Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Педагогический процесс и его структура



2015-12-13 630 Обсуждений (0)
Педагогический процесс и его структура 0.00 из 5.00 0 оценок




Как было отмечено ранее, на современном этапе развития педагогики понятие педагогический процесс признаётся ключевым в педагогике. Педагогический (образовательный) процесс - это системное взаимодействие педагога и учащегося, направленное на передачу и усвоение социокультурного опыта.

Сущностью педагогического процесса является целенаправленное превращение социального и предметно-культурного опыта в опыт личностный, сопровождающийся индивидуальной самореализацией ученика.В педагогическом процессе происходит движение от индивида, от биологической сущности человека, к его социальной сущности, т. е. формирование личности.

Современная российская педагогическая теория рассматривает обучение, воспитание и развитие в единстве. В определённом смысле педагогический процесс можно считать процессом непрерывного слияния обучения и воспитания, но при этом каждый из этих двух разделов педагогической деятельности сохраняет относительную автономию. Дидактика в соответствии со своей спецификой выделяет в учебно-воспитательном процессе то, что относится к обучению, не теряя из виду и другого, воспитательного аспекта. Что касается теории воспитания, то она стремится на основе дидактического анализа обучения разрабатывать средства реализации его воспитательной функции.

Хорошо подготовленный и правильно организованный процесс обучения выступает в качестве не только средства усвоения определённых знаний, умений и навыков, но и как условие полного развития, формирования необходимых качеств личности учащегося. Именно поэтому он может обеспечивать решение важных воспитательных задач.Оперативные знания, приобретённые учащимися в ходе учебного процесса, образуют основу для формирования их мировоззрения, являются важным средством выработки определённых критериев оценки различных природных, общественных, технических и культурных явлений и событий. Эти знания помогают учащимся выработать подходы для правильной оценки поступков как других людей, так и своих собственных, таким образом, они влияют на процесс формирования общественно значимых позиций и убеждений [4].

Именно поэтому мы не делим процесс обучения на «части», в рамках которых у учащихся отдельно формируются и развиваются определённые качества, с одной стороны, и передаются знания, умения и навыки – с другой. Мы говорим о едином и неделимом педагогическом процессе.

Таким образом, педагогический процесс – это весь процесс всестороннего развития личности, включающий:

процесс обучения, как приобретение системы знаний, формирование действий на уровне умений и навыков, а также определённой суммы мировоззренческих и нравственно-этических идей;

процесс воспитания как целенаправленное формирование социокультурного опыта (нормы, правила, ценности, идеалы), которые определяют направленность поведения и деятельности человека ( мотивационно-ценностной сферы личности человека);

процесс развития как закономерные количественные и качественные изменения в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере, обусловленные влиянием внешних и внутренних факторов.

В последние годы практически во всех учебных пособиях по педагогике используется понятие «целостный педагогический процесс». Повсеместное и широкое и не всегда критичное использование данного понятия приводит к неадекватному пониманию сущности педагогического процесса.

Под целостностью данного процесса большинство авторов учебных пособий понимают единство процессов обучения, воспитания и развития, в соподчинение этих процессов, наличии общего при сохранении специфики этих процессов. Однако Сластенин В. и другие уточняют, что целостный педагогический процесс несводим к единству процессов обучения и воспитания, объективно функционирующих как часть и целое. Не может он рассматриваться и как единство процессов умственного, нравственного, эстетического, трудового, физического и других видов воспитания, т.е. как обратное сведение в единый поток механически вырванных частей из единого целого. Есть единый и неделимый педагогический процесс, который усилиями педагогов должен постоянно приближаться к уровню целостности [4].

То есть целостность изначально не присуща педагогическому процессу. Целостность — синтетическое качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития.

С точки зрения системного подхода педагогический процесс представляет собой систему, то есть множество закономерно связанных друг с другом элементов (предметов, явлений, взглядов, принципов, знаний и т.д.), представляющее собой определенное единство. В ней воедино слиты процессы формирования, развития, воспитания и обучения вместе со всеми условиями, формами и методами их протекания.

Системная методология утверждает, что развитие системы в целостность означает формирование всех необходимых элементов, структурных связей, системных качеств, разворачивание закономерно присущих ей функций и функциональных зависимостей. Это можно подтвердить взглядами на становление системы А.Д. Урсула.

Логический генезис понятия «системы», представленный на рис. 8 показывает, что все начинается с понятия «сложность» как сравнительно простого по своему содержанию, а под системой имеет смысл понимать организованное множество, образующее целостное единство [5].

Целостности педагогический процесс в сфере физической культуры достигает тогда когда ему становятся присущи такие свойства системы, как синергичность, неаддитивность со знаком «+» [3].

Неаддитивность со знаком «+»означает, что в хорошо организованной системе целое всегда больше суммы ее элементов. У системы появляются новые качества, которых нет у отдельных элементов. Хорошо сбалансированная и сплоченная команда в спортивных играх выигрывает у команды, собранной из «звезд». Аналогично и в педагогическом процессе, когда тренер и юные спортсмены или учитель и учащиеся на занятиях работают как единая команда, превращая урок, учебно- тренировочное занятие в совместный творческий процесс. Для этого необходимо наличие другого сопряженного с неддитивностью свойства - синергичности. Под синергичностью понимаютоднонаправленность действий в системе, которая приводит к усилению (умножению) конечного результата. Однонаправленность возникает, когда у спортивного педагога и учащихся формируется не общая, а единая цель. У лыжников-гонщиков в лично-командных соревнованиях цель общая, а в эстафете единая. Во всех спортивных играх цель у участников команды единая, что и отражается на сформированности у них коммуникативных качеств личности.

Таким образом, можно сделать вывод, что целостный педагогический процесс:

• это некий идеал педагогического процесса, к которому должен стремиться спортивный педагог;

• он может иметь место в конкретном образовательном учреждении при условии однонаправленности действий участников педагогического процесса, социокультурной среды, в том числе положительно ориентированной субкультуры вида спорта, специфических условий физкультурно-спортивной деятельности.



2015-12-13 630 Обсуждений (0)
Педагогический процесс и его структура 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Педагогический процесс и его структура

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (630)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)