Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Раздел 1. Введение в научную педагогику



2015-12-14 690 Обсуждений (0)
Раздел 1. Введение в научную педагогику 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Понятие о педагогике. Определение педагогики. Многозначность термина: педагогика – учебная дисциплина, педагогика – наука, педагогика – практическая деятельность.

Педагогика – учебная дисциплина в педагогическом вузе. Ее место, значение и роль при профессиональной подготовке педагогов. Характеристика основных и специальных курсов педагогики на факультете педагогики и методики начального образования.

Особенности содержащегося в курсах педагогики знания. Эмпирический и теоретический его характер. Виды знания: идеи, аксиомы, догмы, постулаты, гипотезы, взгляды, концепции, учения, теории. Проблемы как особый вид знания.

2. Педагогика как наука. Исторические предпосылки появления и основные исторические этапы развития педагогики как древнейшей гуманитарной науки. Ее движение от фиксации педагогических фактов к эмпирическим и научным обобщениям педагогического знания, от конкретного знания педагогической практики к системе педагогических наук.

Место педагогики в общей системе наук. Ее связь с естественными, техническими, гуманитарными науками. Общие задачи педагогики. Главные признаки педагогики как науки: предметология, источниковедение, праксикология.

3. Предметология педагогики. Предмет науки - главное отличительное свойство педагогики. Разные походы к определению предметной области педагогики. Субъект, объект воспитания, воспитание - основные компоненты предметной области педагогики.

Объект педагогики как субъективное отражение педагогом-исследователем части предметное области педагогики. Сужение границ предметной области педагогики в объекте или выход объекта за рамки предмета науки.

4. Системология педагогики. Систематизация педагогического знания путем разделения его на науки. Общая характеристика педагогических наук: общей педагогики, этнопедагогики, социальной педагогики; педагогики высшей школы, педагогики профтехобразования, педагогики школы, дошкольной педагогики; сурдопедагогики, тифлопедагогики, олигофренопедагогики, логопедии; военной педагогики, педагогики культпросветработы, исправительно-трудовой педагогики; метапедагогики, сравнительной педагогики, экспериментальной педагогики; частных педагогик (методик преподавания).

Систематизация педагогического знания в каждой педагогической науке по разделам. Группировка знания в разделах по темам (проблемам) как один из путей систематизации педагогического знания.

5. Терминология педагогики. Общая характеристика языка педагогики. Место, значение и роль естественного, профессионального и научного языков в составе языка педагогики. Основные пути формирования словарного фонда языка педагогики. Лингвистическая характеристика педагогических терминов.

Педагогический словарь как результат научного обобщения знания об языке педагогики. Общая характеристика этого научного труда. Педагогическая энциклопедия как достижение науки в изучении собственного языка. Особенности проделанного учеными труда по созданию энциклопедии и ее значение для развития педагогической науки.

6. Роль РАО в развитии педагогических наук в России.Педагогическое общество в России в XIX веке – прообраз будущей Академии. Академия педагогических наук РСФСР и Академия педагогических наук СССР. Создание РАО, ее структура, функции.

Практические занятия - 8 часов

Тема 1. Понятие о педагогике.

Задание к первому занятию дается на лекции:

- прочесть конспекты по 1-2 темам и приготовиться к контрольной работе;

- подготовить доклады.

План занятия

  1. Определение, признаки педагогики. Задачи педагогики науки и учебной дисциплины (тест).
  2. Основные этапы развития педагогики. Доклады о зарубежных педагогах (Я. Коменский, Г. Песталоцци, А. Дистервег).

Задание ко второму занятию:

- прочесть конспект по теме «Системология», закончить таблицу, данную на лекции;

- подготовить доклады о педагогах.

Тема 2. Системология педагогики

План занятия

  1. Системология педагогики.
  2. Доклады о русских педагогах (К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко).

Задание к третьему занятию:

- самостоятельно изучить тему «Терминология» по учебному пособию Н. Князевой «Введение в педагогику»;

- изучить статью Ардамова А.А. Язык педагогики в контексте современного научного знания /Педагогика. № 2. 2009. С. 112-1

16.

Тема 3. Терминология педагогики

План занятия

1.Понятие о терминологии педагогики и ее языках.

2. Словари и энциклопедии – сокровищницы педагогической терминологии.

3. Проблемы современной терминологии.

Задание к четвертому занятию:

- написать работу об одном термине, опираясь на различные словари, учебники, пособие Н. Князевой «Педагогический словарь» (каждому студенту дается свой термин);

- изучить тему по учебному пособию Н. Князевой «Введение в педагогику»;

- подготовиться к конкурсу терминологических работ.

Тема 4. Роль РАО в развитии педагогических наук в стране. Пермская лаборатория по проблемам продленного школьного дня.

План занятия

1.Роль РАО в развитии педагогических наук в стране.

2.Пермская лаборатория по проблемам школьного продленного дня.

3. Защита мини-рефератов по терминологии педагогики (3-4 студента).

Тема 5. Роль РАО в развитии педагогических наук в стране. Пермская лаборатория по проблемам продленного школьного дня (продолжение).

План занятия

1. Пермская лаборатория по проблемам школьного краеведения.

2. Тест по разделу.

Вне занятий проводится конкурс терминологических работ. Победители получают издания кафедры ПНОиВ. В ноябре месяце студенты участвуют в Огородникоских чтениях.



2015-12-14 690 Обсуждений (0)
Раздел 1. Введение в научную педагогику 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Раздел 1. Введение в научную педагогику

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (690)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)