Рассказ - последовательное изложение преимущественно фактического материала, осуществляемое в описательной или повествовательной форме
Рассказ широко применяется при изложении биографического материала, характеристике образов, описании предметов, природных явлений, событий общественной жизни. К рассказу предъявляется ряд требований: логичность, последовательность и доказательность изложения; четкость, образность, эмоциональность; учет возрастных особенностей (в частности, продолжительность рассказа до 10 минут в начальных классах и до 30 минут в старших). Можно выделить четыре основные задачи метода рассказа при его применении в воспитательной работе: - ознакомить с теми или иными фактами, событиями; - вызвать положительные нравственные чувства (сопереживание, сочувствие, радость, гордость) или негодование по поводу отрицательных действий и поступков героев рассказа; - раскрыть содержание нравственных понятий и норм поведения; - представить образ героя повествования, образ нравственного поведения и вызвать стремление подражать положительному примеру. 3.2.Беседа. Как метод воспитания беседа используется с давних времен. Это вопросно-ответный метод активного взаимодействия педагога и учащихся. Беседы могут проводиться на этическую, эстетическую, познавательную тематику. В зависимости от объекта они могут быть коллективными и индивидуальными. Индивидуальная беседа проводится с целью: - выяснить с учеником какой-либо вопрос без присутствия его товарищей; - довести до сознания ученика неправильность совершённого проступка. Для индивидуальной беседы должна быть создана благоприятная обстановка: удобное помещение, отсутствие третьих лиц, доверительное отношение учителя, спокойный тон общения. Если беседа проводится после совершённого проступка, то следует: - проводить её не сразу, а несколько отсрочив; - корректно задавать вопросы; - не обвинять ученика в том, чего на самом деле не было (только лишь на основе подозрений); - не подвергать сомнению искренность ребёнка; - выявлять и учитывать мотивы поступка; - добиваться, чтобы ученик принял оценку поступка, данную учителем. Коллективная беседа проводится с целью нравственного, правового, эстетического и т.д. воспитания детей на основе: - прочитанного литературного материала; - увиденного или услышанного художественного произведения (картины, музыки и т.п.); - собственного опыта учителя или учащихся и т. д. Для того, чтобы беседа была эффективной, следует руководствоваться правилами её построения: 1. Вопросы должны быть чётко сформулированными, хорошо продуманными. Всякая беседа предполагает вывод. Вопросы должны быть направлены на то, чтобы подвести воспитанников к этому выводу. 2. Сформулировав вопрос, учитель должен продумать и грамотный ответ на него. 3. В ходе беседы нужно внимательно выслушивать ответы учеников и правильно на них реагировать. 4. В конце беседы формулируется общий вывод или правило.
3.3. Разъяснение. Разъяснение – метод, раскрывающий содержание тех или иных требований к ребёнку или содержание поступков, явлений, событий. Разъясняемые поступки могут иметь как положительную, так и отрицательную характеристику. Особую сложность для воспитателя составляет разъяснение сути отрицательных поступков. Педагог Т.А. Ильина рекомендует при этом следующие приёмы: А) раскрыть значение поступка в его сравнении с другим аналогичным поступком, оценка которого является понятной и бесспорной (взял без спроса вещь – украл); Б) подвести поступок под общий моральный принцип, значение которого не вызывает у ученика сомнения (уважай старших, не обижай младших и т.п.); В) проанализировать проявившуюся в поступке черту характера (не одолжил книгу – пожадничал); Г) проанализировать объект, с которым был связан поступок (каким был стол – каким он стал).
3.4. Дискуссии и диспуты. К методам формирования сознания личности относятся также дискуссии и диспуты, хотя их можно рассматривать и как методы стимулирования познавательной и социальной активности воспитанников. Обязательное условие дискуссии – наличие, по меньшей мере, двух противоположных мнений по обсуждаемому вопросу. Предполагается, что в познавательной дискуссии последнее слово должно быть за учителем, хотя это и не означает, что его выводы - истина в последней инстанции. В отличие от дискуссии диспут не требует определенных и окончательных решений. Этот метод, как и дискуссия, основан на давно открытой закономерности: знания, добытые в ходе столкновения мнений, всегда отличаются высокой мерой обобщенности, стойкости и гибкости. Диспут в наибольшей мере соответствует возрастным особенностям старшеклассника, который характеризуется страстным поиском смысла жизни, стремлением не принимать ничего на веру, желанием сравнивать факты, чтобы уяснить истину. Диспут дает возможность анализировать понятия и доводы, защищать свои взгляды, убеждать в них других людей. Для участия в диспуте мало высказать свою точку зрения, надо обнаружить сильные и слабые стороны противоположного суждения, подобрать доказательства, подтверждающие его ошибочность. В свою очередь, диспут учит мужеству отказаться от собственной ложной точки зрения во имя истины. Тему диспута могут подсказать сами ученики («Почему поведение не всегда совпадает с требованиями жизни?» «Откуда берутся равнодушные?» и т.д.) Диспут требует тщательной подготовки, как самого воспитателя, так и учащихся. Вопросы, вынесенные на обсуждение, готовятся заранее, причем полезно привлечь самих школьников к их разработке и составлению. Накануне диспута можно провести анкетирование по теме. В ходе диспута настоящий педагог не торопится отвергать ошибочные суждения, не позволяет себе грубо вмешиваться в спор, навязывать свою точку зрения. Наиболее общее назначение диспутов - создать ориентировочную основу для творческих исканий и самостоятельных решений, поэтому официальных выводов и решений диспут не предусматривает.
3.5. Лекция
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1773)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |