Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 4. Методы информационно-аналитической работы



2015-12-14 5880 Обсуждений (0)
Тема 4. Методы информационно-аналитической работы 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Методы познания

Прежде всего, следует отметить, что в рамках изучаемой дисциплины невозможно изложить все множество методов ИАР или даже приблизиться к полноте их перечисления. Главное, на что нацелен этот раздел – обосновать определенную классификацию методов, наиболее удобную для содержательных целей ИАР, дать их краткую характеристику и примеры применения. Такой подход вооружит информационно-аналитического работника ясными ориентирами, с помощью которых он будет способен делать осмысленный выбор тех или иных методов, необходимых для решения конкретных задач, используя обилие существующей научной и методической литературы, где они изложены гораздо полнее и подробнее, но зачастую более отвлеченно и менее системно.

Методы ИАР можно классифицировать самыми разнообразными способами. Как уже отмечалось, ИАР имеет две стороны: познавательную и прагматическую. Результатом первой являются новые знания, второй – новые данные или сведения.

Например, если в результате информационного поиска установлены признаки сокрытия доходов от налогообложения, которые затем нашли подтверждение в ходе оперативной и документальной проверки, то это – новые данные. А вот, если аналитик выявил повторяющийся механизм сокрытия доходов, используемый в определенных условиях – это новые знания. Знания, как правило, устанавливают причинно-следственные связи и закономерности, тогда как данные фиксируют то или иное состояние изучаемого объекта. Совершенно очевидно, что обе стороны информационно-аналитической работы органически взаимосвязаны. Также как знания являются базой для извлечения из моря фактов и признаков налоговых правонарушений новых сведений, необходимых для организации целенаправленной борьбы с ними, так и сами эти сведения являются источниками новых знаний о соответствующих явлениях, процессах и тенденциях развития оперативной обстановки в сфере налогообложения.

Выработанные человечеством методы познания уходят в глубь тысячелетий и являются путеводными звездами для изучения любых областей жизни и деятельности. Основными из них являются: методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, абстракции и аналогии. Именно они являются краеугольными камнями всей сложной конструкции инструментария информационно-аналитической работы. Поэтому, несмотря на их общий характер, без понимания существа этих базовых методов невозможно правильно выбрать и применить их многочисленные и разнообразные конкретные приложения.

Начнем, конечно, с анализа, который, наряду с информацией, является родовым понятием информационно-аналитической работы.

Анализпредставляет собой процедуру изучения предмета или явления путем расчленения самого предмета (явления), его свойства или отношения между предметами на части. Результатом такой процедуры исследования являются признаки, свойства и отношения.

Процедуры анализа являются органической составной частью всякой информационно-аналитической работы и образует обычно первую ее стадию, когда информационно-аналитический работник переходит от нерасчлененного описания изучаемого объекта к выявлению его строения, состава, свойств и признаков.

Существует несколько основных видов аналитических процедур.

Во-первых, это процедуры декомпозиции, с помощью которых целое делится на части, а также устанавливаются отношения между ними. Это дает возможность упрощать изучение предмета, рассматривая его отдельные более простые элементы.

В-вторых, процедуры классификации, позволяющие исследовать внутреннюю структуру множеств изучаемых предметов.

 

Во-третьих, процедуры представления анализируемого предмета как представителя некоторого класса предметов. Это дает возможность переносить знание, полученное при изучении одних предметов на другие.

В-четвертых, процедуры анализа общих свойств предметов и отношений между ними. В результате понятия о предметах и явлениях сводятся к более общим и простым.

Другим основополагающим методом является синтез, означающий соединение различных элементов, сторон изучаемого предмета в единое целое или систему. В этом значении синтез противоположен анализу, но в информационно-аналитической работе, как и в других областях, решение любой практической задачи основано на единстве процессов анализа и синтеза. Роль синтеза не сводится лишь к сборке деталей, выявленных при анализе. При расчленении системы утрачиваются не только существенные свойства самой системы (разобранный радиоприемник не работает), но исчезают и существенные свойства ее частей (отключенный от сети нагревательный элемент не дает тепла). Результатом анализа является лишь раскрытие структуры, знание, как система работает, но не понимание того, почему и зачем она это делает. Например, невозможно при отдельном рассмотрении понять логику поведения предприятия и его руководителей, которые при наличии задолженности по зарплате, налоговым платежам и кредитам поставляют продукцию по цене ниже себестоимости. Однако, если синтезировать целостную структуру финансово-хозяйственных отношений, то становится ясным, что сверхдешевая и приносящая убытки указанному предприятию продукция затем реализуется по гораздо более высоким ценам конечным потребителям через посредников. Получаемая при этом сверхприбыль делится между участниками сговора.

Известный специалист по системному анализу Р.Акофф так охарактеризовал взаимосвязь и взаимодополнение анализа и синтеза: «Синтетическое мышление требует объяснить поведение системы. Оно существенно отличается от анализа. На первом шаге анализа вещь, подлежащая объяснению, разделяется на части; в синтетическом мышлении она должна рассматриваться как часть большего целого. На втором шаге анализа объясняются содержимое части; в синтетическом мышлении объясняется содержащее нашу вещь целое. На последнем шаге анализа знание о частях агрегируется в знание о целом; в синтетическом мышлении понимание содержащего целого дезагрегируется для объяснения частей. Это достигается путем раскрытия их ролей или функций в целом. Синтетическое мышление открывает не структуру, а функцию; оно открывает, почему система работает так, а не то, как она делает это». Итак, не только аналитический метод невозможен без синтеза (на этом этапе части агрегируются в структуру), но и синтетический метод невозможен без анализа (дезагрегация для объяснения частей).

Одной из основных процедур синтеза является операция агрегирования – объединения нескольких элементов в единое целое. В дальнейшем мы будем рассматривать различные конкретные способы агрегирования и примеры их применения в информационно-аналитической работе. Здесь необходимо остановиться на важнейшем свойстве объединения взаимодействующих элементов в систему. Система обладает не только внешней, но и внутренней целостностью, которая заключается в том, что свойства системы не являются только суммой свойств ее составных частей. Система в целом обладает и такими свойствами, которых нет у ее отдельных частей. При объединении частей в целое возникает качественно новое свойство, которое в системном анализе принято называть эмерджентность.

Рассмотрим примеры проявления этого свойства. Пусть имеется цифровой автомат S, преобразующий любое целое число на его входе в число, на единицу большее (рис.4, а). Если соединить два таких автомата последовательно в кольцо (рис.4, б), то в полученной системе обнаружится новое свойство: она генерирует возрастающие последовательности на выходах А и В, причем одна из них состоит только из четных, а другая – из нечетных чисел.

Другой пример из более близкой нам области. Допустим, некоторая группа налогоплательщиков: физических и юридических лиц представляет в налоговые инспекции отчетные документы о своих доходах (прибыли). При раздельном их изучении и проверке никаких искажений может быть не выявлено. Однако, если синтезировать структуру их финансово-хозяйственных отношений (см. рис.2), то может оказаться, что реальные оборот и доходы (прибыль) в такой структуре существенно обличаются от заявленной их сумме каждым налогоплательщиком в отдельности. Это происходит вследствие того, что синтетическое рассмотрение позволяет выявить расхождения между объемами поставляемой и реализуемой продукции, ножницы цен, нецелевую переброску финансовых средств и их обналичивание, наличие незаявленных доходов по дивидендам и другим источникам. Поэтому необходимо проводить анализ и проверку системы деклараций и балансовых отчетов взаимосвязанной структуры налогоплательщиков.

Свойство эмерджентности является системообразующим фактором. Новые качества систем в сильной степени определяются характером связей между частями и могут варьироваться от полного согласования до полной независимости частей. Необходимо отметить, что понятия эмерджетность и степень свободы системы тесно связаны с понятиями количества информации и энтропии системы. Чем выше показатель эмерджентности, тем меньше степень свободы системы, а как отмечал Н. Винер, «количество информации в системе есть мера ее организованности, точно так же энтропия есть мера ее дезорганизованности».

Не менее важными базовыми методами являются индукция и дедукция. Если индукция – это переход в логических выводах от частного к общему, то дедукция производит логические выводы от общего к частному. Несмотря на это очевидное различие, эти два метода связаны между собой столь же необходимым образом, как анализ и синтез.

Абстракция и аналогия – два важнейших метода познания, на которых основываются методы моделирования. Абстрагирование – процедура формирования образов реальных объектов и явлений посредством отвлечений и пополнений т.е., с одной стороны, путем использования лишь части из множества данных об объекте изучения, а с другой стороны, прибавления части новой информации. Отвлечением упрощают, а пополнением усложняют образ реального объекта. Например, когда мы в профессиональной деятельности используем понятие налогоплательщик, то мы прежде всего рассматриваем его признаки, характеризующие отношение к процедурам налогообложения. Одновременно мы объединяем их в различные категории и наделяем свойствами, которые для самих налогоплательщиков не имеют значения. Наиболее развитой системой абстракции обладает математика. Тем не менее существуют абстракции, характерные для всех наук и практики: абстракции свойств, классов и отношений, абстракции одинаковости, отождествления, неразличимости и индивидуализации.

Аналогия означает сходство объектов, явлений или предметов. При построении умозаключений по аналогии знание, полученное об одном объекте (модели), переносится на другой, менее изученный, но сходный объект. Такие умозаключения носят лишь праводоподобный характер и, являясь источником гипотез и версий, играют важную роль в информационно-аналитической работе.

Вопросы:

1. Назовите основные методы познания.

2. В чем основное отличие метода анализа от метода синтеза?

3. В чем основное отличие метода индукции от метода дедукции?

 

Логика

Логика (др.-греч. λογική — «речь», «рассуждение», «мысль») —наука о формах, методах и законах познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка. Поскольку это знание получено разумом, логика также определяется как наука о формах и законах правильного мышления. Поскольку мышление оформляется в языке в виде рассуждения, частными случаями которого являются доказательство и опровержение, логика иногда определяется как наука о способах рассуждения или наука о способах доказательств и опровержений. Логика как наука изучает способы достижения истины в процессе познания опосредованным путём, не из чувственного опыта, а из знаний, полученных ранее, поэтому её также можно определить как науку о способах получения выводного знания.

Одна из главных задач логики — определить, как прийти к выводу из предпосылок (правильное рассуждение) и получить истинное знание о предмете размышления, чтобы глубже разобраться в нюансах изучаемого предмета мысли и его соотношениях с другими аспектами рассматриваемого явления.

Основные понятия науки логики

· Абстракция · Аналогия · Антиномия · Аргументация · Виды знаний · Гипотеза · Дедукция · Дискретная математика · Доказательство · Доказуемость · Законы логики · Индукция · Истинность · Классификация · Наблюдение · Научный эксперимент · Обобщение · Определение · Опровержение · Парадокс · Паралогия · Понятие · Признак · Семантика · Силлогизм · Софизм · Софистика · Способы познания · Суждение · Тавтология · Теория · Умозаключение · Факт · · Формальный язык · Формализм

Законы логики

Законы логики отражают наиболее важные закономерно­сти логического мышления, В алгебре высказываний законы логики записываются в виде формул, которые позволяют проводить эквивалентные преобразования логических выражений в соответствие с законами логики.

Закон тождества.Всякое высказывание тождественно са­момусебе:А = А

Закон непротиворечия.Высказывание не может быть од­новременно истинным и ложным. Если высказывание А — истинно, то его отрицание не А должно быть ложным. Сле­довательно, логическое произведение высказывания и его отрицания должнобыть ложно: A & A = 0

Закон исключенного третьего.Высказывание может быть либо истинным, либо ложным, третьего не дано. Это означа­ет, что результат логического сложения высказывания и его отрицания всегда принимает значение истина: A v A = 1

Закондвойного отрицания. Если дважды отрицать неко­торое высказывание, то в результатемы получим исходное высказывание: A = A.

 

Кроме логических законов, важное значение для выполнения преобразований логических выражений имеют правила алгебраических преобразований. Многие из них имеют аналоги в обычной алгебре.

Законы Моргана: (A v B)= А & В

(A & B)= А v В

Правило коммутативности.В обычной алгебре слагаемые и множители можно менять местами. В алгебре высказыва­ний можноменять местами логические переменные при опе­рацияхлогического умноженияи логического сложения:

Логическое умножение Логическое сложение

A & B = B & A A v B = A v B

 

Правило ассоциативности. Если в логическом выраже­нии используются только операция логического умножения или только операция логического сложения, то можно пре­небрегать скобками или произвольно их расставлять:

Логическое умножение Логическое сложение

(A & B) & C = A & (B & C) (A v B) v C = A v (B v C)

Правило дистрибутивности.В отличие от обычной алгеб­ры, где за скобки можно выносить только общие множители, в алгебре высказываний можно выносить за скобки как общие множители, так иобщие слагаемые:

Дистрибутивность умножения Дистрибутивность сложения

относительно умножения относительно сложения

(a x b) + (a x c) = a x (b + c)

(A & B) v (A & C) = A & (B v C) (A v B) & (A v C) = A v (B & C)

Рассмотрим в качестве примера применениязаконов ло­гики и правил алгебрылогики преобразование логического выражения. Пустьнам необходимо упростить логическое выражение:

(А &. В) v (A & В).

Воспользуемся правилом дистрибутивности и вынесем за скобки А:

& В) v (А & В) = А & v В).

По закону исключенного третьегоВ vВ =1, следователь­но:

А & (В v B) = А &. 1 = А.

Законы логики.

  Название закона   Содержание Закона   Символическая запись   Логическая ошибка
  I. Закон тождества Всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественна самой себе(объем и содержание мыслей должны быть уточнены и оставаться неизменными до конца рассуждения). Требует от мышления точности, ясности, определенности, адекватности, однозначности. В классической логике: А есть А; А=А, где под А понимается любая мысль. В символической логике: р→р, читается:если р, то р; где р - любое высказывание Ошибка "подмены понятия". Причины ошибки: а) логическая - отсутствие логической культуры, нетребовательность к точности мысли б) лингвистическая - омонимичность языка в) психологическая - ассоциативность мышления
II.Закон непротиворечия Два противоречивых или противоположных суждения не могут быть одновременно истинными. Значит, одно из них обязательно будет ложным (они могут быть одновременно ложными). Требует от мышления непротиворечивости и применим как к контрарным, так и к контрадикторным формам мысли В классической логике: не может быть одновременноА и не-А, А и В. В символической логике: (рΛр) читается: неверно, что р и не-р Ошибка "противоречивости в рассуждении". В случае ошибки допускается следствие:(pΛр)→q, читается: если р и не-р, то q, что означает: "из лжи следует все что угодно"
  III. Закон исключенного третьего Два противоречащих суждения не могут быть одновременно ложными, одно из них всегда истинно (а другое ложно). Требует от мышления последовательности, завершенного рассуждения В классической логике: А либо не-А. В символической логике: pvp, читается: либо р, либо не-р Ошибка "непоследовательности в рассуждении". Довести рассуждение до логического конца означает установить, какое из противоречивых суждений истинно, а какое ложно
IV. Закон достаточного основания Всякая мысль признается истинной, если она имеет достаточное основание. Требует от мышления обоснованности, доказательности, аргументированности рассуждения Символической записи не имеет, т. к. допускает разные формы обоснования Ошибка "бездоказательного рассуждения", "декларативности", "необоснованности, неаргументированного рассуждения"

Вопросы:

1. Что является предметом логики?

2. Сформулируйте основные законы логики?

Методы моделирования

Моделирование изучаемого объекта – неотъемлемый этап всякой целенаправленной деятельности. Сущность любой модели заключается в том, что она заменяет объект-оригинал с неизвестными или неопределенными свойствами неким объектом-заместителем, свойства которого известны или легко поддаются изучению.

Используемые при организации информационно-аналитической работы модели можно классифицировать по объекту моделирования, по их целевому назначению, а также по применяемым методам. Мы уже рассматривали различные объекты информационно-аналитической работы. В зависимости от целевого назначения можно выделить модели, предназначенные для выявления проблемных ситуаций, а также модели, ориентированные на оценку и прогнозирование их развития.

Для того чтобы модель отвечала своему назначению, необходимо чтобы она обладала определенными свойствами. Например, поскольку модель всегда есть упрощение и приближение к реальному объекту, она должна отвечать требованиям сходства и адекватности.

Существует богатый арсенал методов, которые можно использовать для изучения объектов экономической безопасности. Среди них в силу качественной природы этих объектов важную роль играют экспертные методы. Они предполагают выявление и описание существенных характеристик исследуемого явления, процесса, проблемы и их взаимосвязей в результате индивидуальной или коллективной (“мозговой атаки”) экспертной оценки. Такая модель имеет свои “входы” и “выходы”, внутренние элементы и их взаимосвязи, которые часто неизвестны. Она может быть представлена в форме статичного описания объекта моделирования или в форме сценария.

Экспертные модели, как правило, являются предварительным этапом для построения компьютерных моделей с использованием математических методов. Среди них важное место в информационно-аналитической работе занимают методы, использующие теорию графов. Указанные методы структурно представляют элементы изучаемого объекта в виде вершин графа, а их взаимосвязи – в виде ребер, соединяющих вершины. Другая количественная и качественная информация об объекте и динамике его изменения и взаимодействия отражается в описании вершин, ребер, а также их направленности. Разновидностью графовых методов являются сетевые методы, среди которых выделяются, так называемые, сети Петри. Сетевой метод предусматривает документальное изложение событий или действий, которые должны произойти в определенные сроки. Иными словами, строится модель событий, отражающая их последовательность и взаимосвязь. Для решения задач моделирования используются методы выделения критического пути в графе. Сети Петри применяются для моделирования объектов, которые представляют собой сложные системы, действиям компонент которых присущи свойства совмещенности или параллелизма. Анализ с помощью сетей Петри может дать важную информацию о структуре и динамике моделируемой системы.

Для решения задач рационального распределения сил, средств и других ресурсов могут применяться методы линейного и динамического программирования. Методы теории игр и решений представляют собой область математики и статистики, имеющую дело со случаем и результатами процессов, которые обычно могут быть описаны как логический выбор решения. С помощью формул и стратегии этого метода можно изучить простые процессы принятия оперативных решений. Сложные, например, ветвящиеся процессы со многими возможными исходами для каждой ветви обычно рассматриваются как сеть мелких задач, решаемых методом динамического программирования. Методы имитационного моделирования с помощью аналитических и статистических зависимостей воспроизводят суть исследуемого явления без точного копирования. Они позволяют получить только общее решение задачи.

Практически в ходе компьютерного моделирования объектов, процессов и ситуаций в сфере обеспечения экономической безопасности используется комбинация различных методов. В этом процессе можно выделить следующие основные этапы.

1) Определение объекта моделирования – установление границ, ограничений и измерителей функционирования объекта, подлежащего изучению.

2) Формулирование модели – переход от реального объекта к некоторой его логической схеме путем абстрагирования.

3) Подготовка данных – отбор информации, необходимой для построения модели и преставление ее в соответствующей форме.

4) Трансляция модели – описание модели на машинном языке.

5) Оценка адекватности – определение степени соответствия модели и объекта.

6) Планирование эксперимента – разработка операций, которые необходимо осуществить в процессе моделирования.

7) Моделирование – проведение эксперимента с разработанной моделью с целью получения необходимых данных и анализа их точности.

8) Интерпретация – построение выводов на основании полученных в результате моделирования данных.

9) Реализация – практическое использование результатов моделирования.

Когда мы приступаем к этапу 7, т.е. к моделированию, мы должны использовать методы измерения изучаемого объекта или явления. Некоторые объекты допускают количественные оценки, однако более часто в сфере экономической безопасности нам приходится иметь дело с объектами качественной природы. Поэтому информационно-аналитический работник должен знать и уметь применять разнообразные измерительные шкалы. Измерение – это операция, которая данному наблюдаемому состоянию объекта, процесса, явления ставит в соответствие определенное обозначение: число, номер или символ.

На практике используются различные алгоритмы измерения, которые принято называть шкалами. Основными применяемыми в информационно-аналитической работе шкалами являются: номинальная шкала, порядковая шкала, интервальная шкала, шкала отношений и абсолютная шкала.

Можно сказать, что чем сильнее шкала, в которой производятся измерения, тем больше сведений об изучаемом объекте, явлении, процессе дают измерения. Поэтому так естественно стремление каждого исследователя провести измерения в возможно более сильной шкале. Однако важно иметь в виду, что выбор шкалы измерения должен ориентироваться на объективные отношения, которым подчинена наблюдаемая величина, и лучше всего производить измерения в той шкале, которая максимально согласована с этими отношениями. Можно измерять и в шкале, более слабой, чем согласованная (это приведет к потере части полезной информации), но применять более сильную шкалу опасно: полученные данные на самом деле не будут иметь той силы, на которую ориентируется их обработка.

Все рассмотренные выше измерительные шкалы основаны на справедливости отношения эквивалентности. Это означает, что два результата измерений в любой из шкал либо тождественны, либо различны. В действительности часто встречаются случаи, когда тождество или различие двух состояний или наблюдений нельзя утверждать с полной уверенностью. Особенно это характерно для выявления и анализа проблемных ситуаций в сфере экономической безопасности, где описания событий обозначаются конструкциями естественного языка. Когда мы говорим, что «подозреваемый встретился в баре с высоким, молодым человеком, который в руках держал тяжелый сверток», то хотя объект назван (т.е. измерение состоялось), мы не может сказать, какого он роста и сколько ему лет, какого веса была его ноша. Почти каждое наше слово обозначает некоторое не вполне определенное множество. Это свойство естественного языка, природное и неотъемлемое, безусловно, полезное, но приводящее к затруднениям, когда сопровождающая его неопределенность мешает. Например, «куча» – это лишь метка нечетко определенного множества. Спор о том, сколько песчинок в «куче», эквивалентен спору о том, в каком возрасте человек становится «старым» или сколько волосинок должно у него выпасть, чтобы он был «лысым». Нечеткость или расплывчатость понятий является свойством не только естественного языка. Например, в математике с успехом применяются понятия «значительно больше» (символ ») и «приблизительно равно» (символ » или =), являющиеся типично расплывчатыми.

Высокая степень неопределенности, например, описания тщательно маскируемых преступных действий в экономической сфере вынуждает использовать в информационно-аналитической работе методы теории расплывчатых множеств.

В заключении напомним, что базовой моделью в сфере обеспечения экономической безопасности является модель многоцелевого управления (рис.5).

Вопросы:

1. В чем суть моделирования?

2. Какие существуют методы моделирования?

3. Назовите основные этапы процесса моделирования?



2015-12-14 5880 Обсуждений (0)
Тема 4. Методы информационно-аналитической работы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 4. Методы информационно-аналитической работы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (5880)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)