Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Коллективная деятельность




Во-первых, необходимо вовлечение всех учеников в разнообразную и содержательную в социальном и нравственном отношении коллективную деятельность.

Во-вторых, необходимо так ее организовать и стимулировать, чтобы она сплачивала и объединяла воспитанников в работоспособный самоуправляемый коллектив.

Общественное мнение.

Общественное мнение в коллективе - это общность его оценочных суждений и требований. В среде воспитанников они даются по поводу различных явлений и фактов коллективной жизни, жизни всей страны. Характер и содержание общественного мнения, его зрелость можно выявить, наблюдая воспитанников в реальных условиях жизнедеятельности или посредством создания ситуаций свободного выбора.

Главные черты общественного мнения – общность, действенность, непрерывность. Становление общественного мнения происходит в процессе развития коллектива. Сформировавшееся общественное мнение характерно для третьего этапа развития коллектива. О сформировавшемся общественном мнении можно говорить, если предъявляемые требования добровольно принимаются каждым членом коллектива.

Общественное мнение наиболее чётко проявляется в традициях и законах коллектива.

Принято выделять два основных пути формирования общественного мнения: 1) организация практической деятельности; 2) проведение организационно-разъяснительных мероприятий в форме бесед, собраний, сборов и т.п.

При организации содержательной деятельности школьников, они не только переживают радость успеха, но и приучаются критически оценивать её процесс и результаты, участие каждого в общем деле.

Формированию общественного мнения способствует и проведение разъяснительных мероприятий (бесед, диспутов и пр.) по поводу определённых требований к личностным качествам, действиям и поступкам детей, а также по поводу сути важнейших событий в стране и за рубежом.

Перспективы.

Большое значение для развития коллектива имеет организация перспективных устремлений воспитанников, т.е. вскрытый А. С. Макаренко закон движения коллектива. Суть этого закона в следующем: необходимым условием развития коллектива является постановка и постепенное усложнение перспектив: близких, средних и далёких.

Перспектива – цель деятельности, воспринятая детьми.

Близкую перспективу А.С. Макаренко называл завтрашней радостью, истинным стимулом человеческой жизни. Завтрашняя радость – цели, близкие детям, наполняющие их радостными ожиданиями (поход в кафе, в театр).

Однако Макаренко предупреждал: нельзя постоянно выдвигать перед учениками близкую перспективу, приносящую удовлетворение только им самим. Важно учить детей радоваться делам, которые могут быть полезными и радостными для других.

Кроме этого, нужно стремиться выдвигать перед детьми перспективы, которые требуют применения труда (привести в порядок книги, изготовить новогодние игрушки и т.п.), активизации познавательной деятельности (подготовиться к викторине).

При этом Макаренко говорил о том, что необходимо чередовать ожидание личной радости и радости для других:

«Иногда нужно поставить перед коллективом тяжёлую и достойную задачу, а иногда нужно дать самое простое детское удовольствие».

Средняя перспектива – проект коллективом события несколько отдалённого во времени. При этом отдалённых событий не должно быть много (это, например, экскурсия, поход, проведение праздника).

А.С. Макаренко утверждал, что близкая и средняя перспективы взаимосвязаны: «Средняя перспектива будет иметь значение только в том случае, если к этим делам дети готовятся заранее, если к основному содержанию присоединяются самые разнообразные темы.., если она усиливает и украшает всякую близкую перспективу».

Далёкая перспектива наиболее отдалена во времени, наиболее социально значима (например, озеленение школьного участка, будущая профессия). Достижение далёкой перспективы требует приложения больших личных усилий, поэтапного перспективного планирования. Это может осуществить только зрелый, сформировавшийся коллектив.

Традиции коллектива.

Традиция – (от лат traditio – передача) элемент социального и культурного наследия, передающийся от поколения к поколению и сохраняющийся…в течение длительного времени (Большой энциклопедический словарь).

Традиции - такая форма коллективной жизни, которая наиболее ярко, эмоционально и выразительно выражает характер коллективистических отношений и общественное мнение. Значение накопления и укрепления традиций для коллективной жизни хорошо выразил А. С. Макаренко. Он писал: «Ничто так не укрепляет коллектив, как традиция; воспитать традиции, сохранить их - чрезвычайно важная задача в воспитательной работе; школа, в которой нет хороших традиций, не может быть хорошей школой».

В школьной практике сложи лось три типа традиций:

Традиционные массовые мероприятия (выпускной бал);

Классные традиции (день именинника);

Традиции, относящиеся к поведению детей (точности, обязательности).

Пути формирования традиций.

1. Традиции могут устанавливаться в коллективе стихийно. К созданным традициям А.С. Макаренко советовал относиться бережно. Он писал: «Могут быть традиции, на первый взгляд, не имеющие должного объяснения…», «…в создании традиций нужно использовать какой-то маленький консерватизм, но консерватизм хорошего типа, то есть доверие к вчерашнему дню, к нашим товарищам, создавшим какую-то ценность и не желающим эту ценность разрушать».

2. Целенаправленное создание традиций, которое предполагает следующий алгоритм:

- убеждение детей в необходимости и целесообразности того тили иного поведения, дела;

- организация дела, поведения, их повторение;

- привлечение общественного мнения к обсуждению дела;

- создание условий для закрепления традиции.

 

6. Стиль деятельности коллектива.

Один коллектив отличается от другого своим общим стилем. А.С. Макаренко установил, что стиль деятельности коллектива проявляется в следующем.

1. Тон деятельности.

Нормальным Макаренко называл только один тон – мажорный: «Мажор - проявление уверенности в своих силах, в силах коллектива,

В своём будущем, проявление бодрости, готовности действовать». Но «мажорность не должна носить характер постоянной бурливости, истерической напряженности».

Подобный мажор приобретается только в правильно организованной коллективной деятельности. Деятельность должна приносить радость. Каждый должен знать в ней своё место. Ученики должны точно знать задачи деятельности, органы самоуправления – свои организаторские функции.

2. Наличие чувства собственного достоинства.

Достоинство в коллективе связано:

- с тем, что он реагирует как на положительные, так и на отрицательные поступки своих членов;

- с наличием положительных традиций;

- с умением каждого члена коллектива выражать и отстаивать своё мнение;

- с тем, что ответственность за любое дело лежит не только на воспитателе, но и на всех членах коллектива.

3. Наличие дружеского единения членов коллектива.

Дружеское единение основано:

- на уважении учеников друг к другу;

- на их участии в единой деятельности;

- на наличии у членов коллектива чувства радости по поводу успехов товарищей и чувства огорчения по поводу их неудач.

4. Наличие идеи защищённости в коллективе.

Дети не должны чувствовать себя обособленными, беззащитными. Любые попытки к насмешкам, к насилию в коллективе должны пресекаться.

5. Проявление активности всеми членами коллектива.

Каждый член коллектива должен иметь поручение, должен быть занят полезной работой. Коллективная творческая деятельность должна охватывать всех членов коллектива и основываться на их активности.

6. Наличие у членов коллектива чувства сдержанности, способности к торможению.

Торможение – обязательная характеристика коллектива. По утверждению Макаренко оно должно быть оправдано пользой для каждого, для всех. Вежливость Макаренко называл особой формой торможения.

 




Читайте также:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (825)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)