Основные этапы (фазы) модерации
Как правило, выделяют пять этапов, или фаз модерации: - вхождение в тему (развитие сенситивности: участники в ув - подборка тем (погружение в проблематику: определение и - проработка (обсуждение) темы в малых группах, поиск ре - презентация результатов наработок микрогрупп и общая дис - подведение итогов работы и обмен впечатлениями. Кроме того, модераторские семинары почти всегда предваряются знакомством (с целью установления свободной и доверительной атмосферы) и включают разнообразные разминки. Каждому этапу соответствуют определенные методы. Остановимся более подробно на содержании каждого этапа (фазы) модерации. I этап. Вхождение в тему.На данном этапе происходит представление модераторов и знакомство участников между собой. Они обсуждают организационные моменты, договариваются о правилах совместной работы. На этом этапе также выявляются ожидания участников от семинара и согласуются цели обучающих и обучающихся. Группы взрослых более разнородны по составу, чем школьные классы и студенческие группы: они, как правило, являются разновозрастными; участники обладают неодинаковыми знаниями, умениями и навыками, профессиональным и жизненным опытом, внутренними установками и мотивами обучения. Каждый взрослый имеет сложившийся стиль учебной деятельности, свою учебную стратегию. Актуализация ожиданий, затруднений, опыта, установок чаще всего осуществляется на первом этапе курсовых занятий, но модераторы заинтересованы в том, чтобы как можно раньше получить полную информацию об особенностях группы. Если это возможно, модераторы еще до начала учебного семинара выясняют пожелания и ожидания слушателей, их профессиональный опыт, чтобы использовать полученные данные при планировании будущей совместной образовательной деятельности. Эта информация позволяет согласовать план и программу семинара или курсов с ожиданиями и целями участников, разнообразить формы организации учебной деятельности и обеспечить смену форм общения, подобрать средства активизации имеющихся у слушателей знаний, умений и навыков, продумать способы проявления понимания и толерантности по отношению к субъективным потребностям слушателей. Для знакомства и выяснения ожиданий участников можно использовать различные методики. «Выход на сцену» Цель: личное знакомство, ознакомление с темой занятий, актуализация внимания и открытости группы. Наглядное представление информации. Двигательная разминка. Оборудование и условия: достаточно просторное и свободное помещение; подготовленные вопросы, приемлемые для данной группы. Проведение Вся группа собирается у одной из стен помещения. Противоположная стена, возле которой никого нет, будет «сценой». С помощью примера преподаватель объясняет идею упражнения-игры. Например, просят выйти на сцену всех, у кого день рождения весной. Пример дается только для объяснения правил, но не для исполнения. По одному называются признаки, по которым участники должны выходить «на сцену». Когда каждый из них увидит, у кого имеется названный признак, а у кого — нет, все возвращаются со «сцены» в группу. Другой пример: попросить выйти на «сцену» всех, кто знает среди присутствующих более двух человек; или уже был когда-нибудь раньше в этом здании; или уже был участником на одном из таких семинаров; или уже выступал с сообщением по теме данного семинара. Участники могут сами задавать вопросы, которые позволят им что-то узнать о присутствующих. В целом называется не менее 8, но не более 15 признаков. Примечания: - этот метод очень хорош, когда нужно получить более подробные све - форма упражнения-игры многим кажется неожиданной, и часто возни Варианты 1. По отдельным, интересным с точки зрения тематики семинара, при 2. Вместо «сцены» можно использовать углы помещения (назвать такие Вариантом описанного выше упражнения является методика «Четыре угла». Цель: знакомство, уточнение ожиданий, введение в содержательную сторону работы. Оборудование и условия: достаточно просторное и свободное помещение; подготовленные вопросы, приемлемые для обсуждения в группах и связанные с тематикой семинара (на каждый вопрос четыре возможных варианта ответа). Проведение 1. Группа стоит в центре помещения. Преподаватель кратко объясняет 2. Задается первый вопрос и зачитываются четыре возможных ответа: 1-й угол: «...эта тема необходима мне для профессиональной подготовки»; 2-й угол: «...я хочу познакомиться с коллегами, работающими в той же области, что и я»; 3-й угол: «...мне рекомендовало начальство»; 4-й угол: «...хочу узнать за эти дни много нового»; 3. Каждый участник встает в угол, соответствующий тому ответу, кото 4. После распределения участников по четырем углам все снова собира Примечания: - вначале лучше предлагать вопросы относительно общего характера.
- этот метод хорош для первого обращения к содержанию учебного ма - все участники при обсуждении их мнений в рамках, заданных вопро Варианты 1. Предлагаются только три варианта ответа, а четвертый угол отводит 2. В малых группах, образовавшихся в разных углах, в течение 10 мин 3. Собравшиеся в четвертую малую группу («прочее») еще некоторое «Импульс-плакат» Цель: выявить и уточнить ожидания, интересы, предпочтения участников. Познакомиться с ожиданиями других участников. Прийти к взаимопониманию с другими членами группы. Оборудование и уел о в ия: подготовленные плакаты, достаточное количество фломастеров. Про веден ие 1. На стенах, столах и на полу размещены плакаты с незаконченными 2. Если возможно, пусть звучит тихая и спокойная фоновая музыка. 3. Участникам предлагается, обходя все помещение, обдумать и завер 4. Примерно через 15 мин группа собирается и осматривает плакаты. Высказывания зачитываются вслух, при необходимости задаются уточняющие вопросы. Участники сами решают, подпишут они свои высказывания или останутся анонимами. Примечания: - анонимность может помочь участникам высказать то, о чем в ином - ожидания и пожелания, высказанные в этой игре, следует учесть при II этап. Подборка тем(Определение и формулировка проблемы или темы обсуждения). На этом этапе можно выявить профессиональные затруднения или актуальные проблемы участников. Главная задача данного этапа — четкое формулирование и выбор наиболее актуальных для участников тем. Темы только обозначаются (определяется их значимость для каждого), но не обсуждаются по существу. Для определения достижений и трудностей могут быть использованы активные методики. «Метаплан» (по В.Мюллеру, С.Вигман [60]) Цель: выявление актуальных запросов участников, структурирование тем. Обрудование: большое количество карточек, маркеры, скотч. Про веден ие 1. На доске записаны предварительно сформулированные вопросы, на 2. Каждый участник получает по две карточки, на которых он маркером 3. Преподаватель собирает и зачитывает карточки и вместе с участни 4. Выявляются приоритеты методом маркирования: каждый участник точ 5. Темы, получившие наибольшее количество голосов, прорабатывают «Рельеф местности» [60] Цель: актуализация профессионального опыта, выявление достижений и затруднений в профессиональной деятельности. Оборудование и условия: большие листы бумаги (можно использовать куски старых обоев, плакаты), маркеры. Проведение 1. Деление на микрогруппы (по 4-5 человек). 2. Знакомство с инструкцией, определение регламента для групповой 3. Презентация группами своих наработок, ответы на вопросы. 1. В течение 15 мин рассказать друг другу о своих достижениях и про 2. Нарисовать на плакате рельеф местности, на котором: впадины, низины, пещеры будут обозначать неудачный опыт, возникшие затруднения либо недостаток знаний, умений по данному вопросу. Определение проблемы Цель: изучение рейтинга проблем в группе. Условия: группа не должна быть слишком многочисленной. Проведение 1.Каждый из участников, сидящих в кругу, получает карточку, разделен 2. После этого по сигналу ведущего карточки передаются соседу слева. 3. По сигналу ведущего карточка передается дальше. Так происходит до 4. Помощник ведущего собирает карточки и быстро обрабатывает их: IIIэтап. Проработка (обсуждение) темы в малых группах.Работа в микро- и малых группах является важнейшим этапом моде-рации. Эта форма работы предоставляет всем участникам возможность действовать, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, владение приемами активного слушания, выработки общего решения, разрешения возникающих разногласий). Групповая работа используется, когда нужно решить проблему, с которой тяжело справиться индивидуально, когда у участников есть знания, опыт, ресурсы для взаимного обмена, когда одним из ожидаемых учебных результатов является приобретение навыка работы в команде. Полезно сохранять стабильный состав малой группы достаточно долго, чтобы участники могли достигнуть мастерства в групповой работе. В то же время смена состава группы позволяет всем участникам поработать с разными людьми и узнать их. Общие правила групповой работы: - каждый участник имеет возможность высказаться, если захо - все участники группы уважают ценности и взгляды каждого, - обсуждаются идеи, предложения, а не люди, которые их щ - все участники делают замечания кратко и по существу; Ш 1зэ - каждый участник, даже защищая свою точку зрения, открыт - все возникающие разногласия, конфликты разрешаются мир - все участники стремятся создать открытую, деловую, дру Основными элементами этапа «Проработка (обсуждение) темы в малых группах» являются: - деление на микро- или малые группы; - введение в проблему (сенсибилизация темы); - теоретическое введение (если необходимо); - работа в микро- или малых группах по проработке темы. Принципы формирования малых групп на семинарах со взрослыми могут быть разными. По воле случая: - по местонахождению в аудитории (сидящие рядом объединя - по счету (1 — 2 — 3 — 4 и т.д.); - по жребию (могут быть использованы номер группы или ее - по сортам конфет (участники, вытянувшие одинаковые кон - по рассыпающимся картинкам; - по символам (на карточках изображаются различные симво По симпатиям: формирование малых групп исключительно по симпатиям представляется целесообразным только в том случае, если все группы работают над одной и той же темой. По интересам: - участники сами определяют интересующую их тему; - участники разбиваются на группы, отдав предпочтение раз Для сенсибилизации темы (пробуждение интереса, мотивации) могут использоваться следующие упражнения. «Шкалирование» Цель: выявление общей осведомленности группы об изучаемой теме, включение обучающихся в содержательное поле занятия. Оборудование: плакат с нарисованной шкалой, маркеры. Проведение На листе бумаги рисуется шкала, имеющая два полюса: «очень много» и «очень мало». Участникам предлагается нарисовать (поставить) свою точку на шкале относительно полюсов в соответствии с уровнем своей осведом- ленности и компетентности в обсуждаемой теме. В конце преподавательделает резюме. Примечание: - шкалирование может быть повторно проведено в конце семинара, чтобы участники еще раз, уже после проработки темы, обозначили свою компетентность. Шкала с позициями, обозначенными в начале семинара, сопоставляется с последней шкалой, отмечается продвижение группы в понимании и освоении вопроса или темы. «Ассоциации» [60] Цель: включение участников в процесс размышления по теме, эмоциональный заряд участников. Оборудование: плакат, маркеры. Проведение На плакате в центре записывается слово или предложение, связанное с предстоящей темой. Участники с места называют свои ассоциации, преподаватель записывает их на плакат. Вариант На плакате (доске) вертикально записывается понятие, связанное с выбранной темой. На каждую букву данного слова участники высказывают ассоциации, также соответствующие теме. Например: Д — диалог, дебаты, диспут, доброжелательность... И — идея, интеллект, интерес, искусство, интрига... С — спор, сотрудничество, соперничество... К — коммуникация, корректность, консенсус, контакт, конфронтация... У— уважение, умение, успех, уверенность, умозаключение, удовлетворение... С — слово, согласование, свобода... С — столкновение, соревнование, сомнение... И — интерес, информация, инициатива, итог... Я — ясность, яркость, «Я»-позиция, «яблоко раздора»... «Позиционирование» Цель: выявление значимости темы, вопроса для участников семинара. Оборудование и условия:свободноепространствоваудитории. Какой-либо предмет или рисунок. П роведение 1. Модератор называет некий предмет как символ обсуждаемой в дан 2. Слушателям предлагается выбрать позицию по отношению к этому 3. В заключение слушатели формулируют одним предложением выб Примечание: - эта методика позволяет прояснить ситуацию в группе. Она позволяет также «высказаться» по теме людям, которые не всегда мгновенно могут вербально оформить свои мысли. Кроме того, для слушателей это упражнение является своеобразной «игрой» и разминкой. «Круги» [60] Цель: активизация предшествующего опыта участников, вовлечение всех в разговор по теме. Ус л о в и я: свободное пространство в аудитории для размещения сту льев по кругу. Про веден ие 1. Участники образуют два круга из стульев (внешний и внутренний Например: «Какие методы контроля знаний, умений и навыков учащих ся вы применяете?», «С какими сложностями вы встречаетесь при провер ке ЗУНов?» и т.д. Участники обсуждают вопрос 3-5 мин. 2. Затем по сигналу ведущего участники, образующие внешний круг 3. По окончании все образуют один круг и кратко делятся впечатления Варианты 1. Внутренний круг получает карточки и кратко записывает результаты 2. Участники не сидят, а стоят напротив друг друга. Если у участников недостает знаний для решения поставленной задачи, то предлагаются теоретические информационные доклады, мини-лекции. Длительность мини-лекции в среднем составляет 10—15 мин и не должна превышать 20 мин. За это время модератор должен дать всю необходимую информацию по выбранной им теме. Важно, чтобы каждый участник занятий во время мини-лекции был в состоянии активного слушания. Для этого модератор использует наглядные средства, иллюстрирующие представляемый материал: выписывает на доску ключевые фразы, показывает слайды, делает рисунки, которые служат маркерами для запоминания, использует метафоры. Особыми выразительными средствами служат интонация, мимика, жесты и позы самого модератора. Во время всей мини-лекции модератор остается максимально включенным в группу. Он не просто подает материал, а наблюдает за тем, как подаваемый им материал воспринимается каждым участником модерацион-ного семинара, старается удерживать внимание всех участников на новой информации, побуждает их находиться в состоянии «здесь и сейчас». Работа в микро- или малых группах по проработке темы. Групповая работа по освоению темы с применением активных методик достаточно подробно была представлена в главах 2 и 3 настоящего пособия (см. «Мозаика», «Междусобойчик», «Снежный ком», «Мозговой штурм» и др.). Дополним копилку интерактивных техник еще одной методикой, используемой в работе с педагогами.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (676)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |