Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Технология разработки программы развития дошкольного учреждения



2015-12-13 2937 Обсуждений (0)
Технология разработки программы развития дошкольного учреждения 0.00 из 5.00 0 оценок




3. Технология разработки годового плана дошкольного учреждения.

 

1. Общие подходы и требования к планированию работы дошкольного учреждения. Планирование и прогнозирование являются основой управления и важнейшей стадией управленческого цикла на всех уровнях. Применительно к управлению дошкольным учреждением планирование и прогнозирование заключаются в определении зон ближайшего и перспективного развития детского сада в конкретных условиях на основе педагогического анализа. Положение об учреждении, обеспечивающем получение дошкольного образования, предоставляет педагогическому коллективу право самостоятельно определять направления своей деятельности, строить модель развития детского сада в соответствии с типом учреждения, выбирать программу образования дошкольников.

Планирование – разработка программы мероприятий, направленных на достижение поставленных целей (1 этап), а также рациональное распределение этих мероприятий в течение определенного отрезка времени (2 этап).

Принципы планирования:

Ø учет тенденций развития современного дошкольного образования;

Ø единство долгосрочного и краткосрочного планирования;

Ø сочетание государственных и общественных начал;

Ø обеспечение комплексного характера прогнозирования и планирования;

Ø стабильность и гибкость планирования на основе прогнозов;

Ø участие в планировании всего коллектива дошкольного учреждения.

Виды планирования:

Ø перспективное (программа развития на 3 – 5 лет);

Ø годовое (на 1 учебный год);

Ø текущее (на 1 месяц);

Ø календарное (на 1 – 2 недели);

Ø ежедневное.

Формы планирования:

Ø текстовая;

Ø графическая (в дополнение к текстовой);

Ø циклограмма деятельности;

Ø картотека дел.

Дошкольное учреждение имеет право выбирать удобную для себя форму планирования или использовать несколько.

Планирование будет эффективным, если соблюдаются три главных условия:

Ø объективная оценка уровня работы дошкольного учреждения в момент планирования;

Ø четкое представление тех результатов, уровня работы, который к концу планируемого периода должен быть достигнут;

Ø выбор оптимальных путей, средств, методов, которые помогут добиться поставленных целей, а значит, получить планируемый результат.

При разработке планов важно определить конкретные конечные результаты. Это требование относится как к перспективным, так и к текущим планам. В качестве повседневного плана действий в детском саду выступает план работы на год, а в качестве перспективного – программа развития дошкольного учреждения.

2. Технология разработки программы развития дошкольного учреждения. Программа развития дошкольного учреждения должна обладать следующим свойствами:

Ø актуальность – свойство программы быть ориентированной на решение наиболее важных проблем для будущей системы дошкольного образования конкретного учреждения;

Ø прогностичность – свойство программы отражать в своих целях и планируемых действиях не только сегодняшние, но и будущие требования к дошкольному учреждению, т. е. способность программы соответствовать изменяющимся требованиям и условиям, в которых она будет реализовываться;

Ø рациональность – свойство программы определять такие цели и способы их достижения, которые позволяют получить максимально полезный результат;

Ø реалистичность – свойство программы обеспечить соответствие между желаемым и возможным;

Ø целостность – свойство программы, обеспечивающее полноту состава действий, необходимых для достижения цели, а также согласованность связи между действиями;

Ø контролируемость – свойство программы операционально определять конечные и промежуточные цели (ожидаемые результаты), т. е. определять их таким образом, чтобы существовал способ проверки реально полученных результатов на их соответствие целям;

Ø чувствительность к сбоям – свойство программы своевременно обнаруживать отклонения реального положения дел от предусмотренного программой, представляющие угрозу для достижения поставленных целей. Чувствительность к сбоям тем выше, чем более детализирована программа.

Программу развития дошкольного учреждения можно разрабатывать по разным технологиям. Предлагаемая К.Ю. Белой технология включает следующие процедуры и разделы программы:

1. Подготовка информации о дошкольном учреждении.

2. Проблемный анализ состояния образовательного процесса.

3. Формирование концепции и разработка стратегии развития дошкольного учреждения.

4. Определение этапов реализации программы.

5. Разработка плана действий.

В конечном итоге программа есть модель, определяющая, какие действия, кто, когда, где, какими средствами должен выполнить, чтобы получить желаемые результаты.

При аттестации и аккредитации дошкольного учреждения программа развития является обязательным документом.

3. Технология разработки годового плана дошкольного учреждения. Годовой план является обязательным документом дошкольного учреждения.

Годовой план – обязательный документ, определяющий цели, направления, содержание и формы организации деятельности дошкольного учреждения.

Структура годового плана:

Ø Раздел 1. Вводная часть.

Ø Раздел 2. Содержание работы.

Вводная часть годового плана включает:

Ø анализ работы за истекший учебный год;

Ø задачи работы дошкольного учреждения на планируемый учебный год;

Ø предполагаемые результаты.

Требования к формулировке задач работы дошкольного учреждения на планируемый учебный год:

Ø задачи должны основываться на анализе работы за истекший учебный год;

Ø задач не должно быть много. Их количество зависит от направлений работы дошкольного учреждения, от уровня квалификации педагогов, от условий работы детского сада, контингента детей;

Ø задачи должны быть конкретными и реально выполнимыми;

Ø задачи должны быть нацелены на развитие детей, педагогов, родителей.

Содержание работы годового плана:

1. Организационно-педагогическая работа.

1.1. Заседания Совета педагогов.

1.2. Работа методического кабинета.

1.3. Работа по изучению, обобщению прогрессивного педагогического опыта.

2. Работа с кадрами.

2.1. Повышение квалификации.

2.2. Аттестация.

2.3. Формы методической работы с кадрами.

3. Взаимодействие с семьей.

4. Руководство и контроль.

5. Административно-хозяйственная работа.

Годовой план дошкольного учреждения должен учитывать все виды ресурсов, их состояние, способы и возможности использования. Приступая к составлению годового плана, руководитель помнит, что этот план будет выполняться всем педагогическим коллективом учреждения. От того, каково понимание каждым сотрудником его роли в реализации плана, будет зависеть фактическое выполнение плана в целом. Следовательно, при составлении годового плана руководитель учитывает кадровый потенциал педагогического коллектива, согласованность позиций, педагогический опыт совместной работы, социально-психологический климат учреждения.

Прежде чем приступить к составлению годового плана, необходимо провести предварительную работу, включающую 2 этапа:

Ø анализ выполнения всех разделов образовательной программы;

Ø анализ затруднений педагогов, воспитателей.

Составленный план обсуждается и корректируется педагогическим коллективом. Обычно это делается на производственном совещании, перед началом нового учебного года (в августе). Принятие плана работы дошкольного учреждения означает начало деятельности по его реализации.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое планирование?

2. Какие требования предъявляются к разработке программы развития дошкольного учреждения?

3. Какую предварительную работу необходимо провести, прежде чем приступать к написанию годового плана дошкольного учреждения?

 

Литература: 7, 14 (осн.).


Лекция 11



2015-12-13 2937 Обсуждений (0)
Технология разработки программы развития дошкольного учреждения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Технология разработки программы развития дошкольного учреждения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2937)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)