Система образования России. Понятие о непрерывном образовании
Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность следующих взаимодействующих компонентов: · преемственные образовательные программы и государственные образовательные стандарты различного уровня и направленности; · сеть образовательных учреждений, реализующих эти программы, независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; · органы управления образованием и подведомственные им учреждения и организации. Образовательные программы определяют содержание образования по направлениям и уровням. Например, в направлениях «Общее образование» и «Профессиональное образование» существуют несколько уровней. Одной из важнейших характеристик деятельности сети образовательных учреждений в новых социокультурных условиях является непрерывность образования. Непрерывное образование рассматривается как процесс и результат развития личности в реально функционирующей системе государственных и общественных учреждений, обеспечивающих возможность общеобразовательной и специальной подготовки человека. Целостная система непрерывного образования охватывает все Основой непрерывного образования является базовое образование. Для реализации непрерывного образования государственные, негосударственные, общественные базовые, общественные дополнительные образовательные учреждения, функционирующие в системе
Рис. 3. Органы управления системой образования России 12.2. Государственный характер управления Государственный характер управления системой образования закреплен совокупностью принципов государственной политики в области образования, сформулированных в Законе РФ «Об образовании». Государственные органы управления образованием и их взаимосвязи внутри системы образования представлены на рис. 3. Органы управления образованием выполняют следующие функции: · формирование и осуществление федеральной политики в области образования; · правовое регулирование отношений в области образования, в том числе обеспечение государственных гарантий прав граждан в сфере образования; · разработка и реализация федеральных целевых и международных программ в области образования; · формирование государственных органов управления образованием, ведомственных органов управления образованием, назначение их руководителей; · установление перечня профессий и специальностей, по которым осуществляется профессиональная подготовка; · создание, реорганизация, ликвидация образовательных учреждений; · аттестация, государственная аккредитация, лицензирование образовательных учреждений; · аттестация педагогических работников; · установление норм труда и нормативов оплаты труда в федеральных образовательных учреждениях; · установление образовательного стандарта; · решение вопросов финансирования; · решение вопросов социальной поддержки различных групп, категорий обучающихся и педагогических работников; · контроль выполнения законодательства Российской Федерации в части образования (Закон РФ «Об образовании»); · ежегодное утверждение федерального перечня учебников (экспертиза) на основе государственной аккредитации; · информационное и научно-методическое обеспечение системы образования, разработка учебных планов, программ, курсов, учебных пособий; создание единой для России системы информации. Важная роль в системе управления образованием отводится краевым и областным министерствам образования, так как они обеспечивают в пределах своей компетенции: 1) проведение государственной политики в области образования; 2) создание системы непрерывного образования; 3) широкое применение эффективных форм интеграции образовательных учреждений с наукой и производством; 4) реализацию целевых программ; 5) реальную помощь районным управлениям образования. Районный совет по образованию осуществляет следующие функции: · определяет социальный заказ системе образования; · решает важнейшие вопросы развития образования на перспективу (материально-техническое обеспечение, рационализация сети образовательных учреждений); · осуществляет контроль за выполнением социального заказа и реализацией комплексных целевых программ. Структура районного управления образования включает следующие отделы: учебно-воспитательного процесса, развития социально-экономической базы образования, научно-методического обеспечения, хозяйственно-эксплутационный, планово-экономический. В рамках районного управления образования действует районный Районное управление образования создает банк информации по всем видам деятельности, планирует основные направления развития системы образования, обеспечивает связь школ с другими социальными институтами. Развитие системы образования на основе традиционных подходов осуществить трудно. Необходимо изменение традиционных структур.
12.3. Государственно-общественный характер Государственно-общественный характер управления системой образования реализуется через участие общественных организаций в управлении образованием. На уровне образовательного учреждения такими организациями являются родительский совет, ученический совет. На уровне районного управления образования работает совет директоров. Это общественный орган, планирующий и регулирующий деятельность учебных заведений совместно с районным управлением образования. Директора образовательных учреждений района собираются один раз в неделю для обсуждения проблем педагогической практики. Важную роль в обеспечении связи между образовательной практикой и обществом играет совет по образованию. Он избирается из состава руководителей образовательных учреждений, хозяйств и предприятий, педагогов, представителей общественных организаций, местных органов власти. Совет по образованию решает следующие задачи: · определение программы развития образования; · организация разработки и реализации просветительской политики; · планирование развития материальной базы образовательных учреждений; · организация взаимодействия предприятий и образовательных · учреждений; · помощь местным административным органам в решении проблем просвещения. Совет по образованию работает не только на уровне районных структур, но и на более высоких уровнях.
Вопросы для самопроверки 1. Охарактеризуйте систему образования России. 2. В чем заключается сущность понятия «непрерывное образование»? 3. Какова структура органов управления образованием? 4. Охарактеризуйте функции органов управления образованием. 5. В чем заключается государственно-общественный характер управления образованием?
ГЛАВА 13. СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (861)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |