Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Лекция 2. Структура, количественные и качественные характеристики трудовых ресурсов



2015-12-13 1211 Обсуждений (0)
Лекция 2. Структура, количественные и качественные характеристики трудовых ресурсов 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Структура трудовых ресурсов по полу.

2. Возрастные группы ТР.

3. Уровень образования.

 

1. Наряду с общей численностью, важное значение имеют различные характеристики ТР, образующие их структуру. Сюда относятся пол, возраст, образование, профессиональный состав, место жительства, социальная принадлежность и другие.

Структура трудовых ресурсов по полу определяет конкретизацию профессионально-отраслевых ориентиров и предпочтений различных групп населения. Молодые мужчины более сориентированы на работу в финансовой, коммерческой, индустриальной сферах труда, в то время как для женщин ближе сфера услуг, торговля, просвещение, здравоохранение. В настоящее время в составе ТР мужчины составляют более 60%, что обусловлено более продолжительным трудоспособным возрастом. Однако эта доля уменьшается в связи с высокой смертностью.

Доля экономически активного населения среди женщин значительно ниже, чем у мужчин. Но среди зарегистрированных безработных женщины составляют более 60%, что объясняется их большей активностью в посещении службы занятости и попытках получить хотя бы незначительную социальную помощь, предусмотренную законодательством. По опросам, 8 из 10 женщин работают из-за денег, 60-70% женщин имеющих детей, если бы они могли себе это позволить, хотели бы не работать до исполнения детям 3 лет, а потом перейти на частичную занятость. Также женщины отличаются меньшей мобильностью на рынке труда. В то же время они менее активно, нежели мужчины, занимаются поиском работы в случае безработицы, организуют свое дело и чаще выбывают из состава экономически активного населения, прекращая дальнейшие поиски рабочего места.

Работодатели все же по-прежнему более активно берут на работу мужчин: 45% безработных мужчин и 36% безработных женщин устраиваются на работу в течение года.

 

2. Возрастные группы ТР.

Молодежь в возрасте 16-29 лет, прежде всего характеризуется заинтересованностью в получении образования. По последним данным, среди 16-19 летних хотят учиться дальше более 50%, 11,8% – опрошенных в возрастной группе 20-24 года и только 1,4% среди тех, кому 25-29 лет.

Первые годы реформ создали прецедент получения молодыми людьми больших заработков без особых усилий и нередко за малоквалифицированный труд. Кроме того, 44% опрошенных выпускников не знают, чем они будут заниматься. В конце 90-х годов смогли трудоустроиться 53% выпускников, из них 50% довольны работой и только 25% довольны зарплатой. 36% учащихся дневных отделений ВУЗов вынуждены подрабатывать на жизнь после учебы.

Ориентация на легкие заработки у части молодежи чревата ростом криминогенной обстановки. По опросам социологов, каждый 5-й в возрасте до 20 лет и каждый 10-й в возрасте от 25 до 35 лет будут искать любые возможности, чтобы поддержать высокий уровень жизни.

Сегодня работодатели стали требовать повышенные требования к квалификации и стажу работы по специальности, в результате чего создалось положение, когда молодежь просто не может получить первоначального стажа и занять квалифицированные должности, что вынуждает ее соглашаться на рабочие места более низкой квалификации.

По данным мониторинга ВЦИОМ, доля занятой в частном секторе молодежи в возрасте до 24 лет в 1,1-1,2 раза превышала аналогичную долю во всех других секторах экономики.

В 90-е годы доля молодежи в общей численности занятых на предприятиях различных форм собственности составляла в среднем 8,5%. Лидером в сфере найма молодежи оказался частный сектор – 24,9%, за ним, с отрывом в 2 с лишним раза, кооперативы и различные товарищества. Государственные предприятия занимают предпоследнее место – 5,9%. Однако в госсекторе молодежи предоставляют более квалифицированную работу.

Следующей проблемой является проблема раннего трудоустройства. Требования законодательства о льготах работникам моложе 18 лет являются невыгодными для предпринимателя и служат препятствием для официальной занятости, переводя трудовые отношения на неформальный уровень. Кроме того, ранняя занятость ограничивает возможности подростков в повышении уровня образования и квалификации, что ведет к ухудшению качества рабочей силы.

Отличительной чертой молодежной рабочей силы является высокая мобильность – они в первых рядах увольняемых, но и имеют самые высокие шансы вновь трудоустроиться. Поэтому период безработицы для данной группы населения наиболее непродолжительный.

Для трудоспособного населения старших возрастных групп характерно двойственное положение на рынке труда. С одной стороны, они более закреплены на рабочих местах, и у них наименьшая вероятность оказаться в числе безработных. С другой – если по каким-то причинам это происходит, то найти работу им значительно труднее, чем представителям более молодых возрастных групп. Большинство фирм, высоко оплачивающих труд своих работников, особенно иностранных, практически не рассматривают характеристик претендента на рабочее место, если его возраст старше 40-45 лет, а порой и 35. Они считают, что работники старших возрастов несут в себе «пороки социалистической организации труда», и отсутствует экономическая целесообразность переучивать их на новые методы работы.

Значительное предложение рабочей силы наблюдается со стороны пенсионеров. Главные причины состоят в стремлении поддержать уровень жизни для себя и своей семьи.

 

3. Уровень образования

Специфика отечественных ТР состоит в том, что это, в основном, образованная, достаточно подготовленная рабочая сила. С этим связаны довольно низкие издержки найма и обучения, так как нет необходимости отбирать кандидатов для долгосрочных трудовых отношений: в случае неподходящего работника его можно уволить и без труда найти другого.

Уровень образования и квалификации обуславливает неоднозначное положение данной части трудовых ресурсов. Чем выше уровень образования и подготовки, тем увереннее чувствует себя работник на рабочем месте или кандидат на вакантное место. Но и запросы такого человека также высоки: условия труда, его оплата, издержки на повышение квалификации или переобучение. В силу этого достаточно высок удельный вес высококвалифицированных людей, которые решили стать самостоятельными предпринимателями: 70% из них имеют высшее образование, а около 10% второе.


 



2015-12-13 1211 Обсуждений (0)
Лекция 2. Структура, количественные и качественные характеристики трудовых ресурсов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Лекция 2. Структура, количественные и качественные характеристики трудовых ресурсов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1211)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)