Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Лекция 1. Трудовые ресурсы: формирование и использование



2015-12-13 2025 Обсуждений (0)
Лекция 1. Трудовые ресурсы: формирование и использование 0.00 из 5.00 0 оценок




Конспект лекций по курсу «Управление трудовыми ресурсами»

1. Понятие «трудовые ресурсы».

2. Экономически активное и неактивное население.

3. Трудовой потенциал и ИРЧП.

4. Воспроизводство трудовых ресурсов

 

1. Трудовые ресурсы – это главная производительная сила общества, включающая трудоспособную часть населения страны, которая благодаря своим психофизиологическим и интеллектуальным качествам способна участвовать в общественно-полезной деятельности, производя материальные и духовные блага и услуги.

Трудовые ресурсы состоят из: 1) трудоспособной части населения в трудоспособном возрасте, причем как занятой, так и незанятой в экономике; 2) работающих в экономике страны граждан моложе и старше трудоспособного возраста.

Статистическим критерием отнесения какой-либо части населения к трудовым ресурсам является законодательно определенный для каждой страны возраст начала и окончания трудовой деятельности. Так, максимальная возрастная граница соответствует физиологическому пределу участия старших возрастов в трудовой деятельности.

Границы трудоспособного возраста носят подвижный характер и определяются социально-экономическими условиями и физиологическими особенностями развития человека. В нашей стране средняя продолжительность жизни мужчин 59 лет.

Численность трудовых ресурсов охватывает две категории лиц:

1. трудоспособное население в трудоспоспособном возрасте, которое определяется посредством вычитания из численности населения в трудоспоспособном возрасте неработающих инвалидов 1 и 2 групп, а также неработающих лиц, получивших пенсию на льготных условиях;

2. работающее население вне пределов трудоспоспособного возраста, которое определяется численностью работающих подростков (до 16 лет) и работающих пенсионеров.

Таким образом, численность ТР определяется по формуле:

ТР = Чтр. - Чнераб. + Чподр. + Чраб.пенс.

 

2. К экономически активному населению относится часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. В ее состав входят как занятые, так и безработные.

Экономически неактивное население включает в себя учащихся дневных учебных заведений, пенсионеров по старости или инвалидности, лиц, занятых в домашнем хозяйстве, тех, кто прекратил поиск работы, исчерпав возможности ее получения, но готов работать, а также других лиц, которым нет необходимости работать, независимо от источника дохода.

В международных стандартах термин «экономически активное население» используется в качестве основополагающего понятия. Предусмотрены 2 уточняющих измерителя экономически активного населения:

1. текущее активное население – применительно к продолжительному периоду времени, например к году;

2. население, активное в данный период – применительно к короткому отрезку времени, например неделе или дню.

Принцип активности означает, что отнесение индивида к той или иной категории зависит от фактической деятельности в течение определенного периода, т.е. в состав вышеуказанных групп можно включить только тех лиц, которые занимались экономической деятельностью либо искали работу и (или) были готовы приступить к ней. В Международной практике распространено также понятие «гражданское экономически активное население».

В современных зарубежных экономических теориях как синоним понятия экономически активного населения используется термин «рабочая сила», под которой понимаются работники, кому свыше 16 лет и кто или уже имеет работу, или активно занят ее поиском, или кто ждет, что после увольнения с работы к его услугам снова обратятся.

 

3. Кроме понятия «трудовые ресурсы» в науке и практике экономики, социологии, управления с 1980-х гг. стал применяться термин «трудовой потенциал» общества, организации, отдельного работника. Это более объемное понятие.

Трудовой потенциал представляет собой обобщающую характеристику меры и качества совокупной способности к труду трудовых ресурсов, их динамизм как непрерывный, развивающийся, многоплановый процесс, характеризующий скрытые, не проявившие еще себя возможности или способности в соответствующей сфере жизнедеятельности.

Результаты деятельности любой организации непосредственным образом связаны с состоянием и степенью использования ее трудового потенциала.

Трудовой потенциал общества – совокупная общественная способность к труду, потенциальная дееспособность общества. ТПО выступает в форме кадрового потенциала общества, который имеет свои качественные и количественные характеристикики: численность трудоспособного населения - трудовой ресурс, количество рабочего времени, отрабатываемое трудоспособным населением, состояние здоровья, развитие и физическая дееспособность трудоспособных членов общества, образовательный и квалификационный уровень, нравственное состояние трудоспособного населения. Трудовой потенциал организации – возможное количество и качество труда, которым располагает трудовой коллектив организации. Трудовой потенциал организации выступает как персонифицированная рабочая сила, взятая в совокупности своих качественных и количественных характеристик, как кадровый потенциал организации.

Кадровый потенциал организации – совокупная оценка личностных и профессиональных возможностей кадрового состава организации на основе изучения трудового потенциала работников и организации в целом.

Трудовой потенциал работника – возможности работника, определяющие границы его участия в трудовой деятельности, количество и качество труда, которым располагает работник. Трудовой потенциал работника проявляется через его кадровый потенциал. Основа трудового потенциала работника – это качества, заложенные природой (возможности здоровья, творческие способности).

Кадровый потенциал работника – совокупность количественных и качественных характеристик работника, определяющих его возможности на основе изучения его трудового потенциала.

Компоненты трудового потенциала: здоровье, нравственность, творческий потенциал, активность, организованность, образование, профессионализм.

Во второй половине 1980-х гг. в рамках ООН формируется понятие «индекс развития потенциала человека» (ИРПЧ), в котором учитываются возможности для развития человека, обеспечиваемые системами здравоохранения и образования.

Величина ИРПЧ определяется как среднее арифметическое из 3 показателей:

1. ожидаемая продолжительность жизни;

2. уровень образования;

3. реальный душевой ВВП.

Каждый показатель рассчитывается по формулам вида:

I = (Бф - Бтт)/(Бтах - Бтт)

Бф – фактическое значение показателя;

Бтт – минимальное значение;

Бтах – значение принятое как максимальное.

Индекс среднедушевого ВВП – должен учитываться «полезность» 1 доллара в разных странах. Производилась корректировка номинальной величины душевого ВВП в данной стране по паритету покупательной способности (ППС).

 

4. Воспроизводство трудовых ресурсов

Трудовая деятельность человека вызывает утрату части способностей, значительные психофизиологические затраты сил и энергии человеческого организма, которые должны быть восстановлены, а способности воспроизведены и развиты.

Поскольку трудовые ресурсы являются частью населения страны в целом, их формирование и использование тесно связаны и во многом определяются процессами воспроизводства населения.

Воспроизводство населения – исторически, экономически и социально обусловленный процесс постоянного возобновления населения в результате естественного движения, миграции и перехода людей из одного состояния в другое.

Воспроизводство трудовых ресурсов – это процесс непрерывного возобновления количественных и качественных характеристик экономически активной части населения, включающий фазы формирования, распределения, и перераспределения, а также использования трудовых ресурсов.

Фаза формирования трудовых ресурсов складывается из производства:

1. индивидуальной рабочей силы, постоянно расходуемой в процессе трудовой деятельности, т.е. восстановление и сохранение способности к труду;

2. новой рабочей силы, за счет которой возмещается естественная убыль (старение, инвалидность, смерть) и обеспечивается прирост численности молодежи, вступающей в трудоспособный возраст;

3. квалифицированной рабочей силы путем приобретения способностей к труду через систему общего и специального образования, профессиональной подготовки.

Фаза распределения и перераспределения трудовых ресурсов представляет собой социально-экономический и временный процесс движения экономически активного населения в целях его первичного распределения по видам работ, роду и сферам деятельности, отраслям, организациям, регионам и перераспределения в соответствии со спросом и предложением на рынке труда.

Распределение и перераспределение трудовых ресурсов протекает:

а) при непосредственном воздействии или участии государственных органов и общественных организаций;

б) в индивидуальной форме под воздействием рыночных регуляторов экономики.

Фаза использования ТР состоит в трудовой деятельности, в процессе которой рабочая сила непосредственно реализуется как способность к труду и таким образом обеспечивается занятость трудоспособного населения, желающего трудиться.

Все 3 фазы взаимосвязаны, но фаза использования ТР занимает центральное место, поскольку:

а) является фазой реализации накопленных знаний и навыков;

б) фазой накопления практического опыта;

в) самой продолжительной фазой на протяжении всей жизнедеятельности человека.

Воспроизводство ТР может быть интенсивным или экстенсивным.

При экстенсивном типе воспроизводства происходит количественное увеличение численности ТР, без изменения их качественных характеристик.

При интенсивном типе воспроизводства, напротив, происходит рост качества трудовых ресурсов, т.е. их образовательного уровня, квалификации, культуры.


 



2015-12-13 2025 Обсуждений (0)
Лекция 1. Трудовые ресурсы: формирование и использование 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Лекция 1. Трудовые ресурсы: формирование и использование

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2025)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)