Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Формирование мировоззрения, нравственно-эстетической и гражданской культуры личности



2015-12-13 425 Обсуждений (0)
Формирование мировоззрения, нравственно-эстетической и гражданской культуры личности 0.00 из 5.00 0 оценок




Педагогика в системе наук о человеке

Педагогика как сложная общественная наука о формировании

личности в системе общественных отношений в процессе воспитания.

Возникновение и развитие педагогики. Потребность в подготовке

подрастающих поколений к жизни, в обобщении опыта воспитания как

объективная предпосылка развития педагогической науки. Источники развития педагогики. Идеи и положения о воспитании человека в трудах

философов Древней Греции и Рима. Педагогические идеи в эпоху средневековья. Развитие педагогической мысли в эпоху Возрождения.

Выделение педагогики в самостоятельную отрасль научного знания. Вклад

Я.А. Коменского, Дж. Локка, Д. Дидро, К. Гельвеция, Ж.Ж. Руссо,

И.Г. Песталоцци, Г.Ф. Гербарта, Ф.А.В.Дистервега и др. в развитие

педагогики. Разработка проблемы воспитания в русской педагогике

(М.В. Ломоносов, К.Д. Ушинский, В.И. Водовозов, П.Ф. Каптерев,

Н.И. Пирогов и др.). Разработка проблемы воспитания в Беларуси

(Ф. Скорина, С. Полоцкий, М.В. Родевич, А.Е. Богданович и др.).

Предмет, объект, функции и задачи педагогики. Структура

предметной области педагогики. Основные категории педагогики.

Междисциплинарные понятия, используемые педагогикой. Структура

педагогических наук. Место педагогики в системе наук о человеке, ее связь

с другими науками. Взаимосвязь и взаимообусловленность педагогической

науки и практики.

 

Методология и методы педагогических исследований

Понятие о методологии педагогики. Взаимодействие педагогической

теории и практики. Методологические принципы педагогических

исследований (личностный, деятельностный, культурологический подходы).

Организация педагогического исследования. Система методов и методика педагогического исследования. Классификация и характеристика методов педагогического исследования (наблюдение, метод опроса, изучение продуктов деятельности, изучение школьной документации, методы теоретического анализа, математические и статистические методы и др.).

 

Личность ученика как субъекта образования и развития

Понятие «индивид», «человек», «личность», «индивидуальность».

Разработка проблемы развития и воспитания личности в педагогической

науке. Современные подходы к развитию и формированию личности

школьника. Теории развития личности в педагогике.

Пути и источники развития личности. Основные факторы развития и

формирования личности. Роль наследственности и среды в развитии и

формировании личности. Воспитание как ведущий фактор развития и

формирования личности. Роль активности личности в ее развитии и формировании. Основные закономерности развития и формирования личности Возрастные этапы развития личности школьника. Характерные возрастные особенности развития школьников среднего и старшего школьного звена.

 

Образование как целостный педагогический процесс

Сущность понятия «педагогический процесс». Целостность и

системность как основные характеристики педагогического процесса.

Компоненты педагогического процесса. Структура целостного

педагогического процесса. Общие и специфические различия процессов

обучения, воспитания и развития. Противоречия как движущие силы

педагогического процесса. Классификация противоречий. Закономерности и

принципы целостного педагогического процесса.

Основные этапы педагогического процесса и их характеристика.

Учитель как субъект и средство педагогического процесса. Виды

педагогического взаимодействия (информационное, коммуникативное, организационно-деятельностное) в учебно-воспитательной деятельности учителя. Условия эффективности педагогического процесса на современном этапе.

 

ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ

Сущность, закономерности, принципы процесса воспитания

И самовоспитания

Цели процесса воспитания и их исторический характер. Многообразие

подходов к определению целей воспитания. Основные этапы и результат

процесса воспитания. Характеристика особенностей процесса воспитания.

Содержание воспитания. Движущие силы процесса воспитания.

Самовоспитание и перевоспитание как неотъемлемые компоненты процесса

воспитания.

Понятие о закономерностях и принципах воспитания. Принципы

воспитания как отражение закономерностей воспитательного процесса.

Характеристика основных принципов воспитания. Система принципов

воспитания.

 

 

Методы, формы и средства воспитания и самовоспитания

Сущность понятия «метод воспитания». Различные подходы

к классификации методов воспитания. Классификация методов воспитания И.Т. Щукиной. Методы формирования сознания личности. Методы организации деятельности и поведения. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения. Методы контроля. Методы самовоспитания и самоконтроля. Условия выбора методов воспитания в процессе педагогической деятельности. Общая характеристика форм воспитательной работы. Методы самовоспитания.

 

Формирование мировоззрения, нравственно-эстетической и гражданской культуры личности

Понятие «мировоззрение». Виды мировоззрения. Особенности

формирования научного мировоззрения учащихся (отбор содержания

учебного материала, роль общих представлений и эмоциональных

отношений в процессе формирования научного мировоззрения). Роль

научного мировоззрения в развитии личности школьника. Структура

научного мировоззрения. Дидактические и воспитательные условия

формирования научного мировоззрения.

Актуальность и сложность проблемы нравственного воспитания

школьников на современном этапе. Сущность понятий «мораль»,

«нравственность», «нравственное воспитание». Нравственное сознание

личности: нравственные представления, нравственные знания, нравственные

чувства, нравственные убеждения, нравственный идеал. Особенности

процесса нравственного воспитания.

Роль эстетического воспитания в развитии и формировании личности.

Сущность эстетического воспитания, его цели, содержание и задачи.

Структура эстетического воспитания. Сущность понятий «эстетическое

воспитание», «художественное воспитание». Эстетическое воспитание

учащихся средствами окружающей действительности. Педагогические

принципы, обусловливающие эффективность эстетического воспитания.

Гражданская культура личности ее основные компоненты. Понятие

«право» и «правовое воспитание». Функции права (регулирующая,

защитная, воспитательная). Структура правового сознания личности

(правовая грамотность, нравственно-правовые чувства, правовое

мышление). Понятие правовой культуры учащихся. Задачи и содержание

правового воспитания школьников на современном этапе. Гражданская культура как интегративное качество личности.

 



2015-12-13 425 Обсуждений (0)
Формирование мировоззрения, нравственно-эстетической и гражданской культуры личности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Формирование мировоззрения, нравственно-эстетической и гражданской культуры личности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (425)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)