Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 3. Конституция Республики Беларусь – правовая основа идеологии белорусского государства



2015-12-13 2139 Обсуждений (0)
Тема 3. Конституция Республики Беларусь – правовая основа идеологии белорусского государства 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Идеология белорусского государства - это упорядоченная совокупность идеалов, ценностей, концепций, которые служат обоснованием белорусского пути развития. Она представляет собой системную конструкцию, состоящую из целого ряда компонентов:

· правовая основа идеологии белорусского государства - Конституция Республики Беларусь; она содержит ориентиры развития общества и государства;

· экономическая основа – белорусская экономическая модель;

· политическая основа – белорусская политическая система;

· мировоззренческая основа – национальная идея и система ценностей, приоритетов, принципов, которые исповедывал белорусский народ на протяжении всей истории своего существования.

Конституционный строй Республики Беларусь представляет собой систему сложившихся в стране и конституционно закрепленных общественных отношений. Он определяет природу и характер деятельности государственных и общественных институтов, принципы их взаимодействия друг с другом, основные права и свободы граждан. Основы конституционного строя Республики Беларусь были заложены Конституцией, принятой15 марта 1994 году (с изменениями и дополнениями 1996 и 2004 гг.) и являющейся ядром правовой системы государства, которой должны подчиняться все ее граждане вне зависимости от их статусного, материального, должностного, политического и иного положения в обществе.

В качестве основ конституционного строя современной Беларуси можно назвать: подчинение государства праву, причем не формально провозглашенное, а реально воплощенное; признание и гарантированность неотъемлемых прав человека; существование такого правового статуса личности, который соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права; разделение властей, система их сдерживания и равновесия; многообразие форм собственности и реальные возможности для существования и развития частной собственности как важнейшего условия проявления свободы и автономии личности; политический плюрализм, т.е. многообразие мнение, суждений и взглядов, возможность создания и деятельности политических партий, придерживающихся различных идеологических установок; наличие гражданского общества и др.

Одним из главных принципов функционирования современного белорусского государства является принцип государственного суверенитета, под которым понимается право РБ обладать верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществлять внутреннюю и внешнюю политику (ст. 2). Суверенитет государства – это важнейшее, основное свойство государства, в силу которого осуществляемая им власть является единой, верховной и независимой. Верховенство государственной власти подразумевает то, что над ней не может быть другой власти и то, что она не ограничена ничем кроме положений Конституции и естественного права. Независимость государственной власти означает ее самостоятельность, ее исключительное право издавать нормативные акты, определять и поддерживать конституционный порядок. Единство власти подразумевает отсутствие другой конкурирующей власти, посягающей на представительство воли народа. При этом следует иметь в виду, что государственная власть, обладая полнотой и верховенством, не безгранична в своих властных амбициях. Всегда есть пределы этой власти, к которым относится принцип разделения властей, а также система сдержек и противовесов.

Первым шагом на пути к обеспечению государственного суверенитета республики стала «Декларация о государственном суверенитете БССР», принятая Верховным Советом БССР 27 июля 1990 года. В статье 12 данного документа говорилось о том, что положения Декларации будут реализованы Верховным Советом путем принятия новой Конституции и законов Республики Беларусь. Государственный суверенитет, как было заявлено в Декларации, утверждается во имя высшей цели – свободного развития и благополучия, достойной жизни каждого гражданина республики на основе обеспечения права личности в соответствии с Конституцией РБ и ее международными обязательствами. Декларация провозгласила полный государственный суверенитет РБ как верховенство, самостоятельность и полноту государственной власти в границах ее территории, правомочность ее законов, независимость республики во внешних отношениях.

С принципом государственного суверенитета непосредственно соседствует принцип народного суверенитета, который означает, что именно народ осуществляет свою власть самостоятельно, именно народ является единственным источником государственной власти. Он осуществляет ее как непосредственно (на референдумах, при проведении парламентских, президентских выборов, выборов в местные органы власти), так и через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией (ст. 3). При этом народный суверенитет по отношению к государственному является первичным, однако, первый может быть реализован только при условии существования государственного суверенитета.

В соответствии с Конституцией Республика Беларусь является унитарным демократическим социальным правовым государством(ст. 1).

Демократический политический режим представляет собой форму организации политической жизни общества, которая характеризуется свободным и конкурентным выбором населения того или иного варианта социального развития, он организует и упорядочивает конфликтное соперничество интересов, сохраняя право потерпевших поражение общественных групп на продолжение участия в борьбе за власть. Демократический образ жизни, демократия в политике – это культурный продукт развития человечества, изобретенный для наиболее эффективного разрешения конфликтов, имеющих место в обществе, противопоставляющих людей и социальные группы друг другу. Для установления демократического режима необходим целый ряд условий, способных обеспечить демократизацию общества. Это, прежде всего, наличие гражданского общества, государственное единство, определенный уровень экономического развития с сопутствующим ему благосостоянием граждан, наличие массового среднего класса, а также определенного типа политической культуры активистского характера.

На протяжении последних пятнадцати лет в Беларуси последовательно укореняются и внедряются в сознание граждан основные принципы демократического образа жизни, среди которых можно назвать следующие:

· равноправие граждан на участие в управлении государством;

· наличие механизмов, обеспечивающих относительное преимущество большинства при уважении прав меньшинства;

· выборность основных органов власти, легитимность власти;

· политический плюрализм, многопартийность, соревнование политических партий, существование на законных основаниях политической оппозиции как в парламенте, так и вне его;

· реальное осуществление принципа разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную;

· независимость суда;

· свобода формирования и выражения собственного мнения;

· провозглашение и реальное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

· доминирование методов убеждения, согласования, компромисса над методами насилия, принуждения, пресечения.

Конституция РБ обозначает Беларусь как правовое государство. Правовое государство - это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания государственной власти с помощью права в целях недопущения злоупотреблений. Качественной характеристикой такого государства является ориентация всех его органов на ценности прав человека, которые не могут быть изменены никакими частными законодательными актами и стилем руководства чиновников. По отношению к гражданам в правовом государстве действует принцип: «разрешено все, что не запрещено законом», по отношению к людям, наделенным властью – другое правило: «разрешено только то, на что они уполномочены законом». Это устанавливает зависимость властных структур от общества и предотвращает произвол властей. В рамках правовой государственности реализуются принципы реального конституционализма, при котором государство не только провозглашает, но и гарантирует соблюдение правовых норм, ограждающих граждан от государственного террора, произвола властей, предоставляет возможность реализации индивидуальных прав человека, закрепленных конституционно, который не может быть нарушен никем, в том числе и законодателем.

Правовое государство в своей деятельности опирается на ряд основополагающихпринципов:

· верховенство права, законов во всех сферах жизни; они обладают обязательной высшей силой по сравнению со всеми иными нормативными актами, издаваемыми государственными органами;

· незыблемость свободы личности, ее прав и свобод, чести и достоинства, их защита государством;

· деятельность органов государства базируется на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную; это дает возможность гражданам контролировать органы государственной власти, а также избежать узурпации власти и установления деспотических и диктаторских порядков;

· взаимная ответственность личности и государства; государство и личность в равной степени несут ответственность за свои деяния перед законом;

· политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании политических партий, общественных организаций, наличии разных идеологических постулатов, течений, взглядов.

Из указанных выше принципов функционирования правового государства вытекают его основные признаки:

· суверенитет народа, закрепленный в Конституции страны;

· наличие развитого гражданского общества, защищающего права человека;

· функционирование институтов демократии, которые препятствуют сосредоточению власти в руках одного лица или группы лиц;

· независимость, автономность суда как одного из гарантов правовой государственности и прав человека;

· исключение любых форм деспотизма и диктатуры;

· участие граждан в управлении государством посредством механизмов демократии;

· наличие высокого уровня правовой и политической культуры граждан, основанной на принципе плюрализма и альтернативных источниках информации.

Таким образом, правовое государство свободно от бюрократизма и административно-командных методов управления. Оно имеет демократический характер, в нем присутствует ответственность государства перед обществом. Структурные элементы правового государства свою деятельность строго соотносят с действующим законодательством, а должностные лица несут персональную ответственность за посягательство на права и свободы граждан. При этом следует отметить, что правовое государство не следует расценивать как законченную, совершенную конструкцию, некую идеальную модель государства, в каждом конкретном случае оно формируется исходя из своих собственных реальных возможностей, что порождает многообразие форм его проявления в разных странах.

Конституция РБ определяет Беларусь как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, способных обеспечить достойную жизнь и свободное развитие человека. В Беларуси охраняется труд и здоровье людей, установлен гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства и детства, инвалидов и пожилых людей, развивается система специальный социальных служб, установлены государственные пенсии, пособия, действуют гарантии социальной защиты населения. Важнейшей предпосылкой формирования социального государства является отношение к человеку как высшей ценности, уважение прав и свобод каждой личности, независимо от ее социального, материального и иного положения, право каждого человека на достойную жизнь, свободное развитие, реализацию своих способностей.

Белорусское государство в проведении своей социальной политики стремится поддерживать социальное равновесие, социальное взаимодействие институтов власти, профессиональных союзов и предпринимательства, а также различных слоев населения. Оно ведет борьбу с обнищанием и социальным расслоением населения, социальным неравенством, пытается решить имеющиеся экономические и политико-правовые проблемы, усовершенствовать трудовое законодательство, сохранить культурные ценности белорусов. Подобные мероприятия имеют своим результатом консолидацию белорусского общества.

 

Согласно Конституции РБ человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью белорусского общества и государства. Государство ответственно перед гражданином за создание условий для достойного и свободного развития личности. Гражданин ответственен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией (ст. 2).

Права человека являются одной их характеристик политической системы, они указывают на наличие в ней гуманистических принципов и идеалов, а также на то, что человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства. Права человека – это совокупность норм и принципов, закрепляющих систему политических отношений, которая гарантирует предоставление индивиду определенных свобод и социальных благ. Права человека, по сути, являются универсальными требованиями к организации политической власти, они действуют независимо от характера режима правления и конституционного устройства государства, выступая в виде некой планки требований, к которой должна приспосабливаться каждая политическая система. Права человека фиксируют защищенность людей в государстве, они свидетельствуют о наличии в нем конституционных и законодательных норм, специальных учреждений по охране прав и свобод граждан.

Обеспечение прав человека зависит, прежде всего, от уровня демократичности существующего политического строя, а также от сложившихся в государстве традиций и обычаев, от наличия определенных ресурсов, места страны на мировой арене. В современном мире некоторые государства отрицают существование абсолютных прав и свобод личности, за исключением тех, которые предписаны и действуют в рамках законодательства этих стран. Нередко для обоснования этого положения политики ссылаются на неприменимость «индивидуализированных» прав человека к политическим системам, где господствуют традиционные ценности или имеют место острые противоречия разного характера. Такие заявления беспочвенны, поскольку личность – это порождение конкретного общества и стремление ограничить ее права и свободы указывает на недостаточность демократичности этого общества. В государствах, где институт прав человека не укоренен или действует недостаточно эффективно, обычно имеются многочисленные факты преследования и дискриминации людей по этническим, религиозным, мировоззренческим и иным мотивам, а также другие нарушения прав и свобод граждан.

Юридическое выражение права человека впервые получили в 1776 году в Вирджинской Декларации, которая впоследствии была положена в основу Конституции (Билля о правах) США и французской Декларации прав человека и гражданина 1789 года. В настоящее время права человека закреплены во Всеобщей Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Генеральной Ассамблеей ООН (1948)[10], в Европейской конвенции о защите прав и свобод человека (1950), Международном Пакте о гражданских и политических правах (1966), Декларации прав ребенка (1959), Декларации и ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации (1981), Конвенции против пыток и других бесчеловеческих видов обращения и наказания (1984) и ряде других международных документов. Все указанные выше документы исходят из положения о том, что происхождение прав и свобод человека не связано с волей определенного государства. Человек является равным государству субъектом власти, обладающим правами и соответствующими обязанностями.

Длительная борьба человеческого сообщества за реализацию своих прав и свобод, изменение представлений о роли и месте личности в политической системе, а также многообразие исторических условий породило богатую палитру прав человека, которые подразделяются на следующие типы.


Гражданские (личные) права – это совокупность прав, присущих человеку от рождения. Они подчеркивают индивидуальность и достоинство личности и защищают ее от посягательств и произвола власти. К гражданским правам относят: право на жизнь и достоинство личности, свободу и личную неприкосновенность. Обеспечение таких прав государство гарантирует на основе законодательного закрепления презумпции невиновности, публичного и независимого суда, неприкосновенности жилища, тайны переписки, свободы передвижения, выбора места жительства и т.д.

Политические права – это совокупность прав, которые обеспечивают возможность участия граждан в государственном управлении. К ним относят: свободу слова, печати, совести, право на получение достоверной информации, право на объединения, свободу избирать и быть избранным в представительные органы власти, свободу союзов, демонстраций и т.д.

Социально-экономические права – это права и возможности граждан в сфере производства, обмена и потребления материальных ресурсов, в области распоряжения продуктами своего труда и факторами материальной деятельности. К таким правам относят: право на собственность, свободу экономической деятельности, право на труд, защиту от безработицы, выбор профессии, право на коллективное действие по защите трудовых прав, право на жилище, охрану здоровья, образование, участие в культурной жизни.

Культурные и экологические права(их часто называют правами третьего поколения)- это совокупность прав, появление которых было вызвано проблемами общественного развития последней трети XX века, связанных с усилением взаимозависимости государств в современном мире, формированием новой системы международных отношений, экологическим кризисом. К таким правам следует отнести: право человека на мир и социальное развитие, здоровую экологическую среду, приобщение к понимаемым как общее достояние человечества культурным ценностям, свободное передвижение по миру. Обеспечение этой группы прав наиболее проблематично из-за политики различных режимов, склонных к деспотизму, из-за вооруженных конфликтов, из-за разницы в материальном положении стран и т.д.

В современном мире существует множество государств, которым присущи определенные политические режимы, формы правления, формы государственного устройства, а соответственно и разные модели отношений личности и государства. В странах авторитарного и тоталитарного характера наблюдается давление государства на личность, нарушаются права и свободы человека. Учитывая мировой исторический опыт, можно выделить четыре группы нарушений прав человека со стороны государства и отдельных политических сил. К первой группе можно отнести: геноцид и этнические «чистки», гражданские войны, политический терроризм. Ко второй группе относятся: апартеид, расовая дискриминация, сегрегация. Третью группу составляют различные ограничения политических прав граждан. К четвертой группе следует отнести: уничтожение и загрязнение окружающей среды, введение ограничений на получение информации, сокращение доступа к культурным ценностям. Предотвратить указанные выше нарушения прав человека можно только при должной политической воле правящего режима и при установлении в конкретных странах гарантий взаимной ответственности государства и гражданина. Тенденции современного развития мира требуют сильного демократического государства, которое будет стоять на страже прав и свобод человека.

Конституция РБ гарантирует каждому своему гражданин право на жизнь, на защиту от любых противоправных посягательств. В Конституции также закреплено положение об обеспечении государством свободы, неприкосновенности и достоинства личности. Это означает, что никто не может быть подвергнут пыткам, жестокому обращению или наказанию, медицинским и иным опытам. Ограничение или лишение свободы возможно только в случае и порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь. Обеспечение неприкосновенности личности предполагает также ограничение на незаконное вмешательство в личную жизнь человека, на посягательство на тайну корреспонденции, телефонных и иных переговоров, незаконное проникновение в жилище и другое законное владение людей. Гражданам Республики Беларусь гарантируется защита и покровительство государства, как на территории Беларуси, так и за ее пределами. Все граждане Беларуси равны перед закономи имеют право на равную защиту прав и законных интересов. Каждому гарантируется свобода мнений, убеждений и их свободное выражение, право на получение, хранение, распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, культурной, экономической и международной жизни. Гарантируется также право на свободу собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, не нарушающих общественный порядок. Каждый имеет право на свободу объединений.

Граждане Республики Беларусь имеют право участвовать в решении государственных дел как непосредственно, так и через своих представителей. Непосредственное участие граждан в управлении делами общества и государства обеспечивается проведением референдумов, обсуждением законопроектов и вопросов республиканского и местного значения. Граждане РБ имеют право избирать и быть избранными в государственные органы на основе всеобщего, равного, прямого или косвенного избирательного права при тайном голосовании. Они имеют право в соответствии со своими способностями, профессиональной подготовкой доступа к любым должностям в государственных органах. Каждый имеет право направлять личные или коллективные обращения в государственные органы.

Основу социально-экономических прав белорусских граждан составляют право на руд, здоровые и безопасные условия труда, на социальное обеспечение в предусмотренных законом случаях, гарантии занятости и помощи безработным, право собственности и др. Конституция гарантирует право на бесплатное медицинское обслуживание и получение образования.

 

 

 


Белорусское государство обязуется принимать все доступные ему меры, направленные на создание внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод своих граждан. Государственные органы, должностные лица несут ответственность за свои действия, нарушающие права и свободы личности. Осуществление гарантированных государством прав и свобод личности может быть приостановлено только в условиях чрезвычайного или военного положения в порядке и рамках, определенных Конституцией и законами.

В свою очередь, Конституция РБ предъявляет гражданам республики определенные обязанности. В частности, они должны соблюдать законы и национальные традиции, уважать достоинства, права, свободы, интересы других людей, беречь культурно-историческое, духовное наследие и другие национальные ценности, охранять природу, принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты налогов, пошлин и других платежей и т.д.

       
 
Обязанность принимать участие в финансировании государственных расходов путем налогов и пошлин
 
Обязанность беречь историко-культурное, духовное наследие и прочие национальные ценности
 
 
 
Обязанность уважать достоинство, право, свободы, законные интересы других
 
Обязанность охранять природную среду
 
 
Обязанность соблюдать конституцию
 
Обязанность защищать Республику Беларусь
Система обязанностей граждан в Республике Беларусь

 

 


Права и обязанности граждан должны действовать и соблюдаться в разумной пропорции. В противном случае государство может вступить в полосу кризиса и хаоса. Права и обязанности делают человека неотъемлемой частью человеческого сообщества и государства, определяют его статус и роль в социуме.

Таким образом, в целом ряде статей Конституции проявляется и содержательно-смысловое, и терминологическое совпадение основных принципов и целей Конституции РБ и идеологии белорусского государства. Тем самым создается широкий и прочный конституционно-правовой фундамент для развития и функционирования идеологической доктрины государственности, основанной на гуманистических принципах и направленной на реальное созидание стабильной и процветающей Беларуси, обеспечивающей своим гражданам высокий уровень материального и духовного благосостояния, благотворное социальное, физическое и духовное развитие личности.

Контрольные вопросы:

 

1. Назовите основные компоненты идеологической доктрины белорусского государства.

2. Дайте определение конституционного строя. Охарактеризуйте конституционный строй Республики Беларусь.

3. Какие идеи лежат в основе существования правового государства? Назовите основные признаки правового государства.

4. Возможно ли в правовом государстве функционирование исключительно одной идеологии? Ответ аргументируйте.

5. Охарактеризуйте процесс формирования правового государства и складывания гражданского общества в современной Беларуси.

6. Какая модель социального государства вам кажется наиболее эффективной? Почему?

7. Какие условия необходимы для построения социального государства?

8. В чем проявляется социальность белорусского государства? Охарактеризуйте основные направления социальной политики Республики Беларусь.

9. Какова суть теории «естественных прав»?

10. Связаны ли права и свободы человека с волей конкретного государства?




2015-12-13 2139 Обсуждений (0)
Тема 3. Конституция Республики Беларусь – правовая основа идеологии белорусского государства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 3. Конституция Республики Беларусь – правовая основа идеологии белорусского государства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2139)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)