Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 4. Политическая культура и идеологические процессы



2015-12-13 3103 Обсуждений (0)
Тема 4. Политическая культура и идеологические процессы 0.00 из 5.00 0 оценок




Идеологический процесс – это реальный процесс функционирования идеологии как особой формы духовной деятельности в различных сферах общественной жизни. Его содержание составляет:

1) разработка идеологических доктрин и концепций; этим занимаются специально подготовленные люди умственного труда, способные к осмыслению бытия на уровне понятийно-категориального мышления, т.е. ученые. При этом следует учитывать то обстоятельство, что ученым достаточно тяжело работать над идеологической доктриной под принуждением, создавать ее под заказ. Чаще всего идеологи сознательно переходят на позиции определенного социального слоя, социальной группы и создают доктрину от ее имени, но по своему внутреннему убеждению. Примером этому может служить коммунистическая идеология, созданная К. Марксом и Ф. Энгельсом не по заказу рабочего класса, а в соответствии со своими собственными убеждениями;

2) практическая реализация разработанной идеологии; этим занимаются опытные идеологи-пропагандисты, используя средства трансляции идей и, опираясь на определенные слои общества, готовые воспринять и стать носителями новой идеологии. Практическая реализация идеологии представляет собой длительный процесс овладения сознанием населения, чему история знает не мало примеров (утверждение либеральных ценностей в западноевропейском обществе и др.). При распространении определенных идеологических постулатов следует учитывать то обстоятельство, что они должны быть не только внешне заманчивыми и привлекательными, но еще и реальными в плане их воплощения, поскольку идеология может воплотиться в жизнь, будучи заведомо ложной.

 

 
 

 

 


Идеологический процесс охватывает все сферы общественной жизни -экономическую, политическую, мировоззренческую, духовно-культурную и другие. Все эти сферы охватываются влиянием идеологии, пронизываются определенными идеями, целями. Современная белорусская действительность пронизана идеей построения сильной и процветающей Беларуси. Для реализации этой цели в разных сферах жизни белорусского общества ставятся соответствующее задачи: в экономической – создание и функционирование социально ориентированной многоукладной рыночной наукоемкой экономике; в политической – построение правового демократического государства; в социальной – обеспечение достойных условий жизни каждому гражданину РБ, в культурной – развитие национальной культуры, системы образования.

По своему содержанию идеологические процессы могут быть прогрессивными и регрессивными, гуманистическими и античеловеческими, действительными и мнимыми в зависимости от социально-исторического контекста, в котором они протекают, и отношения большинства общества к основной идее, на которой базируется вся идеология. Идеологические процессы в силу этого могут, как определять политическую и социальную реальность, так и противостоять им, создавая свою виртуальную действительность или политическую утопию. В последнем случае идеологические процессы приведут рано или поздно к полной дестабилизации социально-политической ситуации в стране, так как вступят в конфликт с общественной психологией.

Идеологические процессы в Беларуси имеют свои особенности. Во-первых, следует отметить, то, что изменилась сама идеология. Республика Беларусь отказалась от монополии марксистско-ленинской идеологии, главным идейным постулатом которой было построение коммунистического общества. В современной Беларуси признаны различные виды собственности, утверждена многопартийность и плюрализм мнений, утвердилось многообразие идеологий. Последнее особенно актуально, поскольку современное белорусское общество, хотя не сильно, но все-таки поляризовано. С одной стороны существует слой богатый людей – банкиров, предпринимателей, с другой – малоимущих и малообеспеченных граждан (их сегодня в республике насчитывается около 13 % от общего количества населения). Различные социальные слои имеют разные политические идеологические пристрастия, в силу чего происходит столкновение идеологических позиций в различных сферах жизни общества. Это обстоятельство ставит на повестку дня две задачи. Первая связана с теоретической разработкой доктрины. Идеология белорусского государства должна объединить, консолидировать белорусское общество, она должна учитывать интересы не отдельных социальных групп, а интересы всего народа. Что качается второй задачи, то ее решение связано с проблемой функционирования в белорусском обществе нескольких идеологий. Наряду с идеологией белорусского государства функционируют также либеральная, неолиберальная, консервативная, марксистская, националистическая и иные идеологии, имеющие своих приверженцев. Общество сталкивается с проблемой идеологического противостояния внутри страны. Но это противостояние выходит далеко за рамки нашего национального государства, поскольку отдельные идеологии и их носители подпитываются из-за рубежа, как материально, так и идейно теоретически. Все это свидетельствует том, что условия проведения в жизнь официальных идеологических установок в значительной мере отличаются от советской эпохи, когда в стране была признанной лишь одна единственная идеология. Эти новые реалии времени, несомненно, следует учитывать в идеологических процессах современного белорусского государства.

Во-вторых, в начале 90-х гг. прошлого XX века была полностью разрушена прежняя система идеологической работы – мощные государственные институты и подготовленные кадры. Многие из прежних работников идеологического актива переориентировались и стали пропагандировать другие идеологии. В современных условиях для обеспечения идеологического процесса следует воссоздавать научно-исследовательские центры с высококвалифицированными кадрами, способными к теоретической разработке идей и принципов; систему идейно-воспитательной работы, а также учебные заведения для подготовки идеологических работников (идеологического актива). Последнее особенно актуально, поскольку подбор и профессиональная подготовка идеологических работников – это важнейшая задача, стоящая перед нашим государством. Об этом было сказано в докладе Президента на постоянно действующем семинаре руководящих работников республиканских и местных государственных органов в марте 2003 года.

В современных условиях все это придется делать почти заново, заново нужно создать и идеологическую вертикаль, в включающую в качестве важнейшего структурного элемента идеологическое ядро в трудовых коллективах. В этой связи большая ответственность ложится на руководителей предприятий, организаций и учреждений, которые обязаны стать первыми идеологическими работниками, ответственными за состояние идеологических процессов в стране. Коренным образом изменились и условия проведения идейно-воспитательной работы. Сегодня ее приходится вести в острой полемике с идейными оппонентами идеологии белорусского государства, белорусского пути общественного развития, в условиях жесткого информационного прессинга западного мира в отношении Республики Беларусь. Особенно сильное влияние на идеологические процессы в стране оказывает позиция США, которые не довольны проведением нашей страной независимой внутренней и внешней политики, которая не вписывается в выстроенную Штатами модель однополюсного мира. Активное влияние на сознание белорусов оказывает западная масскультура, нетрадиционные религиозные культы, которые хлынули в нашу страну после распада Советского Союза, приведшего к образованию идеологического и духовного вакуума. В этой ситуации очень сложно отстаивать свои собственные национальные ценности, традиции, идеалы.

Идеологический процесс – это вполне закономерное явление, связанное с жизнедеятельностью человека и общества. Управление идеологическим процессом осуществляет государство и его органы. Именно государство определяет цель, разрабатывает стратегию и тактику идеологического процесса, обеспечивает его необходимыми материальными и интеллектуальными ресурсами, оно планирует, координирует и контролирует идеологическую работу. Идеологическая работа должна проводиться целенаправленно и масштабно как на уровне теоретического (ВУЗы, колледжи, школы и другие образовательные учреждения), так и массового (печать, кино, телевидение, развлекательные массовые мероприятия) сознания. Именно такую задачу поставил Президент РБ А.Г. Лукашенко в своем докладе «О состоянии идеологической работы и мерах по ее совершенствованию». Он указал, что идеологической работой должны заниматься «кадры все уровней: от Президента до председателя сельского Совета, от министра до мастера»[11].

 

Идеологические процессы формируют так называемое идеологическое пространство, одним из компонентов которого является политическая культура. Именно она определяет характер, ценностный и созидательный потенциал каждого государства, отношения и действия различных субъектов.

Политическая культура – это совокупность политических знаний, ценностных ориентацией, моделей поведения, реализуемых личностями, социальными и политическими общностями в определенной политической системе. Она является качественной характеристикой политической сферы жизни общества, критерием его демократичности, одним из средств преобразования политической действительности. Политическая культура формирует устойчивые, повторяющиеся связи между элементами политического и идеологического процесса, закрепляет стабильные стороны политического опыта. Она имеет всеобъемлющий характер, пронизывает собой жизнь конкретной страны. В качестве носителей политической культуры выступают индивиды, социальные группы, общности, общество в целом, а также институциональные субъекты власти.

Политическая культура как специфический круг явлений оказывает реальное воздействие на политический процесс, динамику изменений в сфере государственной власти и выполняет ряд общественно полезных функций:

· познавательную; политическая культура формирует у людей необходимые общественно-политические знания, взгляды, повышает политическую образованность;

· идентификационную; политическая культура помогает человеку понять свою принадлежность к определенной группе общества и определить приемлемые для себя способы участия в выражении и отстаивании интересов данной общности;

· предписывающую; политическая культура выражает приоритетность отдельных ориентаций, норм и представлений, которые определяют направленность и смысл человеческого поведения;

· адаптационную; политическая культура помогает человеку приспособиться к изменяющимся условиям политической среды;

· социализации; политическая культура способствует приобретению индивидом определенных навыков и свойств, которые позволяют ему реализовать свои гражданские права, политические интересы и функции;

· интеграционную; политическая культура обеспечивает различным социальным группам возможность совместного существования в рамках данного государства, данной политической системы, что способствует сохранению ее целостности;

· коммуникативную; политическая культура показывает уровень взаимодействия всех субъектов власти на основе использования общих терминов, символов, стереотипов и других средств информации и общения;

· воспитательную; политическая культура способствует формированию личности, гражданина как полноценного субъекта политики.

В процессе реализации своих функций политическая культура способна оказывать большое влияние на политические процессы и институты. Под ее воздействием могут воспроизводиться формы политической жизни, традиционные для данного общества. Она способна также порождать новые, нетрадиционные формы социальной и политической жизни. Кроме этого, политическая культура может комбинировать элементы прежнего и перспективного политического устройства. Иногда политическая культура не в состоянии выполнять отдельные свои функции. Это случается обычно в переломные моменты истории, при нестабильных политических процессах. В частности, может быть значительно снижена коммуникативная способность политических норм и традиций государственной жизни, в результате чего неизбежно обостряется полемика между различными общественными группами по поводу правительственного курса. В переходных процессах нередко возрастает способность политической культуры к разложению формы правления, которая основана на непривычных для населения ценностях.

Характер каждой политической культуры во многом зависит от ее структуры. Политическая культура – это явление многоуровневое, со сложными структурными компонентами. Это объясняется разнообразием ее связей с различными процессами, как социального, так и политического характера, протекающими в обществе. Одни элементы политической культуры отражают технологию формирования политического поведения субъектов, другие – этапы становления политической культуры в отдельно взятой стране, третьи – определенные ценности, которыми руководствуются элиты и группы электората, этносы, жители отдельных регионов.

Вструктуреполитической культуры можно выделить следующие элементы:

· когнитивный; его составляют доминирующие в обществе или в определенной социальной группе типичные представления о различных аспектах политической жизни общества (о политической системе, ее институтах и организациях, о политическом режиме, механизме власти и управления), которые влияют на развитие политического процесса и являются необходимой предпосылкой его определенности, последовательности и предсказуемости;

· нормативно-оценочный; его образуют характерные для данного общества, определенной социальной группы или отдельного индивида ценности, нормы, идеалы, выступающие своеобразным эталоном, на основе которого социальный субъект дает оценку существующим политическим отношениям, ходу политического процесса. Ценностные ориентации, идеалы, приоритеты позволяют человеку осознать свою идентичность, свое отличие от представителей другой системы взглядов, они связывают личные взгляды, интересы людей со стандартами, признанными данным обществом позитивными и предпочтительными;

· эмоционально-психологический; его составляют чувства и переживания, которые испытывают социальные субъекты, участвующие в политических процессах (любовь к родине, жажда социальной справедливости, ненависть к врагам, вера в «светлое» будущее). Такие чувства и переживания сопровождают практически все проявления социальной активности субъекта и направляют его на достижение поставленных целей;

· установочно-поведенческий; его образуют политические установки и соответствующие стереотипы поведения, способствующие переводу ценностей в плоскость практической реализации.

 
 

 

 


Политическая культура формируется под воздействием различных факторов, что предполагает многообразие ее видов и моделей. В современной политической науке единой типологии политической культуры не существует. В основе известных классификаций лежат совершенно различные критерии, к примеру, специфика существующих в мире политических систем, своеобразие стран и регионов, виды ориентации граждан в политической игре, открытость или закрытость политических ценностей, идеологические воззрения. Одной из самых распространенных классификаций политической культуры является классификация, предложенная американскими политологами Г. Алмондом и С. Верба в книге «Гражданская культура» (1963). Проанализировав и сопоставив основные компоненты и формы функционирования политических систем Англии, Италии, ФРГ, США, Мексики, они выделили три «чистых» типа политической культуры:

· приходская или патриархальная культура присуща социальным общностям, политические интересы которых не выходят за рамки общины, деревни или района. Ее характерной приметой является отсутствие интереса к политике у рядовых граждан, политическая неразборчивость, неучастие большинства населения страны в политической жизни. В современной действительности самыми близкими эквивалентами такой политической культуры могут быть отношения, существующие в африканских племенах;

· подданническая культура; в обществе с данным типом культуры наблюдается сильная ориентация социальных субъектов на политическую систему и результаты деятельности властей, но слабым является их участие в обеспечении функционирования этой системы. Носители подданнической политической культуры проявляют значительный интерес к политике, политическим институтам, однако не склонны принимать участие в политической деятельности. От властей подданные ожидают либо приказа, либо благ;

· партиципаторная или активистская культура; для данного типа политической культуры характерно проявление гражданами активной гражданской позиции, стремление граждан участвовать в политической жизни и влиять на политику государства. Носители такой культуры заинтересованы не только в том, что им дает политическая система, но также и в том, чтобы играть активную роль в обеспечении функционирования ее институтов. К власти они относятся не только в плане необходимости подчинения ее предписаниям и решениям, но и в плане необходимости своего участия в процессах выработки, принятия и выполнения этих решений.

 


 
 

 

 


Выделяя данные типы, американские ученые подчеркивали, что на практике обозначенные выше типы политической культуры взаимосвязаны, взаимодействуют между собой и образуют смешанные формы с преобладанием тех или иных компонентов. Самой распространенной смешанной формой является гражданская культура, в которой наряду с преобладанием составляющих культуру активистского типа элементами (политическим плюрализмом, рационализмом, взаимным доверием, согласием относительно базовых ценностей и идеалов) сосуществуют элементы приходской и подданнической культур. Отсюда выводятся основные характеристики гражданской культуры, такие как умеренная политическая пассивность, вера граждан в законность функционирования политических институтов. Подобный тип политической культуры считается наиболее адекватным демократическому устройству государства.

Базовые ценности белорусской политической культуры сложились под воздействием ряда факторов. Прежде всего, к ним следует отнести общецивилизационные факторы, которые отразили самые значительные формы организации совместной жизни белорусов, их ориентиры и базовые ценности. К наиболее существенным из них следует отнести: геополитическое положение белорусских земель, их нахождение в центре Европы; постоянную ориентацию государства на чрезвычайные методы управления; доминирование коллективных форм социальной жизни; отсутствие традиций правовой государственности; незначительное влияние механизмом самоуправления и самоорганизации населения в жизни общества.

Кроме этого, политической культуре белорусов свойственен патернализм, т.е. убеждение в том, что государство должно заботиться и опекать своих граждан; политическая лояльность и подданническое отношение большинства индивидов к власти и к отдельным представителям этой власти; политический конформизм, некритическое восприятие идей и действия политической элиты, существующего политического режима.

Подобный тип политической культуры в Беларуси сложился под воздействием ряда обстоятельств. На протяжении многих столетий белорусские земли входили в состав различных государственных образований. Белорусский народ подвергался национальному, религиозному, культурному, языковому насилию и гнету. В XX веке советская система уничтожила отдельные социальные слои белорусского общества (национальную интеллигенцию, купечество, офицерство), она отказалась от рыночных регуляторов развития экономики, в СССР доминировала коммунистическая идеология, которая трансформировала многие тенденции в развитии белорусского этноса и нарушила естественные механизмы воспроизводства белорусских традиций, разорвала преемственность поколений в развитии ценностей плюралистического образа жизни, деформировала культурные и иные связи Беларуси с другими народами и международным сообществом.

Длительное и противоречивое влияние данных факторов привело к формированию политической культуры белорусского общества, которую можно охарактеризовать как достаточно поляризованную культуру, включающую в себя ряд субкультур. Преодолеть подобный раскол должны помочь процессы демократизация белорусского общества, расширение его инокультурных контактов и связей, а также идеологические процессы. Они призваны реально изменить гражданский статус личности, создать механизмы, способные передавать властные полномочия при принятии решений законно избранным и надежно контролируемым представителям народа. Для этого белорусскому обществу следует не подавлять господствовавшие прежде идеологии и не изобретать новые идейные доктрины, а последовательно укреплять идеологию белорусского государства, проповедующей духовною свободу граждан, расширение социально-экономического и политического пространства для проявления гражданской активности людей, вовлечение их в перераспределение материальных ресурсов, установление жесткого контроля над управляющими. Политика нашего государства должна обеспечивать мирное сосуществование различных идеологий и стилей гражданского поведения, способствовать образованию политических ориентаций, объединяющих, а не разъединяющих позиции социалистов и либералов, консерваторов и демократов, националистов и интернационалистов. Только на такой основе в белорусском обществе могут сложиться демократические формы взаимодействия человека и власти, сформироваться идеалы достоинства и самоуважения личности и гражданина.

В современных условиях особое значение приобретает формирование личности как субъекта политики, воспитание политически грамотного человека, которым сложно манипулировать. Индивид способен стать субъектом политики, только овладев политической культурой. Приоритетной задачей нашего государства является формирование политической культуры у молодого поколения. Она не должна быть показной, митинговой, агрессивной, поскольку это может привести общество к хаосу, анархии, социальному взрыву. Политическая культура должна быть созидательной, она должна не разобщать, а сплачивать общество. Процесс формирования политической культуры – это непрерывный процесс, осуществляемый как государственными, так и общественными институтами. Он начинается в семье, продолжается в средней и высшей школе, производственных коллективах, общественных организациях, политических партиях.

В системе каналов идеологического влияния на индивидов и социальные группы особая значимость принадлежит средствам массовой информации. Благодаря им идеология ежедневно в ходит в каждый дом, в каждую семью, застает человека во время работы и отдыха. Поступающая к людям при помощи СМИ информация настолько ощутима по силе воздействия на личность, группу, сообщество, на их представления, убеждения, оценки, что СМИ называют «четвертой властью».

СМИ – это учреждения, которые созданы для сбора, обработки и публичной передачи различной информации. В современном мире они являются важнейшим инструментом реализации политических стратегий и тем политическим институтом, который способен изменять системные параметры публичной власти. К СМИ относятся: периодические печатные издания, массовые справочники, радио, телевидение, электронные коммуникативные системы.

 
 


Роль СМИ в современном обществе огромна. Их деятельность направлена на политическое просвещение масс, на осознание ими своих интересов в сфере власти. Массовая пресса и телевидение (масс-медиа) первыми сигнализируют обществу о социальных и политических конфликтах, предупреждают людей о необходимости выработать соответствующие формы защиты от угроз, обращения за помощью к власти. Кроме этого, при помощи СМИ государство и другие политические субъекты моделируют свои отношения с общественностью, поддерживают свой авторитет, информируют население о целях и ценностях своей политики. СМИ являются важнейшим инструментом целенаправленного конструирования политических порядков, средством выстраивания необходимых власти связей и отношений с народом. Они влияют на стиль и процедуры формирования государственных органов, отбор правящей элиты, проведение основных политических компаний в государстве. Например, на выборах люди часто ориентируются не на программы кандидатов и их партийную принадлежность, а на то, что и как расскажет и покажет телевидение об их жизни и деятельности, какие сведения, характеризующие этих людей, появятся в газетах. Именно поэтому правящие элиты и оппозиция соперничают за контроль над важнейшими, особенно электронными, средствами массовой информации. Как показывает опыт, особенно в тех странах, где результаты выборов могут сказаться на направленности политического курса или изменить государственный строй, правящие круги используют все свои возможности, чтобы не допустить лидеров оппозиции на ведущие телеканалы, закрепить их печатные органы, оградить доступ к массовым газетным изданиям.

Вместе с ростом значения СМИ в современном мире для политической элиты и официальных институтов власти они стали и весьма привлекательным механизмом политического участия для рядовых граждан. СМИ являются ведущим инструментом в системе социального представительства интересов людей, поскольку обладают определенной открытостью, оперативностью в формулировании оценок и позиций, возможностью отображать желания и стремления самых разных слоев населения. Средства массовой информации существенно влияют на правила политической игры и часто ее модифицируют, формируя новые отношения между «верхами» и «низами». Таким образом, СМИ сегодня – это авторитетный политический институт, который способствует формированию сознания людей, побуждает их к политическим действиям, обеспечивает постоянное общение субъектов политики, а также власти и народа.

С политической точки зрения средства массовой информации условно можно разделить на правительственные, оппозиционные и независимые. Такая структура СМИ указывает на наличие разных задач, которые присутствуют на информационном рынке, а также на то, что общественное мнение сталкивается не с однонаправленными, а с разнонаправленными потоками информации, вырабатывает свои оценки и подходы в идейно конкурентной среде.

 
 

 


Кроме выше обозначенных можно выделить также СМИ коммерческие (представляют частный сектор), гражданские (отражают интересы электората), профессиональные (представляют мнение различных групп общества), общественно-рыночные (выражают интересы потребителей), а также СМИ, представляющие общие интересы социума. Выделение такого рода средств массовой информации указывает на наличие ряда проблем, которые присущи различным государствам на информационно-политическом рынке.

В информационном пространстве Республики Беларусь функционирует около 1220 печатных периодических изданий, в т.ч. 784 газеты, 395 журналов, 38 бюллетеней, 2 альманаха, 2 каталога; 9 информационных агентств; 51 программа телевидения, в т.ч. 26 государственной и 25 негосударственной форм собственности; 149 программ радиовещания, в т.ч. 134 государственной и 15 негосударственной форм собственности. Одним из самых популярных источников массовой информации в Беларуси является телевидение. На территории республики вещают программы Белорусской государственной телерадиокомпании, телекомпаний России – ОРТ, РТР, НТВ, местных государственных телекомпаний, независимых (негосударственных) телекомпаний. В 2003 в РБ был открыт «Второй национальный телеканал», стала функционировать новая государственная телекомпания «Столичное телевидение», расширилась сфера информационного влияния кабельного телевидения, представленная 108 операторами. В 2005 году начал работу спутниковый телеканал «Беларусь-ТВ», который ориентируется на зрителей, проживающих за пределами Беларуси. В эфире этого телеканала представлены информационные и информационно-аналитические программы, социально-политические проекты, спортивные, музыкальные, развлекательные передачи и т.д. Свою нишу в информационном пространстве Беларуси занимает и радиовещание. Белорусское радио ведет передачи по двум общенациональным каналам – Первый национальны канал и «Культура», трем радиостанциям – «Беларусь», «Столица», «Радиус-ФМ». С 2005 года все каналы и радиостанции Белорусского радио транслируются в режиме реального времени и сети Интернет.

Государственное регулирование и контроль над деятельностью СМИ на территории Беларуси осуществляет Министерство информации Республики Беларусь[12]. Именно оно призвано реализовывать государственную информационную политику нашего государства, заботиться о развитии и обновлении технической составляющей СМИ. Беларусь идет в ногу с другими государствами мира в плане информационного обеспечения своих граждан. В республике широко используются компьютерные технологии, спутниковая связь, кабельное телевидение, средства накопления, печати и потребления информации. В последнее время наблюдаются позитивные перемены в информационном инфраструктуре, системе подготовки кадров СМИ.

В чем же конкретно проявляется идеологическое воздействие СМИ на личность, группу, сообщество.

Во-первых, любое средство массовой информации в современном мире выступает как хорошо осведомленный и оперативно действующий поставщик информации. В любой информации, подаваемой СМИ, обязательно существуют идеологические ингредиенты. Примером этому может служить подача одной и той же информации разными телевизионными и радиоканалами.

Во-вторых, СМИ не просто несут своим читателям, слушателям, зрителям потоки информации, они акцентируют их внимание на определенных событиях и процессах, умалчивают некоторые явления, создают совокупность неких символов, образов, посредством которых конструируется определенная картина мира.

В-третьих, в процессе конструирования картины мира СМИ дают определенную оценку тем или иным событиям и явлениям, чем создают широко распространяемые образцы-оценки определенных стран как «империй зла», «поборников террористических угроз и действий».

В-четвертых, путем оформления определенных образов и оценок изображаемых событий у граждан создаются своеобразные имиджи тех или иных политических деятелей, партий, общественных объединений, государств, причем фрагменты определенных сторон действительности зачастую неоправданно преувеличиваются, выдаются за универсальные. В итоге этого в центе внимания общественного мнения оказываются не действительные качества изображаемых объектов, а предпочитаемые, рекомендуемые или навязываемые СМИ, часто в угоду различным политическим силам.

В-пятых, СМИ придают изображаемым явлениям некий статус общепризнанного мнения, общепризнанных оценок. При этом иным точкам зрения придается дискриминационный оттенок, а их приверженцы интерпретируются с критических позиций (примером могут служить послесловия PS к информационно-аналитическим программам Белорусского телевидения, в которых анализируется и оценивается деятельность политической оппозиции).

В-шестых, СМИ предлагают своим зрителям, читателям, слушателям своеобразные эталоны поведения, образцы того, что стоит считать нормальным, а что девиантным. При этом, следует отметить, что в зависимости от изменения ситуации в стране в СМИ вполне возможна переоценка ценностей.

Таким образом, СМИ являются мощным фактором мировоззренческого, политического, идеологического влияния на духовный мир, ценностные ориентации и способы поведения личности или группы, а иногда и сообщества в целом.

 

Среди ряда недостатков деятельности СМИ в Республике Беларусь стоит назвать следующие. Во-первых, поверхностность информационной политики отдельных средств массовой информации, отсутствие в их работе аналитических подходов. В результате этого, граждане смотрят и слушают политическую информацию больше, но понимают в политике меньше. Это, в свою очередь, приводит к отсутствию критических оценок в их сознании, к недопониманию происходящих в стране и за ее пределами событий. Во-вторых, преобладание новостного типа информирования граждан. Это формирует у них дискретность и мозаичность восприятия политического мира, определяет отсутствие соответствующих социальных приоритетов. В результате такой информационной политике значительно снижаются возможности для обогащения культурного мира человека, его социальных и политических связей. В-третьих, цензурирование многих материалов СМИ. С одной стороны цензуру можно рассматривать как средство контроля над информацией, орудие политического давления. С другой стороны цензура в определенных пределах допустима, поскольку она способствует обеспечению государственной безопасности, исключению определенного рода негативных дебатов из общественного дискурса, отбору информационных сообщений и, самое главное, повышению ответственности СМИ за предоставляемую информацию. В-четвертых, предпочтение средствами массовой информации «разоблачительной» журналистики. Практикуемый ею стиль подачи информации нередко переходит принятые в обществе нормы приличия, торпедирует общественную мораль, иногда приводит к реальному нарушению закона. Для того чтобы снять такого рода конфликты и предотвратить социальные трения в обществе, не допустить разжигания национальной, религиозной розни и других негативных последствий безответственных действий журналистов целесообразно усовершенствовать существующую законодательную базу деятельности СМИ, которая бы регламентировала их деятельность и установила строгие ограничения на распространение ими публичного слова. В-пятых, деятельность зарубежных СМИ. В настоящее время основные информационные потоки в мире контролируются интернациональными центрами (13 стан-доноров дают 90% информационного продукта). В результате этого сформировались информационные центры и зависимые от них периферии. Последние отличаются слабостью собственных информационных центров и соответствующей индустрии. Получаемый из-за рубежа массовый информационный продукт зачастую противоречит некоторым отечественным традициям и отношениям. Это, в свою очередь, ведет к распространению массовой культуры, способной захлестнуть наше, не готовое к ее стандартам, общество, к формированию «человека толпы», который стремится действовать как все. Поэтому очень важно при ада



2015-12-13 3103 Обсуждений (0)
Тема 4. Политическая культура и идеологические процессы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 4. Политическая культура и идеологические процессы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3103)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)