Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Дифференцированное обучение детей с комплексными нарушениями развития



2015-12-14 1064 Обсуждений (0)
Дифференцированное обучение детей с комплексными нарушениями развития 0.00 из 5.00 0 оценок




«Дифференциация обучения - способ организации учебного процесса, при котором учитываются индивидуально-типологические особенности личности (способности, интересы, склонности, особенности интеллектуальной деятельности)» (В. В. Давыдов).

Основная цель дифференцированного обучения - обеспечить каждому ученику условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных потребностей и интересов в процессе усвоения им содержания общего образования

Среди лиц с недостатками слуха ученые выделяют особую группу детей со сложным сочетанием нарушений слуха и интеллекта. (Н.Ю.Донская, М.С.Певзнер, Т.В.Розанова, Л.И.Тигранова) В школе - интернате выделены специальные классы для обучения детей, имеющих комплексный дефект. Основная задача - подготовка глухих учащихся со сниженным интеллектом к самостоятельной жизни и труду решается комплексно в ходе учебно-воспитательного процесса. Обучение строится на основе специальной программы, разработанной Институтом коррекционной педагогики г. Москвы, рассчитанной на девятилетний курс обучения. В основу содержания программы положена программа школы для глухих детей с учетом психологических особенностей глухих умственно - отсталых учащихся:

• особенностей мышления, памяти, внимания;

• особенностей волевой и эмоциональной сферы;

• особенностей психомоторного развития;

• особенностей познавательной деятельности; особенностей работоспособности.

Чтобы добиться большей реабилитации учащихся и решить вопрос их социальной адаптации, в школе ведется работа по совершенствованию образовательного процесса в целом и работа с умственно отсталыми учащимися в частности.

При обучении этой группы детей особенно ярко выступает коррекционная направленность учебно-воспитательной работы, ее гуманистический, личностно - ориентированный характер. Педагоги понимают, что только правильно организованная учебная и внеклассная деятельность глухих детей со сниженным интеллектом, четкое планирование (поурочное и четвертное), развитие речи и исправление ее недостатков, имеют большое коррекционно - развивающее значение.

В ходе обучения развиваются и уточняются представления детей о предметах и явлениях действительности, устанавливаются логические связи и зависимости между ними, обогащается словарный запас, развиваются наблюдательность, самостоятельность. Программа предусматривает обучение глухих детей языку в его коммуникативной функции. В основе системы обучения лежат следующие положения:

• обучения языку осуществляется в условиях интенсивной работы по развитию слухового восприятия при использовании звуко - усиливающей аппаратуры;

• обучение языку осуществляется в процессе формирования речевого общения;

• в обучении языку используется дактильная, устная и письменная формы речи.

Обучаясь языку как средству общения, глухие умственно отсталые учащиеся овладевают речью в форме диалога, они постоянно включаются в словесное общение в связи с участием в различных видах деятельности, начиная с первых дней занятий в школе. Для каждого урока педагоги определяют фразеологию, которая вводится в общение по ходу учебной деятельности. Учитывая особенности памяти, предусматривается частая повторяемость материала, постепенное усложнение его, что позволяет разнообразить высказывания детей, делает их речевое общение более богатым, а речевые умения более прочными.

Используя различные виды деятельности (зарисовки, аппликации иллюстрирование, работа с подвижными фигурами, макетирование и т.п ) и различные формы ее организации (работа с маленьким учителем, парами, бригадами), педагоги включают каждого ученика в словесное общение с другими учениками, добиваются, чтобы каждый больше говорил, повторял сказанное учителем или одноклассниками. Во время урока, благодаря малой наполняемости класса и четкому планированию каждого момента учебной деятельности, педагог успевает вовремя помочь каждому ученику построить фразу, подсказать новое слово или напомнить старое, исправить ошибку, похвалить, подбодрить.

Таким образом, создавая атмосферу доброжелательности, доверия, вовлекая в работу слабых или неуверенных в себе учащихся, постоянно контролируя и помогая им, учитель создает условия, при которых становится возможным их выравнивание.

Проблема дифференцированного обучения актуальна для учащихся вспомогательных классов и реализуется на основе:

- тщательно изучения особенностей и возможностей каждого ученика;

- разделение состава учеников класса на группы и подбора для каждой группы заданий в пределе одних и тех же программных тем;

- предъявление разных уровней требований при проведении опросов и контрольных заданий.

Таким образом, словарь, необходимый для усвоения, постоянно повторяется, усложняется и усваивается всеми учащимися. Выполнение каждым учеником работы, соответствующей его возможностям, повышает активность детей. Сознание того, что можно успешно справиться с заданием, заслужить похвалу учителя, позволяют ребенку чувствовать себя равным в коллективе, усиливают интерес к учению, что способствует успешной коррекционной работе над развитием личности умственно отсталых глухих школьников.

Интерес к работе, учению поддерживают игры, игровая деятельность, ибо захватывают всю личность ребенка, его умственную, эмоциональную, двигательную, волевую сферы и тем самым способствуют всестороннему развитию. Развивающее значение игровой деятельности неоднократно подчеркивалось педагогами, психологами. Кроме того, игровые элементы и дидактические игры необходимы во вспомогательных классах на уроках профилактики истощаемости и быстро наступающего утомления у детей, для преодоления недоразвития умственной деятельности. Изучив опыт Ш.А.Амонашвили, доказывающего, что через игру можно ввести ребенка в сложнейший мир познания, педагоги школы используют игровую деятельность в учебной и внеучебной деятельности.

Педагогами школы накоплено и разработано большое количество дидактических игр, они систематизированы по темам и предметам (развитие речи, математика, социально - бытовая ориентировка, уроки культуры.)

Как уже отмечалось, для достижения положительных результатов в обучении глухих детей со сниженным интеллектом необходима частая повторяемость изучаемого материала, которая позволяет не только усвоить его, но и расширить и обогатить. С целью формирования прочных знаний, с целью познания явлений и процессов в их многообразии, педагоги в работе с учащимися со сложным дефектов при тематическом планировании тщательно отбирают речевой материал, который включается в так называемые « сквозные темы». Материал сквозной темы входит в содержание всех предметов.

Сквозное планирование облегчает усвоение материала, обогащает активный словарный запас детей, дает большие потенциальные возможности в развитии их интеллекта.

Особое значение имеют занятия по социально - бытовой ориентировке, так как они направлены на практическую подготовку учащихся вспомогательных классов к самостоятельной жизни, на формирование у них знаний и умений, необходимых для социальной адаптации в обществе. Программа по социально - бытовой ориентировке рекомендует использование практических работ, экскурсий, бесед, игр. Большое значение для расширения социального опыта учащихся, закрепления определенных правил и норм поведения в различных ситуациях, расширения и закрепления знаний учащихся о различных сферах жизни и быта людей имеют сюжетно-ролевые игры. Сюжетно - ролевые игры организуются учителями, воспитателями; во время игры не только моделируются реальные ситуации, но и усложняются, что помогает учащимся накапливать практический опыт, закреплять навыки речевого общения, повысить самостоятельность, развить самостоятельную деятельность. Эта работа проводится на уроках культуры, основ безопасности жизнедеятельности, во внеклассное время. Учащиеся вспомогательных классов -равноправные участники общешкольных мероприятий, праздников.

Задачи коррекции, развития, реабилитации глухих умственно отсталых школьников помогает решать кружковая работа. В школе работают спортивные секции, кружки «умелые ручки», хореографический. Учащиеся вспомогательных классов активны в работе данных кружков. Занятия в кружках воспитывают внимание, волю, развивают мелкие движения рук, координацию, совершенствуют мыслительную и речевую деятельность, память, трудовые умения и навыки улучшают физическое и эстетическое развитие, здесь преодолевается чувстве скованности, неуверенности в своих силах. Целенаправленная работа педагогов дополнительного образования с глухими умственно отсталыми школьниками позволяет успешно решать коррекционно -развивающие задачи школы: подготовить детей к труду, посильному участию в практической деятельности, общественной жизни.

Для ряда субкатегорий детей со сложным дефектом какие-либо виды по-настоящему специализированной поддержки вообще отсутствуют, например для глухих детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для аутичных детей с сенсорными нарушениями, для детей с соматическими нарушениями и нарушениями зрения и слуха. Для большинства лиц со сложным дефектом особенно неустроенной оказывается жизнь до школы и после школы. Вместе с тем для отдельных категорий детей со сложным дефектом образуются новые службы и виды поддержки, которые могут рассматриваться как пробная модель, возможная для ис­пользования при развитии системы. В наиболее продвинутом положении по организации специальной помощи некоторым категориям детей со сложными нарушениями находятся отдельные учреждения в системе Минсоцзащиты РФ.

В детском доме слепоглухих детей (г. Сергиев Посад Московской обл.) воспитываются и обучаются дети с комбинированным нарушением зрения и слуха дошкольного и школьного возраста. Сюда принимаются дети со сложным сенсорным нарушением, которые не могут посещать детские сады и школы для детей с нарушениями слуха, где обучение ведется на основе зрительного восприятия, или для детей с нарушениями зрения, где обучение ведется на основе слухового восприятия. Возраст воспитанников от 3 до 18 лет, учреждение рассчитано на 100 детей.

В нем содержатся:

полностью слепые и слепые с остаточным зрением с остротой зрения от светоощущения до 0,04; слабовидящие с остротой зрения от 0,05 до 0,2 включительно, с коррекцией стеклами на лучше видящем глазу и с более высокой остротой зрения, при дополнительных нарушениях (например, с резким сужением поля зрения) или при неблагоприятном прогнозе (например, при синдроме Ушера);

глухие, а также слабослышащие дети с потерей слуха, при которой ребенок не может воспринимать связную речь на ухо с помощью слуховой аппаратуры. В последние годы наряду со слепоглухими в детский дом стали принимать детей с множественными нарушениями, где в качестве компонента сложного дефекта могут быть нарушения опорно-двигательного аппарата, умственная отсталость в легкой степени, аутистические проявления в поведении.




2015-12-14 1064 Обсуждений (0)
Дифференцированное обучение детей с комплексными нарушениями развития 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Дифференцированное обучение детей с комплексными нарушениями развития

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1064)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)