Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психологический уровень механизма воспитания



2015-12-13 779 Обсуждений (0)
Психологический уровень механизма воспитания 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Академик П.В.Симонов, автор информационной теории эмоций, достаточно много внимания уделял вопросу механизма воспитания. Он отмечал, что в отличие от обучения, адресующегося почти исключительно к сознанию субъекта, воспитание направлено прежде всего и главным образом на подсознание воспитуемого. Именно благодаря подсознанию внешнее по отношению к субъекту социальные нормы становятся внутренними регуляторами его поведения, приобретая в процессе этой интериоризации ранее несвойственную им императивность (категоричность).

Как же добиться того, чтобы социально ценные нормы поведения стали чувством долга, велением сердца, голосом совести, - вот вопрос, на который должна ответить научно обоснованная теория воспитания [12].

1.Подражание.

Как отмечают большинство психологов, пока нам известен только один способ прямого воздействия на подсознание – сила непосредственного примера, базирующаяся на потребности в подражании, особенно ярко выраженной в раннем детском возрасте. Могущество эталонов поведения, которые ребенок встречает в своем ближайшем окружении, хорошо иллюстрирует эпизод, приведенный С. Соловейчиком. «Мой товарищ так ответил на вопрос о его воспитании: «Отец мною совсем не занимался. Но когда бы я среди ночи ни проснулся, я видел щелочку света под дверью его комнаты. Он работал... Вот эта щелочка меня и воспитывала!» [14, С. 194].

С другой стороны, имитационное поведение (особенно групповое) легко преодолевает все доводы, которые мы адресуем сознанию воспитуемого, все объяснения преимуществ «хорошего» и «полезного» по сравнению с «вредным» и «плохим». Если бы ребенок с раннего детства находил вокруг себя примеры только должного, соответствующего нормам поведения, воспитание социально ценной личности перестало бы быть предметом специальных забот [12]. Этот механизм подражания или идентификации используют опытные тренеры, учителя физической культуры. На примерах из жизни великих спортсменов (В.Брумель, В.Куц, В.Веденин и др.) формируют у занимающихся у них юных спортсменов идеал спортсмена и человека, определенный модуль ценностей.

Механизм идентификации заключается в том, что человек уподобляет себя другому человеку или относит себя, причисляет себя к членам какой-либо группы и в своем поведении, мыслях старается подражать другому или членам группы. Начинающий спортсмен говорит себе: « Я спортсмен, значит, я такой же, как и другие спортсмены, значит, мне следует вести себя, как ведут себя другие». Другой вариант, когда спортсмены идентифицируют себя с известными спортсменами и стремятся подражать им. Процесс идентификации может быть осознанным, но чаще всего осуществляется на неосознаваемом уровне. В связи с этим становится понятна роль тренера в формировании соответствующих запросам общества ценностных ориентаций юных спортсменов.

2. Упражнение.

Ограниченность способов прямого воздействия на подсознание, равно как и их уязвимость (поскольку подражательное поведение с легкостью воспроизводит и фиксирует примеры социально неприемлемых действий), побуждает искать опосредованные пути к сфере потребностей и мотивов. В данном случае это может быть упражнение, понимаемое как многократное выполнение каких - либо действий.

Этот путь рассматривает С.Л. Рубинштейн. Он полагал, что характер человека — это закрепленная в индивиде система генерализованных обобщенных побуждений [13]. Открыть путь к пониманию становления характера можно, обратившись к побуждениям и мотивам поведения. При этом начинать надо не с личностных, субъективных мотивов, а с ситуационных, определяемых стечением внешних обстоятельств. Основной вопрос психологии характера заключается в том, как побуждения и мотивы, связанные с обстоятельствами, в которых человек оказался, превращаются в устойчивые свойства характера.

Побуждения, порождаемые обстоятельствами жизни, — это и есть тот «строительный материал», из которого складывается характер. Истоки характера человека и ключ к его формированию — в побуждениях и мотивах его деятельности. Ситуационно обусловленный мотив или побуждение к тому или иному поступку — это и есть индивидуальная черта характера в ее генезисе. Чтобы мотив (побуждение) стал свойством человека, он должен генерализоваться (обобщиться) по отношению к ситуации, в которой он первоначально появился, распространиться на все ситуации, однородные с первой. Физкультурно-спортивная деятельность (учебно-тренировочные занятия, соревнования, уроки физической культуры) - это сплошь повторяющиеся ситуации. Под ситуацией понимается единая пространственная организация однотипных, повторяющихся практик. В ситуациях происходит формированиеситуационно-ролевых модулей ценностей. Изначально модули ценностей складываются ситуативно, т. е. каждому модулю соответствует своя ситуация, но в дальнейшем происходит их генерализация (обобщение).

Анализируя соревнования, уроки физической культуры и учебно-тренировочные занятия, их можно представить как модель быстропротекающих социальных процессов с высокой степенью интенсивности. Эмоциональные переживания во время соревнований характеризуются большим разнообразиям, интенсивным течением и быстрым, часто внезапным переходом от одного состояния к другому. А состояния выступают в качестве строительного материала для формирования качеств личности. Например, состояние сосредоточенности мобилизует процессы внимания, восприятия, памяти, мышления, воли и эмоций человека. В свою очередь, оно, неоднократно повторяясь, может стать качеством личности – сосредоточенностью.

3. Положительное и отрицательное эмоциональное подкрепление поведений

С помощью поощрения и порицания решаются следующие задачи:

1) формирование нового стереотипа поведения;

2) усиление уже имеющегося желательного стереотипа поведения;

3) ослабление нежелательного стереотипа поведения;

4) поддержание желательного стереотипа поведения в естественных условиях

Как и при обучении, в процессе воспитания огромную роль играет подкрепление. Отсутствие подкрепления, поощрения или порицания мешает ребенку правильно ориентироваться в ситуации, приводит к угасанию мотива. Положительная оценка действий учащегося, разнообразные виды подкрепления, одобрение его поступков (словесное поощрение, благодарность, заметка в стенгазете и др.) вызывают положительные эмоции, чувство удовлетворения, побуждают поступать таким же образом в дальнейшем.



2015-12-13 779 Обсуждений (0)
Психологический уровень механизма воспитания 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психологический уровень механизма воспитания

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (779)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)