Понятие налоговой системы
Тема №6 Налоги и организация налоговой системы. Понятие налогов и их социально-экономическая сущность Налоги - это обязательные платежи, устанавливаемые государством, и взимаемые в определенных размерах и в установленные сроки. Экономическая сущность налогов состоит в том, что они представляют собой часть экономических отношений по изъятию определенной доли национального дохода у субъектов хозяйствования, граждан, которая аккумулируется государством для осуществления своих функций и задач. Налоги являются исходной категорией финансов. Налоги возникают с появлением государства и являются основой его существования
Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общество на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды. «В налогах воплощено экономически выраженное существование государства», - справидливо подчеркнул К.Маркс. В эпоху становления и развития капиталистических отношений значение налогов стало усиливаться: для содержания армии и флота, обеспечивающих завоевание новых территорий – рынок сырья и сбыта готовой продукции, казне нужны дополнительные средства. Изъятие государством в пользу общнства определенной части стоимости валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЦЕНУ УСЛУГ ГОСУДАРСТВА Затраты государства выполнение своих функций Политические факторы Спрос и предложение Социальные факторы К основным экономическим признакам налога можно отнести следующие: - денежная форма налогов; - безвозвратность и безэквивалентность налогов; - определенность объекта, субъекта налогообложения, размеров и сроков уплаты налогов; - налоги являются доходом государства. Для полной характеристики налога выделяются следующие юридические признаки: - налог устанавливается и вводится законом; - налог – это отчуждение части собственности субъектов в доход государства; - налог – это обязательный взнос, уплата которого носит принудительный характер. Другие обязательные платежи в бюджет - Помимо налогов в любом государстве взимаются другие обязательные платежи в зависимости от необходимости. В систему взимания платежей вводятся: платы, сборы, пошлины. В Казахстане это регламентируется Налоговым Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет». - Сборами, пошлинами и платами являются обязательные платежи юридических и физических лиц за услуги, оказываемые им государственными органами. Кроме налогов в системе налогообложения имеют место и другие обязательные платежи в бюджет. К ним относятся: - пошлины; - сборы; - платежы; - Имеются три основных отличия налогов от других платежей в бюджет: · Во-первых, налоги носят принудительный характер, тогда как другие обязательные платежи имеют в определенной степени добровольной характер. Напрмер, при уплате таможенных платежей, выбор альтернативы заниматься или не заниматься внешнеэкономической деятельности остается за самими участниками ВЭД. · Во-вторых, субъекты не получает никокого эквивалента в обмен на уплачиваемую сумму налогов, в то время как при уплате других обязательных платежей субъекты имеют в качестве эквивалента какую-либо экономическую, материальную выгоду. · В-третьих, если налоги имеют определенные и стабильные сроки их уплаты в бюджет, то другие обязательные платежи носят нестабильный и неконкретный характер уплаты. Так, таможенная пошлина при импорте товара на территории Казахстана уплачивается именно в Функции налогов Функции налога – это проявление его сущности в действии, способ его своиств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории. Поэтому главной является распределительная функция налогов, которая отражает их сущность как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства Фискальная функциясостоит в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для его деятельности. Фискальная функция налогов, формируя государственные финансовые ресурсы, создает объективные условия для воздействия государства на экономику и этим обуславливает регулирующую функцию налогов. Регулирующая функциясостоит в том, что, маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем. Распределительная функциясостоит в том, что с помощью налогов государством перераспределяется часть прибыли предприятий и предпринимателей, а также доходов граждан, и направляется на развитие производственной и социальной инфраструктуры, инвестиции в отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: на железные дороги, автострады, развитие добывающих отраслей, строительство электростанции.
Понятие налоговой системы Термин «система» означает действие взаимосвязанных элементов - подсистем, которые классифицируются по разным критериям. Налоговая система представляет собой совокупность налогов и других обязательных платежей, взимаемых государством, нормативной и законодательной базы, на основе которых осуществляется взимание налога, а также налоговых служб, осуществляющих контроль за правильностью исчисления и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей.
Налоговая система состоит из трех основных элементов: - совокупность всех налогов, действующих в государстве; -правовая база (указы, законы, кодексы), определяющая порядок налогообложения; - государственные органы, проводящие в жизнь налоговую политику государства. В настоящее время стратегической целью налоговой системы становится максимизация доходной части бюджета путем стимулирования наращивания капитализированной стоимости субъектов налогообложения. Для достижения этой цели необходимо: - определение источников средств; - расширение налогооблагаемой базы; - разработка программ вложения и использования бюджетных средств. А.Смит выделял следующие принципы налогообложения, получившее впоследствии название классических: • Принцип справедливости, утверждающий всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходами. • Принцип определенности требующий, чтобы сумма способ и время платежа были совершенно точно заранее известны плательщику. • Принцип удобности предполагает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшее удобства для плательщика. • Принцип экономии, заключающийся в сокращении издержек взимания налога, в рационализации системы налогообложения. Широкой известностью и до сегодняшнего дня пользуются предложенные А. Вагнером 9 основных правил обложения: 1) достаточность обложения и 2) эластичность обложения. Затем идет группа народнохозяйственных принципов; 3) надлежащий выбор источника обложения; 4) правильная комбинация различных налогов в такую систему, которая бы считалась с последствиями и с условиями их переложения. К третьей группе правил А. Вагнер относит этические принципы; 5) всеобщность обложения; 6) равномерность. Четвертая группа состоит из административно-технических правил; 7) определенность обложения; 8) удобство уплаты налога; 9) максимальное уменьшение издержек взимания.
Налоговые системы развитых стран складывались под воздействием разных экономических, политических и социальных условий. Эти условия не всегда оптимальны, поэтому ученые-экономисты, социологи вынуждены вести постоянный поиск правил и принципов построения оптимальной налоговой системы. К наиболее важным принципам налогообложения можно отнести следующие: - принцип справедливости- распределение налогового бремени должно быть равным и соразмерным получаемым доходам или благам (вертикальное и горизонтальное равенство); - принцип экономической нейтральности- налоги не должны оказывать влияние на принятие субъектами экономических решений или такое влияние должно быть минимальным; - принцип соответствия экономической политике- налоговая структура должна способствовать использованию налоговой политики в целях стабилизации и экономического роста страны; - принцип простоты- налоговая система должна быть понятной налогоплательщикам и не должна допускать произвольного толкования налогового законодательства; - принцип экономичности- административные издержки по управлению налогами и соблюдению налогового законодательства должны быть минимальными. Рассматриваемые принципы используются при оценке качества налоговой системы практически во всех государствах мира.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (682)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |