Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 2. Политические идеологии современного мира



2015-12-13 3684 Обсуждений (0)
Тема 2. Политические идеологии современного мира 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Идеологическая панорама современного мира достаточно сложна, многогранна, разнообразна. В ней сосуществуют и противоборствуют друг с другом идеологии разного масштаба, уровня, различной степени влияния на людей. В силу этого для правильного понимания и истолкования идеологий, их сущности, особенностей, функций целесообразно иметь представление об их типологизации. Эта логико-теоретическая процедура представляет собой вычленение из общей совокупности сходных в определенном отношении социальных феноменов их основных, существенных признаков посредством конструирования типов, т.е. общезначимых характеристик на основе выявления их сходства и различия, надежных способов их идентификации. Осуществление такой процедуры предполагает построение идеализированной модели абстрактной логической конструкции, которая фиксирует принципы классификации и систематизации сложноорганизованных феноменов социальной действительности, каковыми являются идеологии.

 

Одной из самых популярных и влиятельных идеологий современного мира является либерализм (от лат. liberalis – присущее свободному человеку). Это политическая идеология, выдвигающая в качестве своих приоритетов обеспечение максимально возможной свободы индивида во всех сферах жизни общества и ставящая целью ликвидацию или смягчение различных форм государственного и общественного принуждения по отношению к личности. Ее возникновение приходится на эпоху буржуазных революций XVII-XVIII вв. и связано с именами великих европейских мыслителей Томаса Гоббса(1588-1679), Джона Локка(1632-1704), Шарля Луи Монтескье(1689-1755), Адама Смита(1723-1790)и многих других. Именно они дали философское обоснование доктрины либерализма, заложили его идейно-теоретические истоки, способствовали формированию духовных и политических основ современной западной цивилизации.

Либерализм проповедует: верховенство закона; соблюдение прав и свобод человека; разделение властей на законодательную, исполнительную, судебную; невмешательство государства в экономические процессы и частную жизнь человека; приоритет гражданского общества над государством; индивидуализм как основополагающий моральный, политический и экономический принцип; гуманизм; свободу от классовых, групповых, религиозных, национальных и иных предрассудков.

 
 

 


Обозначенные выше базовые ценности либеральной идеологии обусловили ее внутреннюю противоречивость. На протяжении всей своей идейной эволюции либерализм определял допустимую степень и характер государственного вмешательства в частную жизнь индивида, требовали постоянного переосмысления вопросы совмещения преданности демократии с понятиями верности своей родине, настаивая на незыблемой ценности прав человека, либеральная идеология во многом игнорировала их развитие. Эти противоречия привели к возникновению внутри либеральной идеологии многочисленных течений, в которых менялись представления о важнейших ориентирах и способах реализации либеральных идей. Так, в XX веке наряду с традиционным либерализмом сформировались направления, которые пытались соединить его основные ценности с тотальной опорой на государство; с социально ориентированными идеями, утверждавшими большую ответственность общества за благосостояние людей; с представлениями, которые отрицали социальную направленность деятельности государства.

Эволюция либерализма была связана с динамикой капиталистического производства. Начавшийся с конца XIX века рост социальной и политической агрессивности крупного капитала, обострение борьбы между различными социальными группами, монополизация капиталистического производства и реальное ограничение свободной рыночной конкуренции привели к тому, что идеал свободного рынка поменял свое содержание и приобрел несвойственную ему раньше консервативную охранительную функцию. Это в свою очередь привело к коренному пересмотру либеральных классических идеалов и изменению всей структуры либерализма. Так появился современный либерализм, который получил название неолиберализма или либерального реформизма.

Эта идеология оформилась в 30-е годы XX века в результате поразившего мир экономического кризиса (1929-1933). В ее основу легло учение английского экономиста Джона Кейнса(1883-1946), подвергшего резкой критике некоторые принципы либерализма и высказавшего мысль о несостоятельности концепции саморегулирующейся экономики. Идеи Кейнса существенным образом повлияли на экономическую практику и были включены в неолиберальную идеологию.

Основные постулаты идеологии неолиберализма были впервые реализованы в США в эпоху «нового курса» (1933-1939) президента Франклина Делана Рузвельта(1882-1945). В своей политике он руководствовался принципом государственного вмешательства и регулирования процессов в экономике, а также идеей о социальной ответственности государства, которое должно обеспечивать самые неимущие, социально уязвимые слои общества через налоги, государственную собственность и бюджетное регулирование. По мнению новых либералов, государство должно принимать меры, которые бы способствовали не декларированному, а реальному выравниванию возможностей, и с этой целью оно должно повышать уровень социальной защищенности тех групп граждан, экономическое положение которых не соответствует имеющимся в обществе стандартам. Кроме этого, неолибералы стали проповедовать идеи «консенсуса управляющих и управляемых, необходимость участия масс в политическом процессе, демократизацию принятия управленческих решений»[8]. В отличие от прежней склонности определять степень демократичности общества по большинству, неолибералы отдали предпочтение плюралистическим формам организации и осуществления государственной власти. Причем многие идеологи неолиберализма, в частности Чарльз Линдблюм(род. 1917), Роберт Даль(род. 1915) и другие высказывали мысль о том, что чем слабее правление большинства, тем больше оно соответствует принципам либерализма. Известный теоретик неолиберализма Дж. Роулс(род. 1924) в книге «Теория справедливости» поставил в центр либеральной доктрины проблему равенства, причем не только политического, но и социального, что фактически сблизило эту идеологию с основными постулатами социал-демократизма.

Основными идеями неолиберализма являются: наличие зрелого гражданского общества и правового государства, необходимых для самореализации индивида, для обеспечения свободы, равенства, демократии; активное вмешательство государства в сферу рыночных и социальных отношений, направленное на обеспечение экономической стабильности, а также на поддержание наиболее обездоленных слоев общества посредством налоговой политики, социальных программ, государственной собственности, бюджета, планирования; использование принципов плюралистической демократии, призванной обеспечить учет интересов всех социальных общностей в области политической власти; консенсус управляющих и управляемых; понимание справедливости как равных политических прав, все остальное зависит от самого человека.

 

 
 

 


Кроме приобретенных новых идей, неолиберальная идеология сохранила многие старые постулаты либерализма, которые со временем продемонстрировали серьезную ограниченность данной идеологии в изменяющихся условиях. К числу таких положений следует отнести: ориентацию по преимуществу на публичные виды человеческой жизнедеятельности – политическую активность, предприимчивость, свободу от предрассудков; традиционное отношение к морали как к частному делу человека, что сужает отношения индивида и общества, приводит человека к одиночеству; враждебное отношение к интересам различных общностей – народов, наций, государств, партий; эгоизм потребностей; автономия воли и разума.

Несмотря на значительную трансформацию либерализма в современном мире, попытки адаптироваться к новейшим социально-экономическим и политическим реалиям многие положения либеральной идеологии так и не смогли дать ответы на вызовы времени, не позволили точно спрогнозировать ведущие тенденции развития постиндустриальных обществ, в силу чего многие люди отдают свои симпатии и предпочтения другим идеологиям.

 

Появление и распространение либеральной идеологии, попытки на ее основе радикально переустроить общественные порядки привели к конструированию еще одной влиятельной идеологии современного мира – консерватизма (от лат. conservare – сохранять). Это политическая идеология, ориентированная на сохранение и защиту традиционных, исторически сложившихся устоев общественной жизни, на признание нерушимости существующего порядка вещей, установленной свыше иерархичности человеческого сообщества, а также ряда моральных принципов, лежащих в основе семьи, религии, собственности. Она включает в себя общепринятые и утвердившиеся в обществе ценности, идеалы, приоритеты, определяющие образ мысли и поведение людей, а также формы приспособления к традиционным социальным нормам и институтам. Важное место в консерватизме занимают также глубинные традиционалистские и ностальгические тенденции, характерные для массового сознания. Теоретическую основу консерватизма заложили труды французского мыслителя Жозефа де Местра(1753-1821) и английского ученого Эдмунда Бёрка(1729-1797).

Среди идеологических ценностей классического консерватизма можно выделить следующие: приоритет общества над человеком и государством; признание существования незыблемых нравственных идеалов и ценностей; отрицание неизбежности социального прогресса; традиционализм; отрицательное отношение к идее равенства; политический элитизм; культ семьи, школы, церкви, армии и ряда других общественных институтов, выступающих непосредственными воспитателями и проводниками традиции, регуляторами процессов жизни общества.

 

 

 


Данная модель консервативной идеологии, которую часто называют традиционализмомилитрадиционалистской разновидностью консерватизма, с ее антикапиталистической направленностью представляла собой главное течение в этой идеологии вплоть до конца XIX столетия. Однако консерватизм, так же как и либерализм, идеология развивающаяся.

Во второй половине XX веке стала развиваться еще одна разновидность консерватизма, получившая название неоконсерватизм. Объективной предпосылкой его появления стал структурный кризис экономики западного мира, разразившийся во второй половине XX века и связанное с ним ослабление духовно-нравственных устоев общества. Это и вызвало к жизни новую идейную систему, обосновавшую необходимость прочного морального подкрепления существующего порядка вещей и дополнительные средства легитимации. Наиболее известными представителями данного идеологического течения, его идейными вдохновителями стали американские ученые Збигнев Бжезинский(род. 1928)иДэниел Белл(род. 1919), сформировавшие ряд идей, которые выступили своеобразным ответом на экономический кризис того времени, на расширение кейсианства, массовые общественные движения, отразившие негативные черты западного общества и обозначившие упадок традиционных ценностей индустриальной цивилизации.

Неоконсерватизм предложил миру свою собственную систему ценностей, а именно: духовные приоритеты семьи и религии; социальную стабильность, базирующуюся на моральной ответственности гражданина и государства друг перед другом и их взаимопомощи, на уважении права и недоверии к чрезмерной демократии, крепком государственном порядке. Сохраняя внешнюю приверженность рыночному типу экономики, признавая привилегированность отдельных слоев общества, неоконсерваторы ориентируются на сохранение нравственных универсальных законов, без которых невозможно нормальное развитие гражданина и государства. Основная роль в сохранении в современном обществе человеческого начала отводится индивиду, который должен рассчитывать исключительно на собственные силы. Государство, в свою очередь, должно стремиться к сохранению целостности общества, к обеспечению необходимых человеку жизненных условий на основе законности и правопорядка, к развитию институтов гражданского общества, сохранению сбалансированности отношений природы и общества.

 

 
 

 

 

 

 


Реальное воплощение идеи неоконсерваторов получили в политической деятельности ряда известнейших политиков современного мира, в частности американского президента Р. Рейгана, канцлера ФРГ Г. Коля, а также премьер-министра Великобритании М. Тетчер. Их приход к власти был обусловлен кризисом капиталистической экономики. Прежние средства, которые использовались для выхода из кризисных ситуаций и были обоснованы идеологией либерального реформизма, оказались недостаточно эффективными. Требовались более радикальные меры. Неоконсерватизм стал своеобразным отзывом на кризисное состояние научно-технической цивилизации и ослабление ее нравственных устоев. Он представил человеку целостную картину мира, показал главные причины кризиса общества и способы выхода из него, согласовал моральные принципы с рациональным отношением к кризисному социуму, дал людям формулу взаимоотношений между индивидом и государством. Неоконсерватизм стал служить защитой человека на новом технологическом витке развития индустриальной системы, определяя приоритеты его деятельности, курс государства, способный вывести общество из кризиса. Данная идеология оказалась достаточно результативной. В 80-90 годы XX века в ряде стран Запада неоконсерваторы добились наибольшего экономического роста, высокой стабильности и морального обновления общества. Носителями современной неоконсервативной идеологии являются консервативные партии Канады, Австралии, Великобритании, а также ряд партий христианско-демократической направленности в Западной Европе.

Социализм (от лат. socialis – общественный) – это оформившаяся в XIX веке политическая идеология с такими ключевыми положениями как идеал общественной собственности, защита интересов наиболее обездоленных слоев общества путем классовой борьбы, идеал равенства и принцип эгалитаризма. Идеология социализма имеет многовековую историю. В своем развитии она прошла несколько этапов, начиная от утопического социализма и заканчивая современным социал-демократизмом. Родоначальником утопического социализма, совокупности идей о построении общества социальной справедливости и социального равенства, стал англичанин Томас Мор(1478-1535) который в «Золотой книге о наилучшем государственном устройстве и о новом острове Утопия» (1516) подверг острой критике господствовавшие в Англии социальные порядки, методы первоначального накопления капитала, осудил частную собственность, в которой видел первопричину нищеты, эксплуатации человека человеком. Мор предложил заменить капиталистический строй принципиально иным строем вымышленного острова Утопия, устройство которого носило демократичный характер и предполагало выборность должностных лиц. Основными функциями такого государства должно было стать руководство народным хозяйством, организация производства и распределение материальных и иных благ. Мор предложил заменить частную собственность общественной и сформировать общество, основанное на принципах грубой уравнительности, аскетизма и регламентации общественной и даже семейной жизни людей.

К числу ранних представителей утопического социализма принадлежит и итальянский мыслитель Томмазо Кампанелла(1568-1639), раскритиковавший в своем произведении «Город солнца» (1623) социальный строй Италии того времени и предложивший проект идеального государства, основу которого составляла общность имущества. Отражая традиции экономической мысли Средневековья, мыслитель ориентировался на хозяйство натурального типа. Общество будущего ему рисовалось как совокупность сельскохозяйственных общин, в которых трудятся все граждане. Кампанелла признавал индивидуальность жилья и семьи, всеобщность труда и отвергал тезис о том, что после ликвидации частной собственности никто не будет работать. Потребление в Городе солнца, по мнению Кампанеллы, будет общественным при изобилии материальных благ, нищета и прочие беды, сопровождающие жизнь человека, исчезнут, отношения между людьми будут основываться на дружбе, товариществе, взаимопонимании.

Поиски путей к более справедливому общественному устройству были продолжены в первой половине XIX века. Их вели представители критического утопического социализма –Клод Анри де Рувруа Сен-Симон(1760-1825),Шарль Фурье(1772-1837),Роберт Оуэн(1771-1858). В отличие от своих предшественников, критические утописты дали более обоснованную критику капиталистического строя, отказались от идей грубой уравнительности и регламентации жизни людей. Кроме этого, они выдвинули ряд новых положений, которые в последующем были использованы марксистами, в частности, идеи о плановом и коллективном ведении хозяйства, всестороннем развитии личности, распределении по труду, отмирании государства. Идеальный общественный строй они именовали по-разному: Сен-Симон называл его индустриализмом, Фурье – гармонией, Оуэн – коммунизмом. Но все они исходили из отсутствия в нем эксплуатации, различий между умственным и физическим трудом, частной собственности.

 
 

 


Особое радикально-революционное течение в социалистической идеологии, впоследствии получившее название марксизм (или коммунистическая идеология), составили идеи К. Маркса и Ф. Энгельса.

Марксизм, возникший во второй половине 40‑х гг. XIX века в русле европейских рационалистических традиций - это сложная мировоззренческая система, включающая философское, экономическое, социально-политическое учение. Центральной категорией этой системы является категория отчуждения. Именно через отчуждение продукта труда, утверждал Маркс, проявляется сущность буржуазного строя, заключающаяся в противоречии между трудом и капиталом. При капитализме процесс самоотчуждения человека достигает высшей точки, поскольку его физические силы и умственные способности становятся товаром, а сам человек, в результате этого, превращается в вещь. Освободить человека от этой зависимости можно путем ликвидации товарно-денежных отношений и их причины – частной собственности и далее обобществления средств производства и уничтожения наемного характера труда. Главную роль в этом процессе, по мнению Маркса и Энгельса, должен был сыграть пролетариат - самый отчуждаемый, бесправный и угнетенный класс буржуазного общества, о чем сказано в «Манифесте Коммунистической партии» (1848) и других произведениях немецких мыслителей.

Обосновывая неизбежность становления социально справедливого общества, Маркс и Энгельс исходили из следующих принципов: приоритет экономической сферы в жизни общества и ее существенное влияние на политику; движущей силой исторического прогресса является политическая борьба классов; пролетариат - носитель всеобщего политического интереса, способный совершить социалистическую революцию и открыть этим путь к строительству коммунизма – бесклассового, безгосударственного общества свободы и изобилия; социализм - переходная стадия исторического становления более отдаленного этапа развития общества – коммунизма, представляющего, подлинную цель развития человечества.

Таким образом, марксистская идеология по своей сути является революционной доктриной, поскольку предполагает насильственное разрушение капиталистического общества и построение средствами и методами «диктатуры пролетариата» социально справедливого общества. Она провозглашает принципы социального равенства, коллективизма, общественной собственности на средства производства, всестороннего развития личности в условиях свободы от эксплуатации человека человеком.

 

 
 

 

 


Политические взгляды Маркса и Энгельса серьезно повлияли на политическую мысль конца XIX – начала XX века. Их суждения о политике стали основой целого ряда идеологий, доктрин, программ, а также руководством к действию многих революционных движений и партий леворадикального, коммунистического толка, провозглашавших свое мессианство и социальную исключительность.

Несмотря на ясно обозначенную цель (построение коммунистического общества) идеология марксизма весьма противоречиво истолковывала способы достижения этой цели, чем сохранила возможность различного понимания места и роли социализма в этом процессе. Эта внутренняя противоречивость в дальнейшем обусловила различные варианты политико-идеологической эволюции марксистского учения и различные его направления (ленинизм, сталинизм, маоизм, ревизионизм и др.).


 

Наибольшее влияние на общественное сознание в XX веке оказала социал-демократическая идеология, представляющая собой своего рода доктрину постепенного (мирного) преобразования капиталистического общества в социалистическое на основе последовательной демократизации всех сфер его жизни. Подобная система идей возникла на почве западноевропейского рабочего движения и уходит своими корнями к реформистскому течению во II Интернационале. Ее создателями являются: Э. Бернштейн(1850-1932)и К. Каутский(1854-1938).В отличие от марксизма идеология социал-демократов проповедует реформизм и обосновывает политику регулирования и перераспределения доходов в эффективно работающей рыночной экономике. Практически все теоретики социал-демократизма отрицают неизбежность крушения капитализма и не связывают с этим крушением наступление социалистической эпохи. Социализм в понимании социал-демократов представляет собой развитие новых форм производства в условиях мирного развития капиталистической экономики при непременном установлении социального равенства всех членов общества. По мнению Бернштейна, единственно верным путем к социализму являются социальные реформы, направленные на обеспечение эффективной работы экономики и реализацию принципа свободы, а главной целью – построение общества, основанного на либерально-демократических ценностях, мировоззренческом и политическом плюрализме.

Составными частями идеологии социал-демократии являются политическая, экономическая и социальная демократия.

· Политическая демократия означает наличие свободных выборов, политический плюрализм, возможность смены власти мирным путем, гарантия прав личности и меньшинства, существование независимой судебной системы, основанной на верховенстве закона. Демократия для социал-демократов – это абсолютная ценность, имеющая надклассовый характер.

· Экономическая демократия означает общественную собственность, но при смешанной экономике. Частная собственность должна существовать только в определенных секторах экономики. Коллективная же собственность должна служить для повышения благосостояния государства и граждан. Приоритетными, по мнению социал-демократов, должны быть рыночные отношения, но при этом государство обязано регулировать рынок, а именно, не допускать доминирования в нем большого бизнеса, добиваться использования технологий для высшего блага. В целом экономическая сфера должна отличаться социальной направленностью и быть подконтрольна обществу, но без утраты эффективности, присущей рыночной экономике.

· Социальная демократия означает высокое качество жизни членов общества, которое характеризует степень социальной свободы человека, условие и содержание его труда, доступность системы образования и духовных ценностей, состояние окружающей среды.

· Международная демократия предполагает мир и сотрудничество государств.

Носителями идеологии социал-демократизма в настоящее время выступают социал-демократические партии Германии, Швеции, Дании, Испании, Норвегии и некоторых других стран. Социал-демократы настаивают на демократизации общества, расширении и закреплении прав и свобод трудящихся, мировоззренческом и политическом плюрализме. Политика социал-демократических партий, находящихся у власти, отличается большой социальной направленностью и борьбой за социальную справедливость.

 


 

 
 

 


Эталоном модели социализма, которую проповедуют социал-демократы, является шведская модель демократического социализма, утвердившаяся в некоторых странах Северной и Центральной Европы, прежде всего в Швеции. Благоприятным фоном для формирования и утверждения такой модели стало неучастие Швеции в двух мировых войнах, а также то, что социал-демократическая рабочая партия Швеции с начала 30-х до середины 70-х годов прошлого века постоянно находилась у власти. Характерными особенностями шведской модели являются: воссоздание за сравнительно короткий период и развитие высокоэффективной экономики смешанного характера, в которой органически сочетаются частнокапиталистические рыночные элементы и социально ориентированная система перераспределения производственного труда; обеспечение занятости практически всего трудоспособного населения; ликвидация бедности; создание самой развитой в мире системы социального обеспечения; достижения высокого уровня образованности населения и развитой.

 

В 20-40 годы прошлого века в странах Европы, а также в других регионах мира широкое распространение получила идеология фашизма (от лат. fascio – пучок, связка). Это праворадикальное политическое движение и идеологическое течение, утверждающее превосходство и исключительность определенной нации или расы и отрицающее как либеральные, так и социалистические ценности. Как политическая идеология фашизм оформился в 20-е годы XX века и стал одним из самых знаковых явлений прошлого столетия. Суждения идеологов и вождей фашизма не оформлены в законченные теории, они фиксируют только общие цели фашизма и оправдывают его.

Основателем идеологии фашизма считается итальянский политик Бенито Муссолини(1830-1944). Его теория базировалась на концепции «органистского государства», оправдывающей агрессивные действия властей во имя блага преданного ему народа. Она проповедовала крайний национализм; безграничную волю государства, несущего ответственность за индивидуальные судьбы в физическом и духовном смысле и беспощадно пресекающего какое-либо посягательство на единство нации; элитарность политических правителей; войну и экспансию. Муссолини утверждал, что высокоразвитые промышленные страны создали значительные препятствия на пути развития более слабых государств. В борьбе с ними может победить только идея нации. Под нацией Муссолини понимал не совокупность индивидов, а органическое единство, высшую и вечную реальность, основанную на общности крови, которая выражает свое мнение и волю в вожде, а суверенитет – в государстве. Именно интересы нации стали для многих людей тем мотивом, который воодушевлял их на жертвенность.

Другой разновидностью фашизма стал национал-социализм, основателем которого считается Адольф Гитлер(1898-1945). В отличие от итальянского фашизма национал-социализм проповедовал реакционный иррационализм в виде «германского мифа», более тоталитарную организации власти и откровенный расизм. Использовав идеи о расовом превосходстве французского мыслителя А. Габино, некоторые положения философии И. Фихте, Г. Трейчке, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, теоретики германского фашизма построили свою идеологию на приоритете социальных и политических прав мифического народа – ариев. В соответствии с признанием привилегированности этого народа была провозглашена политика поддержки государствами настоящих ариев – немцев, англичан и некоторых северных европейских народов; ограничения жизненного пространства для других этносов, которые способны служить ариям (славяне, жители некоторых восточных стран и Латинской Америки); уничтожения ненужных народов – негров, евреев, цыган[9]. Таким образом, в идеологии национал-социализма государству отводилась второстепенная роль, главное место занимала раса, защита интересов которой предполагала политику террора, экспансию, дискриминацию, культ насилия. В сочетании с расизмом и антисемитизмом этот культ стал одной из причин развязывания Второй мировой войны – одной из самых кровопролитных в истории человечества.

Кроме обозначенных выше направлений фашистской идеологии - итальянского фашизма и германского национал-социализма – существенные ее очертания можно увидеть во франкистской Испании, Японии 30-40-х годов, Португалии при А. Салазаре, Аргентине при Пероне, Греции конца 60‑ х годов прошлого века, в отдельные периоды истории в Южной Африке, Уганде, Бразилии, Чили. Наиболее характерные черты фашистской идеологии проявляются и в неонацизме, национал-либерализме, неофашизме.

Все обозначенные выше разновидности фашистской идеологии имеют некоторые общие черты: им присущ воинствующий иррационализм, предельное упрощение лозунгов, неприязнь к образованности; они построены на вождизме; вождь – это воплощение расового, национального, народного духа, он обладает неограниченной властью; все направления фашизма проповедуют грубую силу, абсолютизируют силовой фактор в истории.

       
   

 

 

 


Несмотря на разгром фашистской Германии в 1945 году, полный запрет фашистской идеологии, фашизм время от времени в виде неофашистских партий в различных странах мира возникает вновь. Экономические трудности, межнациональные противоречия и тому подобные кризисные феномены провоцируют неофашистские проявления, опасность которых не следует недооценивать.

 

Анархизм (от греч. anarchia – безначалие, безвластие) представляет собой совокупность разнородных политических течений, настроений, ориентаций, которые оказывают значительное влияние на политические процессы, особенно в переломные моменты истории. Это общественно-политическое учение (идеология), которое провозгласило своей главной целью достижение равенства и свободы при помощи упразднения любых форм и институтов власти с их принудительным характером в пользу ассоциаций, основанных на добровольном сотрудничестве между индивидами и группами.

Несмотря на то, что ряд анархистских идей появился еще в античные времена, развитая теоретическая система анархизма была создана английским писателем У. Годвином, выдвинувшем в «Исследовании о политической справедливости» (1793) концепцию «общества без государства». Разработка экономической основы анархизма и включение этого понятия в политический и научный оборот были осуществлены немецким мыслителем М. Штирнером, который в работе«Единственный и его собственность» (1845) предложил индивидуалистическую версию экономического анархизма («союз эгоистов»), состоявшую во взаимном уважении и обмена товарами между независимыми производителями, и французским философом П.-Ж. Прудоном.Последний в ряде своих трудов, в частности «Что такое собственность?»(1840), «Система экономических противоречий, или Философия нищеты (1846) утверждал, что основа неравенства и несправедливости – собственность и неэквивалентный обмен - могут быть устранены нереволюционными, ненасильственными организационными мерами вроде безденежного и эквивалентного обмена продуктами труда, что, в конечном итоге, будет способствовать отмиранию государства.

Наибольшее распространение идеи анархизма получили в России, в стране его классиков М.А. Бакунина (1814-1876) и П.А. Кропоткина(1842-1921). Они утверждали, что государство, вне зависимости от его формы – это механизм подавления людей и насилия над ними. Чтобы сделать общество более совершенным, нужно разрушить государство. Основной упор они делали на такие формы борьбы, как деятельность профсоюзов, забастовки, массовые выступления, террор.

По мнению М.А. Бакунина, на смену государству должно прийти безгосударственное общественное самоуправление. Его основу составят земледельческие и ремесленно-фабричные ассоциации, способные пробудить коллективистские инстинкты народа с целью создания коллективной собственности, свободного товарообмена, организации общества на принципах самоуправления, автономии и свободной федерации индивидов, общин, провинций и наций. Утверждение нового порядка возможно, как считал Бакунин, только при помощи бунта, стихийной революции угнетенных классов, в авангарде которых будет стоять партия, созданная по принципу секты.

В отличие от Бакунина, П.А. Кропоткин попытался создать позитивную программу анархизма. Будущее идеальное устройство общества представлялось ему в виде федерации свободных производственных коммун, построенных на принципах взаимопомощи, солидарности и децентрализма. Главный смысл революции ученый видел в создании альтернативных существующим социальных институтов и форм поведения, в общем изменении социальной среды.

 

 

 


Несмотря на привлекательность для своих приверженцев идеология анархизма имеет ряд существенных недостатков: картина будущего общественного строя, которой анархисты пытаются увлечь людей, довольна неопределенна; анархисты не способны менять тактику своих действий в соответствии с меняющимися реалиями жизни; внутри анархических течений, как правило, существуют острейшие противоречия и борьба, как по тактическим, так и по стратегическим вопросам, которая делает недостижимыми цели этого движения.

В современном мире существует ряд причин и условий для появления настроений и склонностей к принятию анархических программ и действий. Это бюрократизм, который приводит к распространению антибюрократических и антигосударственных ориентаций, социальное и политическое неравенство, оборачивающееся стремлениями людей к перераспределению имущества, жесткая регламентация социального поведения, которая рождает тоску по индивидуальной свободе. Современные формы анархизма отличаются большим разнообразием. Можно говорить об анархизме экологическом, контркультурном, революционном, этнонациональном, леворадикальном и т.д.

Национализм– совокупность идей, взглядов и представлений, основанных на абсолютизации роли нации, которая признается основой и главенствующим субъектом государственно-политич



2015-12-13 3684 Обсуждений (0)
Тема 2. Политические идеологии современного мира 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 2. Политические идеологии современного мира

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3684)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)