Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Тема №4 Методика и последовательность обучения игровым действиям в баскетболе




Методика обучения — сложный и многогранный процесс. В нем можно выделить два этапа: начальное обучение и совершенствование. Начальное обучение имеет большое значение для достижения спортивных показателей. От правильного освоения техники и тактики игры, разносторонней физической подготовки на первом этапе обучения зависят дальнейшие успехи.

На данном этапе не исключается изучение нового материала, но основное внимание уделяется достижению максимальных результатов в проявлении двигательных и волевых качеств, в быстроте передвижений, в точности бросков, в быстроте оценки тактической обстановки и т. п.

Практикой и научными исследованиями установлены объем материала, который необходимо освоить на этапе начального обучения, и определенные методические установки.

Следует отметить, что задачи физической, психологической, технической и тактической подготовки разрешаются одновременно на каждом учебно-тренировочном занятии по баскетболу. Правда, на определенных ступенях обучения большое внимание уделяется одному или нескольким из этих разделов.

Прежде чем перейти к двусторонней игре, необходимо изучить основные технические приемы и составить представление о тактике игры. После 5—10 занятий новичкам необходимо предложить игру в баскетбол, но процесс игры нужно тщательно регулировать и постепенно усложнять. Форсировать подготовку, увеличивая время на игру, не следует, целесообразнее больше заниматься развитием физических качеств, изучением техники индивидуальных и групповых тактических действий. По мере освоения проходимого материала нужно включать более сложные приемы и действия, усложнять условия их выполнения. Большое значение имеет умелое сочетание изучения техники и тактики игры. Процесс обучения проходит эффективнее, если использовать не отвлеченные упражнения в технических приемах, а органически связанные с игрой, отражающие определенные тактические действия в нападении или защите.

Содержание и методы тренировки на этапе совершенствования зависят от конкретного коллектива. Работа планируется в соответствии с общими положениями.

Результаты обучения и тренировки во многом зависят от умелого подбора упражнений и методов, от качества физической, технической и тактической подготовки.

 

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Современный баскетбол развивается по пути дальнейшего повышения темпа, интенсивности и активизации действий в нападении и защите. Возрастает скорость не только передвижения, но и всех применяемых действий. Все труднее становится выдерживать нагрузку в отдельном матче и тем более в целом турнире. Способность организма проявлять большую работоспособность, отдалять момент наступления утомления во многом зависит от физической подготовленности. Недостатки в развитии скорости, выносливости, силы, ловкости, гибкости и воспитании волевых качеств могут стать серьезным препятствием для овладения мастерством игры в целом.

Физическую подготовку можно подразделить на общую и специальную. Общая физическая подготовка предполагает всестороннее развитие. Это значит, что каждый баскетболист должен стать атлетом, имеющим спортивные разряды по основным видам спорта: легкой атлетике, лыжному спорту, гимнастике, плаванию и др.

Специальная физическая подготовка направлена на такое развитие двигательных качеств и всех систем организма, которые бы соответствовали условиям игровой деятельности в процессе соревнований по баскетболу. Для этого необходимо знать содержание игровой деятельности баскетболиста, которая характеризуется большим разнообразием, носит ациклический характер и связана с временной интенсивностью, перемежаемой периода ми отдыха. Установлено, что активная работа в ходе игры чередуется с периодами отдыха примерно в пределах З—4 сек. Баскетболист играет полноценно 7—10 мин., а затем наступает период спада, который продолжается не менее 5 мин. (И. Преображенский, В. Шаблинский, Ю. И. Портных, 3. 51. Кожевникова, П. А. Чумаков и др). Учитывая эти данные, следует интенсивные упражнения чередовать с активным отдыхом в пределах указанных интервалов.

Важным качеством для баскетболиста является сила. Хорошая силовая подготовка отдельных мышечных групп позволяет достичь высокой скорости передвижения, быстроты выполнения передач, остановок, отбора мяча в борьбе с противником и повышает прыгучесть игрока.

Не меньшее значение имеет выносливость. Умение быстро включаться в игру и активно действовать как можно более дли тельное время — обязательное условие деятельности современного баскетболиста.

Выполнение игровых приемов с большой скоростью требует от баскетболиста высокоразвитой ловкости и гибкости.

Развитие этих качеств осуществляется специально подобранными упражнениями (в беге, прыжках, метании), близкими по своей структуре к игровым, а также упражнениями в технике, тактике и самой игрой.

Правильный подбор специальных упражнений для развития двигательных качеств имеет большое значение, но не менее важно определить метод и дозировку используемых упражнений. Объем нагрузки можно определить по времени. Гораздо сложнее определить интенсивность. В настоящее время в подготовке сборных команд СССР для оценки интенсивности упражнений используется метод, предложенный И. Преображенским. По этому методу каждое упражнение оценивается в баллах. За единицу принимается интенсивность в бросках в корзину с места без сопротивления. Число баллов каждого упражнения умножается на время его выполнения. Полученные данные суммируются, и сумма делится на общее количество минут в занятии, без учета пауз. В результате получается средний балл интенсивности конкретного занятия.

Занятие с малой интенсивностью нагрузки оценивается в 5— 10 баллов, с большей интенсивностью — 17—27 баллов.

Ниже приводятся примерные упражнения, используемые для преимущественного развития двигательных качеств.

Упражнения для развития силы:

1. Поднимание штанги до уровня плеч (вес штанги ЗО% и больше от собственного веса).

2. Приседание со штангой на плечах в быстром и медленном темпе с прыжком вверх.

3. Повороты и наклоны туловища со штангой на плечах.

4. Выжимание штанги ногами, лежа на спине.

5. Вырывание и выжимание штанги.

6. Бросание и ловля набивных мячей весом 3—5 кг.

7. Прыжки «в глубину» без отягощения и с отягощением.

8. Напрыгивание на специальную (разборную) опору.

9. Эстафеты с переносом различного груза (набивные мячи, партнер).

10. Игры: «бей петухов» «пятнашки» в приседе, элементы вольной борьбы и самбо.

11. Броски в корзину в прыжке.

Упражнения для развития быстроты:

1. Прыжки, приседания. наклоны и т. п. по сигналу.

2. Бег с высоким подниманием бедер.

3. Бег на месте в максимально быстром темпе с ускорением по сигналу (вперед, в сторону, назад).

4. Ускорение на 10—20 м по сигналу из различных исходных положений, стоя спиной и лицом в направлении движения, лежа, в приседе.

5. Остановки по сигналу после быстрого бега.

6. Передвижение в стойке защитника.

7. Пробегание отрезков в 30, 50. 60 и 100 м на время.

8. Броски различных предметов на быстроту.

9. Эстафеты и подвижные игры с бегом.

10. Упражнения в технике и тактике, игра в баскетбол.

Все упражнения для развития быстроты целесообразно проводить соревновательным методом с использованием зрительных сигналов.

Упражнения для развития выносливости

1. Повторное пробегание различных отрезков с максимальной скоростью (паузы от 5—10 сек.).

2. Бег по пересеченной местности с ускорениями, прыжками через препятствия и т. д.

3. Бег на 400, 800, 3000 м.

4. Плавание на 25, 50, 100 м с повторением после небольшого отдыха.

5. Ходьба на лыжах на 3, 5. 15 км.

6. Упражнения в технике, тактике, игра в баскетбол.

7. Спортивные игры: гандбол, футбол, хоккей с шайбой, бадминтон, теннис.

Упражнения для развития прыгучести:

1. Прыжки вверх и в длину толчком одной и двумя ногами.

2. Прыжки вверх с поворотом в воздухе на 180 и 360°; то же при передвижении бегом по сигналу.

3. Прыжки с доставанием руками подвешенных предметов, щита, корзины.

4. Серийные прыжки в течение 10, 15, 20 сек.

5. Прыжки через препятствия различной высоты.

6. Прыжки через длинную и короткую скакалку.

7. Прыжки с отягощением (пояс, утяжеленная обувь, манжеты на голени).

8. Прыжки в высоту и в длину.

9. Эстафеты и игры с прыжками.

10. Броски в корзину в прыжке. .2

Упражнения для развития ловкости:

1. Акробатические упражнения; кувырки и перевороты.

2. Гимнастические вольные упражнения.

3. Прыжки через гимнастическую скамейку с ловлей и пере дачей мяча в полете.

4. Броски мяча вверх с поворотом на 180 и 360° во время по лета мяча.

5. Броски мяча вверх-назад и ловля двумя руками за спиной.

6. Жонглирование двумя, тремя м и больше.

7. Комплексные упражнения с выполнением различных заданий и преодолением препятствий, расставленных по залу.

8. Подвижные игры, эстафеты, спортивные игры.

Упражнения для развития гибкости:

1. Пружинящие покачивания в выпаде.

2. Наклоны туловища вперед и назад с доставанием руками пола, пяток.

3. Махи руками и ногами.

4. Метание теннисного мяча, камней активными движениями кисти.

5. Лежа на спине, поднимание ног с доставанием пола за головой.

 

 




Читайте также:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1132)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)