Подготовка и проведение ролевой игры
Преподавателю при проведении ролевой игры важно учитывать ряд принципов. 1. Игра должна быть значима для участников. Ее значимость 2. Необходимо выбрать такие ситуации, которые могут быть 3. Важен правильный подбор лиц, которые будут принимать Руководить игрой должен либо куратор, либо заранее подготовленный слушатель. Механизм проведения ролевой игры(игры-драматизации) 1. Руководитель сообщает тему игры, обозначает игровую ситу 2. Дается инструкция о ходе игры. При этом надо убедиться,
3. Распределяются роли. Иногда участники отказываются от 4. Еще раз формулируется проблема, которую нужно решить.
- показать существующие стереотипы реагирования в тех или - разработать и использовать новые стратегии поведения; - осознать и преодолеть свои внутренние опасения и про Активные участники действуют в соответствии со своими ролями и полученной информацией. По ходу ролевой игры наблюдатели, а также приглашенный специалист или преподаватель никак не вмешиваются в действия участников, но ведут записи для последующего комментирования. 5. Подведение итогов проводится на основе эмоционально пе участников. Руководитель излагает факты, сведения, сопоставляя их с эмоциональными реакциями играющих. Примером ролевой деловой игры может быть «Педагогический совет — защита инноваций» [51]. Каждой группе учителей (кафедре, отделению) дается задание: предварительно изучить какую-либо педагогическую инновацию и на совете в лаконичной форме (10—15 мин) изложить ее идеи и особенности, ознакомиться с конкретным опытом применения этой педагогической технологии или ее элементов (открытые уроки, изучение методических материалов). Кроме того, группа выбирает из своего состава исполнителей следующих ролей: - автор-новатор — носитель передовых идей, руководитель группы; - оптимисты — сподвижники новатора, защитники идей, их пропаган - пессимисты — консерваторы и скептики, противники идей; - реалисты — аналитики, способные взвесить все «за» и «против» и В зависимости от количества участников и обсужденных инноваций возможно выделение творческих групп не только по указанным, но и по другим ролевым направлениям (ученик — учитель — родитель — администрация и т.д.). В результате делового обсуждения инновации по ролям педагогический совет приходит к тому или иному решению о целесообразности ее применения. 4.4. Организационно-деятельностные игры в обучении взрослых Организационно-деятельностные игры (ОДИ) представляют собой более крупную форму игровой деятельности и чаще встречаются в управленческой практике, чем в профессиональном обучении. Организационно-деятельностные и организационно-обу-чающие игры (ООИ) являются формами коллективной мыследея-тельности, в процессе которой происходит обучение и проектирование {создание) новых деятельностных образцов. Такие игры проводятся специалистами-методологами и игротехниками на основе глубокой теоретической проработки решаемых проблем с целью внедрения новой практики в некоторой профессиональной сфере. В. И. Загвязинский отмечает: «ОДИ предусматривают организацию коллективной мыслительной деятельности на основе развертывания содержания обучения в виде системы проблемных ситуаций и взаимодействия всех субъектов обучения в процессе их анализа. Задача руководителя ОДИ — "сделать" группу единицей учебного процесса, но при условии сохранения личной позиции каждого» [26, с. 114]. В ходе ОДИ, используемых в управленческой деятельности, как правило, решаются проблемы, связанные с созданием или реформированием существующих организационных структур. Для этих целей привлекаются работники организаций, имеющие соответствующий потенциал и полномочия для решения стратегических задач. Иногда игра может применяться в качестве практического руководства для решения различного рода сложных проблем, а также когда требуется объединение специалистов разных направлений. ОДИ и ООИ требуют для своего проведения достаточно длительного времени (несколько дней) и дополнительных экономических затрат. В силу этого популярность ОДИ в последнее время несколько снизилась. Подготовка ОДИ должна осуществляться специалистами-игротехниками. Для успешного проведения организационно-деятельностной обучающей игры необходимо выполнение следующих условий: - игра должна иметь общую тему, должна быть направлена на - в игре необходимо наличие организационной группы, которая - в ходе дискуссии, в процессе поиска новых решений могут - в ходе игры возможны ситуации, когда ни один из игроков - в целях поддержания благоприятного морально-психологи
- необходима также группа технического обеспечения, которая - вышеперечисленные группы входят в состав организаторов Основные требования к деятельности участников ОДИ включают нижеследующие позиции. 1. Каждый участник игры находится в двух планах — предмет- и организационно-деятельностном. 2. Каждый должен личностно самоопределиться в данной ситу Каждому участнику ОДИ нужно сделать себя предметом обсуждения. Оргдеятельностная игра — это игра в себя и для себя, собственное понимание и непонимание. 3. Отсутствие рамок («игра без правил»), снятие рангов позво 4. Работа над выделением и разработкой проблемы требует от 5. Участники включаются в командную мыследеятельность 6. В технологии проблематизации и «сборки» идей в ОДИ ис 7. Система оценивания участниками друг друга, экспертами, 8. «Соблюдение принципа выращивания, открытость игротех- Содержание работы игротехника. Игротехник проблематизи-рует средства деятельности игроков (действуя по правилу: « Чтобы человек понял, его нужно зацепить»), побуждает их к рефлексии, способствует осознанию стереотипов, внутренних препятствий, более четкому осмыслению целей и собственных интересов; организует коммуникацию между игроками в группе, помогает перенести освоенный способ в конкретную деятельность, привлекает методологический аппарат к разрешению проблем. Таким образом, игротехник осуществляет исследовательскую, педагогическую, организационно-коммуникативную деятельность. Он контролирует несколько пластов. Психологический - Организация коммуникации в группе, анализ происходяще - Осмысливание и руководство групповой динамикой. Важно - Отслеживание индивидуальных продвижений (динамики ин Мыслительный - Обобщение (выход на более абстрактный уровень, введение - Проблематизация по способу, оформлению мышления. Иг участников. - Рефлексия способа мыследеятельности (Что сделано в груп Содержательный - Работа с содержанием (его анализ, обобщение, выделение в - Оказание помощи по оформлению содержания на языке схе Организационный - Соблюдение регламента и удержание задачи. Если группа не работы; 2) группа продолжает работу после уведомления метаиг-ротехника (ведущего ОДИ). Проведение ОДИ Игра, как правило, продолжается 5 — 7 дней и носит выездной характер для того, чтобы все участники могли отвлечься от повседневных текущих проблем и полностью погрузиться в процесс обучающей игры. Особенностями оргдеятельностной игры являются: - многоуровневый способ работы (индивидуальный, микро - организация игры по принципу: групповая работа — пленар - этапность (анализ, генерирование идей, рефлексия, синтез); - концентрация во времени. 1. ОДИ начинаются с установочного доклада руково Доклад дает общую картину на абстрактном уровне для игроков и для игротехников, определяет область рассуждений. В ОДИ моделируются теоретические и практические затруднения, для разрешения которых требуется высокая степень абстракции, поэтому установочный доклад должен быть выполнен с использованием схем, что позволяет также сделать его логику более очевидной. В установочном докладе формулируется задача дня. 2. Для работы создаются группы, сформированные либо по за Основополагающий принцип группы — самоорганизация. Важен сам способ рассуждения, «путь прохождения мысли». Первоначально группы находятся в режиме «разработки», а на общем заседании — в режиме «экспертизы». В работе групп принимают участие и организаторы игры. Их основная роль — не оказывая давления, направлять работу группы на решение поставленной задачи. Результаты обсуждения в группе представляются в схематичном виде. 3. Пленарное заседание, общее обсуждение работы всех Каждая группа задает вопросы на понимание и конструктивные вопросы на продвижение. Каждой группе важно уяснить для себя ценные идеи из других докладов. Таким образом, на пленарном заседании каждая группа вносит свой вклад в развитие других групп. 4. Этап рефлексии участниками игры своей деятельности задень (индивидуальная, групповая, общая). Иногда содержательные позиции для рефлексии задаются схематично:
Результат
Выявление профессиональных затруднений, их фиксирование 5. В заключительном докладе руководителя игры обоб 6. Если есть запрос — проводится методологическая 7. Этап организационных решений (проводится в ко Эти этапы повторяются в течение всех дней, когда проводится игра. ОДИ могут прерываться на принятие общего решения, выработку общего отношения или рефлексию по поводу игры. Ученый О. С. Анисимов так описывает общую схему процессов в ОДИ: «Вся игра предстает как движение всех персонажей, их воплощающих игрогрупп и игроков в линии моделирования затруднения, совмещения разногрупповых затруднений в интегральное затруднение, оформление затруднения по его содержанию до уровня проблемы, совмещение проблем в интегральную... проблему, нахождение путей депроблематизации для персонажей, для отдельных групп и всей игры в целом, демонстрирование действия в соответствии с депроблематизацией (сведение к задаче) в ином "направлении"» [1, с. 46]. Специалистами (В.Зарецкий) исследованы развивающие психологические механизмы ОДИ. Атмосфера свободной творческой Деятельности и жесткий, напряженный режим работы (с утра до Поздней ночи), как правило, вовлекают игроков в процесс командной деятельности, способствуют их «раскрытию», несмотря На то, что для ОДИ характерны авторитарный стиль ведения игры Руководителем и жесткая манера работы игротехников. В первой фазе ОДИ — «проблематизации» («разоформле ния») — усилиями игротехников происходит «распредмечивание содержательных представлений, «усомнение» средств, «расшаты вание» позиций, своеобразная проверка на прочность жизненны: принципов, оснований, ценностей. Задается тема, которая требу ет выделения пространства проблем и самоопределения в нем т. е. определения позиций, формирования своего отношения. Само определение возникает, когда требования к человеку и его возможности не соответствуют друг другу. Наличие противоречий которые в ходе игры должны быть описаны, помогает зафиксиро вать содержательный конфликт, который исследуется в течение всего хода игры. Самоопределение и создает эту ситуацию, задает рамки содержания, определяя то, чего нет, т.е. «пустые места», точки разрыва содержания. Проблема, сформулированная в теме игры, требует реальной кооперации, которая упирается в сложившиеся профессиональные стереотипы видения реальности, в отсутствие умения оценить ее с других позиций, поэтому в процессе ОДИ происходит «ломка» этих профессиональных стереотипов и вырабатывается умение вступать в коммуникацию, понимать другие позиции, «налаживать кооперацию» на основе самоопределения. Проблематизирующие воздействия со стороны игротехников «выбивают» игроков в рефлексивную позицию по отношению к их собственному движению, осуществляемому как в игре, так и вне ее. Направленные на «как бы само собой разумеющееся», проблематизирующие вопросы часто ставят человека в тупик, заставляют чувствовать себя оказавшимся в «дурацком положении». Но по мере погружения в представления о мире нередко возникает эффект потери «опоры под ногами». Многие жизненные принципы оказываются вдруг зыбкими, ненадежными догмами (неизвестно откуда взявшимися), «научные знания» — мифами, игрушками, а ценности — неактуальными. Этот момент очень важен: человек должен осознать проблему. Возникает точка флюктуации — в этот момент человек открыт для изменений. Первый день игры — день ломки стереотипов, преодоления инертности мышления — самый сложный. В последующие дни изменяются установки играющих, отмечается позитивная направленность на решение поставленных проблем. Но иногда бывает необходима психологическая помощь для выхода из возникающего на ОДИ психологического кризиса. Проблематизацию можно заменить «расшатыванием» привычных представлений, но взятых вне деятельностного и личностного контекста. Это проблематизация потенциальных жизненных сценариев. В качестве контекста выступает культура, а заведомо известные представления о ней участников игры перед задачей «вхождения в культуру» являются психологической защитой. Во второй фазе игры — «оформлении» — происходит «сборка» предметных представлений на новых онтологических и органи-зационно-деятельностных основаниях, выработанных в ходе игры. На практике первый этап (проблематизации) проходит значительно легче, чем второй. Проблематизация часто протекает красиво, эффектно, весело, а иногда драматично и даже трагично. Но это всегда событие, напряжение, противоборство, в котором игротехники как профессиональные «бойцы» неизменно побеждают игроков. Проблематизированное содержание перестает быть опорой для мышления и действий игроков. Они как бы «удаляются» из сознания, образуется предметный «вакуум», готовый затянуть в себя любое содержание. Игротехники формируют новые ценностно-смысловые основания, адекватные изменившимся условиям жизнедеятельности, т.е. в игре создается возможность манипулировать игроками, навязывать им свое мнение. Таким образом, мы видим, что в оргдеятельностной игре развиты мощные средства воздействия на человека и его установки, поэтому здесь особенно важны профессионализм и ответственность организаторов. 4.5. Общие рекомендации по использованию игр в обучении взрослых Игра — это метод обучения, требующий интенсивного участия обучаемых. Как правило, игре предшествует подготовка слушателей, включающая теоретический курс и ряд практических занятий по отработке навыков решения задач. В игре задается сложная модельная реальность и тем самым создаются условия для: - проверки качества усвоения учебного материала «за предела - погружения слушателей в нормы деятельности и общения. 1) если участники впоследствии будут иметь дело с процесса 2) когда у участников имеются необходимые знания для инди 3) если требуется повысить познавательную активность слуша 4) когда есть необходимость в соединении индивидуальных и 5) когда учебный курс имеет пролонгированный характер. аспекта данного метода: инструментальный, или содержательный (т.е. решение практической проблемы), и социально-эмоциональный (социально-психологическая подготовка и сопровождение участников). При планировании игры важно принимать во внимание характеристики аудитории: - возраст, пол, стаж работы; - открытость к инновациям — консервативность; - ригидность — мобильность; - включенность — невключенность; - личностные особенности (инициативность, зависимость, де В структуре учебного процесса с использованием игры необходимо выделить три основных этапа: подготовку, проведение игры и ее завершение и два вышеупомянутых аспекта (инструментальный и социально-эмоциональный). Подготовка игры 1. С точки зрения инструментального аспекта можно выделить следующие существенные мероприятия: - проектирование моделируемой ситуации и подготовка пре - разработка технических заданий; - планирование игры; - прогнозирование изменений модели в зависимости от дей 2. Социально-эмоциональный аспект игры предполагает следующие виды деятельности преподавателя на этапе ее подготовки: - предварительное формирование игровых коллективов; - определение познавательных и межличностных интересов - предварительное распределение ролей. 1. Инструментальный аспект: - формулировка задания и раздача исходных материалов; - обсуждение и постановка цели и задач; - проработка материалов в подгруппах;
- анализ моделируемой ситуации и определение проблемы (в - поиск решений, прогноз последствий (в подгруппах); - принятие решения и разработка предложений по его реали - представление результатов на общей сессии и их обсужде - обобщение результатов участниками и преподавателем. - формирование реальных игровых коллективов (подгрупп),
- установление определенного порядка, обеспечивающего, во- - обозначение игрового пространства и времени; - создание соревновательной мотивации внутри игрового кол - задание норм партнерского общения и обязательного соблю - обучение навыкам коллективной деятельности в ходе исполь - обеспечение динамики групповой самоорганизации: от пас - предупреждение и разрешение межличностных конфликтов Завершение игры Особое внимание необходимо обратить на завершающую стадию игры. Выход из игры является таким же важным этапом, как и ее подготовка и проведение. Порой вывести участников из игры бывает значительно сложнее, чем создать игровую атмосферу. Это объясняется тем, что игра увлекает учащихся как некое особое событие, выходящее за рамки привычных учебных занятий. Поэтому завершение игры целесообразно проводить как в содержательном (инструментальном), так и в эмоциональном плане. В рамках инструментальной деятельности нужно провести обсуждение результатов и анализ действий участников; рассмотреть содержательные трудности и идеи, возникавшие по ходу игры. В эмоциональном плане необходимо «разорвать» игровой контекст, дать возможность участникам вернуться к обычной реальности. Для этого можно использовать в том числе и средства символического выхода из игровой ситуации. Это могут быть различного рода процедуры «прощания» с игрой и игровыми ролями.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4084)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |