Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Внимание — это сосредоточенность сознания на определенном объекте при одновременном отключении от всего остального



2015-12-14 2571 Обсуждений (0)
Внимание — это сосредоточенность сознания на определенном объекте при одновременном отключении от всего остального 0.00 из 5.00 0 оценок




В соответствии со степенью участия воли при сосредоточении внимания принято различать 3 вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Непроизвольное внимание – это направленность и сосредоточенность психической деятельности, когда мы не ставим перед собой цели быть внимательным, оно возникает непреднамеренно, без каких-либо специальных усилий.

Причины, вызывающие непроизвольное внимание человека, кроются в особенностях внешних воздействий – раздражителей. По своему происхождению непроизвольное внимание ближе всего связано с «ориентировочными рефлексами», которые возникают при каждом новом, неожиданном раздражении и вызывает такие приспособительные движения, которые обеспечивают наиболее полное и отчетливое отражение раздражителя. Причинами непроизвольного внимания являются: сила, величина, внезапность раздражителя. Их движение, изменение вообще. Особенное значение имеет контрастность раздражителей, их отношение друг от друга.

Объекты, связанные с потребностями, чувствами и желаниями, переживаемыми человеком в данный момент, вызывают непроизвольное внимание. Оно зависит от знаний человека, мировоззрения, устойчивых интересов и настроений, от всего богатства прошлого опыта.

Произвольное внимание – это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, направляемое требованиями деятельности.

Произвольное внимание – обязательное условие труда, учебных занятий, работы вообще. Причиной, вызывающей и поддерживающей произвольное внимание, является осознание значения объекта внимания для выполнения данной деятельности, удовлетворения потребностей, тогда как при непроизвольном внимании значение объекта может и не осознаваться.

Психологическое содержание произвольного внимания связано с постановкой цели деятельности и волевым усилием. Включаясь в трудовую деятельность, человек независимо от его отношения к работе имеет цель, которую необходимо осуществить (например: шофер ведет машину, бухгалтер считает; если они не сосредоточатся, то не получат положительных результатов).

Волевое усилие переживается как напряжение, мобилизация сил на решение поставленной цели. Оно помогает удерживать внимание на объекте, не отвлекаться, не ошибаться в действиях.

Послепроизвольное внимание возникает после того, как было вызвано произвольное внимание. Происходит переход от произвольного внимания к послепроизвольному. Последний вид внимания связан с сознательными задачами и целями, т.е. вызываются преднамеренно, поэтому его нельзя отождествлять с непроизвольным вниманием. С другой стороны, это внимание не сходно и с произвольным, т.к. здесь уже не требуется волевых усилий для поддержания внимания. С этим видом внимания связывают наиболее интенсивную и плодотворную умственную деятельность.

 

6.2.Свойства внимания.

Вниманию присущ ряд свойств, среди которых важнейшими являются: объем, устойчивость, переключение, распределение и концентрация.

Объем внимания — это то количество объектов, которое может воспринять человек одномоментно за 1/ 10 секунды.

Объем внимания зависит от возраста. У взрослого человека оно определяется количеством от 5 до 9 единиц информации. Объем внимания зависит от осмысленности воспринимаемых объектов и возможности их группировки в смысловые блоки.

Устойчивость внимания — это степень и длительность сосредоточенности сознания на объекте.

Ее показателем является отсутствие значительных колебаний (временных ослаблений сосредоточенности) внимания. Физиологически устойчивость внимания объясняется, прежде всего, торможением действия побочных раздражителей. Устойчивость внимания зависит от содержательности, трудности выполняемой деятельности, от осознания ее значения. Устойчивость внимания необходима человеку в любой деятельности.

Переключение внимания - это преднамеренный переход от одного объекта внимания, к другому, который в данный момент теснее связан с потребностями, привычками человека, с требованиями, предъявляемыми ему условиями общественной жизни.

Переключение внимания следует отличать от отвлечения внимания, где изменение направленности сознания происходит непреднамеренно. Оно может проявляться в переходе либо от одного объекта определенной деятельности к другому, либо от одной операции к другой. В этом случае переключение происходит внутри одной деятельности. Слишком частое переключение может приводить к быстрому утомлению и поэтому необходимо выбрать оптимальный вариант.

В отличие от сознательного переключения внимания, отвлечение — это непроизвольное отклонение внимания от основной деятельности на посторонние объекты. Отвлечение отрицательно сказывается на выполнении работы.

Способность противостоять отвлекающим воздействиям называется помехоустойчивостью. В развитии этой способности у людей наблюдаются значительные индивидуальные различия, обусловленные как различиями нервной систем, так и социальной тренировкой, направленной на повышение помехоустойчивости

Распределение внимания – это такая организация внимания, когда возможно выполнение двух или нескольких деятельностей одновременно.

Это свойство внимания чрезвычайно важно в жизни. Уровень распределения внимания зависит от характера совмещаемых видов деятельности, от их сложности, от степени знакомства и их привычности. Чем сложнее совмещаемые виды деятельности, тем труднее распределить внимание. Распределение внимания возможно в том случае, если каждый из выполняемых видов деятельности знаком человеку, причем один — до некоторой степени привычен. Чем менее автоматизирован один из совмещаемых видов деятельности, тем слабее распределение внимания. Если один из видов деятельности полностью автоматизирован и для ее успешного выполнения требуется лишь периодический контроль сознания, отмечается сложная форма внимания — сочетание переключения и распределения.

Концентрация внимания – это степень (интенсивность) сосредоточения на объекте.

Показателем концентрации внимания является «помехоустойчивость», невозможность отвлечь внимание от предмета деятельности посторонними раздражителями.

Концентрация тесно связана с объемом и распределением. Чем меньше объектов внимания, чем меньше видов деятельностей, тем больше возможность концентрации.

Типы внимания.

Различают три типа внимания: внимательность, невнимательность, рассеянность.

Внимательность определяется соотношением в деятельности видов внимания. Преобладание произвольного и послепроизвольного внимания характерно для волевого целеустремленного человека. В этом случае недостатки в отдельных свойствах внимания (медленное переключение, слабое распределение) компенсируются.

Невнимательность выражается в неумении сосредоточиться на предмете, в поверхностности суждений.

Причины невнимательности:

1) недостаточное развитие произвольного внимания;

2) недостаточный запас знаний;

3) невнимательность как черта личности;

4) плохое самочувствие.

Внимательность и невнимательность могут у человека проявляться избирательно. Например: ребенок может быть невнимательным на уроке математики и быть внимательным на уроке истории.

 

Рассеянность. Важнейшим признаком внимания является сосредоточенность сознания. Многие раздражители отчетливо не воспринимаются. Это является причиной рассеянности. Рассеянность бывает двух видов:

1. Настоящая рассеянность как неумение сколько-нибудь длительно сосредотачивать внимание. Она выражается в постоянном отвлечении, «скольжении» внимания. Человек может за все хвататься, всем увлекаться и ни на чем сосредоточиться.

2. Мнимая (профессорская) рассеянность наблюдается как односторонняя сосредоточенность сознания, выражающаяся в том, что человек не замечает то, что с его точки зрения представляется незначительным.

 

6.4. Понятие и виды памяти.

Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта называется памятью.

Память есть важнейшая, определяющая характеристика психической жизни личности. Будучи важнейшей характеристикой всех психических процессов, память обеспечивает единство и целостность человеческой личности.

В качестве наиболее общего основания для выделения различных видов памяти выступает зависимость ее характеристик от особенностей деятельности, в которой осуществляются процессы запоминания и воспроизведения. При этом отдельные виды памяти выделяются в соответствии с тремя основными критериями:

1) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую;

2) по характеру целей деятельности — на непроизвольную и произвольную;

3) по продолжительности закрепления и сохранения материала — на кратковременную, долговременную и оперативную.

Двигательная память — это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Огромное значение этого вида памяти состоит в том, она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков. Обычно признаком хорошей двигательной памяти является физическая ловкость человека, его сноровка.

Эмоциональная память — память на представления, картины природы и жизни, звуки, запахи, вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. Существует, так называемая, эйдетическая память — результат возбуждения органов чувств внешними раздражителями. Эйдетические образы похожи на представление тем, что возникают в отсутствие предмета, но характеризуется такой детализированной наглядностью, которая совершенно недоступна обычному представлению.

Содержанием словесно-логической памяти являются наши мысли. Мысли не существуют без языка, поэтому память называется словесно-логической. В словесно-логической памяти главная роль принадлежит второй сигнальной системе. Словесно-логическая память — специфически человеческая память. Двигательная, эмоциональная и образная в своих простейших формах свойственны и животным.

Запоминание ивоспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, называется непроизвольной памятью. В тех случаях, когда мы ставим такую цель, говорят о произвольной памяти.

Непроизвольная и произвольная память представляют собой две последовательные ступени развития памяти. Непроизвольная память занимает огромное место в нашей жизни, т.к. на ее основе без специальных механических намерений (запоминание и воспроизведение) и усилий формируется основная и по объему, и по жизненному значению часть нашего опыта. Однако в деятельности человека нередко возникает необходимость руководить своей памятью. В этих условиях важную роль играет произвольная память, дающая возможность преднамеренно заучить или припомнить то, что необходимо.

Кратковременная память — это неустойчивые и обратимые процессы, которые переживаются как отзвук только что прошедшего события, и которые очень специфичны, а их роль в функционировании механизмов накопления весьма значительна.

Для долговременной памяти характерно длительное сохранение материала после многократного его повторения и воспроизведения.

Понятием «оперативная память» обозначают мнемические процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции. Выполняя какое-либо сложное действие, мы осуществляем его по частям, кусками. Куски материала могут быть различными. Объем этих кусков, так называемых, оперативных единиц памяти, существенно влияет на успешность выполнения той или иной деятельности.

Такое понимание оперативной памяти отличает ее как от долговременной, так и от кратковременной памяти, хотя и намечает точки их соприкосновения.

Все эти виды памяти, независимо от характера, находятся в тесном взаимодействии между собой.

 

Процессы памяти.

В качестве основания выделения процессов памяти рассматриваютразличные функции, выполняемые памятью в жизни и деятельности. К процессам памяти относят запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

6.5.1. Запоминание.



2015-12-14 2571 Обсуждений (0)
Внимание — это сосредоточенность сознания на определенном объекте при одновременном отключении от всего остального 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Внимание — это сосредоточенность сознания на определенном объекте при одновременном отключении от всего остального

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2571)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)