Моделирование показателей роста предприятия
Управление ростом фирмы требует тщательного сбалансирования показателей объемов реализации, операционной эффективности и финансовых ресурсов. Многие фирмы приносят себя в жертву будущего роста, перенасыщаясь внешним финансированием. Однако этот рост не должен быть достигнут любой ценой, иначе предприятие может не усилить, а ослабить свои позиции вплоть до состояния банкротства, как показывает мировая практика. Формируя свои планы, предприятие пытается решить несколько задач одновременно: рост продаж, производственную гибкость, умеренное использование заемного капитала, высокий уровень дивидендов. Каждая из этих задач сама по себе представляет ценность, но часто они противоречат друг другу. И когда это случается, один или более финансовых коэффициентов становятся неудовлетворительными и требуется внесение корректировок, которые не всегда возможны и желательны. Необходимо, чтобы рост предприятия не имел негативных последствий и не нарушал его финансового состояния, и более того, был согласован с рыночными реалиями. Инструментом, позволяющим выявлять такие противоречия и способствовать принятию более взвешенных решений в маркетинговой, производственной и финансовой сферах, является модель уровня достижимого роста (SGR). Эту модель предложил Роберт С. Хиггинс в качестве инструмента сравнения целевого роста фирмы с ее внутренней способностью поддержать этот уровень роста. С помощью модели SGR можно рассчитать максимально возможный темп роста объема продаж при заданных финансовых коэффициентах: ,
где g – потенциально возможный рост объема продаж в процентах; b – доля чистой прибыли, направляемая на развитие предприятия; NP – чистая прибыль; S – объем продаж; D – общая величина обязательств; E – собственный капитал; А – величина активов (валюта баланса).
Модель применяется при рассмотрении двух сценариев развития предприятия: устойчивого роста и изменяющихся условий. Первый сценарий предполагает, что сложившаяся в прошлом финансовая политика останется неизменной. Это обеспечивается сохранением на прежнем уровне ряда финансовых коэффициентов, а также допущением, что увеличение собственного капитала происходит только за счет роста нераспределенной прибыли. Темп роста объема продаж (g) представляет собой отношение прироста объема продаж (D S) к его исходной величине (Sо), т.е. ×100 %. Исходной величиной являются продажи прошлого года. В модели показатель является искомым, остальные коэффициенты являются плановыми, или целевыми переменными. Рентабельность продаж характеризует эффективность деятельности предприятия. Чем больше чистой прибыли, тем больше возможностей у предприятия увеличивать собственный капитал. Отношение активов к объему продаж - это величина обратная традиционному коэффициенту оборачиваемости активов. Чем ниже данный показатель, тем более эффективно используются активы, поскольку на величину активов оказывает влияние финансовая политика предприятия, в частности, управление запасами, дебиторской задолженностью, долгосрочными активами. Соотношение заемных и собственных средств показывает структуру пассивов предприятия. Следует помнить, что чрезмерное увлечение долговыми источниками финансирования снижает финансовую устойчивость предприятия и препятствует его развитию. Нераспределяемая доля чистой прибыли (b), или коэффициент реинвестирования рассчитывается по формуле: b= (1 – d),
где d – коэффициент дивидендных выплат, равный отношению общей суммы дивидендов к чистой прибыли. Величина коэффициента зависит от дивидендной политики предприятия. Фактический рост продаж определяется по формуле:
где S1 – объем продаж первого года, S2 – объем продаж второго года.
Если фактический рост продаж превысил потенциально возможный уровень, то есть f>g, необходимо установить, какой фактор в наибольшей степени повлиял на это. Если же он оказался ниже, то есть f<g, то следует определить причину. Второй сценарий охватывает различные ситуации, когда рост продаж не может быть обеспечен только внутренними источниками финансирования (такими, как нераспределенная прибыль) и когда надо принимать во внимание новые переменные: - начальный объем продаж (S0); - начальная величина собственного капитала (Е0); - величина прироста собственного капитала, привлеченного путем дополнительной эмиссии обыкновенных акций (Еn); - абсолютная сумма годовых дивидендов (Div). Тогда уровень достижимого роста продаж в следующем году рассчитывают по формуле:
.
Коэффициент оборачиваемости активов:
Коэффициент «долг – собственный капитал»:
Коэффициент рентабельности продаж:
Если в результате анализа было установлено, что некоторые из переменных модели SGR имеют оптимальное значение, то в данном задании их можно сохранить на прежнем уровне. Кроме того, не исключается ситуация, при которой дополнительной эмиссии акций не потребуется, т.е. En=0. В процессе моделирования следует рассмотреть несколько возможных вариантов – сценариев развития предприятия, приводящих к заданному уровню достижимого роста. Объединяя данные в модели устойчивого роста, можно провести их согласованность. Часто в процессе корпоративного планирования компания может смоделировать целый ряд позитивных изменений: высокий уровень роста продаж, производственная гибкость, умеренное использование займов, высокие дивиденды. Однако некоторые из изменений могут быть взаимоисключающими. Поэтому только в достаточной степени информационно подкрепленные и мудрые маркетинговые, финансовые и производственные решения могут быть реализованы.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1121)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |