Эффективный КПД ГТЗА и валопровода
Рассмотрим схему передачи мощности и крутящего момента от турбины к исполнительному органу – гребному винту (рис.97).
Пусть к турбине подводится пар, расход которого составляет G1, кг/с. Так как каждый килограмм этого пара обладает энергией, равной На, то располагаемая мощность турбины составит No = G1Ha, Вт (4.5.1) Согласно (4.5.1), внутренняя мощность турбины равна Niт = GНаhiт, (4.5.2) где G – расход пара с учетом протечек в концевых уплотнениях турбины G = G1 – ∆G, (4.5.3) а ∆G – количество пара в секунду, которое перетекает из корпуса турбины в камеры концевых уплотнений 3. Таким образом, протечки пара в концевых уплотнениях уменьшают количество пара, совершающего полезную работу. Протечки пара ∆G обычно составляют 1,5÷2,0% от общего расхода пара, т.е. ∆G = (0,015÷0,02)G1. (4.5.4) В главных корабельных турбинах в общем корпусе располагаются турбина переднего хода (ТПХ) 4 и турбина заднего хода (ТЗХ) 5. При работе на передний ход ТЗХ вращается вхолостую в области инертного пара. Поэтому часть мощности, развиваемой турбиной переднего хода, затрачивается на трение ступеней ТЗХ об инертный пар и вентиляцию этого пара. Обозначим мощность, расходуемую на холостое вращение ТЗХ, через Nv. Тогда полезная мощность, которая может быть передана на вал турбины, составит = Niт - Nv. (4.5.5) Ротор турбины вращается в подшипниках. Обычно предусматривается два опорных 2 и один упорный подшипник 1. Поэтому часть полезной мощности, переданной на вал турбины, расходуется на преодоление сопротивления трения в подшипниках. Обозначим потери мощности на трение в подшипниках и другие возможные механические потери в турбине через Nт. Тогда мощность на фланце турбины, называемая также эффективной мощностью турбины Nе, будет равна Nе = - Nт = Niт - Nv – Nт. (4.5.6) Назовем эффективным КПД турбины отношение эффективной мощности (4.5.6) к располагаемой мощности турбины, определяемой формулой (4.5.1) . (4.5.7) С учетом формул (4.5.1) и (4.5.2) перепишем выражение (4.5.7) следующим образом , (4.5.8) где введены обозначения: ηky – коэффициент, учитывающий потери на протечки пара через концевые уплотнения турбины, уплотнения думмиса для активно-реактивной однопроточной турбины, равный (4.5.9) ηv – коэффициент, учитывающий потери на холостое вращение турбины заднего хода при работе турбины на передний ход, равный ; (4.5.10) коэффициент ηv имеет порядок ηv≈0,99÷0,995; ηт – механический КПД турбины, определяемый отношением ; (4.5.11) коэффициент имеет порядок ηт≈0,985÷0,995. Согласно (4.5.7) и с учетом (4.5.1), эффективная мощность турбины определяется выражением Ne = GHaηe. (4.5.12) Применительно к современным главным паровым турбинам эффективный КПД турбины составляет величину ηe≈0,72÷0,83. (4.5.13) Эффективная мощность турбины должна быть передана потребителю. Для главной турбины таким потребителем является гребной винт 12, для турбины автономного турбогенератора – генератор электрической энергии. В общем случае потребителями могут быть различного рода насосы, вентиляторы и т.д. Пусть крутящий момент от главной турбины на гребной винт передается через зубчатую передачу 6. Обозначим через Ng потери мощности на трение в подшипниках и зацеплении зубчатой передачи. Тогда мощность на фланце зубчатой передачи будет равна Neg = Ne - Ng. (4.5.14) Для учета потерь Ng вводится понятие о КПД зубчатой передачи, определяемый отношением . (4.5.15) В зависимости от числа ступеней КПД зубчатой передачи имеет порядок ηg≈0,96÷0,985. Эффективный КПД ГТЗА – это отношение эффективной мощности на фланце зубчатой передачи к 8 к теоретической мощности, может быть также выражен как произведение внутреннего КПД турбины на коэффициенты внешних потерь . (4.5.16) Таким образом, эффективный КПД учитывает все потери энергии ГТЗА и является наиболее полной характеристикой его экономичности. Для современных корабельных турбоагрегатов эффективный КПД ГТЗА лежит в пределах ηeg≈0,70÷0,82. Верхнее значение ηeg достигается в результате специальной тщательной отработки аэродинамических совершенных профилей турбинных лопаток и всей проточной части турбины. В процессе передачи крутящего момента на гребной винт будут иметь место потери мощности в элементах валопровода (опорных 10 и дейдвудном 11 подшипниках, главном упорном подшипнике 9, соединительной муфте 7, переборочных сальниках и др.), обозначаемые через Nω. Тогда мощность на ступице гребного винта будет определяться разницей New=Neg–Nw. (4.5.17) Для оценки потерь мощности в подшипниках линии вала используется понятие КПД валопровода (линии вала), который определяется отношением , (4.5.18) КПД валопровода обычно имеет порядок ηw≈0,98÷0,995. Если по аналогии с понятием об эффективном КПД ТЗА ввести понятие об эффективном КПД системы ГТЗА – валопровод, то последний будет определяться отношением . (4.5.19)
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1313)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |