Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 1. Теория, история и методология изучения идеологии и идеологических процессов



2015-12-13 2232 Обсуждений (0)
Тема 1. Теория, история и методология изучения идеологии и идеологических процессов 0.00 из 5.00 0 оценок




Л.В. ВОНСОВИЧ

 

 

ОСНОВЫ ИДЕОЛОГИИ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

(конспект лекций)

 


Введение

 

Весь конец прошлого столетия бытовало мнение, что идеология, какова бы она не была по своему характеру и содержанию, явление несовместимое с современным развитием белорусского общества. Однако события реальной жизни показали ошибочность данных суждений, поскольку и демократическая форма правления предполагает комплексное научное обоснование, нуждается в целой совокупности идей и ценностных ориентаций, которые способны консолидировать общество, сформировать определенное сознание субъектов политики, помочь им в правильном выборе линии поведения. Отсутствие же, а также слабость и размытость духовно-идеологической сферы общества, слабый иммунитет людей к негативным влияниям массовой информации и коммуникации, ложным ценностям и политическим идеалам приводит к развитию политиканства, волюнтаризма в политике, позволяет отдельным личностям манипулировать общественным сознанием и поведением граждан.

Именно по этой, а также ряду других причин в современной Беларуси возникла потребность в выработке адекватной идеологии государства, которая бы придала осмысленный ход проводимым в стране преобразованиям, а также предложила обществу ряд ценностных ориентиров, основанных на уважении прав человека, верховенстве закона во всех сферах общественной жизни, взаимной ответственности личности и государства.

Идеология белорусского государства, признанная и принятая большинством граждан современной Беларуси, стала одним из самых действенных элементов воспитательного процесса, использующегося образовательными учреждениями при формировании социальной направленности растущего человека в контексте ценностей белорусского народа и белорусского государства. Это особенно актуально в эпоху, когда современное белорусское общество находится на пороге динамичного вхождения в постиндустриальную, информационную эпоху. Ему нужны активные граждане, обладающие способностью мыслить, умеющие реализовывать свои таланты посредством разнообразных коммуникаций и ресурсов, адекватно понимающие и воспринимающие окружающий внешний мир, а также себя как часть этого мира.

В 2003 году во всех высших учебных заведениях Республики Беларусь, в том числе и на факультетах повышения квалификации, был введен курс «Основы идеологии белорусского государства». Изучение этого курса продиктовано насущной потребностью в выработке и практической реализации идеологии страны как важнейшего средства и условия обеспечения ее внутренней и внешней стабильности, консолидации общества, инструмента власти, формирования политического поведения индивидов и социальных групп, определения системы действий, нацеленных на воспитание у граждан желательного восприятия стратегических целей государства и общества.

Предметом курса «Основы идеологии белорусского государства» выступает идеология белорусского пути общественного развития. Целью данного курса является объяснение природы и сущности идеологии, содержательная классификация ее форм, показ ее отношения с другими проявлениями гражданского сознания, выявление степени ее воздействия на общественно-политические процессы, формирование у белорусов жизненно важных для общества идей, ценностей, представлений, убеждений, устремлений, которые должны поддерживаться государством, всеми его институтами. В соответствие с целью определяются и задачиспецкурса. Это:

· представление государства и государственности в качестве главных объектов осмысления;

· определение возможностей государства и общества в деле обеспечения прав и свобод личности, интересов человека;

· выяснение исторических реалий, традиций, легших основу становления и развития белорусской государственности, исследование исторического прошлого белорусского народа;

· обозначение путей, форм и методов развития белорусского государства и общества сегодня и в будущем;

· анализ экономического развития республики, выделение существующих проблем и сложностей в протекании экономических процессов в современной Беларуси;

· характеристика политической системы Республики Беларусь и ее политических институтов; исследование процесса государственного управления и его демократизации;

· обозначение основных приоритетов внешнеполитической деятельности Республики Беларусь;

· определение места идеологии белорусского государства в системе духовных и национальных ценностей белорусов, формирование национального самосознания народа.

В результате изучения данного курса слушатели должны усвоить основные категории и понятия идеологии; научиться анализировать общественно-политические и социально-экономические процессы в стране и за ее пределами, пути и тенденции их развития в контексте цивилизационного процесса, решать сложные жизненные проблемы; выработать гражданскую компетентность и ответственность; воспитать в себе качества высокой нравственной культуры, уважительного отношения к законам страны и перспективам ее поступательного развития, приобрести навыки.

Данное пособие предусматривает изучение феномена идеологии, истории, теории и динамики идеологических процессов, механизма реализации идеологической функции государства. Его целью является объяснение природы и сущности идеологии, содержательная классификация ее форм, показ ее отношения с другими проявлениями гражданского сознания, выявление степени ее воздействия на общественно-политические процессы, личность, на формирование у белорусов жизненно важных для общества идей, ценностей, представлений, убеждений, устремлений, которые прививаются различными социальными институтами, в том числе и образовательными учреждениями.

Пособие содержит перечень учебно-методических материалов, рекомендуемых к изучению слушателями факультета повышения квалификации и переподготовки руководящих кадров Академии МВД Республики Беларусь.

 


Тема 1. Теория, история и методология изучения идеологии и идеологических процессов

 

Весь конец прошлого столетия в Беларуси бытовало мнение, что идеология, какова бы она не была по своему характеру и содержанию, явление несовместимое с современным развитием белорусского общества. Эти суждения появились после распада СССР и краха той единственной коммунистической идеологии, которая на протяжении 70-лет существования советского государства доминировала в сердцах, умах и душах большинства советских людей. Разочарование в идеологических постулатах марксизма-ленинизма привело в начале 90-х годов XX века к развитию деидеологических процессов в Беларуси, направленных на развенчание ценности социалистических идеалов и линчевание идеологии как пережитка прежнего режима. Большинство ученых, журналистов, политиков клеймили идеологию как реакционное, антидемократическое явление и старались придать такому отношению к идеологии агрессивно-массовый характер.

Подобное положение дел сохранялось недолго. В середине 90-х годов была начата реидеологизациябелорусского общества, т.е. восстановление идеологии в ее прежних правах. Как показала практика, ни одна из сфер жизни общества не может функционировать в так называемом чистом виде, освобожденном от влияния групповых интересов, целей, идей, ценностей. Это и подтолкнуто политическую элиту Беларуси к пониманию того, что общество нуждается в некой объединяющей, скрепляющей его совокупности идей, ориентирующейся на достижение поставленных целей и воплощение определенных идеалов. Значимость подобной системы идей, составляющих идеологию, состоит в том, что она функционирует как важная сторона различных видов человеческой деятельности в сфере политики, экономики, культуры и активно привносятся в общественное сознание государством, о чем свидетельствует опыт многих стран мира.

Так, к примеру, государственная идеология США начала оформляться еще в XVIII веке, в период борьбы английских колоний за независимость. Далее, по мере развития американского государства, эта идеология развивалась и совершенствовалась и сегодня она представляет собой четкую идеологическую конструкцию с отлаженным механизмом идеологической работы. Главным идейным постулатом современной американской идеологии является идея «пан-американ», идея, на основе которой американцы представляют свое государство самым сильным, могущественным, демократичным, а свою нацию – самой великой, умной, образованной, нацией, которая способна жить достойно не только в пределах своего собственного государства, но и распространять свой образ мыслей и свой образ жизни на другие народы, другие страны. Значимость американской идеологии ощущается в проводимой США внешней политике, направленной на утверждение статуса «сверхдержавы» и насаждение мировому сообществу своих ценностей, идеалов, приоритетов.

Подобные идеологические процессы протекают и в других странах. Это объясняется просто. Любому обществу необходим единый и целостный свод идей, ценностей и норм, который объединяет всех его граждан, является общей платформой согласованных действий во всех областях жизнедеятельности. Особенно возрастает значимость идеологии, способной сплотить граждан, придерживающихся совершенно разных воззрений, в условиях переходного периода, системной трансформации общества, которая осуществляется ныне в Беларуси.

Идеология белорусского государства – это система взглядов, соответствующих целям и особенностям белорусского пути общественного развития. В своем развитии она прошла несколько этапов:

· первый этап – первая половина 90-х гг. XX века – деидеологизация (развенчание ценности коммунистической идеологии; признание идеологии пережитком авторитарного режима, существовавшего в СССР);

· второй этап – середина 90-х гг. – реидеологизация (начало восстановления идеологии в ее прежних правах);

· третий этап – вторая половина 90-х гг. XX в. - начало XXI в. – идеологизация (создание идеологии белорусского государства и распространение ее в обществе).

Основы идеологии белорусского государства были заложены референдумами 1995 и 1996 годов. Это касается государственного двуязычия, государственной символики, экономической интеграции с Россией, недопущения свободной купли-продажи земли и т.д. Воля народа, выраженная на данных референдумам, стала идейным основанием идеологии белорусского государства. Дальнейшее развитие идеологические процессы получили после разразившегося в республике политического кризиса 1996 года, когда началось противостояние двух властей, законодательной и исполнительной, разделившее белорусское общество на две части: сторонников Президента и сторонников Парламента (Верховного Совета XIII созыва). Эти события существенным образом повлияли на дальнейший ход истории Беларуси и показали руководству нашей страны целесообразность создания идеологии белорусского государства, которая должна была сплотить, консолидировать белорусское общество в достижении поставленных перед ним целей и в решении задач, стоящих перед государством; обосновать избранный республикой самостоятельный путь социально-экономического и политического развития; предложить гражданам Беларуси определенную систему идеалов и ценностей, взамен тем, которые были утрачены в результате Советского Союза; дать веру в будущее, в возможность построить сильное, самостоятельное, процветающее государство, способное обеспечить каждому своему гражданину достойные условия жизни.

Более четкие идеологические ориентиры были обозначены в материалах научной конференции, состоявшейся 12 ноября 1998 года в Национальной академии РБ, а также в докладах Президента Беларуси А.Г. Лукашенко «О состоянии идеологической работы и мерах по ее совершенствованию» на постоянно действующем семинаре руководящих работников республиканских и местных государственных органов (2003 г.) и «Государство для народа» на III Всебелорусском собрании (2006 г.). В октябре 2005 года сессия Национального собрания РБ утвердила идеологию государства в качестве основы развития белорусского общества, обозначив фундаментальную цель - построение сильной и процветающей Беларуси.

Идеология белорусского государства представляет собой сложноорганизованную систему, где каждый из компонентов может рассматриваться как подсистема, и в то же время как самостоятельная упорядоченная совокупность идеалов, ценностей, концепций, служащих обоснованием пути развития, избранного Республикой Беларусь на современном этапе. Идеология белорусского государства представляет собой учение о нормах жизни, идеалах и ценностях белорусского народа, идеологической политике государственных институтов, идеологических процессах, характеризующих цели и особенности белорусского пути общественного развития. На политическом уровне идеология белорусского государства обретает форму идеологической доктрины, которая является мировоззренческой основой жизнедеятельности белорусского общества в современных конкретно-исторических условиях. Форма существования идеологической доктрины – национальная идея белорусского народа, которая включает в себя такие фундаментальные понятия, как общечеловеческие христианские ценности, национально-государственное самосознание, гражданственность, патриотизм.


Идеология - явление многозначное, в силу чего существует множество различных определений данного понятия. Одни ученые трактуют идеологию как ложное сознание, другие делают акцент на истинности отражения ею социальной действительности, третьи выделяют мобилизационную силу идеологии, четвертые подчеркивают ее спекулятивность, авторитарность и т.д. Чтобы понять смысл данного термина следует обратиться к его этимологии.

Само слово «идеология» имеет древнегреческое происхождение (idea – мысль, замысел; logos – учение) и именно в таком смысле – как учение об идеях – идеология изначально трактовалась философами. В научный оборот данный термин был введен в начале XIX века, что было связано со становлением идеологии как одной из форм общественного сознания и как специфической политической деятельности. Впервые термин «идеология» стал использовать французский мыслитель Антуан Дестют де Траси(1754-1836). Обобщив взгляды, Ф. Бэкона, Э. Кондильяка, Д. Дидро, П. Гольбаха и других мыслителей прошлого, он обозначил идеологию как особую, нейтральную, беспристрастную науку, которая изучает природу и происхождение человеческих идей[1]. Именно эта наука, по мнению ученого, способна стать теоретической основой политической и экономической деятельности, средством улучшения общественного устройства государства. Основные положения идеологии де Траси выводил далеко за рамки познавательной проблематики и распространил на политику, экономику, право и другие сферы общественной жизни, что бросило вызов авторитету власти. По этой причине французский император Наполеоном Бонапартом запретил учение Дестюта де Траси, указав на то, что любая идеология не имеет ни смысла, ни содержания, поскольку она не выражает и не может выражать никаких потребностей, тенденций и интересов общественного развития. Идеологов, в свою очередь, Наполеон считал людьми, оторванными от жизни, у которых отсутствует чувство реальности. В последующем именно на «идеологов» (так называли возглавляемую Дестютом де Траси группу мыслителей, занимавших оппозиционные позиции по отношению к режиму Наполеона) была возложена вина за все просчеты во внутренней и внешней политике Франции, включая и поражение в войне с Россией 1812 года. Тем самым благодаря Наполеону термин «идеология» приобрел негативный смысл. Длительное время во Франции, да и в других государствах Европы идеологами называли мыслителей, чьи воззрения были оторваны от реальной жизни и представляли собой надуманные умозрительные конструкции – идеологические схемы.

Несмотря на это многие ученые продолжали размышлять над значением термина «идеология» и связанных с ним реалиях жизни. Наиболее интересной и авторитетной интерпретацией данного феномена является концепция Карла Маркса(1818-1883), которую он изложил в нескольких своих работах, в том числе и в «Немецкой идеологии» (1845-1846), написанной в соавторстве с Фридрихом Энгельсом(1820-1895). Немецкие мыслители трактовали идеологию, как извращенное и искаженное представление о действительности, т.е. ложное сознание. При этом под идеологией они понимали совокупность представлений, составляющих содержание современной им немецкой философии. Они определяли ее как идеалистическую философию, исходным принципом которой является положение о том, что мир – это воплощение идей. Этому утверждению они противопоставили свое собственное учение, согласно которому идеи, мысли людей – это всего лишь продукты их жизненного материального процесса.

Интересную трактовку понятия идеологии дал Карл Манхейм(1893-1947). Он считал идеологию социально значимой системой идей, которую отстаивает определенный социальный слой в собственных интересах. В ряде своих работ немецкий мыслитель противопоставил две специфические системы взглядов, связанные со стилями мышления - идеологию и утопию. Под идеологией он понимал стиль мышления правящей элиты, которая пытается теоретически обосновать определенный социально-политический строй, отвечающий ее интересам. Утопия же, по мнению Мангейма, это негативный вариант идеологии, который присущ стилю мышления угнетенных слоев общества, стремящихся разрушить или преобразовать существующие социально-политические порядки. При этом, «утопичность идей, утверждал немецкий ученый, всегда выявляют представители господствующего слоя, находящегося в полном согласии с существующим порядком, а идеологичность – представители поднимающегося слоя, отношения которых к существующему порядку полны напряжения, вызванного самим их положением в данном обществе»[2].

В современной науке отношение к идеологии по-прежнему остается неоднозначным. Часть ученых, следуя идеям Маркса, критически оценивает идеологию, как ложное, иллюзорное сознание. Так, к примеру, один из представителей франкфуртской школы в философии и социологии Теодор Адорно(1903-1969) подверг критике социальные функции идеологии, приводящие, по его мнению, к духовному закабалению человека, к опутыванию его ложными коллективными идеалами, в результате чего индивид становится объектом манипулирования. Такую же оценку идеологии дал и французский политолог Фрэнсис Бенетон(род. 1958). По его мнению, идеология – это принуждающая духовная сила, действие которой выражается в использовании насильственных методов, в разрушении гражданского общества, в автократической концепции власти и тирании, в разрушении моральных барьеров, и, наконец, в установлении тоталитарного режима. В отличие от Бенетона, американский политолог японского происхождения Фрэнсис Фукуяма(род. 1952) в целом ряде своих работ констатировал, что мировая история как продукт соперничающих идеологий подошла к своему завершению, поскольку после крушения коммунистической идеологии концепция либеральной демократии утвердилась в качестве единственного принципа политической организации человеческого сообщества. По мнению американского мыслителя, в современном мире место противостояния идеологий заняла борьба за более эффективную стратегию удовлетворения человеческих потребностей в рамках всемирного общества потребления. Это привело к универсализации государств, воплощающих в реальность принципы свободы и равенства граждан и поэтому способных решать фундаментальные проблемы, стоящие перед человечеством: «экономический расчет, бесконечные технические проблемы, забота об экологии и удовлетворение изощренных запросов потребителя»[3]. Таким образом, по мнению Фукуямы, человечество перестало нуждаться в идеологических конструкциях, не способных сегодня оказывать какого-либо значительного влияния на умы и настроения людей.

Несмотря на явные расхождения ученых по вопросу о сущности и предназначении идеологии, большинство из них определяют идеологию как совокупность взглядов, идей и представлений, отражающих в систематизированной форме отношение людей, социальных групп, общностей к окружающему миру и друг к другу и описывающих принципы функционирования, пути развития, проблемы и конфликты общества, в котором они существуют. Сегодня доказано, что такая система взглядов, идей и представлений помогает человеку рационально воспринимать и оценивать окружающий мир, создает основу для организованной практической деятельности людей. Она определяет духовную власть человеческого сообщества, выражает его интересы, желания, стремления, проектирует модель будущего общества, которая будет оптимальной для определенной социальной группы. Идеология способствует формированию личности с твердым устоявшимся мировоззрением, личности, способной проявлять свою гражданскую позицию, отвечать за свое поведение, личности способной мыслить; она содействует социально-политической консолидации всех социальных слоев общества, всех этнонациональных групп, религий, социокультурных ориентаций.

 

 
 

 


Идеология является многосложным и многокачественным феноменом, динамически развивающейся системой с характерными для нее свойствами, особенностями, структурой и функциями.

Отличительные черты идеологии:

· идеология впитывать в себя существенные компоненты общественного сознания, социальные настроения и преобразовывает их в некое единое духовное образование, целостную систему идей, способную оказывать духовно-психологическое воздействие на людей. Это воздействие помогает индивидам, социальным группам и общностям сложиться в единую целостность и посредством общего для них языка ценностей, символов, смыслов вести общенациональный и общегосударственный диалог, ориентированный на определение устройства общества, его целей и путей развития;

· идеология является одной из форм общественного сознания, существующей в системе других духовных явлений наряду с философией, нравственностью, искусством, наукой, религией, правом. При этом идеология не смешивается с ними, она выполняет свойственную только ей консолидирующую роль по отношению к той общности, в недрах которой она зародилась. Это позволяет ей стать основным фактором самосознания, самовыражения и самоутверждения этой социальной общности, ее сплочения и целостности;

· идеология, ориентируется на интересы определенных социальных групп, классов, общностей, она выражает потребности их развития и является источником и движущей силой поведения людей, осуществления ими конкретных политических, экономических и других действий;

· идеология не придумывается, не заимствуется, она вызревает из опыта народа, его нравов, обычаев, традиций, исторической судьбы, она связана с общественной психологией и призвана обслуживать включение народа и государства, в котором он живет, в общемировой конспект развития, основными приоритетами которого являются факторы экономического благосостояния, высокого качества жизни, высоких стандартов образования и культуры, обеспечения свобод и прав граждан;

· будучи политически ориентированной, идеология санкционирует существующую в обществе систему господства и подчинения, определенный режим власти или, наоборот, радикально их преобразовывает. Она определяет цели политики и средства их достижения, вырабатывает ориентиры политической деятельности, мобилизует широкие социальные слои на участие в политических действиях[4].

Связь политики и идеологии предполагает существование политической идеологии,которая имеет более узкий и специфический смысл, нежели собственно идеология. Карл Фридрих(1901-1984) в своей работе «Человек и его правительство: эмпирическая теория политики» обозначил политическую идеологию, как систему верований, которая объясняет и оправдывает предпочитаемый данным обществом политический порядок и предлагает стратегию для его достижения. Таким образом, под политической идеологией следует понимать «относительно систематизированную совокупность понятий, идей, представлений, в которых различные субъекты политических отношений – индивиды, социальные группы, классы, нации – осознают свое положение в системе общественных отношений, оценивают существующую социально-политическую действительность, выражают свои интересы и убеждения и обосновывают пути и средства их реализации с помощью государственной власти»[5].

Отличительной особенностью политической идеологии является ее связь с интересами определенной социальной группы, класса, иной общности, а главной функцией – оправдание притязаний данной общности на власть или ее использования с целью реализации своих интересов. Содержанием политической идеологии выступают: трактовка политической власти и существующих общественно-политических порядков; отношение к различным политическим институтам; представления о наилучшем государственном устройстве; представления о методах и средствах социальных преобразований.

Среди наиболее важных социальных функций, которые выполняет политическая идеология в жизни общества, необходимо назвать следующие:

§ функция легитимации власти: идеология обосновывает право определенных политических сил на власть, она формирует позитивный образ предлагаемой или проводимой политической линии и политических сил, которые хотят реализовать этот курс;

§ интегративная: идеология формирует некий обобщающий подход к пониманию различных общественных явлений, оказывает влияние на сознание и чувства людей, объединяет и направляет их действия на достижение определенных целей, выражающих потребности исторического развития;

§ мобилизационная: идеология подталкивает человека к действиям, заставляет его совершать поступки, воодушевляет на борьбу за свои интересы, следовательно, она является важным средством укрепления или изменения существующей социально-политической действительности;

§ познавательная (когнитивная): идеология объясняет пути развития общества, обозначает роль, которую играют в этом процессе отдельные социальные группы; это способствует самоиндефикации людей в социокультурном и политическом пространстве;

§ оценочная: на основе идеологии дается оценка протекающим в обществе процессам, а также действиям общностей, социальных групп, отдельных индивидов и социальных институтов; данная функция помогает выявить и обосновать значимость отдельных общественных явлений, из совокупности которых складывается социальная действительность, и соотнести ее с желаниями, предпочтениями, стремлениями большинства граждан;

§ нормативная: идеология задает обществу определенную систему ценностных установок, ориентаций, верований, норм поведения, фиксирует четкий политико-идеологический императив, с которым сверяются практические проекты;

§ прогностическая: идеология дает человеку веру и надежду на благополучное изменение социально-политического бытия; она создает в глазах общественного мнения позитивный образ желаемого будущего, в котором будут удовлетворены потребности, интересы, стремления многих людей.

 
 

 


Обозначенные выше функции указывают на роль идеологии в жизни общества. Она является действенным и незаменимым социальным инструментом, который помогает вырабатывать цели общественного развития, сплачивает различные социальные общности, аккумулирует социальную энергию людей. Без идеологии жизнь общества практически невозможна. Всякая социальная деятельность предполагает наличие определенных представлений людей об окружающем их мире, об условиях жизни, осознание ими существования неудовлетворенных интересов и потребностей, формулирования целей и задач, выбор средств и методов для их достижения. Это и призвана делать идеология, которая придает определенный смысл социальной активности отдельных индивидов и целых социальных групп.

Структура идеологии может быть представлена в двух разрезах: горизонтальном и вертикальном. Основными компонентами идеологии в горизонтальном разрезе выступают философско-мировоззренческие идеи; политические концепции и доктрины, взгляды и представления экономического характера; правовые теории и нормы; эстетические идеалы; нравственные ценности.

 
 

 


Вертикальный срез структуры идеологии может быть представлен в виде нескольких уровней:

· теоретико-концептуального; его составляют монографии, статьи, доклады, диссертации, в которых в виде теорий, концепций, доктрин излагаются оценки действительности, исходя из интересов, ценностей и идеалов определенного социального слоя, класса, нации или государства;

· программно-политического; на данном уровне идейные принципы, идеалы, политические установки трансформируются в программы, конкретные лозунги, требования, резолюции, обращения политической элиты и формируют нормативную основу для принятия политических решений и регулирования политического поведения граждан. На данном уровне идеология становится предметом политической пропаганды, она проникает в газеты и журналы, на телевидение и радио, в рекламу, учебники;

· актуализированного (практического); на этом уровне основные идеи, ценности, принципы, воплощенные в идеологии, проявляются в различных формах политической активности или пассивности ее носителей, они реализуются в практических делах и поступках людей.

 
 
УРОВНИ ИДЕОЛОГИИ

 

 
 

 


Для более полного понимания сути и предназначения идеологий следует сказать несколько слов об их типологизации. Выделение различных типов идеологий может быть осуществлено по нескольким критериям:

· в зависимости от степени распространения в пространственном отношении и масштабов влияния на социальные общности людей выделяют глобальные (охватывают своим влиянием все человеческое сообщество и имеют значительный вес в ряде государств мира; к ним относят: либерализм, консерватизм, социал-демократизм, национализм и другие идеологии), локальные (формируются и имеют вес в одном или нескольких сопредельных государствах, которые обладают некими схожими чертами в плане культуры, языка, религии, характера и менталитета их народов (примером может служить исламский фундаментализм) и частичные (вплетены в идеологическую картину отдельного государства и в своем содержании, формах проявления выражают интересы и ценностные ориентации отдельных социальных групп и общностей (к примеру, партийные идеологии) идеологии;

· по содержанию распространяемых теорией, принципов, взглядов, идей идеологии подразделяются на научные, религиозные, политические;

· в зависимости от направленности предлагаемых идеалов, ценностных установок, целей, средств их достижения идеологии относят к революционным, контрреволюционным, реакционным, прогрессивным[6].

 

Одним из основных субъектов политических отношений выступает государство. Следовательно, оно является носителем определенной системы взглядов и идей, т.е. определенной идеологии. Идеология государства формируется одновременно с образованием государства и по мере его развития она видоизменяет свои формы и обогащает содержание, учитывая произошедшие изменения во всех областях жизни общества, а также новые приоритеты в устремлениях своих граждан. При этом генетическая основа, ядро государственной идеологии в виде базовых ценностей и идей, которые отражают смысл исторического существования государства и народа, проживающего на его территории, сохраняются.

Между государством и идеологией существует непосредственная прямая связь. Идеология – это своеобразная доктрина государственной власти и государственной политики. Без нее государство может стать несостоятельным и утратить свои основные черты. Разрушение идеологии часто приводит к разрушению и самого государства. Примером этому может служить распад Советского Союза в 1991 году, который в результате проводимой им политики деидеологизации уничтожил собственную идеологию, тем самым, уничтожив и себя.

Идеология государства – это совокупность взглядов, идей, представлений о прошлом, настоящем и будущем государства; она обосновывает избранный государством путь развития.

Идеология государства – сложное многокомпонентное образование, состоящее из ряда компонентов[7]:

· культурно-историческая составляющая; представлена совокупностью устоявшихся идей и представлений относительно происхождения и формирования данного государства и проживающего на его территории народа, о месте и роли этого народа в мировом историческом процессе;

· политическая составляющая; образована комплексом идей и представлений относительно условий становления и особенностей политических институтов данного государства; понимания сущности его политической системы; характера социально-политического строя страны в целом, целях и путях его модернизации; места и роли различных политических партий, общественных объединений в социально-политическом процессе;

· экономическая составляющая; включает в себя совокупность реализуемых государством и отвечающих интересам граждан этого государства идей относительно формирования и развития экономической системы общества; представления об особенностях организации экономической жизни страны; отношение к различным видам собственности и формам хозяйствования; понимание справедливости в сфере распределения национального богатства;

· социогуманитарная составляющая; представлена совокупностью реализуемых государством идей, которые характеризуют отношения общества и человека и включают приоритеты государственной политики в области реализации прав и свобод гражданина, подход к человеку как к высшей социальной ценности, ответственность государства за создание условий для нормального развития индивида и ответственность граждан за исполнение возложенных на них обществом обязанностей.

В современном обществе производством идей политического и иного характера занимаются как отдельные люди (идеологи), так и созданные специально для этой цели учреждения и организации. Такая совокупность лиц, организаций и учреждений, занимающихся формированием идеологии и ее распространением в обществе составляет механизм идеологии государства. Он представлен:

· сотрудниками аппарата власти, имеющими определенную подготовку и профессиональные навыки;

· сетью специализированных исследовательских учреждений и центров, занимающихся производством политических концепций и доктрин;

· высшими учебными заведениями;



2015-12-13 2232 Обсуждений (0)
Тема 1. Теория, история и методология изучения идеологии и идеологических процессов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 1. Теория, история и методология изучения идеологии и идеологических процессов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2232)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.261 сек.)