СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ. ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ
Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.(Фед. закон об образовании) Общие признаки характеризующие сущность воспитания: Во-первых, воспитание определяется как процесс, то есть как динамическое явление, предполагающее определенные качественные и количественные изменения, которые происходят в людях, с которыми взаимодействует воспитатель. Во-вторых, таким признаком является целенаправленность воздействий на воспитанника. Этот признак означает, что воспитание всегда направлено на достижение определенного результата, который, прежде всего, определяется теми позитивными изменениями, которые происходят в личности воспитанника. Бесцельное воспитание (воспитание вообще) не существует. В-третьих, гуманистическая направленность, как признак, определяет вектор воздействия на воспитанников. Не всякое воздействие воспитывает гуманистические качества. Несомненно, существует и «антивоспитание», когда влияние окружающих формирует негативные антигуманные черты. В-четвертых, в качестве важнейшего признака воспитания большинство исследователей называют взаимодействие воспитателя и воспитанника. Именно этот признак подчеркивает активность самого воспитанника в процессе воспитания, определяет его субъектную позицию. Таким образом, в самом общем виде воспитание можно определить какцеленаправленный процесс формирования гуманистических качеств личности, основанный на взаимодействии воспитателя и воспитанника.
Принципы воспитания Принципы соответствуют цели воспитания и задачам, стоящим перед педагогами, определяют возможности реализации этих задач. Можносформулировать три группы основных педагогических принципов: 1)Первая группа определяет совокупность требований к содержанию воспитательной деятельности. - Принцип природосообразности. В соответствии с принципом природосообразности воспитания у человека необходимо культивировать определенные этические отношения к природе, к планете и биосфере в целом, а также природоохранное и ресурсосберегающее мышление и поведение. Не менее существенно, чтобы воспитание стремилось к тому, чтобы человек: – осознавал себя гражданином Вселенной; – отчетливо понимал происходящие планетарные процессы и существующие глобальные проблемы; – осознавал взаимосвязь ноосферы и жизнедеятельности человеческих сообществ; – имел чувство сопричастности природе и социуму как ее части; – формировал - Принцип культуросообразности воспитания. В соответствии с этим принципом перед педагогами стоит задача приобщения юношей и девушек к различным пластам культуры этноса, общества, мира в целом. Имеются в виду такие составные части культуры, как бытовая, физическая, духовная, интеллектуальная, материальная, экономическая, политическая, нравственная. - Принцип центрации исходит из признания приоритета личности по отношению к обществу, государству, социальным институтам. Процесс воспитания, институты воспитания при этом подходе рассматриваются как средства развития личности. - Принцип дополнительности образования предполагает реализацию подхода к воспитанию человека как к совокупности взаимодополняющих процессов. Он даёт возможность рассматривать само воспитание как совокупность процессов семейного, религиозного и общественного воспитания. - Принцип профессиональной направленности воспитания, который предполагает формирование у учащихся и студентов профессиональных школ норм профессиональной этики, определение индивидуальной траектории личностного и профессионального самосовершенствования, формирование профессиональной идентичности. 2) Вторая группа принципов определяет основные требования к организации воспитательного процесса. - Принцип гуманистической ориентации воспитания требует рассмотрения воспитанника в качестве главной ценности в системе человеческих отношений, базовой нормой которых является гуманность. Этот принцип требует уважительного отношения к каждому человеку, а также обеспечения свободы совести, вероисповедания и мировоззрения, выделения в качестве приоритетных задач заботы о физическом, социальном и психическом здоровье человека. Условиями реализации данного принципа являются: – добровольность включения воспитанника в ту или иную деятельность; – учёт интересов обучающихся, их индивидуальных вкусов, предпочтений, пробуждение новых интересов и т.д. В практической педагогической деятельности этот принцип отражается в следующих правилах: – в общении с воспитанником должно доминировать уважительное отношение к нему; – педагог должен не только призывать воспитанника к добру, но и быть добрым и т. д. - Принцип социальной адекватности воспитания требует соответствия со- держания и средств воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс. Условиями реализации данного принципа являются: – взаимосвязь воспитательных задач и задач социального развития демократического общества; – координация взаимодействия социальных институтов, оказывающих влияние на личность воспитанника; – обеспечение комплекса социально-педагогической помощи молодежи и т.д. - Принцип индивидуализации воспитания предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого воспитанника, выделение специальных задач, соответствующих его индивидуальным особенностям. Условиями реализации принципа индивидуализации являются: – мониторинг изменений индивидуальных качеств в ребёнке; – определение эффективности влияния фронтальных подходов на индивидуальность ребёнка; – выбор специальных средств педагогического влияния на каждого ребёнка и т.д. - Принцип социального закаливания предполагает включение воспитанников в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, овладения определенными способами этого преодоления, адекватными индивидуальным особенностям человека, формирования социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции. Условиями реализации принципа социального закаливания являются: – включение молодых людей в решение различных проблем социальных отношений в реальных и имитируемых ситуациях (социальные пробы); – диагностирование волевой готовности к системе социальных отношений; –оказание помощи молодым людям в анализе проблем социальных отношений и вариативном проектировании своего поведения в сложных жизненных ситуациях и т.д. Принцип создания воспитывающей среды требует организации в учебном заведении таких отношений, которые бы формировали социальность ребёнка. Прежде всего необходимо отметить важную роль идеи о единстве коллектива учебного заведения – педагогов и обучающихся, сплочении этого коллектива. Реализация этого принципа возможна при следующих условиях: – выделении доминирующей цели коллектива, объединяющей педагогов и обучающихся; – определении ведущей деятельности, являющейся значимой для всех членов коллектива; – формировании позитивного отношения к творчеству; – неповторимости учебного заведения (каждый лицей, колледж, ВУЗ должен иметь своё «лицо»); – наличии отношений «ответственной зависимости» (А.С. Макаренко) в среде педагогов и обучающихся. 3) Третья группа принципов определяет требования к взаимодействию воспитателей и воспитанников. Принцип развивающей социальной интеракции предусматривает организацию такого педагогического процесса, при котором учитываются закономерности онтогенеза (возрастного развития), активизируются собственные ресурсы человека для придания объективной ситуации субъективного значения, необходимого для самостоятельного и ответственного решения актуальных и перспективных проблем жизни. Принцип стимулирования саморазвития человека в качестве основного требования предполагает формирование мотивов самообразования и самовоспитания. Принцип нравственного саморегулирования предполагает педагогическую помощь юношам и девушкам в осуществлении нравственной экспертизы происходящих событий на основе сформированных норм отношений и поведения. Она предполагает знакомство молодых людей с нормами общечеловеческой морали и обучение их нравственному поведению. Принцип самоактуализации ситуации предполагает, что каждое событие должно содержать ситуационную доминанту, которая представляет собой актуализированное внутреннее состояние человека, определяющее то в содержании данного события, что является для него значимым и выражается в его эмоциональной оценке. Принцип эмпатийного взаимодействия рекомендует создание такого социального пространства совместного бытия педагога и воспитанника, в условиях которого формируются система ценностных ориентаций и субъективный образ мира, осваиваются продуктивные способы взаимодействия с социумом. Принцип вариативности предполагает дифференцированное включение юношей и девушек в социально-педагогические ситуации, с одной стороны, уменьшающие негативные переживания, а с другой – способствующие появлению новых переживаний и сопереживаний, формирующие ценностные ориентации и расширяющие экзистенциальный опыт.
6. Основные направления образовательной политики государства. Национальная доктрина образования в РФ. Образовательная политика – часть социальной политики государства, заключающаяся в деятельности органов управления образованием, направленной на удовлетворение интересов общества, личности и государства в вопросах образования. Документы, определяющие основные направления образовательной политики государства: –Закон «Об образовании» (1992); –Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996); –«Национальная доктрина образования» (утверждена Правительством РФ 5 октября 2000 г.); –Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (одобрена Правительством РФ 29 декабря 2001г. № 1756-р.)
Принципы государственной политики в области образования (Закон РФ «Об образовании», статья 2): · Гуманистический характер образования - приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; · Единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; · Общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся; · Светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; · Свобода и плюрализм в образовании (плюрализм – многообразие и свобода взглядов, идей, форм деятельности); · Демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.
Принципы государственной политики в области профессионального образования (Закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», статья 2): – Суверенность прав субъектов РФ в определении собственной политики в области высшего и послевузовского проф. образования в части национально-региональных компонентов ГОСтов; – Непрерывность и преемственность процесса образования; – Интеграция системы высшего и послевузовского профессионального образования в мировую систему высшего образования; – Конкурсность и гласность при определении приоритетных направлений науки. техники, технологий, а также подготовки специалистов, переподготовки и повышения квалификации работников; – Государственная поддержка подготовки специалистов. приоритетных направлений фундаментальных и прикладных научных исследований в области высшего и послевузовского профессионального образования. Профессиональная мобильность – способность оперативно реагировать на изменения в содержательных, технологических и организационных компонентах профессиональной деятельности. Социальная мобильность – способность адаптироваться к изменениям социальных условий жизни. Потенциал личности – внутренние возможности человека, характеризующие его степень его готовности к осуществлению какой-либо деятельности. Качество образования – его способность удовлетворять реальные или потенциальные образовательные потребности личности, общества и государства.
Национальная доктрина образования в Российской Федерации (далее – доктрина) – основополагающий государственный документ, утверждаемый федеральным законом и устанавливающий приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития. Доктрина определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года. Стратегические цели образования тесно увязаны с проблемами развития российского общества, включая: – преодоление социально–экономического и духовного кризиса, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности; – восстановление статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, науки, высоких технологий и экономики; – создание основы для устойчивого социально–экономического и духовного развития России. Доктрина отражает интересы граждан России и призвана создать в стране условия для всеобщего образования населения, обеспечить реальное равенство прав граждан и возможность каждому повышать образовательный уровень в течение всей жизни. Доктрина признает образование сферой накопления знаний и умений, создания максимально благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей каждого гражданина России, воспитания в нем трудолюбия и высоких нравственных принципов, а также признает образование сферой трудовой занятости населения, прибыльных долгосрочных инвестиций и наиболее эффективного вложения капитала. Доктрина определяет основные направления совершенствования законодательства в области образования и является основой для разработки программ развития образования. Принятие нормативных правовых актов, противоречащих доктрине, в том числе снижающих уровень гарантий прав граждан в области образования и уровень его финансирования, не допускается. Доктрина отражает решимость и волю государства принять на себя ответственность за настоящее и будущее отечественного образования, являющегося основой социально–экономического и духовного развития России. Заключительная часть Доктрины констатирует определяющее значение образования для характеристики положения государства в современном мире и человека в обществе. Возвращение утраченного за последнее десятилетие, сохранение и развитие традиций отечественного образования, четкая линия на его государственную поддержку сегодня и завтра — в этом суть принятой Доктрины.
ПЕДАГОГИКА. 7. СПЕЦИФИКА ОБЪЕКТА, ПРЕДМЕТА И ФУНКЦИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ. ЗАДАЧИ И СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ. ОБЪЕКТОМпрофессиональной педагогики выступает не только относительно узкая сфера профессиональной подготовки человека к труду, но и вся система профессионального образования. Система профессионального образования включает в себя совокупность профессиональных образовательных программ и стандартов, профессиональных образовательных учреждений различных видов, типов и форм собственности, органов управления профессиональным образованием. Педагогическая система и педагогический процесс находятся в органической связи друг с другом. С одной стороны, педагогический процесс осуществляется в педагогической системе. С другой стороны, педагогическая система обусловливает цели, задачи и содержание педагогического процесса. ПРЕДМЕТ профессиональной педагогики имеет двухаспектный, двуединый характер: «педагогический процесс формирования требуемых профессиональных качеств личности и педагогическая система, задающая целевые, содержательные и собственно профессиональные (технологические) компоненты такого формирования» ФУНКЦИИ: -теоретическая функция: изучение передового опыта профессионального образования (описательный уровень), выявление состояния профессионального образования (диагностический уровень), проведение экспериментальных исследований (прогностический уровень); -технологическая функция: разработка методических материалов, планов, программ, учебных пособий по профессиональному образованию (проектный уровень), внедрение достижений науки в педагогическую практику (преобразовательный уровень), анализ результатов научных исследований (рефлексивный уровень). ЗАДАЧИ. -Разработка теоретико-методологических основ профессионального образования и методики проведения исследований в профессиональной педагогике. -Обоснование сущности, аспектов и функций профессионального образования. -Изучение истории развития профессионального образования и педагогической мысли. -Анализ современного состояния и прогнозирование развития профессионального образования в нашей стране и за рубежом. Выявление закономерностей профессионального обучения, воспитания и развития личности. -Обоснование образовательных стандартов и содержания профессионального образования. -Разработка новых методов, средств, форм, систем и технологий профессионального образования. -Определение принципов, методов и способов управления профессионально-педагогическими системами, мониторинга профессионально-образовательного процесса и профессионального развития обучающихся. СТРУКТУРА Из учебника Под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых Из Федерального Закона - В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования: 1) среднее профессиональное образование; 2) высшее образование - бакалавриат; 3) высшее образование - специалитет, магистратура; 4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации. Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4474)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |