Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Постановка задач лекции




ПЛАН:

1. Общая характеристика понятия «деятельность».

2. Сущность педагогической деятельности.

3. Структура педагогической деятельности.

4. Основные виды педагогической деятельности.

5. Функции педагогической деятельности.

6. Стили педагогической деятельности.

 

II. Проверка словарейПроводится фронтальный опрос по понятиям, которые

педагогическихрассматривались на предыдущей лекции.

Терминов

III. Изучение нового

Материала

1 ВОПРОС:Деятельность понимается, с одной стороны, как категория научного зна­ния, специфическая форма общественно-исторического бытия людей, а с дру­гой, как способ их существования и развития, целенаправленное преобразова­ние ими природной и социальной действительности. Любая деятельность, осуществляемая ее субъектом, включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат.

Выступая как форма бытия и способ существования человека, деятель­ность:

3

 

-- обеспечивает создание материальных условий жизни человека,

удовле­творение естественных человеческих потребностей;

-- становится фактором развития духовного мира человека, формой

и ус­ловием реализации его культурных потребностей;

-- является сферой реализации человеком своего личностного

потенциала, достижения жизненных целей, успехов;

-- создает условия для самореализации человека в системе

общественных отношений, для реализации его социальных

интересов;

-- является источником и критерием научного познания,

самопознания и саморазвития;

-- обеспечивает познание и преобразование окружающего мира.


Важнейшими характеристиками деятельности являются:

-- предметность— она подчиняется, уподобляется свойствам и

отноше­ниям преобразуемого в процессе деятельности

объективного мира;

-- социальность— деятельность человека всегда носит

общественный характер, побуждающий людей к обмену ее

продуктами, информацией, к согла­сованию индивидуальных

целей и планов, к взаимопониманию;

-- сознательность — в процессе организации и осуществления деятельно­сти сознание выполняет разнообразные функции: информационную, ориентирующую, целеполагающую, мотивационно-побудительную, регулирующую и контролирующую.

Результаты деятельности легко выявляются и могут быть зафиксированы в качественно-количественных показателях,

Деятельность человека - необходимое условие его развития, в процессе ко­торого приобретается жизненный опыт, познается окружающая действитель­ность, усваиваются знания, вырабатываются умения и навыки, благодаря чему развивается и сама деятельность.

2 ВОПРОС: Педагогическая деятельность — особый вид человеческой деятельности, имеющей целенаправленный характер, потому что педагог не может не ставить перед собой определенную цель: научить, например, умению читать географи­ческую карту, воспитать такое, например, качество личности, как патриотизм. В широком смысле педагогическая деятельность направлена на выполнение вечной социальной функции, состоящей в передаче, трансляции накопленного человечеством опыта будущим взрослым. Исходя из этого, педагогическая дея­тельность выступает как особая, социально и личностно детерминированная

 

4

 

деятельность по приобщению человеческих существ к жизни общества.

Профессиональная педагогическая деятельность осуществляется в специ­ально организованных обществом образовательных учреждениях: дошкольных заведениях, школах, профессионально-технических училищах, средних специ­альных и высших учебных заведениях, учреждениях дополнительного образо­вания, повышения квалификации и переподготовки. Педагогическая деятель­ность имеет те же характеристики, что и любой другой вид человеческой дея­тельности.

Под педагогической деятельностьюмы понимаем особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовки к выполнению определенных социаль­ных ролей в обществе.

3 ВОПРОС: В структуру педагогической деятельности входят:

--цель педагогической деятельности --формируется в связи с реализацией це­ли воспитания гармонично развитой личности. Эта общая стратегическая цель достигается в процессе решения конкретизированных задач обучении и воспи­тания по различным направлениям. Реализация цели педагогической деятельности связана с решениемтаких социально-педагогических задач, как формирование воспитательной среды, ор­ганизация деятельности воспитанников, создание воспитательного коллектива, развитие индивидуальности личности.

--содержание деятельности учителя. Содержаниемпреподавательской деятельности является процесс органи­зации учебной деятельности обучающихся, направленной на освоение ими предметного социокультурного опыта как основы и условия развития, и про­цесс организации собственной деятельности. Средствамидеятельности учите­ля являются:

-- научные (теоретические и эмпирические) знания, при помощи и на основе которых формируется тезаурус обучающихся;

-- в качестве «носителей» знаний выступают тексты учебников или воссоз­даваемого учеником при наблюдении (на лабораторных, практических занятиях, на полевой практике), организованном учителем, за осваиваемыми фактами, закономерностями, свойствами предметной действительности;

-- в качестве вспомогательных средств выступают: технические, компью­терные, графические и т.д.

-- способы деятельности -- в преподавательской деятельно­сти являются объяснение, показ (иллюстрация), совместная работа,

5

 

непосредст­венная практика обучающегося (лабораторная, полевая), тренинги.

--результаты деятельности. Результатом преподавательской деятельности как выполнения ее основ­ной цели является развитие обучающегося: его личностное, интеллектуальное совершенствование, становление его как личности, как субъекта учебной дея­тельности. Результат диагностируется в сопоставлении качеств ученика в нача­ле обучения и по его завершении во всех планах развития человека. Основной функциональной единицей, с помощью которой проявляются все свойства пе­дагогической деятельности, является педагогическое действие, понимаемое как единство целей и содержания.

Таким образом, деятельность педагога представляет собой непрерывный процесс решения неиссякаемого множества задач различных типов, классов и уровней.

Чтобы педагогическая деятельность была эффективной, учителю надо ЗНАТЬ:

• психологическую структуру деятельности, закономерности ее

развития;

• природу человеческих потребностей и мотивов деятельности:

• ведущие виды деятельности человека в разные возрастные

периоды.

Кроме того, учителю надо УМЕТЬ:

• планировать деятельность, учитывая избирательный характер

человече­ской деятельности, определять ее объект и предмет с

учетом возрастных, инди­видуальных особенностей детей и

подростков, их интересов и возможностей;

• формировать мотивацию и стимулировать деятельность;

• обеспечивать освоение детьми основных структурных

компонентов дея­тельности, прежде всего умений и навыков

целеполагания, планирования, са­моконтроля, самооценки,

выполнения действий и операций.

 

4 ВОПРОС:Основными видами педагогической деятельности являются преподавание и воспитательная работа.

Воспитательная работа - это вид педагогической деятельности, направ­ленный на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач их гармоничного развития.

Преподавание — это такой вид педагогической деятельности, который направлен на управление преимущественно познавательной деятельностью школьников.

 

6

 

Преподавание и воспитательная работа - две стороны одного процесса: невоз­можно преподавать, не оказывая воспитательного влияния, степень эффективно­сти которого как раз и зависит от того, насколько оно будет продумано. Анало­гично, процесс воспитания невозможен без элементов обучения. Выражаясь об­разно, целостный педагогический процесс в его содержательном аспекте - это процесс, в котором воедино слиты «воспитывающее обучение» и «обучающее воспитание» (А. Дистервег).

5 ВОПРОС:Под функцией педагогической деятельности мы будем понимать обязан­ность, круг деятельности, назначение, роль педагога.

Исследования ряда ученых (Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, А. И. Щерба­ков и др.) показывают, что в учебно-воспитательном процессе проявляются следующие взаимосвязанные функции (виды деятельности) учителя.

Диагностическая функция педагогической деятельности связана с изуче­нием учащихся и установлением уровня их развития, воспитанности. Нельзя осуществлять учебно-воспитательную работу, не зная особенностей психиче­ского развития каждого школьника, уровня его умственной и нравственной воспитанности, условий семейной жизни и воспитания и т.д. Для этого учителю необходимо быть наблюдательным, владеть методами изучения и определения (диагностики) уровня воспитанности учащихся, знать круг их интересов, склонностей, характер их деятельности вне школы и т.д.

Ориентационно-прогностическаяфункция педагогической деятельности выражается в умении учителя определять направление воспитательной дея­тельности, ее конкретные цели и задачи на каждом этапе воспитательной рабо­ты, прогнозировать её результа­ты, то есть то, чего конкретно хочет достигнуть учитель, какие сдвиги в форми­ровании и развитии личности учащегося он хочет получить.

Конструктивно-проектировочнаяфункция деятельности учителя орга­нически связана с ориентационно-прогностической. Конструктивно-проектировочная функция обеспечивает:

• отбор и организацию содержания учебной информации, которая должна быть

усвоена учащимися;

• проектирование деятельности учащихся, в которой информация может быть

усвоена;

• проектирование собственной будущей деятельности и поведения, какими они

7

 

должны быть в процессе взаимодействия с учащимися.

Организаторская функция педагогической деятельности связана с вовле­чением учащихся в намеченную воспитательную работу и стимулированием их активности. Для этого учителю необходимо выработать целый ряд умений. В частности, он должен уметь определять конкретные задачи по обучению и вос­питанию учащихся, развивать их инициативу в планировании совместной рабо­ты, уметь распределять задания и поручения, руководить ходом той или иной деятельности. Очень важным элементом этой деятельности является также умение вдохновить учащихся на работу, вносить в нее элементы романтики и осуществлять тактичный контроль за ее выполнением.

Информационно-объяснительнаяфункция педагогической дея­тельности обусловливается тем, что все обучение и воспитание по существу в той или иной мере основано на информационных процессах. Овладение зна­ниями, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями — это важ­нейшее средство развития и личностного формирования учащихся.

Коммуникативно-стимулирующая функцияпедагогической деятельно­сти связана с тем большим влиянием учителя, которое оказывает на учеников его личное обаяние, нравственная культура, умение устанавливать и поддержи­вать с ними доброжелательные отношения и побуждать их своим примером к активной учебно-познавательной, трудовой и художественно-эстетической дея­тельности.

Сущность аналитико-оценочной функциидеятельности учителя отража­ется в самом названии. Учитель, осуществляя педагогический процесс, анали­зирует ход обучения и воспитания, выявляет в них положительные стороны и недостатки, сравнивает достигаемые результаты с теми целями и задачами, ко­торые намечались, а также сопоставляет свою работу с опытом коллег. Ана-литико-оценочная деятельность помогает учителю:

• поддерживать так называемую обратную связь в своей работе (непрерыв­но сверять то, что намечалось достигнуть в обучении и воспитании учащихся и что достигнуто);

• на этой основе вносить необходимые коррективы в учебно-воспитательный процесс;

• вести поиски путей его совершенствования и повышения педагогической эффактинности;

• шире использовать передовой педагогический опыт.

Исследовательско-творческаяфункция педагогической деятельности.

Две ее стороны имеют особенно важное значение. Одна из них состоит в том, что применение педагогической теории по своему существу требует от учителя известного творчества. Дело в том,

8

 

что педагогические и методические идеи отражают типичные учебно-воспитательные ситуации. Конкретные же условия обучения и воспитания слишком разнообразны, а иногда и неповторимы.

Вторая сторона этой деятельности связана с осмыслением и творческим развитием того нового, что выходит за рамки известной теории и в той или иной мере обогащает ее.

Гностическая (исследовательская) функцияпедагогической деятельно­сти предусматривает изучение:

• содержания и способов воздействия на других людей;

• возрастных и индивидуально-психологических особенностей других лю­дей;

• особенностей процесса и результатов собственной деятельности, ее дос­тоинств и недостатков.

 

 

6 ВОПРОС:Педагогическая деятельность учителя (преподавателя), как и любая другая деятельность, характеризуется определенным стилем. Стиль деятельности(например, управленческой, производственной, педагогической) в самом широ­ком смысле слова — устойчивая система способов, приемов, проявляющаяся в разных условиях ее существования. Он обусловливается спецификой самой деятельности, индивидуально-психологическими особенностями ее субъекта (И.В. Страхов, Н.Д. Левитов, Е.А. Климов и др.).

Стиль педагогической деятельности, отражая ее специфику, включает стиль управленческой деятельности, саморегуляции, общения и когнитивный стиль.

В. А. Кан-Калик под стилем общения понимал индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия пе­дагога и обучающихся. Стили педагогической деятельности, прежде всего, диф­ференцируются на три общих, рассмотренных выше, вида: авторитарный, де­мократический и либерально-попустительский, наполняясь «педагогическим» содержанием.

Демократический стиль. Ученик рассматривается как равноправный партнер в общении, коллега в совместном поиске знаний. Учитель привлекает учеников к принятию решений, учитывает их мнения, поощряет самостоятель­ность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества участников. Методами воздействия являются побуждение к действию, совет, просьба. У учителей с демократическим стилем руководства школьники чаще испытывают состояние спокойной удовлетворенности, высокой самооценки. Учителя с этим стилем больше обращают внимание на свои психологические умения. Для

9

 

таких учителей характерны большая профессиональная устойчи­вость, удовлетворенность своей профессией.

Авторитарный стиль. Ученик рассматривается как объект педагогиче­ского воздействия, а не равноправный партнер. Учитель единолично решает, принимает решения, устанавливает жесткий контроль за выполнением предъ­являемых им требований, использует свои права без учета ситуации и мнений учащихся, не обосновывает свои действия перед учащимися. Вследствие этого учащиеся теряют активность или осуществляют ее только при ведущей роли учителя, обнаруживают низкую самооценку, агрессивность. При авторитарном стиле силы учеников направлены на психологическую самозащиту, а не на ус­воение знаний и собственное развитие. Главными методами воздействия такого учителя являются приказ, поучение. Для учителя характерны низкая удовлетво­ренность профессией и профессиональная неустойчивость. Учителя с этим сти­лем руководства главное внимание обращают на методическую культуру, в пе­дагогическом коллективе часто лидируют.

Либеральный стиль. Учитель уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам. Организацию и контроль деятельности уча­щихся осуществляет без системы, проявляет нерешительность, колебания. В классе неустойчивый микроклимат, скрытые конфликты.

 

 

IV. ПервичноеСтудентам задаются вопросы (фронтально):

Закрепление

изученного материала1. Дайте общую характеристику понятия «деятельность».

2. Назовите сущность педагогической деятельности.

3. Назовите структуру педагогической деятельности.

4. Перечислите основные виды педагогической деятельности.

5. Назовите функции педагогической деятельности.

6. Перечислите стили педагогической деятельности.

 

V. Домашнее заданиеПовторить лекционный материал.

V . Итог урокаПодвожу итог лекции.Какие вопросы у вас возникли после

изучения нового материала? Шкала комфортности на учебном

занятии (на доске).

 

Спасибо. Урок закончен. До свидания.

 

 




Читайте также:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (512)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)