Идентификация и рефлексия
Идентификация – уподобление, отождествление себя с кем или чем-либо.
Первичная идентификация – это идентификация ребенка сначала с матерью, затем с родителем, пол которого ребенок признаёт своим. Вторичная идентификация– идентификация в более позднем возрасте с людьми, не являющимися родителями.
Согласно теории 3. Фрейда, ребенок в возрасте от трех до шести лет переживает конфликт, вызванный любовью к родителю противоположного пола и ревностью, соперничеством и агрессией по отношению к родителям своего пола. Идентификация и делает человека способным к социализации, то есть готовым принять социальные нормы в качестве своих внутренних установок, как руководство к действию, делает его способным на объективную и дифференцированную самооценку. Рефлексия – интеллектуальный самоанализ «Я» конкретного человека (рефлексия и саморефлексия), способность сознания человека сосредоточиться на самом себе [3, с. 675].
С помощью актов рефлексии индивид, тематически изолируя отдельные собственные интеллектуальные операции, эмоциональные состояния и переживания, тем самым как бы «объективирует» расшифровывает их для себя.
Основания для взаимодействия с другими людьми закладываются в детстве, и в дальнейшем личность взаимодействует с окружающими людьми на основе «Я – концепиии», личностной рефлексии – своих представлений о себе, своих возможностях, значимости, неповторимости, сформированной в детстве.
Бессознательное –специфическая форма отражения действительности, в процессе которой человек не отдает себе отчет в совершаемых действиях, утрачивает полноту ориентировки во времени и месте действия. Сфера бессознательного включает в себя:
1) все психические явления, возникающие во сне (сновидения); 2) реакции человека, возникающие в ответ на ощущения, реально воздейст- вующие на человека, но не ощущаемые им; 3) движения, бывшие в прошлом сознательными, но благодаря повторению ав- томатизировавшиеся и поэтому более не осознаваемые; 4) бред; 5) галлюцинации; 6) ощущения.
Впервые бессознательное в структуре личности выделил З.Фрейд.
3. Фрейд рассматривал сознание человека как сферу борьбы сознательного и бессознательного.
Согласно теории З.Фрейда, структура личности включает три сферы: 1. Бессознательное (Ид – «Оно»). 2. Сознание (Эго – «Я»). 3. Супер –Эго («Сверх –Я»).
«Оно» – совокупность биологических влечений и потребностей, которые составляют часть данного от природы опыта, и требует лишь возможности проявиться вовне и получить удовольствие. «Оно»имеет по преимуществу подсознательную природу и руководствуется принципом удовольствия. «Я»– это психическая структура, которая воспринимает особенности внешнего мира, его свойства и межличностные отношения и контролирует, какие влечения в зависимости от обстоятельств могут найти удовлетворение, а какие – нет. «Я»руководствуется принципом реальности. «Сверх – Я» — структура, которая образуется под влиянием социальной среды и ее установок, норм, традиций и запретов и является носителем моральных норм. «Сверх – Я» лежит в основе чувства вины, которое испытывает «Я», принимая решения об удовлетворении какой-либо потребности.
По мнению 3. Фрейда, ведущую роль в психике играет «Оно», содержание которого составляет две группы инстинктов: 1) инстинкты продолжения жизни (Эрос), энергию которых 3.Фрейд назвал либидо; 2) инстинкты смерти (Танатос) –это инстинкты разрушения, агрессии.
Энергия этих инстинктов развертывается с раннего детства. Эрос у мальчиков проявляется в повышенной привязанности к матери, которая зачастую принимает форму сексуального влечения. Это выражается в чувстве соперничества с отцом. Девочки направляют сексуальную энергию на отца, и соответственно испытывают чувство ревности к матери.
Эти неосознанные сублимированные формы детской сексуальности 3. Фрейд назвал «Эдиповым комплексом» (для мальчиков) и «Комплексом Электры» (для девочек). З.Фрейд выделил окольные пути бессознательного: 1)свободные ассоциации – механизм, с помощью которого человек может вербализировать свои подсознательные переживания, чувства, эмоции, же- лания, значимые для него проблемы;
2)сновидения – играют значительную роль в оптимизации психической жиз- ни человека. В образах сновидений отражаются значимые переживания, вы- тесненные влечения, которые именно посредством этого механизма стано- вятся доступными сознанию и позволяют снизить напряжение в сфере бес- сознательного;
3)оговорки, очитки, описки и юмор.По мнению ряда ученых, юмор зачас- тую имеет сексуальную окраску, и именно такого рода юмор имеет успех. Бессознательные переживания получают отражение в оговорках, очитках, описках и юморе образом, аналогичным сновидениям. Психологическая защита – стратегии по преодолению личностных трудностей, представленных системой механизмов, направленных на минимизацию отрицательных переживаний, связанных с конфликтами, которые ставят под угрозу целостность личности.[2]
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (460)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |