Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА




 

Внутренняя политика

Бури, бушевавшие в Европе, не обошли стороной и Россию. Она вступила в полосу острейшего экономического и политического кризиса, вызванного господством феодально-крепостничесткой системы.

Сословный строй, утверждавший явное экономическое и политическое господство землевладельцев, требовал реформирования. Экономическое отставание России от передовых буржуазных стран увеличивалось, несмотря на то, что, например, в первой четверти XIX века в стране выросло количество мануфактур с 2094 до 5261, увеличилась численность занятых на них вольнонаемных рабочих до 114,5 тысяч. Довольно успешно развивалась суконная промышленность, особенно когда была разрешена свободная продажа сырья частникам. На массовый внутренний рынок работала молодая отечественная хлопчатобумажная промышленность.

Промышленность в России держалась трудом крепостных и ориентировалась преимущественно на военные нужды. Отрицательно сказывалась на состоянии экономики и слаборазвитая система путей сообщения. В этом Россия существенно отставала от Запада. В условиях бездорожья основными оставались гужевой и водный транспорт.

Однако главным тормозом экономического развития по-прежнему была непродуктивность сельского хозяйства, основанного на помещичьем землевладении и крепостном крестьянском труде. Прирост сельскохозяйственной продукции достигался в основном за счет расширения посевных площадей. Использование новых агротехнических технологий и вольнонаемного труда было исключением, нежели правилом, чаще всего из-за нежелания помещиков. В таких условиях на рынок поступало не более 20% ежегодного урожая. Кризис сельского хозяйства сопровождался усилением эксплуатации крестьян за счет увеличения барщины и оброка, что вело к массовым волнениям.

Нарастание кризисных явлений в экономике и социальной сфере, растущая зависимость России от иностранного капитала привели к осознанию в высших слоях общества необходимости радикальных преобразований в стране.

Александр I понимал несоответствие неограниченной монархии "духу времени" и не раз щеголял в среде единомышленников в клубе "молодых друзей" радикализмом политических убеждений. "Молодые друзья", которых в аристократических кругах окрестили "якобинской шайкой", были шокированы революционными событиями во Франции и постоянно апеллировали к опыту развития европейских стран, перешедших от феодального к республиканскому правлению. В их среде возникла идея о своеобразном конституционном манифесте Александра I.

"Молодые друзья" императора воспринимали конституцию не как политический акт, отражающий социально-классовые отношения, а как кодекс чести монарха, который бы согласовывался с самодержавием в его "просвещенном варианте". Молодой царь создал Негласный комитет и поручил графу Воронцову подготовить проект "Жалованной грамоты народу". Однако этот документ не увидел свет. Александр и его сподвижники посчитали его преждевременным.

Позже главное содержание российских реформ члены Негласного комитета видели в реорганизации управления в стране. Разделяя эту точку зрения, император поручил в начале 1802 года А.А. Чарторыйскому составить проект документа. В представленном проекте указывалось на необходимость разделения компетенции высших органов управления, надзора, суда и законодательства. Так появился указ от 8 сентября 1802 года о реформах высших государственных учреждений. Петровские коллегии уступали место министерствам. Создание министерств было нацелено на укрепление единоначалия в государственном управлении. Министры образовали Комитет министров со статусом совещательного органа при императоре. Сенат остался по существу высшей судебной инстанцией.

Особую осторожность Александр I проявлял при решении крестьянского вопроса. Он был убежден в преимуществах вольнонаемного труда. И тем не менее оставался сторонником принципа постепенности в решении проблемы во избежание неудовольствия дворянства и возбуждения слишком больших надежд в крестьянах. 12 декабря 1801 года вышел указ, предоставлявший купцам и мещанам право владеть землей без крестьян. Прекращалась раздача государственных земель в частные руки,. 20 февраля 1803 года появился указ "О вольных хлебопашцах", в котором, как заметил В.О. Ключевский, впервые выразилось намерение правительства отменить крепостное право. Указ разрешал помещикам по доброй воле освобождать крестьян с землей за выкуп. Этим сумели воспользоваться менее 0,5% крепостных.

В начале века проводились реформы в области образования и печати. 24 января 1804 года появилось положение об устройстве учебных заведений. Европейская часть страны была разделена на 6 учебных округов с четырьмя разрядами учебных заведений: церковно-приходские училища, уездные училища, гимназии и университеты. Предполагалось установить преемственность в системе образования. Однако это положение не распространялось на детей крепостных. В 1802 году был восстановлен Дерптский университет, в 1804 году появились университеты в Казани, Харькове и Вильно, Педагогический институт в Петербурге, который в 1819 году был преобразован в университет. Устав 1804 года предоставлял университетам автономию в вопросах подбора кадров преподавателей, в разработке учебных программ и методах преподавания. В 1811 году открылся Царскосельский лицей, давший России А.С. Пушкина, И.И. Пущина, А.А. Дельвига, A.M. Горчакова и др. Лицеи открывались и в других городах.

Но в целом реформы Александра I носили весьма ограниченный характер Они выявляли противоречия между либеральными юношескими мечтами наследника престола и намерениями зрелого монарха, у которого идеи необходимости ограничения самодержавия и крепостничества уживались с ярым противодействием им на практике.

А.А. Чарторыйский заметил: "...Император любил лишь формы свободы, как любят зрелища. Ему нравилась внешняя сторона народного представительства, и это составляло предмет его тщеславия, но он желал только формы и внешнего вида, а не действительно его осуществления. Одним словом, он охотно согласился бы на то, чтобы весь мир был свободен при том условии, чтобы все добровольно подчинялись исключительно его вoлe".

Сосени 1803 г. Александр I практически. перестал пользоваться советами Негласного комитета. Рассмотрение важнейших вопросов перенес в Комитет министров. К тому же среди его помощников появился А.А. Аракчеев, наделенный правом издавать указы от имени императора. Основным направлением деятельности Аракчеева было военно-полицейское. Для разработки же плана дальнейших реформ государь привлек М.М. Сперанского. Получив чин действительного статского советника, он составил "Записку об устройстве судебных и правительственных учреждений", где показал себя сторонником постепенных преобразований абсолютной монархии в конституционную. Главное препятствие этому видел в крепостном праве, поэтому, прежде чем вводить конституцию, предлагал заняться упорядочением существующего государственного строя. Однако в 1809 году, вернувшись с царем из поездки за границу и находясь под впечатлением европейского республиканского опыта, вопреки сказанному ранее, доказывает, что в России созрели условиядля введения конституционной формы правления.

В основу реформы государственного устройства и управления M.М. Сперанский предлагал положить традиционный принцип разделения властей. Сосредоточить законодательную власть в новом органе - Государственной думе, исполнительную передать министрам, а судебную - сенату.

В основе плана преобразований 1809 года было привлечение населения к участию в исполнительной, законодательной и судебной власти посредствам системы четырехстепенных выборов на основе имущественного ценза.

Работа думы должна была осуществляться по комиссиям. Право законодательной инициативы, по Сперанскому, оставалось за верховной властью, за исключением представлений о государственных нуждах и ответственности должностных лиц. Кроме того, без одобрения думы ни один законопроект не мог поступить на утверждение и получить силу закона.

План Сперанского предполагал учреждение Государственного совета как совещательного органа при монархе. Судей предполагалось избирать губернскими думами пожизненно и утверждать царем.

Несомненно, разделение властей воспринималось автором проекта не столько как основа для перехода к правовому государству, сколько как попытка противостоять абсолютизму в России.

Александр I и на этот раз оказался не готовым поделиться властью. Из плана Сперанского была реализована только идея об учреждении Государственного совета и Комитета министров. 1 января 1810 г. появился указ о создании Госсовета, в который вошли 3 высших сановника империи. Сперанский занял в нем должность госсекретаря. Госсовет стал законосовещательным органом.

Проекты Сперанского вызывали протесты со стороны высшей знати. Не были они приняты членами Сената и Госсовета. Идейно-теоретическим обоснованием дворянской оппозиции Сперанскому стала "Записка о древней и новой России", составленная историком и государственным деятелем Н.М. Карамзиным, в которой содержалось утверждение о том, что "всякая новость в государственном порядке есть зло", что стране нужны не реформы, а "патриархальная власть!"

В марте 1812 г. Сперанский был отправлен в отставку, а затем в ссылку. О реформах в стране вновь заговорили после заграничного похода русских войск и разгрома Наполеона.

В 1815 г. царь в очередной раз сделал заявку на возможность преобразований империи, когда "даровал" конституцию Польше. В обращении к Сейму он заявил, что традиционное устройство Польши должно показать пример России, подчеркнув тем самым свою приверженность к конституционным формам правления. Однако эта приверженность никак не согласовывалась с реальной деятельностью монарха. И это, несмотря на то, что в центре внимания сторонников конституционного развития страны находились вопросы главной крестьянской реформы.

С 1815 по 1820 годы царь получил 11 проектов, в том числе П.Д. Киселева, Д.А. Гурьева, Е.Ф. Канкрина, об условии освобождения крестьян. Общим для всех проектов был принцип постепенности отмены крепостного права и сохранения привилегий дворянства.

Однако с этого времени реформаторские намерения Александра I сменяются откровенно реакционным курсом. Царь, занятый делами Священного союза, передал фактическое управление страной Аракчееву, который внедрил карательно-охранительные начала во все сферы жизни общества. С осени 1817 года, после создания министерства духовных дел и народного просвещения, начались гонения на высшую школу. В 1820 году он создал военную полицию. В стране усилилась цензура. В 1822 году была запрещена деятельность тайных обществ. В этом же году помещикам разрешили ссылать "за дурные поступки" крепостных крестьян в Сибирь на поселение. И, наконец, Аракчеев реализовал свою идею военных поселений. Крестьяне, переводимые в разряд "военных поселян" должны были соединять военную службу с крестьянским трудом. Этим правительство надеялось снизить расходы на содержание армии.

В разряд поселенцев переводились целые уезды государственных крестьян. К 1825 году в нем состояло 375 тысяч человек. Жизнь их строго регламентировалась: первую половину дня они постигали азы военной службы, затем занимались сельхозработами. Мальчики с 7 лет обучались военному делу, а с 18 - числились на действительной службе. Обычным делом в поселениях были муштра и телесные наказания. Поселенцы освобождались от крепостной зависимости, но попадали в еще большее рабство. Система военных поселений, разрушившая крестьянский уклад, отрицательно сказывалась на экономике страны в целом.

Таким образом, к концу царствования Александра I в России были утрачены последние надежды на реформирование режима как возможности вывести страну из экономического и политического кризиса.

Вместе с тем получившая достаточно широкую огласку работа по подготовке проектов крестьянской реформы, как и попытки правительства реформировать институты власти, заметно оживили политическую мысль России, способствовали появлению конституционных настроений. Наиболее ярко они проявились в среде части дворянства, положившей начало революционному движению в стране.

 




Читайте также:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (504)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)