Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Виды и методы получения обратной связи 1. Графическая



2015-12-15 1033 Обсуждений (0)
Виды и методы получения обратной связи 1. Графическая 0.00 из 5.00 0 оценок




График

Цель: определение «проживания» каждого дня, динамики кон­кретных состояний участников; выяснение степени включенно­сти в деятельность, уровня усвоения материала.

Инструкциям конце каждого дня занятий участникам пред­лагается оценить степень своей усталости, активности, интереса по уровням: низкий (н), средний (с), высокий (в). Затем препода­ватель обрабатывает полученные данные и по среднему показате­лю вычерчивает график, который на следующий день предъявля­ется слушателям. Каждый автономно сравнивает свое состояние (по данным критериям) с общей картиной в группе.

;. Уровень,

Высокий 100--

75--

Средний 50--

25--Низкий 0

Параметры (критерии) занятия

Примечания: уровень или степень выраженности может указы­ваться в процентах, баллах или других характеристиках (напри­мер, практический, знаниевый, ознакомительный, мотивацион-ный уровень и др.). Параметры определяются темой, целью и со­держанием занятия.


 




Шкалирование

Цель: выяснение установок, позиций в группе по вопросу или проблеме; выявление предпочитаемой точки зрения на какой-либо вопрос; определение эмоционального фона; выявление значимо­сти получаемых ЗУНов; определение способов общения; выявле­ние направленности деятельности.

«Линия»

Нет
Да

Нейтральное

Инструкция: участникам предлагается отметить на данной шкале свое мнение по определенному вопросу, например: «Необ­ходима ли отметка при обучении ребенка?».

«Версты»


Инструкция: участникам предлагается разместить на дан­ной «лестнице» какие-либо понятия, например: «Воспитание», «Обучение», «Знание», «Развитие», «Отметка».

Примечания: «Лестница» может быть как индивидуальной, так и общегрупповой. Списки понятий могут предлагаться как препо­давателем, так и участниками занятий. Областями явлений могут быть: воспитание, обучение, учение, методы и способы деятель­ности, педагогического воздействия, личностные и профессио­нальные качества.

Векторная

«Эллипс»

Цель: выявление направленности личности во взаимодействи­ях; определение уровня притязаний; выяснение уровня освоения материла; выявление индивидуальных особенностей мышления и чувствования при восприятии информации.


 



я ,, баллы --4 --3 --1

баллы

Интересно
Познавательно (100%)
Научно (100%)

Полезно (100%)

(о)
(о)
(о)

(о)

Инструкция: участникам предлагается отметить точкой на каждой шкале степень выраженности для себя по обозначенным критериям.

Примечания: шкала может быть общей на большом плакате, и каждый ставит на ней свою точку.

Шкалы могут быть у каждого свои. Затем они вывешиваются на всеобщее обозрение, после чего определяется доминирующая позиция по заданному вопросу. При шкалировании в противосто­ящих полюсах могут располагаться эмоционально-чувственные состояния, смысловые критерии, стили или способы общения, характеристики самооценки, волевые качества, установки, цен­ностные позиции, суждения и др.

«Лестница»

Цель: определение значимости решаемых задач; определение ценностных оснований; выяснение приоритетов деятельности, профессии.


Инструкция: оцените степень вашей удовлетворенности со­бой, коллективом и общей деятельностью, поставив соответствую­щие точки по 10-балльной шкале на трех разнонаправленных осях.

Примечания: анализируется соотношение между тремя различ­ными оценками и общей степенью удовлетворенности, ее рост или снижение. Векторы могут обозначать различные направлен­ности личности (мотивы, цели и установки, перспективы), уров­ни притязаний (высокий, средний, низкий), практические дей­ствия (опыт, образы, знания), уровни отражения информации (ощущение, восприятие, представление), формы мышления (по­нятия, суждения, умозаключения), чувства, переживаемые при обучении (интеллектуальные, моральные, эстетические).

Если возникает рассогласование в сторону «Я», то это сигнал К тому, что необходимо усилить коллективную и деловую направ-


 




ленность, иначе возможен уход личности через индивидуальную направленность в эгоистическую. Если гипертрофирована оценка «Мы», то это может предупреждать об уходе в беспредметное, бездеятельное общение или о недостатках в личностном, индиви­дуальном подходе. Чрезмерное увеличение оценки «Дело» сигна­лизирует об опасности формализма и ослабления демократиче­ских и гуманистических основ деятельности группы. В целом необ­ходимо стремиться к определенной согласованности (равенству) по всем трем позициям и к общему увеличению «эллипса», т.е. к росту общей удовлетворенности всех участников группы. При рас­смотрении иных параметров также анализируются перекосы или невостребованность каких-либо направлений, качеств, форм, уров­ней, чувств и др. (см. далее).

« Снежинка»

Цель: выявление ожиданий от общегрупповой работы; опре­деление факторов притязаний в деятельности; выявление наибо­лее характерных черт деятельности группы и каждого; оценка ис­пользования эффективных навыков и их соответствия целям и виду деятельности.

Инструкция: отметьте, пожалуйста, на каждом векторе свои ожидания (достижения) от прохождения курсов (участия в семи­наре либо мастерской) повышения квалификации в интервале от О до 10 баллов.


Примечания: после заполнения каждым «снежинки» ожиданий (достижений) заполняется общая «снежинка» с выведенным сред­ним баллом, чтобы каждый мог сопоставить свои ожидания с груп­повыми. Внимание уделяется слишком высоким и низким притя­заниям. При обсуждении происходит корректировка.

Векторы могут обозначать параметры, определяющие факторы притязаний участников в деятельности группы: реальная трудность заданий; значимость заданий; потребность в этих заданиях; пере­живание успеха; отношение к заданиям; самооценка; приемле­мость целей; действенность целей.

Можно взять параметры, характеризующие деятельность: мо­тивированность; целенаправленность; плановость; процессуаль-ность; систематичность; личностное отношение; продуктивность; творчество.

Возможно рассмотрение через векторы навыков, используе­мых членами группы: мнемические; мыслительные; речевые; во­левые; сенсорные; моторные; эмоционально-экспрессивные; пер­цептивные.

Образная

«Образ лица*

Цель: выявление эмоционального состояния.

12 3 4

Инструкция: участникам предлагается указать номер рисун­ка, соответствующего их эмоциональному состоянию на занятиях.

Примечания: схемы рисунков могут демонстрироваться на от­дельных листах или на одном. Могут быть использованы и заго­товки для каждого. Вариантом данной методики может стать «Пу­стышка»: предлагается пустой круг, в котором каждый рисует свое настроение или эмоциональное состояние.

« Схемы*

Цель: определение внутригрупповых отношений и занимае­мой каждым участником позиции.


 




Инструкция: выберите ту схему, которая наиболее точно отражает взаимоотношения в вашей группе, и отметьте свою по­зицию в ней.

Примечания: первая схема символизирует принадлежность к оп­ределенной микрогруппе. Если человек выбирает центральную точку, то это означает, что он претендует на лидерскую позицию. Вторая схема также обозначает микрогруппу, но все точки, кро­ме верхней (лидерской), означают ведомость. Третья схема симво­лизирует равные, партнерские отношения со всеми.

3. Вербальная «Свободное письмо*

Цель: определение значимых действий, чувств, мыслей, ре­акций, моментов, вопросов, поднятых в течение дня.

Инструкция: участникам предлагается в свободной форме дать обратную связь ведущему на прошедшее занятие.

Примечания: преподаватель в своей обратной связи по поводу написанного выделяет общие тенденции, позиции, взгляды, со­стояния, суждения, наиболее интересные аспекты.

«Незаконченные предложения*

Цель: выявление личных проблем в деятельности группы и оценка значимости решаемых или рассматриваемых вопросов; определение уровня осмысления, осознания происходящих в группе процессов.

Инструкция: участникам предлагается закончить (развер­нуть или завершить односложно) следующие предложения:

1. Самый главный вопрос, который был поставлен сегодня, —
это...

2. Самым трудным для меня на сегодняшнем занятии было...

3. Сегодня я понял(а), что...

Примечания: преподаватель систематизирует главные вопросы и трудности слушателей и в зависимости от полученных результа­тов корректирует свои дальнейшие действия. Количество предло­жений не должно превышать 5, так как при большем количестве может исчезнуть суть, потеряться основной смысл и у слушате­лей пропадет желание отвечать неформально.

Проекция

« Определение»

Цель: определение наиболее значимых характеристик деятель­ности группы.

Инструкция: подберите семь определений, которыми вы могли бы охарактеризовать свою работу в группе.

Примечания: полученные определения группируются следую­щим образом: 1) интеллектуальные; 2) эмоциональные; 3) воле­вые; 4) оценочные; 5) моральные; 6) эстетические; 7) прочие.


«Новичок»

Цель: оценка сплоченности группы, сильных и слабых ее сто­рон.

Инструкция: представьте себе, что в нашу группу пришел новый участник. Каким бы ему представился наш коллектив?

Примечания: рассматриваются доминирующие характеристики в общении, деятельности, взаимовлиянии, эмоциональный фон группы.

« Театр»

Цель: выявление личных особенностей, характеров членов

группы.

Инструкция: представьте себе, что наш коллектив решил поставить пьесу с вами в главной роли. Какое произведение сле­довало бы выбрать, чтобы оно соответствовало вашему характе­ру, личным особенностям?

Примечания: по выбранным произведениям определяется на­личие в группе «трагиков», «комиков» и«драматизирующих».

Анкета

Анкета « Обратная связь»

Ф. И. О.______________

Дата_______________

1. Степень моей включенности в работу: 012345678910

Что мешало мне быть включенным в работу_______________

Что помогало_______

2. Мои основные ошибки в ходе занятия:

а) по отношению к себе_______

б) по отношению к группе_____

в) по отношению к ведущему__

3. Самыми значимыми для меня стали следующие эпизоды и упражне­
ния (помогли что-то понять, осознать, в чем-то разобраться, что-то из­
менить в себе и т. п.)_________

4. Что раздражало, вызывало агрессию, напряжение, неприятие.

5. Я реализовал(а) себя на занятиях:

- на эмоциональном уровне 12 3 4 5 6 7

- на интеллектуальном уровне 1 2 3 4 5 6 7

- на поведенческом уровне 1 2 3 4 5 6 7

6. Мои замечания, пожелания ведущему______

Цель: получение обратной связи о работе отдельного участ­ника, группы в целом, ведущего.


Примечания: анкета может быть представлена в более обобщен­ном виде, может касаться только определенного направления ра­боты (например, формирования мотивации) или какого-либо субъекта деятельности.

Анкета «Вхождение в тему»

1. Поделитесь, пожалуйста, тем, что вы услышали, находясь в круге.

2. Что нового вы узнали?

3. Что вас удивило?

4. Что заинтересовало?

5. Что вызвало недоумение, сомнение, отрицание?

6. О чем бы вы хотели продолжить разговор?

Цель: выявление впечатлений после первичного ознакомле­ния с проблемой, после начальной проработки вопроса.

Примечания: обратная связь по данной анкете дает информа­цию об уровне (теоретическом, мотивационном, практическом, проблемном, смысловом) «продвинутое™» слушателей по пред­ложенному вопросу. Анкетирование может проводиться как в уст­ной, так и в письменной форме.

Словесная метафора

Цель: выявление личностных и профессиональных смыслов и ценностей.

Инструкция: выберите понравившуюся вам метафору, вы­сказывание и объясните свой выбор.

Представленные ниже афоризмы сгруппированы по темам. Пре­подаватель может предлагать участникам тот или иной список в зависимости от того, по какой теме, вопросу он хотел бы полу­чить обратную связь.

Афоризмы

I.О значении мотивации

1. Работать кувалдой можно заставить, заставить думать силой
нельзя {пословица).

2. Можно коня привести к воде, но нельзя заставить его пить
(восточная мудрость).

3. Желание — есть суть человека (Спиноза).

4. Было бы желание, а возможность найдется (пословица).
И. О значимости целеполагания

1. Кто не думает, куда направляется, очень удивится, попав не
туда (М. Гивен).

2. Держитесь своей цели, но не намеченного маршрута.

3. Секрет успеха — настойчивость в достижении цели (Б.Диз-
раэли).


 

4. У великих умов есть цели, у остальных — желания (В. Ирвинг).

5. Либо я найду путь, либо проложу его (Сидней).

6. Знание — орудие, а не цель (Л. Толстой).

7. Ни знание, ни мышление никогда не начинаются с полной
истины — она их цель (А. Герцен).

8. Самый медленный человек, не теряющий из виду своей цели,
все же проворнее того, кто блуждает без цели (Г.Лиссинг).

III. Установки на обучение

1. Я слышу — я забываю,
Я вижу — я запоминаю,

Я делаю — я понимаю (китайская пословица).

2. Нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить
учиться всю жизнь (пословица).

3. Проявить мудрость в чужих делах легче, чем в своих соб­
ственных (пословица).

4. Никто не должен давать другим указаний, которым не следу­
ет сам (М. Валерий).

5. Я всегда готов учиться, но мне не всегда нравится, когда
меня учат (У. Черчилль).

IV. Поддержка успешности

1. Каждый великий успех науки имеет своим истоком великую
дерзость воображения (Д.Дьюи).

2. Нельзя, да и не нужно всем выступать на первый план; делай
каждый свое в своем кругу, — дело везде найдется... (А.Герцен).

3. Иной на втором месте блестит, и его блеск отражается на
том, кто занимает первое место (Вольтер).

4. Если бы за нас не думали, мы жили бы своим умом (Ю.Ара-
товский).

5. Трудности должны будоражить, а не обескураживать (Чен-
нинг).

6. Трудности так же закаляют ум, как труд — тело (Л. Сенека).

 

7. Никогда не знаешь, на что способен, пока в деле себя не
испробуешь (пословица).

8. Испробуй все возможности. Всегда важно знать, что ты сде­
лал все, что мог (Ч.Диккенс).

9. Ошибки — это наука, помогающая нам двигаться вперед (Чен-
нинг).

V. Жизненные ценности

1. Я печалился от того, что у меня не было обуви до тех пор,
пока не увидел на ужине человека, у которого не было ног.

2. Идеалы — это основа выживания (В. Франкл, Дж. Глинн).

3. Тверже всего мы верим в то, о чем меньше всего знаем
(М.Монтень).163


4. Один верящий стоит девяноста девяти интересующихся
(Дж. Миллъ).

5. Лучше я буду ценить вещи, которые не могу иметь, чем иметь
вещи, которые не могу оценить (Э.Хаббард).

6. Нельзя обладать тем, что не понимаешь (И. Гёте).

7. Тот, кто не понимает вашего молчания, вероятно, не сможет
понять и ваши слова (Э.Хаббард).

VI. Самооценка, самовосприятие

1. Уверенность в себе составляет основу нашей уверенности в
других.

2. Господи! Я вам не пылинка в пыли.

3. Любой наш недостаток более простителен, чем уловки, на
которые мы идем, чтобы его скрыть.

4. Ситуация, как вы ее воспринимаете, рассказывает вам о вас
самих.

5. Ничто так не мешает естественности, как желание казаться
естественным.

6. Нет победителя сильнее того, кто сумел победить самого себя
(Ю. Аратовский).

7. Лучше согнуться, чем сломаться (пословица).

8. У каждого человека, как у Луны, есть темная сторона, кото­
рую он никому не показывает (М. Твен).

9. Ни один человек не должен считать себя нулем и не верить в
то, что он может как-то изменить положение дел в этом мире
(Барух).

VII. Точность взаимовосприятия, взаимовлияния

1. Не приближайся ко мне. Не удаляйся от меня. Стань там,
откуда меня лучше видно.

2. Талант великих душ есть способность узнавать великое в дру­
гих людях.

3. Друзей моих прекрасные черты появятся и растворятся снова
(Б. Ахмадулина).

4. Лицо — зеркало мыслей. Что в сердце варится, на лице не
утаится (пословица).

5. Иногда мы можем лучше узнать человека по его недостат­
кам, чем по его добродетелям (Т.Лонгфелло).

6. Каждый человек — это книга, надо только суметь прочитать
ее (Ченнинг).

7. Мы судим о себе по тому, чего мы добились (Г.Лонгфелло).

8. Серьезность — это поза, принимаемая телом, чтобы скрыть
недостатки ума (Ф.Ларошфуко).

9. Мир состоит наполовину из людей, которым есть что ска­
зать, но нет возможности высказаться, и наполовину из тех, кому
нечего сказать, но которые постоянно говорят (Р. Фрост).


VIII. Отношение к инакомыслию, чужому образу мыслей, вариа­тивности точек зрения

1. Мы с тобой два берега у одной реки.

2. Общепризнанные мнения и то, что каждый считает делом
решенным, чаще всего заслуживают исследования (Г. Лихтенберг).

3. Будь другом истины до мученичества, но не будь ее защитни­
ком до нетерпимости (Пифагор).

4. Если все время гнуть свою линию, можно пойти по кривой
(Ю. Аратовский).

5. Как часто точка зрения не совпадает с точкой опоры (Ю. Ара­
товский).

6. Нет человека более слепого, чем тот, кто не хочет видеть

(С.Свифт).

7. В человеческом невежестве весьма утешительно считать все
то за вздор, чего не знаешь (Д. И. Фонвизин).

8. Не плачь из-за того, что мир меняется; плакать нужно, если
он обретет стабильность и перестанет меняться (Ш.Бриан).

9. Ничто нам так не хочется изменить, как привычки других
людей (М. Твен).

10. Звон свободы слышен там, где сталкиваются мнения (Э. Сти­
венсон).

11. Серые умы обычно осуждают то, что выходит за рамки их
понимания (Ф.Ларошфуко).

12. Не суди о человеке по тому, каких взглядов он придержи­
вается, а суди по тому, чего он с их помощью добился (Г. Лих­
тенберг).

13. Только глупец и мертвец никогда не изменяют своих взгля­
дов (Д.Лоуэлл).

14. Те, кто никогда не отказывается от ранее высказанных взгля­
дов, любят себя больше, чем истину (Ж.Жубер).

15. Разнообразие — та самая приправа к жизни, которая прида­
ет ей весь аромат (Каунер).

IX. Влияние слова, точность и ясность высказывания

1. Истинное красноречие — это умение сказать все, и не боль­
ше, чем нужно (Ф.Ларошфуко).

2. Язык — одежда мыслей (С.Джонсон).

3. Истинное назначение языка — не столько выражать наши
Желания, сколько прятать их (О.Голдсмит).

4. Хорошо описанная жизнь такая же редкость, как и хорошо
прожитая (Т.Карлейль).

5. У тех, кто пишет понятно, есть читатели; у тех, кто пишет
туманно, есть комментаторы (А.Камю).

6. Чтобы были великие поэты, нужны еще великие слушатели
(неизвестный автор).

1. Не торопись сказать, спеши увидеть (С. Сервантес).165


8. Молчание глубоко, как Вечность, речь мелка, как Время
(Т. Карлейль).

9. Умному достаточно одного слова (Б. Франклин).

10. Чем меньше сказано, тем быстрее исправлено (пословица).
X. Значимость учения, ума

1. Знанию всегда предшествует предположение.

2. Следует стремиться увидеть в каждой вещи то, чего еще ник­
то не видел и над чем еще никто не думал {Г.Лихтенберг).

3. Пределы наук походят на горизонт: чем ближе подходят к
ним, тем более они отодвигаются (77. Баус).

4. Разум и фантазия одинаково необходимы для наших знаний
и равноправны в науке (Ю.Либих).

5. Случайные открытия делают только подготовленные умы
(Б. Паскаль).

6. Сила воображения увеличивается по мере роста знаний (К. Па­
устовский).

7. Мышление — служанка чувств (А. Франс).

8. Критерием истины является опыт (Т. Кампанелла).

9. Многие хотят обладать знаниями, но сравнительно немногие
готовы заплатить за них требуемую цену (Д. Ювенал).

10. Чем меньше мы знаем, тем больше подозреваем (Биллингс).
XI. Конструктивность общения

1. Ищите то, что вас сближает.

2. Пока люди любят, они прощают.

3. Плохой мир лучше хорошей ссоры.

4. Людские ссоры не длились бы так долго, если бы всявина
была на одной стороне.

5. Такт — это разум сердца (К. Гуцков).

6. Уважение к людям есть уважение к самому себе (Дж. Голсуорси).

7. Если бы люди могли читать в сердцах друг друга, было бы боль­
ше желающих спуститься, чем жаждущих возвыситься (Ж.Ж. Руссо).

8. Шутка есть ослабление напряжения, поскольку она — отдых
(Аристотель).

9. Шутку, как и соль, должно употреблять с умеренностью.

10. Равные с равными сходятся крайне легко (Цицерон).
XII. Характеристика поступков, поведения

1. Поведение — это зеркало, в котором каждый демонстрирует
свой образ (И.Гёте).

2. Человеку свойственно рассуждать мудро, а поступать глупо
(А. Франс).

3. Поступки человека — лучшие переводчики его мыслей
(Дж.Локк).

4. В серьезных делах люди выказывают себя такими, какими им
подобает выглядеть, в мелочах — такими, какие они есть (Н. Шамфор).


 

5. Поступки мудрых людей продиктованы умом, менее сообра­
зительных — опытом, невежественных — необходимостью, жи­
вотных — природой (Цицерон).

6. Поступки — плоды помыслов. Будут разумные помыслы —
будут хорошие поступки (Б. Грасман).

7. Обсуждая поступки других людей, вспоминай свои (Л. Н. Тол­
стой).

8. В каждом человеке и его поступках всегда можно узнать само­
го себя (Л.Н. Толстой).

9. Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедстви­
ям соблазнов есть соблазн словами «Все так делают» (Л. Н. Толстой).

XIII.Неэффективность, непродуктивность действий

1. То, чего мы стремимся избегать, нас находит.

2. Следуй голосу ума, а не гнева.

3. Посредственность обыкновенно осуждает все, что превыша­
ет ее понимание (Ф.Ларошфуко).

4. Отчего это — хромой человек нас не раздражает, а умствен­
но хромающий раздражает? Оттого, что хромой сознает, что мы
ходим прямо, а умственно хромающий утверждает, что не он, а
мы хромаем (Б.Паскаль).

5. Если дело мастера боится, значит, есть отчего (Ю.Аратов-
ский).

6. Это ужасно тяжелая работа — ничего не делать (О. Уальд).

7. Люди одиноки потому, что вместо мостов они строят стены
(неизвестный автор).

8. Есть два типа людей, которые никогда не будут цениться: те,
кто не способен делать то, что им говорят, и те, кто способен
делать только то, что им говорят (С.Кертис).

9. Поспешные решения подобны клятвам, и их точно так же не
выполняют (У.Пенн).

10. Тревожные мысли создают маленьким предметам большие
тени (шотландская пословица).

Примечания: применяя данный метод, можно использовать сказ­ки, истории, басни, притчи, анекдоты, мифы, пословицы, по­говорки, а также басни Крылова, Михалкова, сказки Пушки­на, Салтыкова-Щедрина, мысли философов, писателей и поэ­тов, ученых, высказывания государственных деятелей, сатириков.



2015-12-15 1033 Обсуждений (0)
Виды и методы получения обратной связи 1. Графическая 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Виды и методы получения обратной связи 1. Графическая

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1033)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)