Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема: РОЛЬ И МЕСТО ПЕДАГОГА В ВЕК



2015-12-14 486 Обсуждений (0)
Тема: РОЛЬ И МЕСТО ПЕДАГОГА В ВЕК 0.00 из 5.00 0 оценок




ЕЁ РАЗВИТИЕ

Тип учебного: изучение нового материала

занятия:

Вид учебного: лекция

занятия:

Цели: предметные

-- создать организационные условия студентам для восприятия

теоретического материала по новой теме;

-- актуализировать личностный смысл учащихся к изучению

новой темы;

-- помочь студентам осознать социальную, практическую и

личностную значимость учебного материала;

-- раскрыть историю возникновения педагогической профессии и

перспективы её развития;

-- ознакомить студентов с особенностями педагогической профессии

на разных этапах развития общества.

 

Личностно-развивающие

-- содействовать осознанию студентами ценности изучаемого

материала;

-- содействовать развитию у студентов умений анализировать и

структурировать полученную информацию по теме;

-- содействовать развитию коммуникабельности у студентов в

обсуждении различных проблемных вопросов;

-- содействовать в воспитании нравственных качеств у студентов

посредством уроков педагогики.

 

Структура учебного:1. Организационный момент / 2 мин. /.

занятия:2. Изучение нового материала / 77 мин. /.

3. Первичное закрепление изученного материала / 7 мин. /.

4. Домашнее задание / 2 мин. /.

5. Итог урока / 2 мин. /.

Литература:1. Введение в педагогическую деятельность. Практикум [Текст]:

учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений / под ред. А. С.

Роботовой. - М.: Академия, 2007. - 224 с.

2. Мижериков, В. А. Введение в педагогическую деятельность

[Текст]: Учебное пособие / В. А.Мижериков. - М.: Пед. Общество

Рос­сии, 2002.

3. Никитина, Н. Н. Введение в педагогическую деятельность. Теория

и практика [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.

заведений / Н. Н. Никитина, Н. В. Кислинская. - М.: Академия,

2004. - 224 с.

4. Орлов, А. А. Введение в педагогическую деятельность.

 

2

 

Практикум [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.

заведений / А. А.Орлов, А. С. Агафонова. - М.: Академия,

2004. - 256 с.

5. Сластёнин В.А. и др. Педагогика: Учебное пособие для

студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластёнин И.Ф. Исаев Е.Н.

Шиянов /под ред. В.А. Сластёнина - М.: Издательский

центр

 

Наглядность:компьютерное сопровождение к лекции

ХОД ЛЕКЦИИ:

 

 

I. ОрганизационныйПриветствие студентов. Проверка посещаемости. Эмоциональный

моментнастройстудентов навосприятие новой темы.

Постановка задач лекции.

ПЛАН:

1. История возникновения педагогической профессии и её особенности

на разных этапах развития общества.

2. Великие педагоги о педагогической профессии.

3. Перспективы развития педагогической профессии.

II. Изучение нового

Материала

1 ВОПРОС:В глубокой древности, когда еще не было разделения труда, все члены общины или племени — взрослые и дети — участвова­ли на равных в добывании пищи, что составляло главный смысл существования в те далекие времена. Передача накопленного пред­шествующими поколениями опыта детям в дородовой общине была «вплетена» в трудовую деятельность. Дети, с ранних лет включа­ясь в нее, усваивали знания о способах деятельности (охота, со­бирательство и др.) и овладевали различными умениями и навы­ками. И лишь по мере совершенствования орудий труда, что по­зволяло добывать пищи больше, появилась возможность не при­влекать к этому больных и старых членов общины. Им вменялось в обязанность быть хранителями огня и присматривать за детьми. Позже, по мере усложнения процессов сознательного изготовле­ния орудий труда, повлекших за собой необходимость специаль­ной передачи трудовых умений и навыков, старейшины рода — самые уважаемые и умудренные опытом — образовали, в совре­менном понимании, первую социальную группу людей — воспи­тателей, прямой и единственной обязанностью которых стала пе­редача

3

опыта, забота о духовном росте подрастающего поколе­ния, его нравственности, подготовка к жизни. Так воспитание стало сферой деятельности и сознания человека.

Возникновение педагогической профессии поэтому имеет объек­тивные основания. Общество не могло бы существовать и разви­ваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену стар­шему, вынуждено было начинать все сначала, без творческого освоения и использования того опыта, который оно получило в наследство.

Интересна этимология русского слова «воспитатель». Оно про­исходит от основы «питать». Не без основания сегодня слова «вос­питывать» и «вскармливать» нередко рассматриваются как сино­нимы. В современных словарях воспитатель определяется как человек, занимающийся воспитанием кого-либо, принимающий на себя ответственность за условия жизни и развитие личности дру­гого человека. Слово «учитель», видимо, появилось позже, когда человечество осознало, что знания есть ценность сама по себе и что нужна специальная организация деятельности детей, направ­ленная на приобретение знаний и умений. Такая деятельность получила название обучения.

В Древнем Вавилоне, Египте, Сирии учителями чаще всего были жрецы, а в Древней Греции — наиболее умные, талантливые воль­нонаемные граждане: педономы, педотрибы, дидаскалы, педаго­ги.

В Древнем Риме от имени императора учителями назначались государственные чиновники, хорошо знавшие науки, но главное, много путешествовавшие и, следовательно, много видевшие, знав­шие языки, культуру и обычаи разных народов. В древних китай­ских хрониках, дошедших до наших дней, упоминается, что еще в XX в. до н.э. в стране существовало министерство, ведавшее де­лами просвещения народа, назначавшее на должность учителя муд­рейших представителей общества. В средние века педагогами, как правило, были священники, монахи, хотя в городских школах, университетах ими все чаще становились люди, получившие спе­циальное образование.

В Киевской Руси обязанности учителя со­впадали с обязанностями родителя и властителя. В «Поучении» Мономаха раскрывается основной свод правил жизни, которым следовал сам государь и которым советовал следовать своим де­тям: любить свою Родину, заботиться о народе, творить добро близким, не грешить, уклоняться от злых дел, быть милостивым. Он писал: «Что умеете хорошо, то не забывайте, а чего не умеете, этому учитесь... Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забу­дет, а что не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленись ни на что хорошее...»1. В Древней Руси учителей называли мастера­ми,

 

4

 

подчеркивая этим уважение к личности наставника подраста­ющего поколения. Но и мастеров-ремесленников, передававших свой

опыт, называли и сейчас, как известно, называют уважи­тельно — Учитель.

С момента возникновения педагогической профессии за учите­лями закрепилась, прежде всего, воспитательная, единая и недели­мая, функция.

Учитель — это воспитатель, наставник. В этом его гражданское, человеческое предназначение. Именно это имел в виду А. С. Пушкин, посвящая своему любимому учителю профес­сору нравственных наук А. П. Куницыну (Царскосельский лицей) следующие строки: «Он создал нас, он воспитал наш пламень... Заложен им краеугольный камень, им чистая лампада возжена». Задачи, встававшие перед школой, существенно менялись на разныхэтапах развития общества. Этим объясняется периодический перенос акцентов с обучения на воспитание и наоборот.

Од­нако государственная политика в области образования практи­чески всегда недооценивала диалектическое единство обучения и воспитания, целостность развивающейся личности. Как нельзя обучать, не оказывая воспитательного влияния, так нельзя и ре­шать воспитательные задачи, не вооружив воспитанников довольно сложной системой знаний, умений и навыков. Передовые мысли­тели всех времен и народов никогда не противопоставляли обуче­ние и воспитание. Более того, они рассматривали учителя, прежде всего как воспитателя.

2 ВОПРОС:Выдающиеся учителя были у всех народов и во все времена. Так, Великим учителем китайцы называли Конфуция. В одной из легенд об этом мыслителе приводится его разговор с учеником: «Эта страна обширна и густо населена. Что же ей недостает, учи­тель?» — обращается к нему ученик. «Обогати ее», — отвечает учитель. «Но она и так богата. Чем же ее обогатить?» — спрашивает ученик. «Обучи ее!» — восклицает учитель.

Человек трудной и завидной судьбы, чешский педагог-гума­нист Ян Амос Коменский был первым, кто стал разрабатывать педагогику как самостоятельную отрасль теоретического знания. Коменский мечтал дать своему народу собранную воедино муд­рость мира. Он написал десятки учебников для школы, свыше 260 педагогических произведений. И сегодня каждый учитель, пользуясь словами «урок», «класс», «каникулы», «обучение» и т.д., не все­гда знает, что все они вошли в школу вместе с именем великого чешского педагога.

 

5

Я.А. Коменский утверждал новый, прогрессивный взгляд на учителя. Эта профессия была для него «превосходна, как никакая другая под солнцем». Он сравнивал учителя с садовником, лю­бовно выращивающим растения в саду, с архитектором, который заботливо застраивает знаниями все уголки человеческого суще­ства, со скульптором, тщательно обтесывающим и шлифующим умы и души людей, с полководцем, энергично ведущим наступ­ление против варварства и невежества.

Швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци затратил все свои сбережения на создание детских приютов. Свою жизнь он посвятил сиротам, пытался сделать детство школой радости и твор­ческого труда. На его могиле стоит памятник с надписью, которая заканчивается словами: «Все — для других, ничего — для себя».

Великим педагогом России был Константин Дмитриевич Ушинский — отец русских учителей. Созданные им учебники выдержали небывалый в истории тираж. Например, «Родное слово» пере­издавалось 167 раз. Его наследие составляет 11 томов, а педаго­гические произведения имеют научную ценность и сегодня. Он так охарактеризовал общественное значение профессии учите­ля: «Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом вос­питания, чувствует себя живым, деятельным членом великого организма, борющегося с невежеством и пороками человечества, посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо», а его дело, «скромное по наружности, — одно из величайших дел ис­тории. На этом деле зиждутся государства и им живут целые по­коления».

Поиски российских теоретиков и практиков 20-х гг. XX в. во многом подготовили новаторскую педагогику Антона Семенови­ча Макаренко. Несмотря на утвердившиеся в образовании, как и во всем по стране, в 30-е гг. командно-административные методы управления, он противопоставил им педагогику, гуманистическую по сути, оптимистическую по духу, проникнутую верой в твор­ческие силы и возможности человека. Теоретическое наследие и опыт А. С. Макаренко приобрели всемирное признание. Особое значение имеет созданная А. С. Макаренко теория детского кол­лектива, которая органично включает в себя тонкую по инстру­ментовке и своеобразную по способам и приемам осуществления методику индивидуализации воспитания. Он считал, что работа воспитателя самая трудная, «возможно, самая ответственная и требующая от личности не только наибольшего напряжения, но и больших сил, больших способностей».

 

6

3 ВОПРОС:Существует несколько оснований дифференциации педагогических специ­альностей, объединенных в профессиональную группу «Образование»:

• в зависимости от возрастного периода развития личности, с которой ра­ботает педагог, обусловливается специфика его взаимодействия с ней (воспита­тель дошкольного учреждения; учитель: начальной школы, основной школы, старших классов, преподаватель вуза, педагог - андрагог, работающий со взрос­лыми людьми в системе повышения их квалификации и переподготовки, и т.д.);

-- на основе предметных областей знаний, которые выступают в качестве средства взаимодействия (например, учитель истории, музыки, физики, матема­тики и др.);

-- на основе особенностей психофизиологического и социального развития личности, с которой взаимодействует педагог (например, педагоги-дефектологи: логопед — педагог, оказывающий помощь детям с нарушениями речи; сурдопедагог — педагог, занимающийся образованием детей с наруше­ниями слуха; тифлопедагог — учитель, обучающий слабовидящих детей, и

т.д.);

-- группы специалистов, работающих в разных типах образовательных уч­реждений (педагог системы общего образования, или профессионального обра­зования, или дополнительного образования и т.д.).

К числу специалистов-педагогов, профессионально занимающихся педаго­гической деятельностью, сегодня также можно отнести: педагога-психолога, социального педагога, гувернера, воспитателя детского дома, организатора до­суга детей, воспитателя группы продленного дня, вожатого и т.д. Постоянное расширение спектра педагогических специальностей связано, с одной стороны, с дифференциацией науки и производства, а с другой — с повышением роли воспитания и образования во всех областях жизнедеятельности современного человека (например, появление специальностей «учитель безопасности жизне­деятельности», «учитель мировой и художественной культуры», «учитель ин­форматики», «учитель технологии и предпринимательства» и т.д.).

Характерной особенностью современного этапа развития педагогического образования является не только дифференциация специальностей, но и их инте­грация: стремление преодолеть узкую специализацию учителя и предоставить ему возможность приобрести одновременно несколько специальностей, напри­мер: учителя физики и иностранного языка, учителя химии, биологии и педаго­га-психолога; учителя русского языка, литературы и мировой художественной культуры; учителя истории и

7

граждановедения; учителя экономики и права и т.д. Это не только вызвано потребностями общества (изменениями в содержа­нии образования и появлением новых предметов), но и обеспечивает полную занятость (нагрузку) учителя, предоставляет ему возможность реализовать свой творческий потенциал или самоопределиться в одной из специальностей.

 

III. ПервичноеСтудентам задаются вопросы (фронтально):

Закрепление

изученного материала1. Что послужило причиной возникновения профессии педагога?

2. Что влияет на развитие педагогической профессии?

3. Каковы перспективы развития педагогической профессии?

 

IV. Домашнее заданиеПовторить лекционный материал.

V. Итог урокаПодвожу итог лекции.Какие вопросы у вас возникли после

изучения нового материала?

 

Спасибо. Урок закончен. До свидания.

 

 


Тема: РОЛЬ И МЕСТО ПЕДАГОГА В ВЕК



2015-12-14 486 Обсуждений (0)
Тема: РОЛЬ И МЕСТО ПЕДАГОГА В ВЕК 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема: РОЛЬ И МЕСТО ПЕДАГОГА В ВЕК

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (486)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)