Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Гуманизация и демократизация образования



2015-12-13 1991 Обсуждений (0)
Гуманизация и демократизация образования 0.00 из 5.00 0 оценок




Обычно под этим понимают следующие положения:

«1. Образование как процесс становления психических свойств и функций обусловлено взаимодействием растущего человека со взрослыми и социальной средой.

2. Образование будет удовлетворять личностные запросы, если оно ориентировано на «зону ближайшего развития».

3. Развитие личности в гармонии с общечеловеческой культурой зависит от уровня освоения базовой гуманитарной культуры.

4. Чем гармоничнее будет общекультурное, социально-нравственное и профессиональное развитие личности, тем более свободным и творческим будет становиться человек.

5. Учет культурно-исторических традиций народа, их единства с общечеловеческой культурой — важнейшее условие конструирования новых учебных планов и программ.

6. Чем разнообразнее и продуктивнее значимая для личности деятельность, тем эффективнее происходит овладение общечеловеческой и профессиональной культурой.

7. Процесс общего, социально-нравственного и профессионального развития личности приобретает оптимальный характер, когда учащийся выступает субъектом обучения.

8. Принцип диалогического подхода предполагает преобразование позиции педагога и позиции учащегося в личностно-равноправные, в позиции сотрудничающих людей.

9. Саморазвитие личности зависит от степени творческой направленности образовательного процесса.

10. Готовность участников педагогического процесса принять на себя заботы других людей неизбежно определяется степенью сформированности гуманистического мировоззрения».

58. Стандартизация и модернизация образования

Стандартизация образования

Стандартизация образования вызвана необходимостью создания единого образовательного пространства в России, что позволит обеспечить равный уровень образования для всех выпускников образовательных учреждений.

Основные цели и содержание образования в нашей стране задаются федеральными законами "Об образовании" и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Содержание образования и его направленность отражают стандарты всех уровней и ступеней образования, разрабатываемые по заказу правительственного органа научными и общественными организациями системы образования, и образовательные программы. Федеральный закон "Об образовании" (ст. 7) вводит "…государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально­региональный компоненты". В соответствии с требованиями общественного развития Российской Федерации "в лице федеральных (центральных) органов государственной власти и управления в рамках их компетенции устанавливает федеральные компоненты государственных образовательных, определяющие в обязательном порядке обязательный минимум содержания основных образовательных программ и требования к уровню подготовки выпускников. Государственные образовательные стандарты являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования". Новые поколения государственных стандартов фиксируют изменения требований к качеству человека со стороны государства, внутреннего и внешнего рынка труда и т. п.

В последние годы большое внимание уделяется вопросам стандартизации со стороны национальных систем образования.

В 1999 г. началась эпоха глубоких и масштабных преобразований национальных систем образования в Европе, что зафиксировано в Болонской декларации, подписанной министрами образования 29 европейских государств. Болонский процесс предусматривает изменение образовательных программ и необходимые институциональные преобразования в высших учебных заведениях.

Несмотря на то что директивный документ говорит о "минимальном стандарте", Европа пока не пришла к единому мнению по поводу значения самого термина "стандарт" в отношении системы образования. И здесь возникает самое главное замечание, касающееся назначения стандартов, – они не должны становиться ограничителями многообразия и конкурентоспособности. В апреле 2004 г. Берлинское коммюнике Европейской ассоциации университетов зафиксировало ряд понятий, позволяющих выйти на обеспечение качества образования: "Стандарты – это принципы и ценности, которым необходимо следовать"; "Процедуры – это набор действий, используемых внешними органами обеспечения качества и аккредитации"; "Установки – рекомендации, содержащие контрольные точки, которые позволяют оценить соответствие стандартам".

Российские стандарты определяют требования не только к выпускнику как результату образования, но и к качеству образования, а также, в отличие от американских или европейских, в какой-­то мере к самому образовательному процессу. Болонский процесс направлен на согласование минимальных требований "на выходе" при условии сохранения и развития каждой из национальных образовательных традиций.

Что же представляет собой стандартизация? Очевидно, что это результат взаимодействия различных факторов, к которым можно отнести уровень развития науки, техники, экономики, права, культуры и т. д. Стандарты выступают как активное средство регулирования общественных отношений и организации производственных процессов.

Стандартизация качества образования ориентирована на достижение, наряду с академическими, результатов в приобретении:

  • навыков устной и письменной коммуникации;
  • основ математики и естественных наук;
  • навыков работы с информационными технологиями;
  • развитого креативного мышления;
  • потребности в непрерывном образовании, постоянной работе, требующей личностных усилий;
  • умения работать в группах, способности к интегральному использованию знаний;
  • инициативности, в т. ч. в приобретении знаний и в их продуктивном применении;
  • культурной восприимчивости;
  • способности принимать самостоятельные решения и нести за них социальную и личностную ответственность.

Во многом темпы развития стандартизации зависят не только от специфики различных областей человеческой деятельности, но и от уровня развития, степени применения коллективного труда, его материально­технической базы. Особая роль отводится стандартизации в сохранении традиций и создании систем преемственности. Несмотря на то что стандартизация интернациональна, ее реальное воплощение всегда носит национальный характер.

Российская система стандартизации не успевает за потребностями рынка труда. Обратимся к Закону РФ "Об образовании" (ст. 7): "Государственные образовательные стандарты по новым образовательным программам вводятся не ранее чем через пять лет после начала работы по данным программам. Государственные образовательные стандарты разрабатываются на конкурсной основе и уточняются на той же основе не реже одного раза в десять лет. Конкурс объявляется Правительством Российской Федерации".

Сегодня рынок труда значительно чаще "обновляет" свои требования, т. к. наука, производство не стоят на месте. Рынку труда требуются мобильные специалисты с новыми квалификационными характеристиками. Современная система высшего профессионального образования, довольно консервативная, зависящая от сроков утверждения стандартов, еще не готова в полном объеме удовлетворить актуальные запросы рынка труда. Современный молодой человек должен быть готов к изменениям своей траектории личностного развития в зависимости от условий окружающей действительности.

Пересмотр обязательных требований к содержанию подготовки специалистов связан с новой тенденцией, возникшей в последнее десятилетие ХХ в., – сокращение сроков обучения в высшей школе и введение многоуровневых программ высшего образования для того, чтобы приблизить высшее образование к рынку труда. Но для российского образования эта задача не из простых. Для этого необходимо подготовить прогноз потребности в специалистах, разработать на его основе предложения по формированию заданий по подготовке специалистов. Только в том случае, если профессиональные стандарты станут основой государственных образовательных стандартов для различных уровней профессионального образования, будет возможно выполнить реальные потребности экономики.

Действующие сегодня и предыдущие стандарты (первого и второго поколения) высшего профессионального образования не способны обеспечить подготовку такого выпускника. Эти стандарты подвергались критике за то, что требования к выпускнику были часто слишком обобщенными. Бывает практически невозможно проверить соответствие выпускника ряду требований, изложенных в стандарте. Стандарты нового поколения решают эту задачу. Конечно, очень важно, что сделан переход к компетентностному подходу в измерении качества выпускника. Новые стандарты привязывают компетенции к модулям, дисциплинам, но в них приведены лишь основные требования к уровню подготовки выпускников вузов со стороны государства в компетентностной форме. При этом комплексную норму качества итоговых и поэтапных результатов вузы должны детализировать сами. Факультеты, разрабатывая свои основные образовательные программы, устанавливают полный перечень компетенций, которыми должен обладать выпускник. Конечно, очень важно, что факультет и вуз определяют конечные цели обучения и воспитания, опираясь на общефедеральные цели.

При этом возникает проблема, связанная со способом измерения компетенции, не важно, на достижение каких целей она направлена. Как, например, определить сформированность таких социально­личностных и коммуникативных компетенций, как способность к деловым коммуникациям в профессиональной сфере, знания основ делового общения или способность к критике и самокритике, терпимость, способность работать в коллективе. Другая проблема – готов ли преподаватель высшей школы к формированию у своих студентов компетентностного подхода к освоению выбранной программы высшего профессионального образования, компетентен ли он сам с точки зрения стандарта нового поколения.

Российское образование по­прежнему остается репродуктивным – и в школе, и в вузе. Несмотря на многочисленные попытки педагогов изменить подходы в обучении, внедрить инновационные личностно развивающие модели, мы по­прежнему сталкиваемся с репродуктивными технологиями оценивания выпускников всех уровней образования.

Надо отдать должное начальной школе, здесь действительно решаются многие задачи, опередившие даже всемирные процессы. Но что касается так называемого среднего звена, то можно только разводить руками. Как правило, среднее звено работает в рамках традиционной модели. В старших классах идет профилизация. Но школа, организующая обучение по тому или иному профилю, должна делать опережающий прогноз потребностей рынка труда на 5–7 лет вперед. Между тем нередко сам процесс профилизации школы формализован на уровне учебных планов и программ. Образовательные технологии также остаются в рамках традиционной модели. Даже система дополнительного послевузовского образования грешит этим.

Образование должно обеспечивать преемственность профессиональных приемов, моделей, алгоритмов. Важнейшая функция образования – развитие личности обучающегося, его творческого потенциала и профессиональных способностей. Современная педагогика признает различные пути обучения, но достижение целей возможно через инновационную деятельность педагога и учащегося, не прописанную в стандарте, но просвечивающую сквозь призму компетенций.

Изучение дисциплин федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования направлено на достижение ряда целей и осуществляется по некоторым дисциплинам в процессе совершенствования компетенций, например таких, как языковая и лингвистическая (языковедческая), коммуникативная и культуроведческая. И здесь можно говорить о преемственности стандартов общего и высшего профессионального образования. Уровень образованности для выпускников средней школы, поднятый до "компетенции", должен способствовать тому, что выпускник школы готов (способен) решать задачи в различных сферах жизнедеятельности на базе теоретических знаний и выработанных на их основе способах практической деятельности.

Преемственность стандартов общего и высшего профессионального образования заметна и в их структуре – наличие федерального компонента (определяющего нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство образовательного пространства России, а также интеграцию личности в систему мировой культуры), национально­регионального (определяющего те элементы стандарта, которые относятся к сфере особенностей разных регионов) и школьного/вузовского компонента (соответствующего интересам и жизненным планам учащегося/студента). Правда, обновленный стандарт общего образования делится на инвариантную и вариативную части, которые в стандарте высшего профессионального образования выглядят как дисциплины федерального компонента по всем циклам (инвариант) и национально­региональный и вузовский компоненты (вариатив).

Для достижения поставленных в стандартах целей и формирования компетенций необходимо уйти от традиционной когнитивной модели (ЗУН – знания, умения, навыки), где доминируют репродуктивная деятельность обучаемых и экстенсивный характер образовательного процесса, где результат образования оценивается в основном количественными показателями, а модель более ориентирована на процесс, чем на результат.

Федеральная целевая программа развития образования на 2006–2010 годы необходимыми и насущными задачами ставит развитие современной системы непрерывного образования, повышения качества профессионального образования в соответствии с требованиями рынка труда; формирование эффективного рынка образовательных услуг.

Провозглашенный в Болонской декларации лозунг "Образование через всю жизнь" реализуем только при условии, когда учитель (преподаватель) выполняет свою главную в современном мире миссию – научить добывать знания. Неотъемлемые свойства инновационной личностно­развивающей модели – креативная деятельность обучаемых, интенсивный характер образовательного процесса, нацеленность на непрерывное образование, оценивания результата образования качественными показателями (компетенции). Модель, более ориентированная на результат, достигаемый собственными усилиями обучаемого, может гарантировать выполнение требований стандартов высшего профессионального образования третьего поколения.

Говоря о стандартизации, нельзя забывать и о том, что содержание изучаемых дисциплин должно быть связано с разными видами текущей и будущей деятельности, что способствует профессиональному и ценностному самоопределению личности. Стандарты всех уровней образования призваны обеспечить общекультурные, общечеловеческие, общегосударственные требования к образованию на основе самоопределения и саморазвития личности. Главная функция стандарта – повышение качества образования.

Таким образом, качество образования – многокомпонентное явление, включающее в себя, по мнению экспертов, не только качество учебного процесса и педагогической деятельности или научно­педагогических кадров и образовательных программ, но и качество (уровень) материально­технической базы и информационно­образовательной среды, а также качество студентов, учащихся, абитуриентов, качество управления и исследований. Требования к этим качествам в той или иной степени прописаны в стандартах, поскольку являются обязательным условием достижения результата образования, соответствующего социальным нормам и требованиям, что позволяет рассчитывать на адекватное отношение человека к внешнему миру.

Говоря о последних реформах и стандартизации, нельзя не коснуться вызывающего споры и сомнения, но неминуемого явления – ЕГЭ. Наверное, можно найти положительные моменты в проведении единого государственного экзамена по всей стране. Возможно, ЕГЭ позволяет быстро и качественно проверить не только уровень освоения стандарта выпускниками, но и выявить качество педагогической деятельности (ФЕПО в вузе, в какой­то степени, позволяет решить эти две задачи довольно быстро и без особых хлопот). Однако ядром качества человека является качество его интеллекта, включающее в себя духовно­нравственную, знаниевую и деятельностную составляющие. Используя в качестве инструмента измерения результата образования только такие формы, как ЕГЭ, мы можем получить весьма узко сформированного человека, поскольку подобные инструменты не то чтобы не позволяют измерить духовно­нравственную или деятельностную составляющие качества человека или его образованности, но они дают возможность педагогу (преподавателю) не задумываться об этих составляющих личности обучающегося в своей педагогической деятельности и самим обучающимся во время учебы, поскольку что не востребовано, то не обязательно для развития.

Единый государственный экзамен не измеряет духовно­нравственную и во многом – деятельностную компетенции выпускников школы. Думается, что речь должна идти о комплексной итоговой аттестации в школе и кроме ЕГЭ должны присутствовать и другие способы измерения результата образования как по обязательным, так и по дисциплинам по выбору (в вузе кроме ФЕПО, существуют различные способы и методы оценивания компетенций, более того ФЕПО применяется для контроля остаточного среза знаний, а не для итоговой аттестации). В противном случае, с нашей точки зрения, мы измеряем только достижение базового уровня стандарта, овладение учащимся минимально необходимой совокупностью способов деятельности в базовом информационном поле. Освоение учащимся совокупности других способов деятельности – на повышенном оптимальном или расширенном уровнях стандарта – должно измеряться другими способами.

Преемственность школьных и вузовских стандартов должна быть еще более выраженной, и не только на уровне общего понятия "компетенция". В новых школьных стандартах наконец­то изложены требования к условиям обучения и условиям реализации образовательных программ, и в первую очередь кадровых, описаны обязательства ученика, учителя и учредителя образовательного учреждения, механизм обеспечения стандарта здоровья. Таким образом, средняя и высшая школа становятся еще ближе друг другу в решении задач по повышению качества образования, по развитию в соответствии с требованиями времени, что поможет сделать образование более доступным.

Профильная школа помогает решить задачу преемственности в части содержания (по "специализированной" подготовке), но в этом случае итоговая аттестация не может быть в форме ЕГЭ. Мы идем по замкнутому кругу: улучшая стандарты, ограничиваем инструментарий, а качество выпускника вуза всегда зависело, зависит и будет зависеть от качества абитуриента. И обязательное общее образование не решит этой проблемы, если мы будем игнорировать соотношение достижения уровней стандарта и способы измерения этих достижений. Никакие стандарты не помогут реализовать концепцию модернизации образования, если образование в России не будет обеспечено такими факторами, как мониторинг образовательных достижений обучающихся, заинтересованность в своем образовании, сильная мотивация, повышение усвоения знаний учащимися и студентами.

Модернизация общего образования

4 апреля 2011 года премьер-министр РФ Владимир Путин на заседании Правительства РФ предложил разработать
двухлетнюю программу по развитию образования в регионах.

На модернизацию школьного образования из федерального бюджета будет дополнительно выделено 120 млрд. рублей.
По информации министра образования и науки Российской Федерации Андрея Фурсенко, данной на совещании с руководителями органов управления образованием субъектов Российской Федерации 11 апреля 2011 года, средства федерального бюджета будут направлены в 2011-2013 финансовых годах:
- 20 млрд. рублей в 2011 г.,
- 60 млрд. - в 2012 г.,
- 40 млрд. рублей - в 2013 г.
Главная цель нового проекта и, соответственно, главное обязательство региона - повысить среднюю зарплату учителей до уровня средней зарплаты по экономике региона.
Размер федеральной субсидии субъекту Российской Федерации определяется на основе количества школьников и уровня бюджетной обеспеченности региона. Средства федерального бюджета могут быть направлены на:
- приобретение оборудования (учебно-лабораторного, спортивного, оборудования для школьных столовых),
- приобретение транспортных средств для перевозки школьников,
- развитие школьной инфраструктуры,
- повышение квалификации и переподготовку учителей и директоров,
- на модернизацию базовых школ путём создания в них центров дистанционного обучения.

Владимир Путин: регионы должны обозначить сферу образования в качестве своего обязательного приоритета

20 апреля 2011 года Председатель Правительства России Владимир Путин представил в Государственной Думе отчёт о деятельности Правительства Российской Федерации за 2010 год. В выступлении Председателя Правительства были затронуты вопросы развития образования, поддержки науки и инноваций.
Стенограмма выступления (извлечения)
В.В.Путин:
<...> Государство намерено поддерживать инновационную активность наших производителей, в том числе софинансировать расходы компаний на НИРы и НИОКРы, а также субсидировать процентные ставки по кредитам на модернизацию производства. В прошлом году на эти цели из федерального бюджета было выделено более 70 млрд. рублей.
Эффективным решением может стать такая модель государственно-частного партнерства, как технологические платформы, призванные объединить усилия государства, науки, бизнеса вокруг создания новых технологий и производств. И, конечно, мы рассчитываем на повышение отдачи от работы особых экономических зон и технопарков. В их развитие государство уже вложило порядка 60 млрд. рублей. В этом году направим еще 17 млрд.
Я напомню, что сейчас в России действует 24 особые экономические зоны. В 12 регионах развиваются технопарки в сфере высоких технологий. В таких инновационных промышленных кластерах зарегистрировано уже около 670 компаний-резидентов. Спектр проектов очень широк - от молекулярной медицины до бытовой техники, от нанотехнологий до строительных материалов. Планируемый объем инвестиций - около 300 млрд. рублей. Я просто обращаю ваше внимание на это. Мы не концентрируемся исключительно на том, что здесь в Москве происходит. Это по всей территории России.
И еще - от единичных прорывов, отдельных успешных проектов и сделок нам надо перейти к действительно массовой системной поддержке наших высокотехнологичных компаний, которые прокладывают себе дорогу на внешние рынки. Именно для этого создается Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций.
<...> В этом году с 1 сентября стипендиальный фонд будет увеличен на 20%, а стипендии вместо 6,5% будут проиндексированы не менее чем на 9 процентов. Такое решение даст возможность вузам в большем объеме адресно поддерживать нуждающихся студентов, а также простимулировать тех, кто показывает лучшие результаты в учебе.
<...> Сегодня хотел бы сказать о проблемах в сфере школьного образования и о предлагаемых мерах.
По итогам 2011 года, средняя заработная плата по стране у нас составит 23,5 тыс. рублей, средняя по стране будет такая, так планируется, сейчас 21,01, по-моему, а к концу года будет 23,5 тыс. рублей. В следующем году планируемый рост - 26,5 тыс. рублей, а доходы учителей как были в 2009 году 13,5, до 14-ти, чуть-чуть, доползали, так, в принципе, и остаются. И это с учетом Москвы и Санкт-Петербурга, кстати говоря, где она выше, и поэтому средняя по стране за счет этого подтягивается. А в других регионах, если исключить Москву и Петербург, если взять среднюю, кроме Москвы и Петербурга, где-то будет 8,5-10 тыс. рублей.

Что предлагается в связи с этим.

Уже в этом году необходимо начать новый большой проект по поддержке российской школы. За два предстоящих учебных года федеральный бюджет выделит на эти цели не менее 120 млрд. рублей, еще порядка 60 млрд. рублей должно составить софинансирование проекта со стороны регионов. Федеральные средства предполагается направить на покупку оборудования, на качественное улучшение условий обучения школьников. Это важно, особенно в сельской местности, где существует проблема с малокомплектными школами.
Также средства будут вкладываться в приобретение школьных автобусов, в развитие новых образовательных технологий, дистанционных форм обучения, в оснащение спортивных залов и школьных столов, в переподготовку и повышение квалификации педагогов.
И, наконец, главная задача проекта - существенный рост заработной платы учителя. На эти цели предполагается направить высвободившиеся и дополнительные средства регионов. Не позднее 1 августа 2011 года с каждым субъектом Российской Федерации должен быть заключен договор, соглашение с четкими критериями оценки эффективности программ. Так же как мы делали по здравоохранению. Время нужно, чтобы проработать. Но я думаю, что если мы сейчас начнем: середина апреля, мая, июнь, июль, август - нужно к тому времени все закончить. Ключевыми показателями станет повышение фонда оплаты труда учителя с 1 сентября 2011 года в среднем на 30 процентов.
Затем, в течение двух лет нам нужно сделать так, чтобы средняя зарплата учителя вышла на уровень средней заработной платы по экономике в соответствующем регионе. Конечно, механической уравниловки при повышении зарплаты быть не должно. Нужно учитывать квалификацию учителя, его профессиональные качества, отношение к работе. И нужно поддерживать лучших. Регионы также должны обозначить сферу образования в качестве своего обязательного приоритета.
Рассчитываем, что в результате осуществления этих программы мы добьемся модернизации и укрепления единого образовательного пространства.
Что предлагается, собственно говоря. Я отвлекусь, своими словами скажу.
Мы 60 млрд. дадим в год на ремонты, на оборудование, на дистанционные методы управления. Средства, которые регион сэкономит, должен будет направить на повышение зарплаты. Таким образом, мы сможем с вами повлиять на укрепление и модернизацию единого образовательного пространства, с созданием базовых образовательных центров и с филиалами вокруг этих центров, сохраняя при этом там, где обосновано, малокомплектные школы, снимая одновременно нагрузку на их финансирование, имея в виду возможность, связанную с экономией на административных ресурсах, повышая качество образования, используя современные методы обучения, связанные с образовательным центром, и, таким образом, повлияем на укрепление и модернизацию всего образовательного пространства России.
Мы напрямую повлияем на рост заработной платы учителя, но при этом не механически, а с участием профсоюзов через повышение квалификации учителя. И, таким образом, постараемся с вами добиться того, чтобы услуги, предоставляемые школой, их качество было повышено. Так что это такая многовекторная задача, и нужно это будет все прописать в тех соглашениях с регионами, о которых я уже сказал.
Мы сейчас инвестируем серьезные федеральные средства в модернизацию всех уровней образования. Так, в этом году расходы на эти цели увеличились на 100 млрд. рублей и составили порядка 0,5 трлн. В феврале текущего года была утверждена федеральная целевая программа "Развитие образования на 2011-2015 годы". Общий объем ее финансирования почти 140 млрд. рублей. Эти средства призваны укрепить материально-техническую базу учебных заведений.
Кроме того, идет формирование целого ядра нашей высшей школы. Создано восемь федеральных университетов и 29 национальных исследовательских университетов. Приняты программы развития Московского и Санкт-Петербургского университетов. Всего на поддержку ведущих вузов в 2010-2012 годах направляем порядка 70 млрд. рублей. Будем привлекать в российские вузы лучших специалистов мирового уровня. Для этого мы запустили программу грантовой поддержки. Первые 40 получателей грантов уже определены, среди них наши соотечественники, работающие как в России, так и за рубежом, ведущие иностранные ученые и преподаватели. Сейчас объявлен второй этап этого конкурса, в ходе которого будут распределены еще 40 грантов.
Кроме того, 19 млрд. рублей мы выделили на реализацию совместных высокотехнологичных проектов вузов и частного бизнеса. Это, знаете, интересный проект. Мне кажется, он должен принести хороший результат.
Российские компании смогут воспользоваться результатами НИОКРов, продвинуть на рынок новые продукты и технологии. Мы даем деньги компаниям, с тем чтобы они передали их под свой заказ вузам, сделали совместный продукт, и компания обязана продвинуть этот продукт на рынок. Естественно, должны софинансировать эту работу компании. Университетам это позволит обновить исследовательскую базу, обеспечить престижной, перспективной работой своих сотрудников, студентов и аспирантов.
Наши научные и образовательные центры получили право становиться учредителями малых и средних инновационных компаний. Мы с вами это решение принимали, знаете, сколько было споров, можно ли им вообще разрешать заниматься таким видом деятельности. Но я считаю, что это решение было обоснованным, всего по стране уже создано более 800 таких предприятий.
Сегодня хотел бы затронуть несколько важных тем в этой связи. Прежде всего речь идет о таком сложном, ответственном процессе, как переход на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения. Время не стоит на месте, и система образования, как и другие институты, нуждается в обновлении, в качественном реформировании, в реализации новых подходов и новых идей. Но делать нужно это, конечно, предельно аккуратно.
Мы должны сохранить те несомненные преимущества, которыми исторически обладает отечественное школьное и вузовское образование, его фундаментальность, основательность, способность прививать широкий кругозор и энциклопедические знания ученикам и студентам.
На сегодняшний день утверждены стандарты для начального и основного общего образования, а также по всем специальностям начального и среднего профессионального образования с участием научной и образовательной общественности, работодателей, бизнеса. Завершается разработка стандартов для вузов.
И, наконец, в феврале 2011 года были опубликованы образовательные стандарты для 10-11 классов. Именно они вызвали самую острую дискуссию в обществе и в Парламенте страны, получили далеко неоднозначную и очень критичную оценку со стороны общества, учителей, родителей, и к этому мнению, разумеется, нужно прислушиваться.
Считаю, что предложенный стандарт нуждается, безусловно, в доработке, в связи с чем прошу депутатов подробно обсудить предложения, замечания, высказанные в обществе по поводу стандартов. Нужно учесть все здравые идеи, предложения.
Еще раз повторю, сфера образования имеет важнейшее значение для страны, для граждан. Она определяет жизненные перспективы каждого конкретного человека, а, значит, и будущее всего государства. И все принимаемые решения в этой сфере должны быть тщательным образом проработаны, должны быть абсолютно понятны и приняты обществом.
Считаю, что особое внимание мы должны уделить состоянию начального и среднего профессионального образования. Нам нужно развернуть этот сектор образования в сторону потребностей современного производства и экономики. Мы намерены в этом году начать широкое внедрение опыта, - обращаю ваше внимание на это, уважаемые коллеги, - накопленного в рамках эксперимента по т.н. прикладному бакалавриату. Его смысл в том, что два года учащийся учится по общевузовской программе, а затем год или два получает специальность.
Перспективной может стать модель, основанная на включении техникумов и колледжей в состав высших учебных заведений. Это позволит строить образовательный процесс на более совершенной технологической, технической базе, привлекать сильных преподавателей. И очевидно, что престиж таких центров профессиональной подготовки будет значительно повышен.
В этой связи предлагаем и регионам обратить особо внимание на среднее профессиональное образование. Четко обозначить такой приоритет в самих региональных бюджетах.
И еще одна крайне важная тема. Сейчас в России порядка 1700 тыс. детей ждут своей очереди, чтобы попасть в детские сады. Мы с вами много-много раз к этой теме возвращаемся. Проблема очень острая и очень важная. Мы знаем, что это, прежде всего, региональная проблема. Но, безусловно, готовы поддержать те регионы, которые активно занимаются решением этих вопросов. Предлагаю, в два раза, в данном случае до 1 млрд. рублей, увеличить ассигнования федерального бюджета, которые направляются в регионы на поддержку дошкольного образования.
Заложим это тоже в поправки к бюджету и будем просить вас это поддержать.

 

Владимир Путин: средняя зарплата учителя должна быть равна средней зарплате в регионе

4 апреля 2011 года Председатель Правительства Российской Федерации Владимир Путин провёл заседание Правительства России, на котором обсуждались вопросы модернизации образования, в том числе адаптации системы среднего профессионального образования к требованиям современной экономики и рынка труда, внедрения новых федеральных государственных образовательных стандартов и доведения средней заработной платы учителей до уровня средней заработной платы по экономике в регионе.
Стенограмма начала заседания:
В.В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!
20 апреля, практически через две недели в соответствии с Конституцией Правительство должно будет отчитаться о своей работе за 2010 год. Считаю, что это очень востребованная, правильная практика. В преддверии этого события, как вы знаете, проходят консультации с представителями различных политических партий, фракций, представленных в Государственной Думе. Две такие встречи у меня уже состоялись. Мы обсуждали и текущие проблемы, и перспективные задачи, перед которыми стоит страна.
Также на встречах с экспертами, а они собираются по вашей инициативе, с участием сотрудников Правительства, министров, обсуждают стратегию долгосрочного развития России и необходимые изменения в эту стратегию, с ними проходит соответствующая работа. Напомню, что в отчёте в Парламенте мы можем представить не только результаты нашей работы, но и новые планы, инициативы Правительства в экономике, социальной сфере, системе государственного управления.
Сейчас подготовка отчёта идёт самым активным образом, практически подходит к завершению. И в этой связи считал правильным вынести этот вопрос на заседание Правительства сегодня, пригласить к обсуждению и представителей парламентского большинства - лидера фракции "Единая Россия" в Государственной Думе, председателя Государственной Думы Бориса Вячеславовича Грызлова и его коллег. "Единая Россия" активно действует в регионах, чувствует, может быть, лучше чем мы здесь, в Белом доме, то, что происходит в стране. Мы опираемся на эту фракцию в Государственной Думе, многие вещи делаем совместно. Во всяком случае, как я уже не один раз говорил, в условиях кризиса оперативная работа с Парламентом очень помогала при принятии своевременных и нужных нам решений.
Я прошу всех членов Правительства лично включиться в доработку итоговых материалов к отчёту, ещё раз провести анализ тех первоочередных вопросов и заключительных инициатив, которые необходимо вынести на обсуждение парламентариев 20 апреля.
Считаю, что за 2010 год мы создали основу для того, чтобы двигаться вперёд, решать долгосрочные задачи развития страны. Определенные риски в экономике, конечно, сохраняются, однако позитивные тенденции в развитии отечественной экономики тоже есть. Процессы восстановления в промышленности, в банковском секторе набирают обороты, набирают силу.
После серьёзного спада - напомню, в 2009 году он со<



2015-12-13 1991 Обсуждений (0)
Гуманизация и демократизация образования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Гуманизация и демократизация образования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1991)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)