Понятие о возвращенном тепле. Связь между КПД многоступенчатой паровой турбины и КПД ее ступеней
а). Понятие о возвращенном тепле Одной из особенностей преобразования энергии пара в многоступенчатой турбине является использование в ее ступенях так называемого возвращенного, тепла. Возвращенное тепло - это часть потерь энергии в ступени многоступенчатой турбины, которая полезно используется в последующей ступени. Внутренние потери энергии через механизм трения превращаются в тепло, повышая энтальпию рабочего тела, поступающего в следующую ступень, и увеличивая тем самым располагаемые теплоперепады в этой ступени. Процесс преобразования энергии дара ввиду потерь сдвигается в сторону роста энтропии, где адиабатный теплоперепад, приходящийся на определенный перепад давлений, увеличивается. На диаграмме h-s изобары с ростом энтропии расходятся. Это можно показать графически (рис. 91). Рассмотрим на диаграмме h-s процесс преобразования энергии пара в многоступенчатой активной турбине (ρ=0). На рис. 91 Р1, Р2 и Р3 - давление пара за 1-й, 2-й и 3-й ступенями; А0, А1 и А2 - точки, характеризующие состояние пара перед 1-й, 2-й и 3-й ступенями; ha1, ha2 и ha3 – фактические адиабатные теплоперепады в 1-й, 2-й и 3-й ступенях. , и – теоретические адиабатные теплоперепады в 1-й, 2-й и 3-й ступенях; - сумма потерь кинетической энергии на окружности и внутренних потерь k-ой ступени. Для количественного определения величины возвращенного тепла через точки и проведем линии и эквидистантные изобарам Р1 и Р2. Запишем выражение для действительных адиабатных теплоперепадов в ступенях ha1= ; ha2= +Δh2; ha3= + Δh3 (4.3.18) Располагаемый теплоперепад на турбину можно определить как сумму , (4.3.19) где На – адиабатный теплоперепад на турбину; Q= – возвращенное тепло. Таким образом, возвращенное тепло представляет разность между потерей кинетической энергии в ступенях и невозвратной потерей из-за политропичности процесса. Величину возвращенного тепла необходимо знать в самом начале теплового расчета турбины. Для удобства расчетов введено понятие коэффициента возвращенного тепла R. Коэффициент возвращенного тепла - это отношение расчетного теплоперепада к располагаемому: R= = (4.2.20) Откуда H0=R·Ha (4.2.21) Величина R зависит от следующих факторов: - от состояния пара; в области перегретого пара R больше, так как изобары в этой области расходятся в большей степени; - от числа ступеней z; с увеличением z коэффициент возвращенного тепла R, возрастает; -от внутреннего КПД турбинных ступеней ηi, коэффициент возвращенного тепла R увеличивается с уменьшением ηi, так как при этом растут потери энергии, процесс расширения сдвигается в сторону увеличения энтропии, где изобары расходятся в большей степени. Для определения коэффициента возвращенного тепла существует ряд приближенных формул, например, формула Г.Флюгеля (4.3.22) где α-опытный коэффициент; α = 0.20, если процесс идет только в области перегретого пара; α= 0.12, если линия процесса лежит в области влажного пара; α = 0.14 – 0.18, когда процесс переходит из области перегретого в область влажного пара. Для корабельных турбин величина коэффициента возвращенного тепла лежит в пределах R = 1.02 – 1.06. б). Связь между КПД многоступенчатой паровой турбины и КПД ее ступеней Определим связь, существующую между КПД многоступенчатой турбины и КПД ее отдельных ступеней. В соответствии с (4.3.12) и (4.3.14) внутренний КПД турбины равен . (4.3.23) Внутренняя работа ступени определяется формулой Lik = ηikhak, (4.3.24) где ηik – внутренний КПД отдельной (k-ой) ступени; hak – адиабатный теплоперепад на эту ступень. Для простоты рассуждений примем, что внутренний КПД каждой ступени одинаков, т.е. ηi1 = ηi2 = …= ηik. (4.3.25) Подставляя (4.3.24) в (4.3.23) с учетом (4.3.25), получим (4.3.26) где (4.3.27) располагаемый теплоперепад на турбину. Отношение (4.3.28) коэффициентом возвращенного тепла, который в зависимости от числа ступеней турбины может быть равен R = 1,02÷1,06. С учетом (4.3.27) и (4.3.28) из соотношения (4.3.26) получаем ηiт = Rηik, т.е. ηiт > ηik. (4.3.29) Таким образом, внутренний КПД турбины больше среднего из внутренних КПД ее ступеней в R раз. Более высокий КПД многоступенчатой турбины по сравнению с КПД одноступенчатой турбины объясняется рядом причин: 1. Уменьшение теплоперепадов на каждую ступень (haср<На) приводит к снижению скоростей течения пара в каналах направляющих и рабочих лопаток, а следовательно, к снижению потерь энергии qd и qs (выше значения коэффициентов скоростей φ и ψ). 2. Сравнительно небольшие теплоперепады на ступень обеспечивают работу в области докритических скоростей, благодаря чему применяют сходящиеся сопла, имеющие более высокий КПД, чем расходящиеся сопла. 3. Кинетическая энергия выхода пара из данной ступени, равная , у большинства ступеней многоступенчатых турбин частично используется для производства полезной работы в последующих турбинных ступенях (уменьшается потеря с выходной скоростью qа). в). Сравнение достоинств и недостатков активных и реактивных турбин При проведении сравнения достоинств и недостатков активных и реактивных турбин необходимо учитывать особенности активных и реактивных турбинных ступеней: 1. При одном и том же адиабатном теплоперепаде На активная турбина имеет меньшее число ступеней, чем реактивная, т.к. в активной турбине можно переработать больший теплоперепад (при оптимальном отношении скоростей ξopt). Но в то же время осевая длина реактивной ступени всегда меньше, чем активной ступени из-за конструктивных особенностей последней (наличие диафрагм, дисков и т.д.). Поэтому общая длина реактивной многоступенчатой турбины только на 10÷20% превосходит длину активной турбины (при одинаковых значениях адиабатного теплоперепада На). 2. В технологическом отношении реактивное облопатывание проще активного, так как применение диафрагм у активных турбин усложняет производство. Аналогично барабанные роторы реактивных турбин проще в изготовлении, нежели дисковые роторы активных турбин. 3. В реактивных ступенях возможно более полное использование выходной энергии предыдущих ступеней, т.к. впуск пара обеспечивается полным (ε=1). 4. В случае реактивных ступеней, особенно в области высокого давления, имеют место значительные потери вследствие перетекания пара через радиальные зазоры (между концами рабочих лопаток и корпусом, так как Рd>Р1. 5. У реактивных турбин возникают большие осевые усилия, действующие на ротор турбины. Для компенсации этих усилий применяют специальное разгрузочное устройство (думмис), что усложняет конструкцию турбины. 6. При одинаковой степени влажности в области низких давлений пара эрозионные разрушения реактивных лопаток меньше, чем активных вследствие меньших скоростей парового потока. 7. Турбины активного типа, имеющие большие радиальные зазоры (Рd=Р1, отчего перетекание пара незначительно), допускают более быстрое прогревание перед пуском, т.е. обладают большей маневренностью, чем реактивные турбины.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1346)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |