Обмен карточками педагогического опыта
Цель: организация обмена имеющимся опытом по теме. Оборудование и уел о в и я: большое количество карточек небольшого размера, наличие свободного пространства в аудитории. Проведение 1. Педагоги кратко описывают на карточках наиболее интересные при 2. В свободном общении, передвигаясь по аудитории, участники обме IV этап. Презентация результатов наработок микрогрупп. Обобщение и конкретизация результатов работы. После работы в малых группах участники собираются вместе для обсуждения результатов. У них есть желание сообщить другим о том, что они узнали или испытали. Каждому хотелось бы принять участие в работе всех групп, у некоторых есть опасения, что они пропустили нечто важное. Напряженность этого момента обычно снимается при представлении (презентации) результатов. Этот процесс зачастую идет скучно, а значит, и нелегко: слова и мысли повторяются, каждый слушающий по-настоящему внимательно относится только к результатам собственной малой группы, а происходившее в других группах не воспринимается действительно глубоко. Из-за ограниченности времени обсуждение становится поверхностным, поспешным и в итоге возникает чувство, что очень многое осталось не высказанным или не было услышано другими, что проработка темы так и не была доведена до конца. Чтобы отчасти улучшить такое положение, нужно позаботиться о стимулирующей методике. Разнообразное и интересное оформление представляемых результатов, физическое движение и интенсивное общение участников могут значительно оживить процесс. Организация презентации групповых решений зависит от задуманного построения всего занятия и может реализоваться в различных формах (согласно классификации Л.И.Уманского): совместно-индивидуальная: каждая группа представляет итог своей деятельности, решения обсуждаются, из них выбирается лучшее («ярмарка»); совместно-дополняющая (последовательная): результат деятельности каждой группы является самостоятельным фрагментом, необходимым для общего решения проблемы («лесенка», «эстафета»); совместно-взаимодействующая: из предложений первой группы выбираются наиболее значимые идеи, остальные группы дополняют их, а затем вырабатывается общий для всего коллектива итог («мозаичная картинка»). Как мы уже отмечали ранее, при презентации важное значение имеет визуализация с помощью разных носителей информации. Она помогает сделать доклад более интересным, пробуждает внимание аудитории, обеспечивает ее участие и, следовательно, повышает эффективность обучения. Кроме того, все многообразие и различие мнений и идей слушателей находит при этом свое наглядное отражение. Все взаимосвязи и противоречия дополнительно «визуализируются», и тем самым ход учебной работы, ее планирование и результаты лучше закрепляются в памяти. Интригующий интерес достигается как разнообразием (через воздействие на различные органы чувств), так и неожиданностью (через внезапность предъявления, которая вызывает интерес к дальнейшему). Слушатели получают возможность следовать за ходом мысли докладчика, в любой момент доклада задавать вопросы и вносить свои предложения. Но визуализация не должна быть самоцелью. Опыт показывает, что плохо подготовленная, часто и без всякого разбора используемая или ритуализированная «работа с карточками» быстро надоедает слушателям и ведет к возникновению психологических барьеров. Ее применение должно иметь понятный для участников функциональный смысл в общей дидактической структуре и не носить чисто механического характера. Техника визуализации сама по себе несложна, однако должна быть хорошо усвоена и отработана. Результаты групповой работы могут быть представлены в различных формах, таких, как карточки, коллажи, стенгазеты, модели, картины, сценические постановки, слайды, видеофильмы и т. п. Остановимся на рекомендациях по использованию некоторых носителей информации [57]. Таблицы и стенная газета являются средствами длительного использования. При необходимости они могут вывешиваться на все время работы семинара, а затем храниться как своего рода отчетная документация, могут применяться неоднократно, если по одной теме делается несколько докладов. При работе с этими носителями информации важно учитывать следующие моменты: - таблицы должны прочитываться с расстояния не менее 7 — 8 м - текст пишется крупным шрифтом печатными буквами, раз дожно короче: используются не целые предложения, а только !(лючевые слова. На одном листе следует поместить не более 7 — 8 строк: большее количество прочитывается с трудом; - цветные надписи хорошо смотрятся и оживляют картину. Они - таблицы или стенная газета должны предъявляться аудито - «стриптиз» — постепенное открывание таблицы — усиливает - материалы лучше готовить заранее: таким образом во время Проектор и работа с пленками: - пленки для проектора могут подготавливаться заранее. С дру - пленки, содержащие только текст, должны использоваться Для обобщения и оценки наработок микрогрупп можно использовать следующие техники. «.Выставка плаката» Цель: представление результатов работы малых групп. Оборудование: листы большого формата, все необходимое для рисования каждой малой группе. Проведение Малые группы представляют результаты своей работы в виде «выставки плаката». Использование цветных изображений, кратких тезисов, рисунков, символов повышает внимание зрителей. Плакаты вывешиваются на стенах. Участники обходят выставку. Им предоставляется достаточное время для ознакомления с содержанием плакатов и обсуждения его с другими участниками. Если плакат отличается сложностью или чересчур схематичен, то °дин из членов малой группы находится возле него и дает необходимые Пояснения. Примечания: - при использовании этого метода не требуется выслушивать долгие со Каждый участник может самостоятельно решить, какие плакаты осмотреть бегло, а каким в соответствии с их тематикой уделить больше внимания. Возможно, не все участники воспримут предъявленную информацию целиком (однако при общем устном обсуждении этот риск ничуть не меньше, ведь слушатели нередко отвлекаются посторонними вещами). «Рынок мнений» Цел ь: рассмотрение важнейших результатов работы малых групп. Оборудование: листы большого формата, все необходимое для рисования каждой малой группе. Проведение Каждая малая группа записывает важнейший итог своей работы в верхней части будущего плаката. Важно, чтобы это был только один итог (одно положение). Плакаты всех групп вывешиваются на стене аудитории. Возле каждого плаката находится один член малой группы, отвечающий на вопросы и дающий необходимые разъяснения. Всем участникам предоставляется 30 мин для ознакомления с выставкой. В нижней части плакатов записываются дополнения, контраргументы, вопросы, положительные отзывы зрителей. Примечания: - представители групп возле плакатов должны сменяться, чтобы все уча - при необходимости малая группа затем собирается и обсуждает со Более четко структурировать мнения участников относительно продукта деятельности микрогрупп поможет метод ПМИ («плюс» — «минус» — «интересно»), разработанный Э.деБоно. Проведение: под визуально оформленными результатами деятельности микрогрупп вывешивается плакат.
Каждая микрогруппа выбирает проект, подготовленный другой группой, для оценки. После внимательного знакомства с проектом (и ответов представителя на вопросы) участникам предлагается сначала отметить все плюсы (П), затем все минусы (М) и, наконец, интересные стороны (И) решения проблемы либо проекта. Интересными считаются идеи, которые либо неоднозначно положительны или отрицательны, либо требуют дополнительной проработки (с помощью литературы, специалистов, ответственных органов и т.д.). Поиск плюсов, минусов и интересных положений ограничен тремя минутами на каждый аспект. Примерно через 10 минут проводится обзор важнейших достоинств и недостатков идеи или проекта, а также положений, требующих дополнительного уточнения. В малой группе каждый выполняет это задание сначала для себя на листке бумаги, а затем все результаты фиксируются на плакате (20 мин) и ранжируются по степени важности. Вариант: - наработки каждой микрогруппы могут оценивать все участники. V этап. Подведение итогов работы и обмен впечатлениями. В конце каждого дня или занятия проводится содержательная и эмоциональная рефлексия (Что делали? Как? В какой атмосфере все происходило?). Модератор анализирует, обобщает и конкретизирует вклад каждого участника. Составляется общий перечень проблем с указанием конкретных мероприятий по их решению. Необходимо совместно определить дальнейшие перспективы работы, договориться о сотрудничестве. В педагогической и психологической практике разработано большое количество техник получения обратной связи (см. главу 8 «Как подвести итоги. Техники получения обратной связи»). Очень важно сопоставить впечатления, оценки и отзывы с первоначальными ожиданиями участников. С этой целью можно обратиться к карточкам, на которых зафиксированы ожидания и запросы участников, и предложить снять карточки со сбывшимися ожиданиями, обсудить степень удовлетворенности и ее причины. На заключительном этапе важным является не только подведение итогов работы в деловом аспекте, но и свободный обмен мнениями и впечатлениями между участниками, так как рабочий процесс был наполнен яркими эмоциональными переживаниями, которые требуют своего выхода и завершения. Описанные фазы модерации могут быть реализованы в течение одного занятия, «уложиться» в один или два дня, или в две недели. Но при этом подведение итогов должно проводиться ежедневно. Содержание деятельности модератора Модератор — это более опытный партнер взрослых в их совместном обучении, который предлагает свои знания и опыт в организации процесса групповой учебной деятельности. Более эффек- тивна (хотя вовсе не обязательна) модерация в команде (как правило, это 2 — 3 человека), поскольку у модераторов есть возможность обсудить все аспекты образовательной деятельности между собой после семинара или даже в ходе его, обратив внимание на нежелательное развитие обстоятельств, чтобы совместно принять соответствующие меры. Партнерское сотрудничество в процессе повышения квалификации учителей требует от модераторов несколько других, чем школьное преподавание, моделей поведения и руководства. Когда речь идет о передаче содержания какого-либо материала, модератор выступает в роли референта; для поддержки и стимулирования образовательной активности участников модератор выполняет функции фасилитатора; если же необходимо изменить отношения, возникающие между участниками группы, то модератор выступает в роли консультанта, тренера; а для упорядочения и управления процессами повышения квалификации модератор берет на себя обязанность руководителя группы. Модератор — это человек, который заботится прежде всего о процессе, стараясь не вмешиваться в содержание обсуждаемой проблемы. Он только управляет, помогает организовать процесс проведения обсуждения, совещания, поэтому не несет ответственности за принятое решение. Модератор осуществляет личностно ориентированный подход, который предполагает умение сочетать профессиональное и общекультурное поле, организует деловую насыщенность занятий и выбирает методы обучения в зависимости от численности учебной группы, количества часов, помещения, стиля своего профессионального поведения. Основное содержание деятельности модератора. 1. Тщательное планирование содержания деятельности (по фа 2. Создание неформальной рабочей обстановки, завоевание 3. Введение правил и рабочих техник, представление методик, 4. Мобилизация знаний, креативности и интеракции участников. 5. Оперативная визуализация содержания и основных направ 6. Руководство групповыми и рабочими процессами: смена форм чение каждого участника в поиск и выбор решения. Помощь группе на пути к самостоятельной работе: умение сформулировать и задать вопрос, руководство дискуссией, визуализация вопросов, высказываний, мнений. 7. Содействие принятию личной ответственности каждого за 8. Проведение разминок. Поскольку во время модерации участ Помимо этого модератору часто приходится выполнять задачи организационного и административного порядка, а именно: оформление командировочных удостоверений слушателей, подсчет финансовых затрат на аренду помещения для учебных семинаров, ведение журнала учета посещаемости, итоговый анализ образовательной деятельности и написание заключительного отчета. Эффективность процесса обучения в группе в значительной степени находится в зависимости, во-первых, от влияния модератора на процесс обучения (не случайно модератора называют «катализатором группы»), а во-вторых, от характера отношений внутри группы. В этом плане деятельность модератора имеет много общего с позицией тренера при проведении тренинга. Задача модератора — следить за регламентом и жестко его соблюдать, наблюдать за групповой динамикой. Вялых участников подбадривать, задавать им вопросы, хвалить, а наиболее активных и настроенных спорить — мягко нейтрализовывать. Задавая вопросы группе и делая любое мнение «одним из», а не истиной в последней инстанции, модератор также следит за тем, чтобы все участники семинара были включены в процесс, иначе «выпавшие» быстро заскучают и при подведении итогов формально подойдут к содержательной рефлексии. Требования к поведению модератора. В первую очередь от модератора требуется умение инициировать процессы обучения и общения и управлять ими через обеспечение самоорганизации образовательной деятельности по повышению квалификации. При этом он использует собственные, приобретенные в практике модерационной работы, умения и навыки как в способах передачи содержания образования, так и в плане обеспечения учебного общения. При выполнении содержательных задач модераторы опираются на личный опыт и знания, высказывают собственные идеи. Модератор, работающий в системе повышения квалификации педагогов, должен ясно понимать сущность процессов, происходящих в школе, профессиональном образовательном учреждении, иметь хорошую теоретическую подготовку и опыт переноса тео- ретических знаний в практическую деятельность, уметь сосредоточить большую часть своего внимания на технологических аспектах модераторской деятельности. Приведем некоторые правила работы модератора: - стараться оставаться нейтральным. Модератор должен отбра - руководить, не манипулируя; спрашивать, а не вести беседу. - выступать помощником, занимать позицию «рядом», а не - стараться быть примером открытости, конгруэнтности, то - не стремиться стать идейным, содержательным лидером. авторитет в группе, не будучи при этом авторитарным.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (859)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |