Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Мировые цены и их особенности




Международная торговля осуществляется, как правило, по ценам мировых товарных рынков, которых по каждому товару может быть от нескольких единиц до нескольких десятков.

В категорию мировых цен могут быть отнесены цены внешнего рынка, которые:

• во-первых, установлены в свободно конвертируемых валютах;

• во-вторых, установлены в условиях свободного торгово-полити-ческого режима (т. е. без административного вмешательства прави­тельства);

• в-третьих, являются ценами на товары или услуги ведущих произ­водителей и поставщиков, т. е. имеющих существенную долю в общем объеме подобной продукции, реализуемой на соответствующем миро­вом рынке;

• в-четвертых, для товаров сырьевой группы берутся цены тех реги­онов мира, в которых сосредоточено их производство или торговля, – цены базисных рынков.

Мировые цены характеризуются большой дифференциацией, т. е. существуют разные цены на один и тот же товар не только на разных рынках данного товара, но и на одном и том же рынке. Подобная диф­ференциация обусловлена объективными и субъективными факторами. К первым можно отнести: национальные издержки на производство товаров, множественность обслуживающих рынок валют, различные транспортные расходы, разнообразие каналов движения товаров от про­изводителя к потребителю, наличие разных производителей, техноло­гий, природных условий и т. п. Страна происхождения или выпускаю­щая товар фирма стали важным фактором, определяющим не только его качество, но и цену. На дифференциацию цен значительное влияние ока­зывают уровень сервиса и инженерного обеспечения товара, его упаков­ка, дизайн, многоцелевое назначение, условия и сроки поставки и т. д. К субъективным факторам относится разнонаправлен- ность их действия. Так, с одной стороны, открытость мирового рынка, широта товарной номенклатуры, разнообразие каналов товародвижения создают острую конкуренцию, что способствует снижению уровня цен и их выравнива­нию. С другой стороны, территориальная протяженность рынка, боль­шая доля торговли в рамках союзов, транснациональных корпораций, ценовая стратегия фирм и т. д. способствуют дифференциации цен.

Большую роль в формировании мировых цен играет и государство. Используя механизмы валютного, налогового и таможенного регули­рования, субсидируя собственных экспортеров, оно существенно мо­жет влиять на величину цен на мировом рынке, поэтому национальные цены отличаются от мировых. При импорте товара они повышаются на сумму доплат в виде таможенных пошлин, налогов, сборов, демпин­говых, компенсационных и иных сборов, а при экспорте могут быть и снижены, если производителю предоставлены налоговые, амортиза­ционные, кредитные и иные льготы. По этой причине мировая цена, как правило, отличается от цены товара на внутреннем рынке. Разрыв между ними может составить до 30 % и более, причем на готовые изде­лия он намного больше, чем на сырьевые товары.

Фактически нет единой мировой цены, как и нет одного мирово­го рынка товаров. Однако в практической деятельности используются обобщенные термины «мировая цена», «мировой рынок» какого-либо товара, т. е. имеются в виду мировые базисные цены – цены основных мировых экспортеров и импортеров, цены международных товарных бирж, аукционов, торгов. Более того, по каждому товару имеется не­сколько видов и источников цен, что позволяет, сопоставляя их и дина­мику изменения, находить для себя оптимальный вариант.

При этом следует учитывать, что за последние годы на мировом рынке произошли существенные изменения. Во-первых, современ­ный мировой рынок имеет достаточно сложную структуру с широким спектром отдельных автономно функционирующих субрынков, на ко­торых складывается «собственная» структура цен и которые обладают специфическими особенностями спроса и предложения. Во-вторых, на смену массовому производству товаров, в том числе и товаров, от­носящихся к товарам массового производства, пришло производство продукции небольших партий, рассчитанных на конкретных потреби­телей и удовлетворяющих определенные запросы и заказы. В-третьих, под влиянием научно-технического прогресса сокращается жизненный цикл товаров, что влечет за собой изменение сроков реализации конк­ретной ценовой стратегии участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД). В-четвертых, на мировом рынке, особенно в торговле сырьевыми товарами и полуфабрикатами, существенную роль играют посреднические фирмы, также имеющие свою прибыль в результате осуществления продаж, поэтому цены у не­посредственных производителей и у реализующих их продукцию посредников значительно отличаются. В-пятых, на мировые цены сильное влияние оказывают транснациональные компании (ТНК), деятельность экономических интег­рационных объединений государств, международных экономических и финансовых организаций, таких как ВТО, МВФ, МБРР и др.

Участники внешнеэкономической деятельности должны быть гото­вы встретиться с существенными колебаниями цен, предоставлением различных скидок или надбавок. Кроме того, практически всегда цены на аналогичную продукцию отличаются, так как разные поставщики поставляют товары различного качества, комплектации и т. п. Значи­тельную долю в конечной цене составляют транспортные расходы, по­этому при импортных поставках руководствуются не только ценой про­дукции на разных рынках, но и транспортной составляющей, которая может существенно повлиять на конечную цену товара.

Таким образом, указанные особенности мировых цен требуют от субъектов внешнеэкономической деятельности повышения уровня це­новой работы и разработки ценовой стратегии при выходе на внешние рынки, в частности путем получения достаточного информационного обеспечения, систематического слежения за конъюнктурой мировых рынков, повышения квалификации специалистов и т. п.

Информацию о базовых ценах мировых товарных рынков принято подразделять на несколько групп: справочные цены; биржевые коти­ровки; цены аукционов; цены международных торгов; цены фактичес­ких сделок; цены предложений крупных фирм; цены, публикуемые в прейскурантах, справочниках, проспектах, каталогах. Эти цены в той или иной степени отражают уровень мировых цен.

Справочные цены – это цены внутренней оптовой торговли или внешней торговли стран с рыночной экономикой. Спра­вочные цены публикуются в деловых газетах и журналах, специальных бюллетенях, фирменных каталогах и прейскурантах объединениями производителей, брокерскими фирмами, информационными агентства­ми и бюро.

Биржевые цены, или биржевые котиров­ки, – цены товаров, являющихся объектом бирже­вой торговли.

На эти цены ориентируются в основном на торговле сырьем или полуфабрикатами, цветными металлами, нефтью, нефтепродуктами, зерновыми, сахаром, кофе и др. Они всегда оперативно отражают ре­альный уровень при заключении конкретных сделок, поскольку каждая биржа осуществляет учет, систематизацию и публикацию биржевых котировок. Малейшие изменения в ту или иную сторону конъюнктуры рынка моментально сказываются на биржевых котировках.

Цены аукционов – это цены специально организованных или регу­лярно действующих рынков публичной продажи товаров индивидуаль­ного качества. Они отражают реальные сделки, близки к котировкам бирж и могут служить ориентиром для установления цен. Особенно важное значение имеют аукционы при реализации пушнины, шерсти, чая, табака, спортивных лошадей. Через аукционы в США и Ка­наде реализуется до 70 % пушнины, в Норвегии, Швеции и Дании – до 90–95 %. На них продается 80 % экспорта чая из Индии и 95 % – из Шри-Ланки, 90–95 % шерсти из Австралии и Новой Зелан­дии. Аукционные цены широко используются и во внеаукционной тор­говле указанными товарами.

Цены международных торгов – это цены заказов на поставку сложного и капиталоемкого оборудования с индивидуальными харак­теристиками: на сдачу подрядов на проведение определенных работ по заранее объявленным условиям в специальном документе – тендере (например, по строительству промышленных объектов, аэродромов, дорог, электростанций и т. п.). Цены торгов используются по широкой номенклатуре объемного оборудования, в том числе по дорожно-стро-ительному, подъемно-транспортному, сельскохозяйственному, энерге­тическому, железнодорожному подвижному составу, грузовым авто­мобилям и др. Эти цены охватывают около 1/3 всех экспортных цен на машины и оборудование. Особенно важна роль торгов при оценке строительства промышленных предприятий, железнодорожных и дру­гих мостов, трубопроводов, железных и автомобильных дорог, электро­станций, крупных сельскохозяйственных объектов, шахт, нефтеперера­батывающих заводов и т. п. Использование цен торгов в коммерческой практике предприятий ширится и распространяется на новые виды оборудования (например, атомные электростанции, спутниковые стан­ции связи и др.).

Цены фактических сделок отражают реальные цены заключенных договоров. Время от времени цены сделок появляются в печати. Если сопоставить хотя бы одну такую цену со справочной, то можно сориентироваться и достаточно точно определить уровень цены при подготовке проекта договора. Эта цена, естественно, не должна быть окончательной, она может служить базой для ведения переговоров.

Цены предложений крупных фирм менее представительны, чем цены фактических сделок, поскольку отражают монопольный характер поставок товара и, по существу, имеют характер справочных цен, так как первоначальные цены в результате согласования при заключении сделок обычно понижаются.

 

Виды договорных цен

Договорной называется конкретная цена, которую согласовали между собой продавец и покупатель в ходе переговоров, которая, как правило, ниже цены предложения поставщика. Договорная цена действительна на весь период действия договора, если ее не подвергли пересмотру в ходе выполнения поставок. Договорные цены нигде не публикуют­ся, так как представляют коммерческую тайну. В принципе договорные цены на определенный товар в определенном регионе и при наличии небольшого круга продавцов и покупателей известны. Практическая задача состоит в сборе информации и создании банка данных.

Цена может быть зафиксирована в договоре в момент его заклю­чения или определяться в течение срока его действия либо к моменту исполнения договора. В зависимости от способа фиксации цены разли­чают следующие основные виды цен: твердая; подвижная; с последующей фиксацией; скользящая.

Твердая цена согласовывается и устанавливается в мо­мент подписания договора и не подлежит изменению в течение срока его действия. Такие цены применяются как в сделках с немедленной поставкой, так и с поставкой в течение короткого срока.

Подвижная цена – это зафиксированная при заклю­чении договора цена, которая может быть пересмотрена в дальнейшем, если рыночная цена данного товара к моменту его поставки изменится. При установлении подвижной цены в договор вносится ценовая ого­ворка о повышении и понижении цены, предусматривающая, что, если к моменту исполнения сделки цена на рынке повысится или понизит­ся, соответственно должна измениться и цена, зафиксированная в до­говоре. При этом обязательно должен быть указан источник, которым стороны будут руководствоваться при определении индекса изменения цен, а также допустимый минимум отклонения рыночной цены от договорной (2–5 %), в пределах которого пересмотр зафиксированной цены не производится. Подвижные цены чаще всего устанавливаются на промышленные, сырьевые и продовольственные товары, поставляе­мые по долгосрочным договорам.

Цена с последующей фиксацией устанавливается в назначенные до­говорами сроки на основании согласованных источников (в том числе и в процессе исполнения договора). Так, договором может быть пред­усмотрено, что цена на проданные по нему товары будет установлена на уровне цен мирового рынка на определенную дату, в день поставки товара покупателю, перед поставкой каждой предусмотренной дого­вором партии товара или при долгосрочных поставках перед началом каждого календарного года. При этом должно быть четко указано, ка­кими источниками информации о ценах следует руководствоваться для определения уровня цены.

Скользящая цена – это цена, исчисленная в момент исполнения договора путем пересмотра договорной (базисной) цены с учетом изменений в издержках производства, произошедших в пе­риод его исполнения. Применяется в договорах с длительными срока­ми поставок, в течение которых экономические условия производства товаров могут существенно измениться. Скользящая цена состоит из двух частей: базовой, устанавливае­мой на дату коммерческого предложения или подписания договора, и переменной, корректируемой при изменении ценообразующих фак­торов (заработной платы, стоимости сырья, энергоресурсов и т. д.) в период его действия.

 




Читайте также:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (576)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)