Формирование мировоззрения, нравственно-эстетической и гражданской культуры личности
Педагогика в системе наук о человеке Педагогика как сложная общественная наука о формировании личности в системе общественных отношений в процессе воспитания. Возникновение и развитие педагогики. Потребность в подготовке подрастающих поколений к жизни, в обобщении опыта воспитания как объективная предпосылка развития педагогической науки. Источники развития педагогики. Идеи и положения о воспитании человека в трудах философов Древней Греции и Рима. Педагогические идеи в эпоху средневековья. Развитие педагогической мысли в эпоху Возрождения. Выделение педагогики в самостоятельную отрасль научного знания. Вклад Я.А. Коменского, Дж. Локка, Д. Дидро, К. Гельвеция, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Г.Ф. Гербарта, Ф.А.В.Дистервега и др. в развитие педагогики. Разработка проблемы воспитания в русской педагогике (М.В. Ломоносов, К.Д. Ушинский, В.И. Водовозов, П.Ф. Каптерев, Н.И. Пирогов и др.). Разработка проблемы воспитания в Беларуси (Ф. Скорина, С. Полоцкий, М.В. Родевич, А.Е. Богданович и др.). Предмет, объект, функции и задачи педагогики. Структура предметной области педагогики. Основные категории педагогики. Междисциплинарные понятия, используемые педагогикой. Структура педагогических наук. Место педагогики в системе наук о человеке, ее связь с другими науками. Взаимосвязь и взаимообусловленность педагогической науки и практики.
Методология и методы педагогических исследований Понятие о методологии педагогики. Взаимодействие педагогической теории и практики. Методологические принципы педагогических исследований (личностный, деятельностный, культурологический подходы). Организация педагогического исследования. Система методов и методика педагогического исследования. Классификация и характеристика методов педагогического исследования (наблюдение, метод опроса, изучение продуктов деятельности, изучение школьной документации, методы теоретического анализа, математические и статистические методы и др.).
Личность ученика как субъекта образования и развития Понятие «индивид», «человек», «личность», «индивидуальность». Разработка проблемы развития и воспитания личности в педагогической науке. Современные подходы к развитию и формированию личности школьника. Теории развития личности в педагогике. Пути и источники развития личности. Основные факторы развития и формирования личности. Роль наследственности и среды в развитии и формировании личности. Воспитание как ведущий фактор развития и формирования личности. Роль активности личности в ее развитии и формировании. Основные закономерности развития и формирования личности Возрастные этапы развития личности школьника. Характерные возрастные особенности развития школьников среднего и старшего школьного звена.
Образование как целостный педагогический процесс Сущность понятия «педагогический процесс». Целостность и системность как основные характеристики педагогического процесса. Компоненты педагогического процесса. Структура целостного педагогического процесса. Общие и специфические различия процессов обучения, воспитания и развития. Противоречия как движущие силы педагогического процесса. Классификация противоречий. Закономерности и принципы целостного педагогического процесса. Основные этапы педагогического процесса и их характеристика. Учитель как субъект и средство педагогического процесса. Виды педагогического взаимодействия (информационное, коммуникативное, организационно-деятельностное) в учебно-воспитательной деятельности учителя. Условия эффективности педагогического процесса на современном этапе.
ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ Сущность, закономерности, принципы процесса воспитания И самовоспитания Цели процесса воспитания и их исторический характер. Многообразие подходов к определению целей воспитания. Основные этапы и результат процесса воспитания. Характеристика особенностей процесса воспитания. Содержание воспитания. Движущие силы процесса воспитания. Самовоспитание и перевоспитание как неотъемлемые компоненты процесса воспитания. Понятие о закономерностях и принципах воспитания. Принципы воспитания как отражение закономерностей воспитательного процесса. Характеристика основных принципов воспитания. Система принципов воспитания.
Методы, формы и средства воспитания и самовоспитания Сущность понятия «метод воспитания». Различные подходы к классификации методов воспитания. Классификация методов воспитания И.Т. Щукиной. Методы формирования сознания личности. Методы организации деятельности и поведения. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения. Методы контроля. Методы самовоспитания и самоконтроля. Условия выбора методов воспитания в процессе педагогической деятельности. Общая характеристика форм воспитательной работы. Методы самовоспитания.
Формирование мировоззрения, нравственно-эстетической и гражданской культуры личности Понятие «мировоззрение». Виды мировоззрения. Особенности формирования научного мировоззрения учащихся (отбор содержания учебного материала, роль общих представлений и эмоциональных отношений в процессе формирования научного мировоззрения). Роль научного мировоззрения в развитии личности школьника. Структура научного мировоззрения. Дидактические и воспитательные условия формирования научного мировоззрения. Актуальность и сложность проблемы нравственного воспитания школьников на современном этапе. Сущность понятий «мораль», «нравственность», «нравственное воспитание». Нравственное сознание личности: нравственные представления, нравственные знания, нравственные чувства, нравственные убеждения, нравственный идеал. Особенности процесса нравственного воспитания. Роль эстетического воспитания в развитии и формировании личности. Сущность эстетического воспитания, его цели, содержание и задачи. Структура эстетического воспитания. Сущность понятий «эстетическое воспитание», «художественное воспитание». Эстетическое воспитание учащихся средствами окружающей действительности. Педагогические принципы, обусловливающие эффективность эстетического воспитания. Гражданская культура личности ее основные компоненты. Понятие «право» и «правовое воспитание». Функции права (регулирующая, защитная, воспитательная). Структура правового сознания личности (правовая грамотность, нравственно-правовые чувства, правовое мышление). Понятие правовой культуры учащихся. Задачи и содержание правового воспитания школьников на современном этапе. Гражданская культура как интегративное качество личности.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (425)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |