СЕМИНАР №6. ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ И СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Цель: Создать предпосылки для понимания сущности гуманистического подхода, посредством анализа понятий «ценности», «гуманистическая направленность личности», «гуманизм». Обосновать знания о влиянии ФК и С на становление личности.
ПЛАН 1.Сущность гуманистической парадигмы в педагогике. 2. Признаки социализации гуманистического типа. 3. Понятия ценности и направленность личности как предпосылки личности для осуществления гуманистического подхода. 4. Осуществление гуманистического подхода в деятельности специалиста по физической культуре и спорту. Гуманистическая парадигма вошла в образовательное пространство в России после 1991 года по инициативе учителей на местах. Она весьма актуальна для нашей страны, так как возвеличивает человека, ставит в центр внимания развитие учтеника, его интеллектуальные потребности и: межличностные отношения. Ее ядро — гуманистический подход к ученику, помощь в его личностном росте, хотя уделяется внимание и его подготовке к жизни, адаптации и т.п. В основе гуманистической парадигмы: - образования, а не субъект-объектные отношения (как у других модлей); - развитие и саморазвитие, самореализация, творчество ученика, жизнетворчество, субъективность; - формирует отношения по типу «субъект-субъект»; - учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели деятельности, ее содержание, выбирают формы и критерии оценки, находясь в состоянии сотрудничества сотворчества; -диагностические изменения состояния «объекта» педагогического влияния служат средством отбора; - низкие учебные показатели не являются основанием для суждения о нормативных качествах человека; - пространство критериев оценки перемещается в плоскость межличностных отношений; - меняется этическая позиция учителя и ученика, которые берут на себя нравственную ответственность за свободный выбор: той или иной позиции во взаимодействии. - скорость обучения в гуманистической парадигме обусловливается индивидуальной способностью субъектов проникнуть в суть познавательной или жизненной проблемы. Для этого нужно как минимум уметь видеть и слышать другого; - педагог получает возможность все время обогащаться, профессионально взаимодействуя с учеником. В гуманистической парадигме любовь к человеку, к ребенку атрибут профессионализма, именно поэтому так подробно многими авторами книг, ставшими ныне классическими, Обсуждается вопрос «Как любить и понимать ребенка?» Представители гуманистической парадигмы не отличаются единством воздействий. В ее рамках существуют разнообразные модели образования. В единое направление их объединяет ценностное отношение к ребенку и детству, признание развитие ребенка главной задачей школы. Каждая образовательная система, действующая в рамках гуманистической парадигмы, ведет собственный поиск и находит собственное содержание, методы, средства обучения и воспитания. Считается, что гуманистическая парадигма является для нас временной, пока в обществе не сформируется адекватная самооценка.
К важнейшим признакам социализации гуманистического типа можно отнести: - организацию полноценной и разнообразной школьной жизни, охватывающую систему внутришкольных отношений, структуру управления ит.д. школу как «жизненную общность» учащихся, где они могут проявить себя, удовлетворить потребность в дружбе, неформальном общении; - личностную направленность учебно-воспитательного процесса; реализацию обучения, в центре которого ученик с его потребностями интересами: открытость обучения, т.е. не следование строго намеченному плану, а активное подключение учащихся к планированию урока, совместный поиск оптимальных решений: сотрудничество. Частичный отказ от классно-урочной системы; - изменение структуры школы – перенос акцента на самовоспитание и самоуправление, развитие и стимулирование процессов саморегуляции; - установку на развитие инициативы «снизу» (отдельных общностей , групп и индивидов); - способность институтов социализации к диалогу и сотрудничеству. Разработка организационных и правовых актов всех лиц, вовлеченных в воспитательный процесс: педагогов, родителей, преподавателей, местных органов, формирующихся финансово промышленных групп; - становление педагогических сообществ, состоящих из учителей и родителей, объединенных общими установками и способных по мере развития жизнедеятельности демонстрировать учащимся продуктивные идеи сотрудничества; - множественность и некоторую разсогласованность воспитательных воздействий, как условие развития автономии формирующейся личности. «Гуманистическая» социализация – реализация в деятельности педагогического коллектива школы целевых установок, связанных с подготовкой молодежи, способных самостоятельно действовать и принимать решения в условиях, которых не могло быть в жизни родительского поколения. Важнейшие признаки этой социализации: организация полноценной и разнообразной школьной жизни. Превращение школы из образовательного учреждения в школу социального типа; личностную направленность учебно-воспитательного процесса; перенос акцента на самовоспитание; установку на развитие инициативы «снизу» (отдельных общностей, групп и индивидов). Задание 8: Цель:Оценить взаимосвязь ценностей, направленности личности как предпосылок осуществления гуманистического подхода в педагогическом взаимодействии. Перед вами список, включающий жизненные ценности-цели. Пожалуйста, внимательно изучите его и выберите ту из ценностей, которая для Вас наиболее значима и необходима, чтобы чувствовать себя счастливым человеком в жизни, и поставьте СЛЕВА от нее цифру 1. Затем выберите следующую по значимости и обозначьте цифрой 2 и т. Д. Наименее значимая получит номер 20.
Саморазвитие (постоянное физическое и духовное совершенствование) Познание (расширение своего образования, общей культуры) Интересная работа Материально обеспеченная жизнь Развлечения Возможность творчества в профессиональной деятельности Самореализация в спорте Карьера Свобода, независимость в поступках суждениях Общественное принятие Здоровье учеников (психическое и физическое) Хорошие отношения в коллективе Развитие учеников ( физическое и духовное Высокие результаты в спорте учеников Уверенность в себе Хорошие друзья Внешность, хорошие манеры Счастливая семейная жизнь, любовь Здоровье (психическое и физическое) Переживание прекрасного в природе искусстве В результате проделанной работы ответьте на вопрос: 1. Являются ли ваши ценности предпосылками для реализации гуманистического подхода в педагогическом взаимодействии? 2. В чем заключается гуманистическая направленность личности специалиста в области физической культуры?
Задание 9: Цель: Закрепить знания о сущности гуманистической парадигмы в педагогике, на основе чего рассмотреть гуманистическую модель социализации личности. Провести сравнительный анализ возможностей реализации гуманистической парадигмы в школе и при занятиях ФК и С. На основе представленных признаков традиционной парадигмы обучения охарактеризуйте парадигму гуманистическую. Ответьте на вопросы: Как отражаются занятия ФкиС на становлении личности в рамках традиционного и гуманистического подхода, есть ли разница? Какие компоненты деятельности специалиста по физической культуре нуждаются в коррекции для успешного осуществления гуманистического подхода?
►Участвуйте в обсуждении полученных результатов со студентами и преподавателем. Таблица 6
Литература: 1. Мудрик, А.В. Социальная педагогика : учеб. Для студ. Пед. вузов / А.В. Мудрик ; под ред. В.А. Сластенина. – М. : Академия, 1999. – С. 58-62. 2. Кукушкин В.С. Общие основы педагогики:учеб.пособие для студ. Пед. Вузов-М.:Ростов н/Д Изд.»МарТ»,2006-224с. 3. Социальная педагогика : учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Завед. / под ред. В.А. Никитина. – М. : Владос, 2002. – С. 150-151. 4. Социальная педагогика : конспекты лекций / авт.-сост. В.А. Титов. – М., 2004. – 160 с.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (992)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |