Телесно-ориентированный подход
Его основателем является В.Райх. Подход базируется на убеждении, что между телесным (состоянием мышечной системы и внутренней среды организма человека) и психологическим состоянием существует прямая причинно-следственная связь. Хроническое напряжение в той или иной группе мышц создает так называемый мышечный панцирь, который можно считать универсальным эквивалентом подавления эмоций. «Мышечный панцирь» становится основой формирования «брони характера», что созда-ет благоприятную почву для развития невротического характера. Панина По Райху, в «мышечном панцире» можно выделить семь основных защитных сегментов, образующих ряд из семи колец, которые в горизонтальной плоскости пересекают тело. Они располагаются в области глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, поясницы и таза (это вызывает устойчивые ассоциации с семью чакрами йоги). Здесь выделяют три основные подгруппы приемов: ра бота над структурой тела (техника Александера, метод Фельден крайза), чувственное осознание и нервно-мышечная релаксация, во сточные методы (хатха-йога, тайчи, айкидо). Методы групповой работы НЛП Под нейролингвистическим программированием (его авторы — Р. Бэндлер и Д.Гриндер) понимается процесс моделирования внутреннего человеческого опыта и межличностной коммуникации путем выделения структуры процесса. НЛП является синтезом успешных стратегий обучения и ис пользует методы, применяемые лучшими психотерапевтами веек направлений. Нейролингвистическое программирование — действенный инструмент, который можно эффективно использовать в образовании. Как отмечают Бэндлер и Гриндер, множество школьников не успевают именно потому, что имеет место несовпадение первичных репрезентативных систем у ученика и учителя. Если ни тот, ни другой не являются достаточно гибкими, чтобы приспособиться, обучения не происходит. Учитель, владеющий методами НЛП, оказывается обладателем широкого диапазона стратегий поведения, позволяющих ему проявить максимальную гибкость в процессах коммуникации с учениками. По нашему мнению, это указывает на высокий уровень развития профессионального самосознания, и прежде всего в его поведенческом аспекте. Медитативные техники Используются при обучении физической и чувственной релаксации, умению избавляться от излишнего психического напряже ния и стрессовых состояний, освоении способов саморегуляции Упражнения и приемы, характерные для той или иной психологической школы тренинга, являются не более чем инструментом, результат применения которого зависит не столько от качества этого инструмента, сколько от личности мастера, с ним работающего. В зависимости от приоритетных целей тренинг может использоваться в обучении взрослых в различных вариантах. 1. Тренинг как тренировка, в результате которой происходят 2. Тренинг как форма активного обучения, целью которого явля- 3. Тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем. 6.3. Подготовка и проведение тренинга Проведение занятия методом группового тренинга требует от преподавателя большой подготовительной работы, как, впрочем, и при других формах групповых занятий (деловая игра, «круглый стол» или семинар-дискуссия и т.д.). Подготовка включает в себя: 1) работу над планом-сценарием тренинга; 2) работу со слушателями по их настрою на активное участие в 3) самоподготовку преподавателя (он продумывает свое пове 4) распределение ролей между участниками, хотя роли могут 5) подготовку помещения, необходимых материалов (бейджи- Количественный состав тренинговых групп. Среди специалистов нет единства мнений по поводу количественного состава тренинговых групп. Однако разнообразные позиции можно примирить, если учесть, что состав и структура группы зависят от ее цели. Так, по-видимому, тренинги, акцентированные прежде всего на обучение, могут допускать большее число участников, чем тренинги, Целью которых в первую очередь является личностное развитие. Общепринятой считается точка зрения, согласно которой мини-Щм участников тренинговой группы составляет 4 человека. Верхний предел обычно не называется. Известны многие тренинги, Проводимые с 50 и большим числом участников. В таких случаях Идущий, как правило, использует помощь нескольких ассистентов. Проведение тренинга В проведении тренинга со взрослыми можно придерживаться следующей схемы: - приветствие; - опрос о самочувствии (участники сразу погружаются в ат - предложение ведущим темы занятия (иногда она может оп - притча, рассказываемая ведущим (она служит своеобразным - разминочные упражнения; - основная часть (в ней упражнения пассивного характера пе - подведение итогов занятия (высказывания участников по кругу - резюмирование ведущего (по необходимости), часто — в фор - прощание. В самом начале работы ведущий информирует участников тренинга о том, что они могут получить в результате обучения. После этого устанавливаются основные правила работы в группе. Практически те или иные нормы начинают действовать в тренин-говой группе с первого мгновения ее функционирования. Как показывает опыт, целесообразно сразу предложить участникам некоторые правила, обязательные для соблюдения в группе. Назовем те, которые характерны для подавляющего большинства тре-нинговых групп. 1. Активность. Поскольку тренинг относится к интерактивным 2. Принцип «Я». Основное внимание участников должно быть считаем...», «У нас мнение другое...» и т.п., перекладывающие ответственность за свои собственные чувства и мысли на аморфное «мы». Все высказывания должны строиться с использованием личных местоимений единственного числа: «Я чувствую...», «Мне кажется...». Это тем более важно, что напрямую связано с одной из задач тренинга — научиться брать ответственность на себя и принимать себя таким, какой есть. Уже первые групповые дискуссии обнаруживают, насколько несхожи мысли и чувства разных людей, что является определяющим аргументом для введения названного правила. 3. «Здесь и теперь». Этот принцип ориентирует участников тре 4. Искренность и открытость. Чем более откровенными будут 5. Конфиденциальность. Все, о чем говорится в группе относи Помимо указанных норм следует оговорить способ обращения друг к другу. Ко всем участникам и ведущим независимо от возраста и социального статуса рекомендуется обращаться на «ты». Это позволяет создать дружескую и свободную обстановку в группе, хотя обращение на «ты» достаточно трудно воспринимается на первых порах вследствие привычки и определенной иерархичности отношений. Кроме того, всем участникам предлагается выбрать себе на время тренинговой работы «игровое имя» — то имя, которое все остальные участники обязаны будут использовать, чтобы обращаться к человеку. Это может быть как действительное собственное имя (иногда в уменьшительно-ласкательной форме), так и детская кличка, институтское прозвище, имя любимого художественного персонажа или просто любое нравящееся имя. Уже эти процедуры, создающие особые условия начавшегося взаимодействия и носящие игровой характер, позволяют отчасти снять естественное напряжение и тревогу участников. Нормы тренинговой группы создают особый психологический климат, часто резко отличающийся от того, который имеется в других группах. Участники тренинга, осознавая это, начинают сами следить за соблюдением групповых норм. При проведении тренингового занятия используются разнообразные конкретные упражнения, приемы и техники (групповая дискуссия, игровые методы, методы, направленные на развитие социальной перцепции, методы телесно-ориентированной психотерапии, медитативные техники), однако специалисты выделяют несколько базовых методов тренинга. К ним традиционно относят такие интерактивные методы, как групповая дискуссия и ситуационно-ролевые игры [7, 40, 71, 90]. Групповая дискуссия в тренинге — это совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса, позволяющее прояснить (а возможно, изменить) мнения, позиции и установки участников группы в процессе непосредственного общения. Для дискуссионного метода характерно приобщение участников к интерактивному взаимодействию, демократическому образу поведения, обучение психотерапевтической разрядке групповой напряженности, стимулирование глубинных ассоциаций, анализ конкретных ситуаций нравственного выбора, позволяющий диагностировать новое качество ценностных характеристик обучаемых взрослых. В тренинге групповая дискуссия может быть использована как в целях предоставления участникам возможности увидеть проблему с разных сторон (это уточняет взаимные позиции, что уменьшает сопротивление восприятию новой информации от ведущего и других членов группы), так и в качестве способа групповой рефлексии через анализ индивидуальных переживаний (это усиливает сплоченность группы и одновременно облегчает самораскрытие участников). Между этими достаточно сильно различающимися целями имеется целый ряд других, промежуточных, целей, например, актуализация и разрешение скрытых конфликтов, устранение эмоциональной предвзятости в оценке позиции партнера путем открытых высказываний или предоставление возможности участникам проявить свою ком- петентность и тем самым удовлетворить потребность в признании и уважении. Классифицировать формы групповой дискуссии, используемые втренинге, можно по разным основаниям. Например, выделяют структурированные дискуссии, в которых задается тема для обсуждения, а иногда и четко регламентируется порядок проведения (формы, организованные по принципу «мозговой атаки»), и неструктурированные дискуссии, в которых ведущий пассивен, темы выбираются самими участниками, а время проведения формально не ограничивается. Иногда формы дискуссий выделяют, опираясь на характер обсуждаемого материала. Так, Н.В.Семилет предлагает рассматривать: тематические дискуссии, в которых обсуждаются значимые для всех участников тренинговой группы проблемы; биографические, ориентированные на прошлый опыт; интеракционные, материалом которых служат структура и содержание взаимоотношений между участниками группы. Дискуссионные методы применяются при разборе разнообразных ситуаций из практики работы или жизни участников, при анализе предлагаемых ведущим сложных ситуаций межличностного взаимодействия и в других случаях. В некоторых направлениях тренингов групповая дискуссия становится главнейшим, а иногда и единственным методом групповой работы (группы встреч К. Роджерса, групп-анализа). Дискуссия как метод тренинга специфична. Очень важно не допустить ее превращения в конфликт мнений, жесткую полемику. Поэтому организатор должен уметь проводить свою линию, выслушивать каждого участника и демонстрировать уважение ко всем точкам зрения. Игровые методы ведения тренингов включают ситуационно-ролевые, дидактические, творческие, организационно-деятель-ностные, имитационные, деловые игры. Игра может использоваться и как психотерапевтический метод, что особенно ярко проявляется в гештальттерапии и психодраме. Применение игровых методов в тренинге, по мнению многих исследователей, чрезвычайно продуктивно. На первой стадии групповой работы игры полезны как способ преодоления скованности и напряженности участников, как условие безболезненного снятия «психологической защиты». Благодаря игре интенсифицируется процесс обучения, усваиваются новые поведенческие навыки, обретаются казавшиеся недоступными ранее способы оптимального взаимодействия с другими людьми, тренируются и закрепляются вербальные и невербальные коммуникативные умения. Ведь игра, пожалуй, как никакой другой метод эффективна в создании условий для самораскрытия, обнаружения творческих потенциалов человека, проявления искренности и открытости, поскольку обеспечивает психологическую связь человека с его детством. Вследствие этого игра становится мощным психотерапевтическим и психокоррекционным средством не только для детей, но и для взрослых. Часто ведущими во время тренинга используются различные ритуалы, которые выполняют функцию «якорей», закрепляющих положительные эмоции и впечатления участников. Механизм действия «якоря» базируется на рефлекторно-ассоциативных связях. С подачи ведущего каждый момент интенсивного всплеска положительных эмоций участников сопровождается выполнением какого-нибудь простого ритуала, например, победным выбросом вверх рук со сжатыми кулаками под команду ведущего «Виктория!». А когда этот «якорь» будет закреплен в сознании достаточно прочно, он может быть использован для привлечения позитивных эмоциональных ресурсов в тот момент тренинга, когда участники окажутся в психологически трудной, эмоционально отрицательной ситуации. Оживить «якорь» может неожиданная в эту минуту, но знакомая команда ведущего «Виктория!», под которую участники выбрасывают руки вверх и тем самым актуализируют позитивный потенциал для решения проблемы. Одним из ритуалов могут стать аплодисменты, если в группе принято сопровождать ими всякое успешное выполнение упражнения, смелый поступок (например, заявление себя в качестве добровольца) или тонкое и остроумное высказывание. Для того чтобы проводимый тренинг был эффективным, целесообразно практиковать разнообразные интерактивные техники. Это способствует длительному сохранению внимания и работоспособности группы и отражает реальные жизненные ситуации, в которых может возникнуть необходимость одновременного использования нескольких моделей поведения. Для разных учебных целей может быть одинаково эффективен и метод моделирования, и метод кейсов с последующей дискуссией и оценкой, и ситуационно-ролевая игра [7, 55]. Выбор метода обучения зависит от следующих факторов: - задачи и длительности программы обучения; - уровня подготовленности участников; - жизненного и профессионального опыта; - доступных финансовых ресурсов; - необходимого материально-технического оборудования и ос - степени межличностного взаимодействия участников; - прогнозируемой потенциальной активности участников; - размера тренинговой группы. Выбранный метод в значительной степени влияет на то, каким образом будут решаться задачи программы и в течение какого периода времени результаты, достигнутые в ходе тренинга, будут сохраняться после его завершения. После окончания тренинга всегда целесообразно провести анализ его результатов, т.е. оценить их соответствие планируемым намерениям и ожиданиям преподавателя. Тренинг «Знакомство» Примерные рекомендации Межличностные отношения в группе слушателей системы повышения квалификации, воспринимаются не только как фон, но и как «инструмент» профессионального роста. Контакты, которые возникают между слушателями, могут помочь им разрешить профессионально значимые проблемы. В психологии тренинговые занятия рассматриваются как формы научения сложным видам деятельности, например общению. Они позволяют моделировать эмоциональный опыт предотвращения усиления эмоционального напряжения от встречи с профессиональным партнером, в результате чего происходит овладение новым опытом межличностных взаимодействий. Новый коллектив нуждается в организации группового взаимодействия, которая позволит успешнее преодолеть стереотипы, установить доверительные отношения между слушателями и сплотить группу. Для организации тренинга знакомства необходимы следующие условия, без соблюдения которых он не даст результатов: - открытость и искренность в осознании себя; - доброжелательность, доверие друг к другу; - толерантность по отношению к другим участникам тренинга; - обязательное участие всех в течение всего занятия; - все, что хочется сказать, говорим «здесь и теперь». Для ведущего обязательными считаются: включенность в ситуацию инедирективный стиль управления. Стратегия поведения ведущего выбирается, исходя из состава слушателей и цели тренинга: создание условий для лучшего и быстрого знакомства участников, освоение свободного (игрового) стиля общения, «запуск» процесса самораскрытия. На занятии ведущий сможет определить личностные особенности и способы реагирования, социально-психологические предпочтения, а также запросы и индивидуальные цели слушателей курсов. Для некоторых упражнений понадобятся листы бумаги и английские булавки. Приготовьте их заранее. Существенным является послеигровой этап. Следует вовлечь каждого участника встречи в самоанализ, рефлексию того, что же с ним происходило во время занятия. Пусть каждый по очереди при доброжелательном отношении всех присутствующих попытается ответить на вопросы: «Как я себя чувствовал во время занятия?», «Вызвало ли какое-либо упражнение сопротивление?», «Удалось ли мне преодолеть это сопротивление, если оно было?», «Кто или что помогло мне снять напряжение?», «Стремился ли я оказывать кому-либо поддержку?», «Видел ли я окружающих во время встречи?» и т.д. Содержание игр-упражнений определит характер вопросов. Описание упражнений Для каждого этапа занятия описаны упражнения, из которых вы выбираете те, которые больше соответствуют вашим особенностям и особенностям группы. I. Знакомство Цель: знакомство членов группы между собой. Все участники садятся в круг. Ведущий приветствует всех и приглашает к знакомству. «Ласковое имя» Каждому участнику предлагается назвать себя без отчества, просто по имени, чтобы это «ласкало сердце и ушко». Кроме того, участники договариваются о соблюдении одного правила: прежде чем назвать себя, необходимо повторить имена тех, кто уже представился. Ведущий называет себя последним, чтобы у него была возможность назвать ласково каждого из участников. Продолжительность: 5-10 мин. «Имя-движение» Участники группы по очереди произносят свои игровые имена, сопровождая их определенным движением рук или характерным для себя жестом. Затем вся группа хором называет имя участника и повторяет его жест. Продолжительность: 5-10 мин. «Здравствуй» Начинает один из участников и, обращаясь к соседу слева, с чувством удовлетворения от встречи с ним заканчивает фразу словом «здравствуй», выражая свое чувство и голосом, и улыбкой, и пожатием рук. Продолжительность: 5-10 мин.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1124)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |