Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


По дисциплине «Окружающий мир»



2015-12-15 473 Обсуждений (0)
По дисциплине «Окружающий мир» 0.00 из 5.00 0 оценок




Раздел. Формы обучения начальному естествознанию.

Формы учебной деятельности –это способы организации деятельности учащихся, отличающиеся характеристиками взаимосвязи ребёнка с окружающими людьми.

Выделяются следующие организационные формы учебной деятельности учащегося:

1. Парную. Это работа учащегося с педагогом (или сверстником) один на один. Такое обучение принято называть индивидуальным. В школах оно применяется редко в связи с недостаточным количеством времени у учителя. Широко используется при дополнительных занятиях и при репетиторстве.

2. Групповую, Когда учитель одновременно обучает целую группу учащихся или целый класс. Для такой формы характерно раздельное, самостоятельное выполнение учащимися учебных заданий с последующим контролем результатов. Такую форму еще называют общеклассной или фронтальной работой.

3. Коллективную. Это самая сложная форма организации деятельности учащихся. Она возможна, когда все обучаемые активны и осуществляют обучение друг друга. Типичный пример коллективной формы – работа учащихся в парах сменного состава.

4. Индивидуально – обособленную. Её еще часто называют самостоятельной работой учащегося. Выполнение ребёнком домашней работы – вот типичный пример такой формы учебной деятельности. Широко применяется и на уроках в общеобразовательных учреждениях. Контрольные и самостоятельные работы, самостоятельное выполнение заданий у доски или в тетради в ходе урока тоже относятся к этой форме.

В теории и практике обучения естествознания сложились три группы форм организации учебной деятельности учащихся: урок, внеурочная деятельность и внеклассная работа. Каждая из этих групп имеет свою специфику и свое место в учебном процессе. Но вместе с тем они имеют и общие черты:

1. Решение определённых познавательных, воспитательных и развивающих задач, которые должны быть реально достижимы.

2. Отбор определённого содержания учебного материала, с точки зрения которого каждое занятие представляет собой нечто целостное, логически законченное.

3. Применение разнообразных методов и приемов, выбор и сочетание которых зависит от целей содержания занятий.

4. Достаточное и необходимое материальное обеспечение занятий.

5. Оптимальный темп хода занятий и рациональное использование отведенного времени требуют обязательного продумывания четкой последовательности и сменяемости видов деятельности, а также подготовки усилий, материалов и т.д.

6. Возможно полное использование потенциальных способностей каждого ученика, учет их индивидуальных особенностей. Это требование реализуется в индивидуализации заданий, распределении их по сложности и по способностям учащихся.

Несмотря на общие черты, каждая из организационных форм имеет свои особенности. Поэтому в группах форм выделяются их виды.

Урок как форма учебного процесса

по дисциплине «Окружающий мир»

В обширной литературе по дидактике, методике, педагогическим технологиям определение понятия "Урок", как правило, сводят к целостному, логически завершенному, ограниченному рамками примени отрезку образовательного процесса, в котором учебная работа проводится с постоянным составом учащихся примерно одинакового возраста уровня подготовки. Урок – законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок учебного процесса.

Урок как форма обучения существует более 300 лет. Попытки замены урока другими организационными формами пока остаются на уровне эксперимента. Как любая педагогическая категория урок имеет свои характерные признаки:

1. Урок проводится со стабильной группой учащихся определённого возраста и более или менее одинакового уровня подготовки.

2. Урок ограничен во времени; обычно он продолжается от 35 до 45 минут.

3. Урок решает конкретные педагогические задачи: образовательные (решающие задачи формирования и развития знаний, умений и навыков), воспитательные (решающие задачи патриотического, экологического, эстетического, нравственного, трудового воспитания), развивающие (решающие задачи развития личностных качеств учащихся, их памяти, мышления, речи, мировоззрения).

4. Отбор в соответствии с поставленными целью и педагогическими задачами конкретного учебного материала и уровней его усвоения;

5. Достижение поставленных целей путем подбора подходящих средств и методов обучения;

6. Организация соответствующей учебной деятельности учащихся;

7. Организация учебного пространства позволяет формировать и развивать универсальные учебные действия младших школьников.

Ключевую позицию среди основных признаков занимают цели урока: образовательные, воспитательные и развивающие. Все они тесно взаимосвязаны, и в зависимости от конкретных условий их роль в организации и проведении урока или системы уроков различна.

В соответствии с поставленными целями отбирается содержание урока. Оно конкретизируется с помощью учебных программ, учебников, методических пособий.

Для достижения поставленных целей на конкретном материале используются подходящие средства и методы обучения. Эффективность их выбора невозможна без глубокого знания специфики традиционных и нетрадиционных, общих и специальных методов обучения.

Каждой системе средств, приемов, и методов обучения соответствует своя организационная форма, определяемая взаимоотношениями между учителем и учащимися. При этом используются индивидуальная, парная, групповая и коллективнаяформы общения между обучающими и обучаемыми.

Таковы основные позиции, характеризующие сущность современного урока.

Под условиями понимается наличие факторов, без которых невозможна нормальная организация урока. Анализ учебного процесса позволяет выделить две группы условий: социально-педагогические и психолого-дидактические. В группе социально-педагогических можно отметить наличие четырех наиболее важных условий:

 

1) квалифицированного, творчески работающего учителя;

2) коллектива учащихся с правильно сформированной ценностной ориентацией;

3) необходимых средств обучения;

4) доверительных отношений между учащимися и учителем основанных на взаимном уважении.

В группе психолого-дидактических можно указать следующие условия:

1) уровень обученности учащихся, соответствующий программным требованиям;

2) наличие обязательного уровня сформированности мотивов учения и труда;

3) соблюдение дидактических принципов и правил организации учебного процесса;

4) применение активных форм и методов обучения.

 

Вся совокупность требования к учебному процессу, в конечном счете, сводится к соблюдению дидактических принципов обучения:

- воспитывающего и развивающего обучения;

- научности;

- связи теории с практикой, обучения с жизнью;

- наглядности;

- доступности;

- систематичности и последовательности;

- самостоятельности и активности учащихся в обучении;

- сознательности и прочности усвоения знаний, умений и навыков;

- целенаправленности и мотивации обучения;

- индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся.

 

Кроме основных правил, вытекающих из дидактических принципов, обучающий при подготовке урока руководствуется и специальными правилами организации урока, основанными на логике процесса обучения, принципах обучения и закономерностях преподавания. При этом следует:

P определить общую дидактическую цель урока, включающую образовательную, воспитательную и развивающую составляющие;

P уточнить тип урока и подготовить содержание учебного материала, определив его объем и сложность в соответствии с поставленной целью и возможностями учащихся;

P определить и детализировать дидактические задачи урока, последовательное решение которых приведет к достижению всех целей;

P выбрать наиболее эффективное сочетание методов и приемов обучения в соответствии с поставленными целями, содержанием учебного материала, уровнем обученности учащихся и дидактическими задачами;

P определить структуру урока, соответствующую целям и задачам, содержанию и методам обучения;

P стремиться поставленные дидактические задачи решать на самом уроке и не переносить их на домашнюю работу.

Когда говорят о требованиях к уроку, как обычно, сводят их к обязанности соблюдения всей совокупности отмеченных выше правил. Тем не менее, отметим, что наиболее значимыми требованиями к уроку являются его целенаправленность; рациональное построение содержания урока; обоснованный выбор средств, методов и приемов обучения; разнообразие форм организации учебной деятельности учащихся.

Отличительные черты современного урока

С введением ФГОС меняются требования к методике преподавания всех учебных предметов. Меняются роли учителя и ученика. Учитель теперь выступает как консультант, организатор процесса, тьютор.
Тьютор – преподаватель-консультант или куратор ученика, помогающий ему в организации индивидуального обучения и осуществляющий учебно-методическое руководство учебным процессом в рамках конкретной учебной программы.
В многочисленных педагогических трудах последнего времени ученика все чаще называют обучающимся. Обучающийся – это тот, кто учится сам, самостоятельно. Имеет мотивацию, желание, активность, своей деятельности придает смысл, подразумевает цель. При этом учитель, предлагая ученикам деятельность, должен позаботиться, чтобы она была личностно окрашена, имела отношение к интересам, проблемам, потребностям ученика. В основе Стандарта лежит системно-деятельностый подход, который обеспечивает:

· формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

· проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

· активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

· построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Требования к уроку Традиционный урок Урок современного типа
Объявление темы урока Учитель сообщает учащимся Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)
Сообщение целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)
Планирование Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует)
Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), учитель консультирует
Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль выполнения учащимися практической работы Учащиеся осуществляют контроль (применяют формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует
Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает
Оценивание учащихся Учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке Учащиеся дают оценку деятельности по ее результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей), учитель консультирует
Итог урока Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили Проводится рефлексия
Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей

Один из главных этапов урока – целеполагание. В соответствии с системно-деятельностным подходом целеполагание должно быть осознано учениками, быть для них личностно значимым видом деятельности. Цели учебного занятия (урока) могут быть представлены двумя видами:

· Цели деятельности учителя,

· Цели деятельности учащихся.

Без личностного смысла знания учащимися не усваиваются: они знакомятся лишь с информацией. Предметные цели связаны с организацией деятельности учащихся. А вот состоится усвоение или не состоится, зависит от степени соответствия воздействия учителя состоянию ученика. Предметные цели предполагают определение того, что должно «прибавиться» в знаниях и специальных умениях учащихся. Усвоить, т.е. буквально «присвоить» знания, сделать своими, означает понять, запомнить и применить. Если отсутствует хотя бы один из этих трех компонентов усвоения, значит, нет и самого усвоения. Исходя из этого, предметные цели можно представить в следующем виде:

· помочь учащимся целостно представить проект изучения новой темы;

· организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем изучения новой темы;

· организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению:

1. фактов…,

2. понятий…,

3. правил…,

4. законов…,

5. положений…,

6. способов действий (перечисляются конкретные специальные (предметные) умения);

· обеспечить закрепление понятий (указываются конкретные понятия), правил, принципов, законов и т.п. (перечисляются предметные умения);

· обеспечить применение учащимися знаний и способов действий (указываются конкретные знания и умения) в разнообразных ситуациях;

· организовать деятельность школьников по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях;

· организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний учащихся в рамках темы …;

· обеспечить проверку и оценку знаний и способов действий учащихся по теме…;

· организовать деятельность учащихся по коррекции знаний и способов действий.

Основные правила организации урока:

1. Планируя сценарий урока, нужно отдавать предпочтение учебно-исследовательским ситуациям, методам научного мышления и самостоятельного поиска информации.

2. Планируя урок, нужно добиваться оптимального сочетания форм и методов организации урока, способствующих активному и благоприятному взаимодействию учащихся с новыми знаниями.

3. Педагогическая ситуация на каждом уроке сугубо индивидуальна и требует не только знаний своего предмета, но и знания психологического портрета учебной группы.

4. Каждый ученик, в той или ной мере, мотивирован на получение новых знаний и имеет право на долю успеха в предмете.

5. Уровень познавательной активности учеников зависит от уровня понимания ими учебного материала, а также их психофизиологического состояния в данный момент учебной деятельности.

6. Планируя методы самооценки результатов учебной деятельности учащимися на уроке, необходимо направлять их не только на фиксирование собственных затруднений. Им нужно давать возможность для построения путей выхода из затруднений.

7. Урок тогда станет ценностным для ученика, когда цели урока будут понятны ему и достигнут планируемого результата.

8. Учитель должен уметь проектировать цели урока как его результат, где цель – это предельно конкретный, охарактеризованный качественно, а где можно, то и количественно, образ ожидаемого результата, которого учитель и ученик могут достичь во время урока. Цель задается так, что при ее формулировании всегда понятен механизм (технология, способ), позволяющий проверить соответствие результата поставленной цели.

9. Учитель должен уметь сообщать цели урока ученикам; главное – обеспечить осознание целей учащимися, вызвать их личностное, заинтересованное отношение к ее достижению, раскрыть значение целей для самих учеников; по большому счету – мотивирование учащихся на учение.

10. Желательно, чтобы учащийся сам сформулировал цели, а для этого его необходимо столкнуть с такой ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих способностей.

11. Урок способен помочь в реализации личностных качеств ученика и подготовить его к дальнейшему развитию за стенами школы.

Организуя урок, нужно стремиться к получению образовательного продукта, который раскрывает новые возможности для учителя и учеников

 

В зависимости от цели, содержания урока по дисциплине «Окружающий мир» и выбранных для него методов обучения намечается его тип. Выделяют в образовательном процессе следующие типы уроков в зависимости от системы образования:

1. В классической системе изучения дисциплины «Окружающий мир»

· Вводный урок

· Урок «формирование новых знаний»

· Урок «повторение и обобщение изученного материала (формирование практических умений и навыков)

· Урок «обобщение и систематизация учебного материала (в том числе урок – праздник по Амонашвили Ш.А.)

· Предметный урок (урок – опыты)

· Практическая работа (большая часть урока отводится для заполнения таблицы, схемы, контурной карты и так далее)

· Урок контроля знаний (в том числе тестовые задания)

· Урок – экскурсия (урок-прогулка по Виноградовой Н.Ф.)

· Урок - проектная деятельность

· Комбинированный урок



2015-12-15 473 Обсуждений (0)
По дисциплине «Окружающий мир» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: По дисциплине «Окружающий мир»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (473)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)