватывающая милитаризация общественной жизни;

7. примат государства над правом, влекущие за собой произвол, нарушение законности;

8. не учитывает особенностей религиозных убеждений населения.

ВИДЫ НЕДЕМОКРАТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ:

- Деспотический

- Тоталитарный

- Фашистский

- Военно-диктаторский

- Авторитарный

Авторитарный режимозначает такой способ публично-властного, государственного управления общественными отношениями, когда население отстранено от управления обществом и государством с существенным ограничением его основных прав и свобод.

Для авторитарного политического режима характерны следующие признаки:

- действует предварительная цензура;

- нет свободы выражения мнений, свободных выборов;

- нет свободы объединений, собраний и манифестаций;

- нет легальных оппозиционных политических партий, может существовать лишь имитация многопартийности;

- нет не контролируемых властью профсоюзов;

- СМИ контролируются полностью властью;

- права и свободы человека и гражданина главным образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются (прежде всего в политической сфере);

- личность лишена гарантий безопасности во взаимоотношениях с властью;

- «силовые» структуры обществу практически неподконтрольны и используются подчас в сугубо политических целях;

- в качестве методов государственного управления доминируют командные, административные;

- сужена сфера действия принципов выборности государственных органов, должностных лиц, подотчетности им подконтрольности их населению.

РАЗНОВИДНОСТИ АВТОРИТАРНОГО РЕЖИМА:

Прогрессивные авторитарные режимы, основная цель которых догнать индустриальное развитие на основе экономического принуждения;

Консервативные авторитарные режимы, возникают в условиях разрушения традиционного общества и представляют собой реакцию правящей политической элиты на ослабление ее господства.



2015-12-13 474 Обсуждений (0)
Форма государственного (территориального) устройства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Форма государственного (территориального) устройства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (474)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)