Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Характеристика поведения фирмы-монополиста в коротком периоде



2015-12-13 866 Обсуждений (0)
Характеристика поведения фирмы-монополиста в коротком периоде 0.00 из 5.00 0 оценок




Рассмотрим вначале спрос на продукцию монополиста и его предельную выручку. В условиях совершенной конкуренции цена на продукцию фирмы никак не зависит от объема выпуска этой фирмы, а следовательно, с точки зрения фирмы кривая спроса предстает как горизонтальная линия, параллельная оси абсцисс. Иначе обстоит дело в случае монополии. Ведь для монополиста в качестве кривой спроса предстает кривая рыночного спроса на данный товар, имеющая, как обычно, отрицательный наклон Монополист, таким образом, должен считаться с тем, что любое увеличение выпуска неизбежно приводит к снижению цены, а уменьшение выпуска, напротив, позволяет повысить цену. Иными словами, устанавливая тот или иной объем продаж, монополист устанавливает одновременно и цену товара. Это обстоятельство, впрочем, довольно очевидно - ведь недаром же и в разговорной речи, и в публицистике мы часто слышим, что монополист назначает такую цену, которая ему заблагорассудится. Такое высказывание в общем-то верно.

Один из основателей современной экономической теории А. Курно начал свой анализ монопольной ситуации со следующего допущения: предположим, что монополист вообще не имеет затрат. Каким в этом случае будет объем продаж монополиста?
Следуя аксиоме рациональности производителя, разумно предположить, что монополист выберет такой объем, при котором прибыль (а в нашем случае она равна выручке ввиду отсутствия затрат) будет максимальной.

Общая выручка равна произведению объема продаж на цену, по которой этот объем будет продан:

ТR = РQ.

В свою очередь цена, по которой будет продан данный объем, - это цена спроса:

P = PD(Q).

Пусть объем продаж увеличился от значения Q1 до Q2 и вследствие этого цена снизилась с Р1 до Р2.

Приращение общей выручки

(1) DTR = P2Q2 - P1Q1.

Это изменение складывается под действием двух обстоятельств. С одной стороны, вследствие роста объема продаж выручка увеличивается на величину P1(Q2 - Q1). С другой стороны, снижение цены уменьшает выручку на величину Q2(P1 - P2). Таким образом, приращение общей выручки можно представить в виде

(2) DTR = P1(Q2 - Q1) - Q2(P1 - P2) = P1DQ1 + P2DQ2.

Считая приращение объема малым, мы можем приближенно оценить предельную выручку отношением

(3) MR " DTR / DQ = P1 + Q2DP / DQ.

Точное значение MR получим, перейдя к пределу при или, что равносильно, выполнив дифференцирование общей выручки:

MR = dTR / dQ = d(PQ) / dQ,

Откуда (4) MR = P + QdP / dQ,

Анализ выражений (3) и (4) показывает, что второе слагаемое в правой части равенств всегда будет меньше нуля, поскольку кривая спроса имеет отрицательный наклон, а следовательно, предельная выручка всегда будет меньше цены товара.
Таким образом, при увеличении объема продаж монополист получает от каждой новой проданной единицы все меньшую добавочную выручку. В какой-то момент очередное увеличение объема продажи еще на одну единицу товара уже не дает дополнительной выручки, а затем предельная выручка становится отрицательной. Общая выручка монополиста достигает своего максимального значения, когда МR = 0.

Для определения объема продаж, при котором достигается максимальная общая выручка, можно использовать и показатель эластичности спроса (h).
Ценовая эластичность спроса характеризуется соотношением между относительными изменениями спроса и цены:

(4) xP[D] = (dQ/dP)∙P/Q.

При монополии MR(Q) < P(Q). Поэтому при объеме выпуска, максимизирущем прибыль монополиста,

MR = MC < P,

т.е. монополист всегда устанавливает цену, превышающую предельные затраты.


4. Налогообложение монополиста: разные варианты. Потери общества от монополии. Проблемы естественной монополии.

Рассмотрим различные виды налогообложения монополиста.

Для уменьшения выгод монопольного положения на рынке могут использоваться налоги, сокращающие положительную экономическую прибыль предприятия-монополиста. Рассмотрим влияние на поведение монополиста двух типов налогов: потоварного, ставка которого устанавливается в расчете на единицу продукции, а общая сумма зависит, следовательно, от объема выпуска, и паушального, взимаемого независимо от объема выпуска (от нем. pauschal ≈ взимаемые в целом, англ, lump-sum taxes).

Влияние потоварного налога. Обозначим ставку потоварного налога Т. Тогда прибыль монополиста составит

p(Q) = TR(Q) - STC(Q) - ТQ.

Ее максимизация требует, чтобы

dp(Q)/dQ = (dTR(Q/i>)/dQ) - (dSTC(Q)/dQ) - T = 0,

т. е. чтобы

MR(Q) = MC(Q) + Т.

Монополист максимизирует свою прибыль (после уплаты налога), уравнивая предельную выручку и сумму предельных затрат и ставки налога. Полный дифференциал будет

(d2TR(Q/i>)/dQ2)dQ - (d2STC(Q)/dQ2)dQ - dT = 0,

откуда

dT/dQ = 1/[d2TR(Q)/dQ2 √ d2STC(Q)/dQ2

Поскольку, согласно условию максимизации прибыли второго порядка , требуется, чтобы знаменатель правой части был отрицателен, dQ/dT < 0 и значит, введение потоварного налога приведет к снижению выпуска и увеличению цены.

Влияние паушального налога. В отличие от потоварного сумма паушального налога не зависит от объема выпуска. Поэтому он является для монополиста элементом постоянных, а не переменных и предельных затрат (например, стоимость патента или лицензии на исключительное право занятия той или иной деятельностью). В таком случае прибыль монополиста составит

p(Q)= TR(Q) - STC(Q) - G,

где G ≈ сумма паушального налога за период. Условием максимизации чистой прибыли монополиста будет

dp(Q)/dQ = MR(Q) - SMC(Q) = 0, или

MR(Q) = SMC(Q).

Такое же, как паушальный налог, влияние оказывает на поведение монополии и налог на прибыль. Если ставка налога на прибыль (в процентах) t, то монополист стремится максимизировать чистую прибыль (pN):

max pN(Q) =pN(100 - t) = TR(Q) - STC(Q) - t[TR(Q) - STC(Q)] = (100 - t)[TR(Q) - STC(Q)].

Условием максимизации чистой прибыли, очевидно, будет условие

dpN(Q)/dQ = (100 - t)[MR(Q) √ MC(Q)] = 0.

Если t < 100, (100 - t) > 0 и, следовательно, MR(Q) -MC(Q) = 0 , т. е. MR(Q) = MC(Q) . Таким образом, и при налогообложении прибыли монополиста оптимальный объем продукции, а значит, и ее цена не изменятся.

Паушальный (аккордный) налог - это налог постоянной величины, или, налог, который даст одну и ту же сумму налоговых поступлений при любой величине ЧНП.

Подоходный налог - налог, которым облагается сумма совокупного дохода граждан в денежном исчислении за истекший год.

Потоварный налог — налог, выплачиваемый производителями или потребителями продукции в виде процента от цены единицы блага или суммы, отчисляемой с каждой проданной единицы блага.

Ущербом, приносимым монополией, называется величина, на которую сокращается суммарный потребительский излишек в результате монополизации рынка.

Равновесие на совершенно конкурентном рынке достигается в точ­ке Е, в которой равновесная цена равна Р , равновесный выпуск - Q, (рис. 2).

Потребительский излишек равен площади треугольника AEP1. Пос­ле монополизации рынка равновесие достигается в точке пересечения MR и МС. Равновесная цена — Р2, равновесный выпуск — Q2. Как видим, в результате монополизации рынка выпуск продукта уменьшается, а цена увеличивается. Потребительский излишек после монополизации равен площади треугольника АКР2 т. е. он уменьшается на вели­чину, равную площади трапеции P2KEP1. Эта величина составляет ущерб, приносимый монополией.

Рис. 2. Ущерб, приносимый монополией

Его можно разделить на две части: первая часть, равная P1P2KN, пере­ходит от покупателей к монополии и служит источником ее прибыли. Вторая часть, равная площади треугольника KNE, составляет безвоз­вратные потери, так как ее не получают ни покупатели, ни монополист.

Монополист может увеличить свою экономическую прибыль путем проведения сложной стратегии ценообразования, связанной в первую очередь с назначением разных цен для различных покупателей.

Общественные потери:

o монополия устанавливает обычно более высокие цены;

o монополия присваивает значительную часть потребительского излишка;

o монополия препятствует эффективному распределению ресурсов;

o монополия препятствует рыночной конкуренции путем установления фиксированных цен.

Экономические последствия монополий с точки зрения общества сводятся к следующим:

1. Нерациональное использование ресурсов. При одних и тех же издержках производства монополист сочтет выгодным ограничить объем производства и назначить более высокую цену, нежели конкурентный производитель. Это ограничение объёма производства вызывает нерациональное использование ресурсов.

2. Эффект масштаба, с одной стороны позволяет монополисту иметь более низкие издержки производства на единицу продукции. С другой стороны, для монополистов свойственна неспособность производить продукт с наиболее дешевой комбинацией вводимых факторов производства. Кроме того, монополисты могут нести определенные затраты, чтобы сохранить монопольные привилегии.

3. По вопросу о том, способствует ли монополия НТП, есть две точки зрения: 1) монополия более прогрессивна, чем совершенная конкуренция, так как ее способность обеспечивать большую экономическую прибыль обеспечивает финансирование НИОКР; 2) отсутствие конкурентных фирм и желание монополиста полностью использовать свои производственные мощности ослабляют стимул к осуществлению инноваций.

4. Монополия вызывает увеличение неравенства в доходах.

Большинство монополизированных отраслей являются естественными монополиями и поэтому подлежат государственному регулированию. Антимонопольные законодательства разных стран препятствуют возникновению и укреплению монопольной власти.

Особое место в рассмотрении вопроса рынка монополии занимают естественные монополии. Естественная монополия отличается большой возрастающей отдачей от масштаба, а производственные затраты много ниже в сравнении с совершенной конкуренцией или олигополией.

Естественная монополия основана на особенностях технологии, отражающих естественные законы природы, а не на правах собственности или государственных лицензиях. Принудительное рассредоточение производства на нескольких фирмах неэффективно, поскольку оно привело бы к увеличению издержек производства.

Существует ряд отраслей (коммунальное хозяйство, телекоммуникации и др.), в которых преобладают естественные монополии. Существование естественной монополии является главным доводом в пользу национализации таких отраслей, как, например, железнодорожный транспорт. Для того, чтобы фирма-монополист избежала ухода с рынка в ряде случаев, ей потребуется дотация, что, в свою очередь, может привести к чистым потерям общества.

Имеется и иное решение проблемы естественной монополии: государство (или местная власть) берет на себя обязанности предоставлять этот вид услуг. В таком случае государственная (местная) компания может получать субсидии из государственного местного бюджета. Считается, что практика субсидирования неэффективна, поскольку требующееся для этого налогообложение искажает систему конкурентных цен.

Существует несколько вариантов государственного регулирования цен и тарифов естественных монополий. Выделим два варианта.

Первый.В России и США образованы специальные органы регулирования тарифов на электроэнергию. Уровень тарифов устанавливается по принципу: «затраты плюс прибыль».

Второй.Органы власти инициируют конкуренцию за рынок там, где конкуренция внутри рынка либо невозможна, либо дорогостояща из-за существенной экономии от масштаба.

В этом случае проводится аукцион и предоставляется на определенное время право обслуживать рынок тому предприятию, которое обязуется вносить в доход бюджета наибольшую сумму. Чем больше будет число конкурентов-фирм на это право, тем большая часть прибыли может поступить в бюджет.

Поскольку у естественных монополий средние издержки выше предельных, то ценообразование по предельным издержкам приводит их к убыточности. Это вызывает необходимость в отказе от принципа ценообразования по предельным издержкам, но при условии минимизации потерь в эффективности, обусловленных таким отказом. Помимо рассмотренных имеются и другие методы регулирования цен и тарифов на продукцию (услуги) естественных монополий.

 

Индекс Лернера

Для измерения степени монопольной власти используется индекс Лернера:

§ P — монопольная цена;

§ MC — предельные издержки.

Также коэффициент можно вычислить через эластичность спроса, как обратно пропорциональную величину:

где — эластичность спроса на продукцию фирмы

 

Коэффициент Лернера имеет численное значение от нуля до единицы. Чем он больше, тем больше монопольная власть данной фирмы в своем секторе рынка. Считается, что в условиях совершенной конкуренции цена равна предельным издержкам и коэффициент становится равен нулю.

Сама по себе монопольная власть не гарантирует высокую прибыль, поскольку прибыль зависит от отношения средних издержек к цене. Фирма может обладать большей монопольной властью, чем другая фирма, но получать при этом меньшую прибыль.

В качестве примера сравним средний универсам и круглосуточный магазин, работающие в одном районе. В универсамах наценка обычно составляет 15-20 %, а в круглосуточных магазинах 25-30 %. Это объясняется тем, что универсамы работают в более конкурентной среде — во время их работы одновременно работают и другие торговые точки для обеспечения значительного количества покупателей необходимо предложить привлекательные цены. Круглосуточные магазины назначают более высокую цену, чем универсамы потому, что часть их покупателей приходится на время, когда нет большого выбора торговых точек или ради незначительной покупки нет смысла искать другие варианты. Количество посетителей таких магазинов в целом меньше зависит от цен, чем у супермаркетов (менее эластичный спрос).

Согласно коэффициенту Лернера, у маленьких магазинов получается больше монопольной власти, так как они устанавливают более высокую наценку на тот же товар. Но при этом такие магазины обычно получают значительно меньшую сумму прибыли, чем универсам, так как у них значительно меньше сумма реализации, а средние удельные издержки выше.



2015-12-13 866 Обсуждений (0)
Характеристика поведения фирмы-монополиста в коротком периоде 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Характеристика поведения фирмы-монополиста в коротком периоде

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (866)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)