Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Мораль (от лат mores – нравы) - форма общественного сознания, система выработанных обществом норм, которые должны соблюдать члены данного общества



2015-12-14 547 Обсуждений (0)
Мораль (от лат mores – нравы) - форма общественного сознания, система выработанных обществом норм, которые должны соблюдать члены данного общества 0.00 из 5.00 0 оценок




Моральная норма – одно из наиболее простых форм нравственного требования.

Моральные нормы реализуются в виде поведения, равно обязательного для всех людей. Примеры моральных норм – заповеди Божии: не убий, не прелюбы сотвори, не укради и др.

Мораль регулирует поведение человека во всех сферах его общественной жизни: в труде, в быту, в политике, в науке, в семье, в общественных местах.

Нравственность – совокупность сознания, навыков и привычек, связанных с соблюдением морали. Это – индивидуальное понятие, мораль, перешедшая во внутренний мир человека, в его поступки и деятельность.

 

4.2. Задачи нравственного воспитания.

Задачи нравственного (этического) воспитания опреде­ляются соответственно двум аспектам. Во-первых, в качестве основных задач этического воспитания выделяют:

- накопление нравственного опыта и знаний о правилах общественного пове­дения (в семье, на улице, в школе и других общественных местах);

- развитие нравственных чувств и ка­честв личности (таких как: внимательное и заботливое отношение к людям; честность, терпимость, скромность и деликатность; организованность, дис­циплинированность и ответственность; чувства долга и чести, уважения че­ловеческого достоинства, трудолюбия, бережное отноше­ние к национальному достоянию);

- развитие нравственно-волевой сферы личности;

- организация нравственного поведения;

- формирование положительных мотивов нравственного поведения.

Эти задачи соответствуют внутренним компонентам личности и их внешним проявлениям.

Формирование нравственных отношений – второй аспект выделения задач этического воспитания. Это – следующие отношения:

- к Родине, своему народу, языку, символам Родины;

- к другим народам, странам;

- к природе,

- к общественному достоянию и материальным ценностям;

- к людям,

- к себе,

Соответственно этим отношениям определяются задачи:

1. Воспитывать любовь и уважение к Родине, своему народу, языку, символам Родины;

2. Воспитывать доброжелательное отношение к другим странам и народам, культуру межнационального общения, нетерпимость к национальной неприязни;

3.Формировать положительное отношение к труду, стремление добросовестно трудиться на общественное благо;

4.Воспитывать любовь и бережное отношение к природе;

5.Формировать стремление сохранять и умножать общественное достояние;

6.Побуждать взаимоуважения, гуманности, культуры общения;

7.Воспитывать чувства долга, ответственности, скромности, честности, правдивости, принципиальности, нетерпимости к нарушителям общественных дисциплины и порядка.

Первый аспект интегрируется во второй. В совокупности они определяют содержание нравственного воспитания.

4.3. Содержание нравственного воспитания.

Содержание нравственного воспитания составляют процессы формирования нравственного сознания, положительных нравственных качеств, организации нравственного поведения.

Нравственное сознание – совокупность нравственных взглядов, убеждений, идеалов, эмоционально-волевой сферы личности, идей и теорий, которые отражают общественные отношения и предписывают человеку определённый тип поведения и деятельности.

Это понятие содержит в себе объективный и субъективный смысл. Объективный смысл заключён в понятиях «идеи», «теории»; субъективный – в понятиях «взгляды», «убеждения», «идеалы», «эмоционально-волевая сфера личности».

Центральное место в структуре нравственного сознания занимают нравственные убеждения.Причём, в структуре нравственных убеждений школьников младшего и среднего возраста преобладает эмоциональный фактор.

По определению психологов чувства, эмоции – своеобразно пережитое и выраженное человеком отношение к действительности, к окружающему миру. Нравственные чувства (любовь, доверие, сочувствие, жалость, долг ответственность и пр.) важно формировать у представителей всех возрастных групп. Они возникают на основе знаний и правильного анализа ситуации.

В структуре нравственных убеждений старших школьников доминирует интеллектуально-волевая и идейная сфера личности. То есть они формируются на основе осознания идей, идеалов, собственного опыта, реализуются посредством применения волевых усилий.

Нравственное сознание успешно формируется, если обеспечивается единство знаний, опыта, поведения и деятельности.

Методы формирования нравственного сознания – рассказ, разъяснение, беседа, диспут, лекция, пример.

Нравственные качества – понятие и проявление нравственного сознания, с помощью которого характеризуются и с моральной точки зрения оцениваются наиболее типичные черты поведения людей (словарь по этике).

Нравственные качества (правдивость, аккуратность, чуткость, доброта, трудолюбие и др.) – сплав внутренних характеристик (знаний, убеждений, идеалов, нравственных чувств, воли, готовности действовать, выражать свои мысли) и внешних выражений. Внешне они проявляются в оценочных суждениях, поступках, деятельности.

Процесс формирования нравственных качеств включает в себя:

А) привитие знаний, формирование убеждений, чувств, воли;

Б) вовлечение в деятельность нравственного содержания с целью создания условий для проявления нравственных качеств;

В) организацию коллективного обсуждения поступков, обучение детей самооценке.

Основной путь организации нравственного поведения – упражнения в делах и поступках нравственного содержания. При организации упражнений осуществляется приучение школьников к нужному поведению, формирование нравственных привычек.



2015-12-14 547 Обсуждений (0)
Мораль (от лат mores – нравы) - форма общественного сознания, система выработанных обществом норм, которые должны соблюдать члены данного общества 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Мораль (от лат mores – нравы) - форма общественного сознания, система выработанных обществом норм, которые должны соблюдать члены данного общества

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (547)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)