Технология разработки программы развития дошкольного учреждения
3. Технология разработки годового плана дошкольного учреждения.
1. Общие подходы и требования к планированию работы дошкольного учреждения. Планирование и прогнозирование являются основой управления и важнейшей стадией управленческого цикла на всех уровнях. Применительно к управлению дошкольным учреждением планирование и прогнозирование заключаются в определении зон ближайшего и перспективного развития детского сада в конкретных условиях на основе педагогического анализа. Положение об учреждении, обеспечивающем получение дошкольного образования, предоставляет педагогическому коллективу право самостоятельно определять направления своей деятельности, строить модель развития детского сада в соответствии с типом учреждения, выбирать программу образования дошкольников. Планирование – разработка программы мероприятий, направленных на достижение поставленных целей (1 этап), а также рациональное распределение этих мероприятий в течение определенного отрезка времени (2 этап). Принципы планирования: Ø учет тенденций развития современного дошкольного образования; Ø единство долгосрочного и краткосрочного планирования; Ø сочетание государственных и общественных начал; Ø обеспечение комплексного характера прогнозирования и планирования; Ø стабильность и гибкость планирования на основе прогнозов; Ø участие в планировании всего коллектива дошкольного учреждения. Виды планирования: Ø перспективное (программа развития на 3 – 5 лет); Ø годовое (на 1 учебный год); Ø текущее (на 1 месяц); Ø календарное (на 1 – 2 недели); Ø ежедневное. Формы планирования: Ø текстовая; Ø графическая (в дополнение к текстовой); Ø циклограмма деятельности; Ø картотека дел. Дошкольное учреждение имеет право выбирать удобную для себя форму планирования или использовать несколько. Планирование будет эффективным, если соблюдаются три главных условия: Ø объективная оценка уровня работы дошкольного учреждения в момент планирования; Ø четкое представление тех результатов, уровня работы, который к концу планируемого периода должен быть достигнут; Ø выбор оптимальных путей, средств, методов, которые помогут добиться поставленных целей, а значит, получить планируемый результат. При разработке планов важно определить конкретные конечные результаты. Это требование относится как к перспективным, так и к текущим планам. В качестве повседневного плана действий в детском саду выступает план работы на год, а в качестве перспективного – программа развития дошкольного учреждения. 2. Технология разработки программы развития дошкольного учреждения. Программа развития дошкольного учреждения должна обладать следующим свойствами: Ø актуальность – свойство программы быть ориентированной на решение наиболее важных проблем для будущей системы дошкольного образования конкретного учреждения; Ø прогностичность – свойство программы отражать в своих целях и планируемых действиях не только сегодняшние, но и будущие требования к дошкольному учреждению, т. е. способность программы соответствовать изменяющимся требованиям и условиям, в которых она будет реализовываться; Ø рациональность – свойство программы определять такие цели и способы их достижения, которые позволяют получить максимально полезный результат; Ø реалистичность – свойство программы обеспечить соответствие между желаемым и возможным; Ø целостность – свойство программы, обеспечивающее полноту состава действий, необходимых для достижения цели, а также согласованность связи между действиями; Ø контролируемость – свойство программы операционально определять конечные и промежуточные цели (ожидаемые результаты), т. е. определять их таким образом, чтобы существовал способ проверки реально полученных результатов на их соответствие целям; Ø чувствительность к сбоям – свойство программы своевременно обнаруживать отклонения реального положения дел от предусмотренного программой, представляющие угрозу для достижения поставленных целей. Чувствительность к сбоям тем выше, чем более детализирована программа. Программу развития дошкольного учреждения можно разрабатывать по разным технологиям. Предлагаемая К.Ю. Белой технология включает следующие процедуры и разделы программы: 1. Подготовка информации о дошкольном учреждении. 2. Проблемный анализ состояния образовательного процесса. 3. Формирование концепции и разработка стратегии развития дошкольного учреждения. 4. Определение этапов реализации программы. 5. Разработка плана действий. В конечном итоге программа есть модель, определяющая, какие действия, кто, когда, где, какими средствами должен выполнить, чтобы получить желаемые результаты. При аттестации и аккредитации дошкольного учреждения программа развития является обязательным документом. 3. Технология разработки годового плана дошкольного учреждения. Годовой план является обязательным документом дошкольного учреждения. Годовой план – обязательный документ, определяющий цели, направления, содержание и формы организации деятельности дошкольного учреждения. Структура годового плана: Ø Раздел 1. Вводная часть. Ø Раздел 2. Содержание работы. Вводная часть годового плана включает: Ø анализ работы за истекший учебный год; Ø задачи работы дошкольного учреждения на планируемый учебный год; Ø предполагаемые результаты. Требования к формулировке задач работы дошкольного учреждения на планируемый учебный год: Ø задачи должны основываться на анализе работы за истекший учебный год; Ø задач не должно быть много. Их количество зависит от направлений работы дошкольного учреждения, от уровня квалификации педагогов, от условий работы детского сада, контингента детей; Ø задачи должны быть конкретными и реально выполнимыми; Ø задачи должны быть нацелены на развитие детей, педагогов, родителей. Содержание работы годового плана: 1. Организационно-педагогическая работа. 1.1. Заседания Совета педагогов. 1.2. Работа методического кабинета. 1.3. Работа по изучению, обобщению прогрессивного педагогического опыта. 2. Работа с кадрами. 2.1. Повышение квалификации. 2.2. Аттестация. 2.3. Формы методической работы с кадрами. 3. Взаимодействие с семьей. 4. Руководство и контроль. 5. Административно-хозяйственная работа. Годовой план дошкольного учреждения должен учитывать все виды ресурсов, их состояние, способы и возможности использования. Приступая к составлению годового плана, руководитель помнит, что этот план будет выполняться всем педагогическим коллективом учреждения. От того, каково понимание каждым сотрудником его роли в реализации плана, будет зависеть фактическое выполнение плана в целом. Следовательно, при составлении годового плана руководитель учитывает кадровый потенциал педагогического коллектива, согласованность позиций, педагогический опыт совместной работы, социально-психологический климат учреждения. Прежде чем приступить к составлению годового плана, необходимо провести предварительную работу, включающую 2 этапа: Ø анализ выполнения всех разделов образовательной программы; Ø анализ затруднений педагогов, воспитателей. Составленный план обсуждается и корректируется педагогическим коллективом. Обычно это делается на производственном совещании, перед началом нового учебного года (в августе). Принятие плана работы дошкольного учреждения означает начало деятельности по его реализации.
Вопросы для самоконтроля: 1. Что такое планирование? 2. Какие требования предъявляются к разработке программы развития дошкольного учреждения? 3. Какую предварительную работу необходимо провести, прежде чем приступать к написанию годового плана дошкольного учреждения?
Литература: 7, 14 (осн.). Лекция 11
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2937)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |